Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА



2019-11-13 455 Обсуждений (0)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




Психологическая характеристика творческого процесса. Этапы творческого процесса. Существует множество подходов к выделению этапов (стадий, фаз) творческого процесса. Среди отечественных ученых еще Б. А. Лезин  попытался выделить эти этапы. Он писал о наличии трех стадий: труда, бессознательной работы и вдохновения. По мнению Лезина, некоторые выдающиеся мыслители придают слишком большое значение интуиции, что несправедливо. Из признаний писателей и художников видно, с каким объемом материала приходится иметь дело. А это требует существенных затрат времени и сил. Труд (накопление информации) необходим для стимуляции бессознательной работы и вдохновения. Бессознательная работа сводится к отбору типичного, «но как эта работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок», – писал Б. А. Лезин. Вдохновение – это «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание уже готового вывода.

Я раньше думал —

Книги делаются так:

Пришел поэт, Легко разжал уста,

 И сразу запел вдохновенный простак

 — Пожалуйста! А оказывается

— Прежде чем начнет петься,

 Долго ходят, размозолев от брожения,

И тихо барахтается в тине сердца

Глупая вобла воображения.

Пока выкипячивают, рифмами пиликая,

Из любвей и соловьев какое-то варево,

Улица корчится безъязыкая

— Ей нечем кричать и разговаривать!

Маяковский В. В. Облако в штанах.

 

С. П. К. Энгельмейер  делил процесс работы изобретателя на три акта: желания, знания и умения. Первый акт (происхождение замысла) начинается с интуитивного про- блеска идеи и заканчивается уяснением ее самим изобретателем; пока это лишь гипотеза (в науке), вероятный принцип изобретения, или замысел (в художественном творчестве). Второй акт (знания и рассуждения, выработка схемы или плана) – изобретатель производит опыты в мыслях и на деле; изобретение вырабатывается как логическое представление, готовое для понимания. Третий акт – умения, конструктивное выполнение изобретения не требует творческой работы. Оно может быть поручено всякому опытному специалисту. «В первом акте изобретение предполагается, во втором – доказывается, а в третьем – осуще ствляется», – пишет П. К. Энгельмейер.

А. М. Блох  тоже говорил о трех этапах: 1) возникновение идеи (гипотезы, замысла); 2) возникновение идеи в фантазии; 3) проверка и развитие идеи.

Ф. Ю. Левинсон-Лессинг  традиционно выделил три этапа с несколько иным содержанием: 1) накопление фактов путем наблюдения и экспериментов; 2) возникновение идеи в фантазии; 3) проверка и развитие идеи.

П. М. Якобсон  творческий процесс изобретателя подразделил на семь стадий: 1) период интеллектуальной готовности; 2) усмотрение проблемы; 3) зарождение идеи – формулировка задачи; 4) поиск решения; 5) получение принципа изобретения; 6) превращение принципа в схему; 7) техническое оформление и развертывание изобретения.

Подводя итог этим исследованиям, Я. А. Пономарев пишет: «При сопоставлении такого рода работ обнаруживаются некоторые различия как по линии количества выделенных этапов, так и по линии их детальной характеристики, но общее явно преобладает. Всюду выделяются последовательно сменяющие друг друга фазы: 1) осознание проблемы; 2) ее разрешение; 3) проверка. Переход от первой фазы ко второй трактуется как путь нисхождения от фактов к гипотезе, от непосредственно созерцаемого к абстрактному, от известного к неизвестному, от восприятия к собственно мыслительному аспекту решения; как путь, ведущий к открытию принципа, связывающего разрозненно представленные в проблеме факты в единое целое, подготавливающего вскрытие понятия, охватывающего все многообразие фактов проблемы».

 Похожие стадии выделяли в эти же годы и зарубежные авторы, но с существенными дополнениями относительно подсознательных процессов (Рибо; Пуанкаре; Уолес  и др.). Например, гештальтисты в творческом мышлении выделяли четыре этапа. Первый – реструктурирование целостной ситуации, отправной точкой которого является формулирование проблемы. М. Вертгеймер писал, что «постановка продуктивного вопроса порой является большим достижением, чем решение поставленной задачи». Вторым этапом является перецентрирование, т. е. переход от поверхностного и невер ного структурирования к адекватной и верно центрированной структуре. Третьим и центральным этапом является возникновение идеи решения, внезапное про- зрение, т. е. наличие в творческом процессе инсайта. Именно он отражает момент перехода от «слепоты» к «пониманию»

В настоящее время многие коллективы не способны создать творческую атмосферу, а педагоги организовать правильно и полноценно воспитательно-образовательный процесс в коллективе, вследствие чего коллективы просто распадаются, усилия педагогов оказываются тщетными в разрешении конфликтных ситуаций.

Решением проблем воспитания и развития личности в коллективах может быть лишь правильный методический подход руководителя к индивидуальным особенностям каждого отдельного участника, а не коллектива в целом.

 

Если мы разрываем последовательность мозговых волн, то тогда место их пересечения действительно напоминает собой математическую точку – вроде она есть, а обнаружить ее невозможно. Но если на схеме мозговые волны непрерывны на спектре, то целостность легко превращается в последовательность, минуя стадии чувства и образов. Так, Моцарт и Бетховен легко записывали то, что они выносили как целое, перенося его на бумагу даже во время беседы с друзьями. У них не было проблем перевода целостности в последовательное действие и обратно. Аркадий Гайдар просто писал свои книги в уме, держа в уме целую книгу «наизусть, от первой до последней строчки», точно так же, как Тесла разрабатывал и даже испытывал в уме приборы  – последний мог не только помнить. Что есть вдохновение? Это когда человек способен, как Моцарт, достичь синтетического охвата всего и развернуть его во времени. То есть соединить мгновенный целостный охват и время. Соединить два типа мышления – неделимое и последовательное. Соединение целостного охвата всего, целостного охвата всех наших мыслей за всю жизнь, всех наших знаний за всю жизнь, целостного охвата произведения, всех его форм, всех заключенных в нем образов, всех заключенных в него чувств, соединение всего этого – с временным вектором жизни, со способностью легко разворачивать целое в последовательной форме, со способностью приложить данное Целое всей жизни к данному временному действию конкретной жизни, соединение целостности с действием в реальной жизни – можно считать сутью состояния «вдохновения». Проблема в том, что в состоянии целостности нет времени по описаниям аутистов («время не идет», «времени не было»), оно как бы мгновенно, как бы вне времени. Оно действительно пересекается с временем в математической точке, то есть никак, оно не может иметь во времени «математического размера». Сама временная модель личности противоречит идее целостности. Очень многие психологи недоумевали – почему  человек забывает, если исследованиями показано, что его «подсознание» никогда не забывает ничего и может извлечь это в любой момент под гипнозом? Мы же попытаемся показать в работе, что само забывание не является недостатком – оно есть частью временной модели личности! Без этого «забывания» (не забывайте, что забывания как такового не существует, что показывают опыты с гипнозом!) мы бы не могли ощущать движение времени, ибо само ощущение времени возможно только если оторвать данный момент личности от всей целостной жизни в «памяти». Чтобы объяснить это, попробуем провести мысленный эксперимент. Посмотрите на мгновение на любую поверхность. Поведите глазами вверх-вниз. А теперь, смотря на поверхность, представьте, что все виденное вами остается навсегда с вами во всей яркости так, как вы это видите сейчас, как у аутиста, вне времени постоянно. Каждый предшествующий момент не исчезает, не забывается, он остается в состоянии целостности и как целостность. Ибо, как показали исследования, все, что прошло через сознание, остается в сознании во всей яркости чувств и переживаний. Смогли бы вы действовать во времени, если б каждый виденный момент жил бы тут же с вами в состоянии целостности, как он «живет» в сознании аутиста? То есть все то, что мы видим сейчас, сохранялось бы в сознании и через минуту – попробуй разберись, где что! Само существование временного движения личности возможно только потому, что предыдущий момент забывается, исчезает. Существует замечательная книга про аутиста, который отчаянно возмущается – как люди могут лгать?! Обладая абсолютным воображением и мощным мышлением (то есть если он мыслит, то он мыслит детализированно, с тысячами деталей, и это остается навсегда), когда он лжет, у него самого возникают тысячи вариантов его собственного прошлого. А на ученого- аутиста Ирис Юханссон обижались, потому что без специальных устройств она могла опоздать на встречу на час, на день, на год – ведь времени для нее просто не существовало. Такое, кажется, трудно представить – время не тянется, это один и тот же миг, и время через час, через день и через год – это тот же миг, что и сейчас.

 

Если существует возможность под гипнозом вспомнить любой момент своей жизни, если существуют ситуации, когда человек вспоминает каждое мгновение своей жизни в критической ситуации, если случайное напоминание может вызвать из памяти давно забытое событие, то, значит, память ничего не забывает. Кажется, возникает парадокс забывания. Но всякая парадоксальность исчезает, когда мы рассмотрим столкновение целостного восприятия аутистами всей своей жизни сразу, и личности, живущей во времени. Одно другому противоречит. Именно кажущееся забывание создает так называемую «временную модель личности». Именно потому, что каждый предыдущий момент тут же теряет в яркости и «исчезает» из сознания, а не остается в нем во всей яркости восприятия и силе переживания, как у аутистов, мы и способны жить во временной координате и действовать во времени и пространстве. Забывание – не дефект мозга, забывание – гениальнейшее приспособление. Забывание – это средство, с помощью которого гениальная природа решила задачу – как сделать так, чтоб целостное сознание, накапливающее абсолютно все мысли и все восприятия, могло действовать во времени и пространстве. Если б времени для нас не было, а существовала только психологическая целостность, мы б не смогли ни действовать, ни нормально перемещаться

 

Но возьмем наше восприятие мира – мы узнаем дерево в любых положениях – сбоку, сверху, снизу, частями. Мы узнаем стол, даже если он стоит углом к нам и у него не видно никаких ножек. Мы узнаем явления по нескольким ничтожным признакам, которых явно не хватает для целостного описания. Это общая тенденция – по нескольким признакам мы узнаем зрительные явления, не рассуждая об этом, а просто смотря. Но это возможно только в том случае, если существует более общая целостная модель явления. На сегодня буквально тысячи работ психологов и физиологов убедительно доказывают, что наше восприятие есть модель, восстанавливаемая по получаемым ничтожным признакам. И она на самом деле строится сознанием. Так, например, в экспериментах на головы испытываемых надевали приборы, которые искажали поступающую картину мира. Например, тарелку с водой выворачивало оптической иллюзией наизнанку так, что, казалось бы, вода должна была бы висеть, не растекаясь по выгнутой вверх миске. Но ничего подобного испытуемый не видел – искаженная вода начинала восприниматься как сталь, меняя цвет и структуру. То есть сознание наше обрабатывало информацию и подставляло нужный вариант, исходя из своего опыта. И таких описаний множество. Например, в полумраке, в условиях недостаточной информации могло сменяться до трех независимых картинок по мере уточнения информации – так, человек мог видеть на месте одного и того же предмета надгробие, замок, кусок стены, и каждый раз это было не приблизительное угадывание, а сменялась «картинка».

 

Библиотекарь Мульябекки помнил наизусть все доступные книги своего времени, а Сен-Жермен, выдающиеся современники которого утверждали, что он в совершенстве знал все языки того времени, все науки того времени, все ремесла того времени и в совершенстве владел всеми известными искусствами (живописью, скульптурой, поэзией, музыкой), жаловался, что ему больше нечему учиться. После его игры на скрипке или пианино игра лучших виртуозов времени казалась тусклой, мемуары полны восторгов относительно его научных знаний, его немногочисленные картины потрясали игрой света (задолго до импрессионистов), а в знании им всех языков Европы, санскрита, арабского, хинди никогда никто не сомневался . В наше время такое невозможно, но физик Ландау не только сам знал ВСЮ или почти всю современную ему физику, но и требовал ее знания от своих учеников.

 

Изучением личности занимались многие психологи как зарубежные, так и отечественные; результаты их трудов легли в сокровищницу педагогических методик и наработок, касающихся любых отраслей знания.

Стоит выделить несколько основополагающих понятий, которые необходимы в понимании индивидуального подхода к изучению личности.

Личность – это сознательный индивид, занимающий определенной положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль.

Индивидуальность – это личность в ее своеобразии. Она проявляется в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере.

Индивид – конкретный человек, со всеми присущими ему особенностями.

Проблема изучения личности была поставлена Л.С. Выготским в рамках культурно-исторической концепции, согласно которой развитие психики человека обусловлено социально-культурными условиями жизни Выготский положил ряд основных – идей:

1. О целостном подходе к изучению личности. Это значит, что в процессе развития психики человека развиваются не отдельные функции, психические процессы, а психологические системы этих функций и процессов. Выготский считал, что в каждом возрасте образуется система психологических функций, которая характерна для этого возраста и определяет развитие личности. Например: в раннем возрасте для развития психики характерна система познавательных и эмоциональных функций. В которой ведущее значение имеет восприятие. В дошкольном возрасте – другая система, где ведущее место память, в младшем школьном возрасте – мышление.

2. О развитии высших психических функций. Он показал, что у человека возникает особый вид психических функций, которые он назвал высшими. Они полностью отсутствуют у животных, составляют высший уровень психики человека и формируются в ходе социальных взаимодействий. В отличие от натуральных или природных, которые присущи животным, ВПФ – высшие психические функции имеют свое строение. Свойство, происхождение. Они произвольны, социальны, апосредованы. ВПФ: память и т.д. образуются при жизни в процессе воспитания и обучения, механизмом развития ВПФ является процесс интериоризации, т.е. сначала возникают, как распорядительные между людьми в процессе общения, деятельности, затем она изменяет свое содержание и строение по средством знака (слова), вступает в определенное отношение с мышлением, становится им управляемым и «вращивается» становится достижением человека. таким образом, ВПФ представляет ту психологическую основу, которая составляет сущность человека, является содержанием его жизни, регулятором поведения, той внутренней средой, через которую преломляются все внешние воздействия.

Два важных понятия «социальная система развития» (ССР) и «психического новообразования». ССР – это является характерным для каждого периода развития, своеобразное неповторимое отношение человека к действительности, которая определяет развитие психики, развитие личности на возрастном этапе и является источником психологических новообразований. Например: центром ССР в дошкольном возрасте является взрослый человек, именно он является носителем определенных норм, функций, правил. Овладение правилами и нормами через игру. В младшем школьном возрасте – взаимодействие с учителем, который является носителем умственной деятельности. «Возрастная ПС новообразований является системой образования, психологические свойства, которые являются итогом развития человека на данном этапе и предпосылкой развития личности на следующем. Например: в дошкольном возрасте такие новообразования: произвольное поведение, стремление соответствовать социальным нормам.

Рефлексия рассматривается в 3 основных аспектах:

- при изучении теоретического мышления, при решении разного рода мыслительных задач. Рефлексия – как направление мышления на самого себя.

- при изучении процессов коммуникации и кооперации, связанные с необходимостью понимания оснований совместимых действий и их координации (при коллективном решении проблемы).

- при изучении самосознания, связанного с проблемой формирования, воспитания подрастающего поколения (устанавливают внутренние ориентиры, способов разграничения «я» и «не я», умение «вписываться», умение координировать свое автономное действие с действиями других людей.

Выготский наиболее адекватно реализовал положение о соотнесении диалектического и исторического материализма, т.е. преодолел разрыв между диалогическим и историческим ходом психологического развития. При этом он не ограничивался теоретическим анализом проблемы, а основывался на эксперименте добытых фактов.

Он подчинил единство двух факторов развития: элементарные психологические функции больше обусловлены наследственно, а высшие – продукт исторического развития. Наследственные задатки – только предпосылки развития. Единство наследства социальных факторов не постоянно, а дифференцировано, изменяется в процессе развития. Меняется среда, меняется отношение к ней.

На основе его научных трудов были созданы самостоятельные направления изучения личности. Одно из них деятельностное направление. Основоположником его был Леонтьев, он исходил из положения Маркса о том, что деятельность воплощается в продукте. Происходит как бы (опредмечивание) тех представлений, которые побуждают и регулируют деятельность. В процессе материального производства люди опредмечивают свои способности, т.е. вкладывают в предмет определенный предмет действования с ним. В свою очередь присвоение общественно-исторического опыта связано с принципом распредмечивания. Присвоение общественного опыта при наличии условий:

Процесса общения со взрослым,

Активность самого человека,

Адекватная деятельность.

Категория деятельности ведет к пониманию личности, как момента деятельности и ее продукта. Леонтьев в качестве предмета ПС вынес психику за пределы внутренней жизни человека, превратил психику в реальность человеческой деятельности. В рамках деятельной теории Леонтьева его идеи тоже получают широкое распространение положений о том, что высшая ПС функция является результатом перехода первоначальных практических «высших» человеческих форм деятельности.

Подлежание обучению должно вести за собой развитие, что позволило понять процесс учения, как деятельность, специально организованная и управляемая.

Изучение мотивов становления и утраты личностного смысла продолжилась в трудах Бажович. Она обобщая данные смогла разработать собственную концепцию формирования личности в онтогенезе 9индивидуальном развитии человека), она характеризует личность, как целостную ПС-структуру, возникающую в процессе жизни и воспитания и выполняющую определенную функцию во взаимоотношениях человека с окружающей средой. Становление личности рассматривает Бажович, как обретение индивидом свобды, как обращение его субъектом собственной деятельности.

Личность (по Бажович) – высшая интегративная система, нерасторжимая целостность. Она исходит из того, что развитие личности происходит в процессе усвоения человеком общественного опыта, определенных норм и образцов, но сущность этого процесса не сводится к знанию и пониманию этих норм и правил. Необходимо такое усвоение. При котором нормы и образцы становятся мотивами поведения и деятельности. Для того чтобы этого добиться необходимо изучать внутренний мир человека, ту «психологическую почву», на которую падает воспитательное воздействие. Для изучения соотнесенности «внешний» и «внутренних», объективных и субъективных» Бажович ввела новое понятия, которое отражает сущность данного понятия. Ввела понятие «внутренней позиции ребенка». Внутренняя позиция – это отражение того объективного положения. Которое занимает ребенок в системе доступных ему общественных отношений. Она формируется в процессе жизни и воспитании. Внутренняя позиция отражает просто объект положительного человека.

Психодинамическое направление было представлено в зарубежной психологии. Его раскрывает теория индивидуального изучения личности.

Считается, что неосознанные психологические конфликты контролируют поведение человека. его психоаналитическая теория.

Теория Фрейда:

Личность включает в себя структуру компонентов: ИД, ЭГО, СУПЕР ЭГО.

ИД – от латинского слова «оно». По Фрейду означает исключительно примитивные, инстинктивные и враждебные аспекты личности. ИД использует рефлексивные реакции с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений.

Эго – от латинского «Я». Представляет собой рациональную часть личности:

Принцип реальности. Его задача – разделение для человека собственного плана действий, чтобы удовлетворить требования ИД в рамках организованного общества.

Направленность личности – это система побуждений, определенно избирательных отношений и активность человека. С давних времен человек пытался определить источники активности личности, смысл жизни. одни считали стремление к удовлетворению, основным мотивом поступков человека, другие находили, что исполнение долга составляет основное побуждение и смысл жизни человека. третьи пытались выводить поведение личности из биологических (сексуальные мотивы) и социальных стремлений (господство или подчинение).

Личность вступает в многообразные общественные связи и осуществляет деятельность в разных сферах практики, руководствуясь разными побуждениями и мотивами.

Мотив – осознанное побуждение к деятельности или поведению. В одних случаях человек руководствуется сознанием общественного долга, в других – личностными потребностями или интересами, в третьих – на основе чувств. При анализе поведения их деятельности необходимо учитывать не только основные стремления, но и выяснить морально-психологические устои личности. Которые определяют ее жизненную позицию, ее отношение к различным сторонам действительности.

От мотивов, как осознанных побуждений следует отличать влечения (это неосознанные внутренние пробуждения или внешние стимулы), т.е. личность не взвешивает общественную значимость этих влечений, не учитывает последствия действий. Изучение мотивов человека имеет важное значение для понимания сущности личности.

Потребность – это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития. Потребности осознанны, проявляются в форме мотивов поведения. Потребности побуждают человека к активности. Все потребности человека социально обусловлены, их развитие определяется характером социального производства и общественных отношений (по отношению к физиологическим потребностям общество определяет форму удовлетворения). По отношению к социально-духовным определяет как форму. Так и содержание. Потребности влияют на переживание, мышление и волю человека. в связи с удовлетворением потребностей в зависимости от средств и способа их удовлетворения человек переживает эмоции напряжения, радости. Потребность – основная побудительная сила познавательной и практической деятельности человека. Чтобы удовлетворить свои потребности человек должен найти средства или иные, а затем решить определенные практические и теоретические задачи. Потребности многообразны, связаны между собой доминируют в данное время может подавлять все основные и может определять основное направление деятельности.

Широта потребности зависит от уровня развития человека и материальных условий. Потребности регулируют поведение человека, учитывая внешние условия, поведения, морали. В отличие от животных они разумно удовлетворяют свои потребности.

Виды потребностей:

Материальные,

Духовные: эстетические и познаний (общие, частные).

Общественные (в основу такой классификации положен принцип направленности на тот или иной отдел).

На основании потребности в сознании формируется потребность в творчестве.

Общественные потребности: общение, перенимание опыта и т.д. Потребности в общении выражают социальную природу человека. стимулирует развитие личности. Порождает любовь, взаимопонимание и т.д.

Интерес – избирательное отношение личности к объекту. В силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость. А интерес – личную приязнь какой-либо деятельности. Углубившийся и утвердившийся интерес может стать потребностью. Интерес может появляться стихийно и неосознанно, вследствие эмоциональной привлекательности объекта и уже потом осознается его жизненное значение. Которое определяется многими причинами.

Одни объекты отвечают общечеловеческой природе. Привлекают множество людей, другие отвечают возрастным особенностям. Третьи – социально-групповым особенностям, четвертые – индивидуальным. Различают в отношении к объекту зависимость от личного опыта образованности, воспитанности, воспитанности, духовного склада личности и т.д.

Виды интересов: они различаются по содержанию и направленности, выделяют материальные, общественные и духовные интересы. Материальный интерес проявляется в стремлении к жилищным удобствам, необычным изделиям обихода и т.д. Материальные интересы могут носить искаженные формы: стяжательства. Стремление к роскоши и т.д. Духовные интересы характеризуют высокий уровень развития личности. Это прежде всего познавательные интересы, интересы к литературе и искусству. Общественные интересы включают интересы к общественной работе и организационной деятельности. Различают непосредственный и опосредованный интерес.

Непосредственный интерес – это интерес к самому процессу действительности. Например, к процессу познания, овладения знаниями.

Опосредованный интерес – это интерес к результатам деятельности. Наиболее благоприятными для активной и продуктивной деятельности человека является правильное соответствие непосредственного и опосредованного интересов. По уровню действенности различают пассивные и активные интересы. Пассивные – это созерцательные интересы, при которых человек ограничивается восприятием интересующего объекта.

Активные интересы – интересы действенные, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует , овладевая объектом интереса. Активный интерес – один из побудителей развития личности, формирования знаний, способностей, характера человека. интересы различают по объему, такое различие характеризует структуру личности. Могут быть люди с широкими, разносторонними интересами и одновременно глубокими интересами, и люди с широкими, но поверхностными интересами. Положительным является такой тип человека, у которого на фоне широких многосторонних интересов есть основной центральный интерес, определяющий смысл жизни, основное направление деятельности. [9]

Под мировоззрением понимают систему взглядов на природу. Общество, мышление и т.д. В узком смысле слова Мировоззрение – это система взглядов на общественную жизнь.

Мировоззрение личности составляет ядро ее направленности, ее отношения к различным сторонам социальной жизни. мировоззрение служит регулятором поведения и действия личности.

Импульс к действию, возникающий под влиянием внутренних условий. Или внешних обстоятельств соотносится со взглядами человека и стимулируется или затормаживается.

Убежденность – это глубокая и обоснованная вера человека в принципы и идеалы, которым он следует в жизни. убежденный человек тот, у которого цели совпали с чувством и волей, для которых невозможен поступок, противоречащий принципам.

Выделяют 2 типа отношения к идеалу: созерцательный (человек ограничивается восхищением своим идеалом) и деятельное (превращение созерцательного в реальные черты собственного характера, построения плана собственной жизни).

Идеал – тот образец, который предвосхищает будущее и опережает жизнь, отражая тенденции ее развития. Характер предвосхищения зависит не только от уровня знаний, но и от установок личности, ее взглядов, интересов, вкусов и т.д.

 



2019-11-13 455 Обсуждений (0)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (455)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)