Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ .. 2 4



2019-11-13 216 Обсуждений (0)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ .. 2 4 0.00 из 5.00 0 оценок




ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ .. 2

1.1. Пояснительная записка. 3

1.1.1. Цели и задачи программы.. 3

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.. 5

1.1.3. Характеристика особенностей развития детей со зрительной депривацией раннего возраста ................................................................................................................................................. 7

1.1.4.Возрастные особенности психофизического развития детей 2-3 лет.                                  12

1.2. Планируемые результаты освоения программы детьми (целевые результаты) 14

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ………………………………………………………….. 16 6

2.1. Содержание программы в соответствии с направлениями развития ребенка. 16

2.2.Работа в комнате М.Монтессори. 19

2.3. Взаимодействие взрослых с детьми. 20

2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников. 21

2.5. Организация коррекционно –развивающей среды группы. 22

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ .. 2 4

3.1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении. 24

3.2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса. 334

3.3.Организация развивающей предметно - пространственной среды группы.. 386

3.4. Организация специальных условий образования детей с нарушением зрения.4231

3.5. Системы оценки достижений планируемых результатов в освоении Программы……………32

3.6. Учебно-методический комплекс ………………………………………………………………...33

 

 

 


 

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.1.1.Цели и задачи программы

Деятельность государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 115 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» направлена на обеспечении права семьи на получение помощи в воспитании детей дошкольного возраста, на охрану и укрепление их физического и психического здоровья, на развитие их индивидуальных способностей и необходимую коррекцию нарушений развития.

Программа рассчитана на один год обучения, соответствует Федеральным государственным стандартам дошкольного образования и обеспечивает образовательную деятельность в группах компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Общеразвивающая и коррекционная работа, предложенная в Программе, обеспечивает всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения, подготовку его к школьному обучению. Общеразвивающее направление деятельности, включающее согласно ФГОС ДО пять образовательных областей, достигается за счет коррекционной направленности обучения. Специальные занятия с ребенком, имеющим нарушения зрения, обеспечивают сенсорно-перцептивное развитие, развитие компенсаторных процессов за счет сохранных анализаторов (слуховое восприятие, осязание, обоняние, вкус, накопление сенсорного опыта), коррекцию нарушений речи, развитие предметных, игровых действий.

Предусмотрена возможность освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Цель Программы - организация условий развития ребенка с нарушениями зрения, позволяющих обеспечить возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Задачи:

1) создание благоприятных условий развития детей с нарушениями зрения в соответствии
с их возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

2) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе;     

 3) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с нарушениями зрения, получающих образование в различных организационно-педагогических условиях, в том числе их эмоционального благополучия;

4) обеспечение преемственности целей, задач и содержания основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

5) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

6) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.       

Программа разработана на основе образовательной программы дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения) государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 115 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт –Петербурга.

Программа разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и специальной педагогики.   

В основе программы лежит системный подход к коррекции нарушений развития детей в условиях зрительной депривации.

Программа включает следующие образовательные области:

·Социально-коммуникативное развитие;

·Познавательное развитие;

·Речевое развитие;

·Художественно-эстетическое развитие;

·Физическое развитие.

Теоретической основой Программы образования детей дошкольного возраста с нарушением зрения стали:

· теория о единстве закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л. С. Выготский);

· современные представления о структуре нарушений зрения (Э. С. Аветисов, А. И. Дашевский, А. И. Каплан, В. И. Лакомкин, Э. И. Танюхина, В. Л. Шестаков и др.);

· учение о компенсации слепоты (Л. С. Выготский, М. И. 3емцова, Л. И. Солнцева);

· теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина);

· Положение о качественном своеобразии формирования личности ребенка с нарушением зрения как одной из закономерностей аномального развития (Л. С. Выготский, А. Г.Литвак, В. М. Сорокин, Б. Г. Тупоногов, В. А. Феоктистова); выделение ведущего и вторичных дефектов в развитии аномальных детей (Л. С. Выготский);

· положение о единстве лечебно-восстановительного и коррекционно-педагогического процессов при воспитании и обучении детей с нарушением зрения (Л. И. Плаксина, Л. А. Григорян.);

· учение о ведущей роли деятельности в развитии ребенка (Б. Г. Ананьев, Г. И. Вергелес А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.);

· современные концепции дошкольного образования, рассматривающие процесс развития ребенка как многоаспектный целостный процесс (Т. И. Бабаева, М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова, М. В. Крулехт, А. М. Леушина, 3. А. Михайлова и др.).

Программа построена на основе общих закономерностей развития детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии психических процессов.

Содержание программы направлено на реализацию основных принципов воспитания и обучения.

Принцип комплексности осуществляется в клинико-физиологическом, офтальмо-гигиеническом и психолого-педагогическом подходе к диагностике и коррекции развития детей с нарушением зрения.

Принцип единства диагностики и коррекции реализуется при планировании коррекционно-развивающего обучения, построении индивидуального маршрута развития ребенка с нарушением зрения в зависимости от офтальмологического прогноза и результатов психолого-педагогического обследования.

Принцип дифференцированного подхода предполагает применение специальных методов, приемов, создание специфических условий для полноценного включения ребенка в образовательный процесс в соответствии со временем возникновения нарушения зрения, степенью и характером зрительной патологии, способностью ребенка ориентироваться в окружающем мире.

Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зрительными возможностями, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.

Принцип наглядности предполагает использование графических, рельефных и объемных наглядных пособий, подобранных в соответствии со зрительными возможностями детей, режимами зрительной нагрузки, этапами офтальмологического лечения.

Принцип активности обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности и предполагает применение приемов, стимулирующих пробуждение познавательного интереса, обеспечивающих его стойкость.

Принципы научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения позволяют правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения.

Образование по данной программе рассчитано на пятидневную рабочую неделю. Продолжительность учебного года - с 1 сентября по 30 июня. Пять недель в году (три вначале сентября и две в мае) отводятся на проверку уровня знаний и умений детей по всем разделам программы.

В дни каникул и в летний период учебные занятия проводить не рекомендуется. Необходимо проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие занятия, а также увеличивать продолжительность прогулок.

 

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:

1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях Российской Федерации – государства с огромной территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения.

Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. ДОУ № 115 выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.

2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.

3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества с взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.

4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.

5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.

6. Сотрудничество ДОУ с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Сотрудники ДОУ должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.

7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что ДОУ устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (центры семейного консультирования и др.).

8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.

9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.

10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.

11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.

Специфические принципы:

- комплексный подход к проведению занятий;

-коррекционная направленность образования;

-принцип концентризма;

-принцип минимизации;

-принцип индивидуализации образовательного процесса;

-структурно-системный принцип, подразумевающий системный анализ того или иного нарушения и организацию коррекционно-педагогической работы с учетом структуры дефекта (Л. С. Выготский);

-принцип дифференцированного подхода, который раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями, проблемами и потребностями.

 



2019-11-13 216 Обсуждений (0)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ .. 2 4 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ .. 2 4

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)