Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Капиллярный метод контроля (контроль проникающими веществами)



2019-11-13 506 Обсуждений (0)
Капиллярный метод контроля (контроль проникающими веществами) 0.00 из 5.00 0 оценок




Капиллярный метод основан на использовании капиллярного проникновения индикаторной проникающей жидкости в самые тончайшие открытые нарушения целостности поверхностных слоев деталей и проявлении её на проявителе.

Технология проведения контроля (рисунок 21):

· деталь промывают ацетоном, растворителем 646 или бензином Б-70 с последующей сушкой (1);

· смачивают ее индикаторной жидкостью (пенетрантом) (2), удаляют излишки (3);

· наносят на поверхность изделия проявитель (порошок силикагеля, водяные растворы каолина, мела или белую краску) (4);

· если деталь имеет трещину, то проникающая жидкость под действием капиллярных сил заполняет микропоры проявителя. В результате над трещиной появится цветная линия, копирующая форму и размеры дефекта (5).

Рисунок 21 – Этапы проведения контроля

К капиллярным методам контроля относятся цветная дефектоскопия, люминесцентная и люминесцентно-цветная.

Осмотр и ремонт деталей и узлов электроподвижного состава

Проверка состояния зубчатого зацепления

Работоспособность зубчатых передач постепенно снижается из-за износа зубьев зубчатых передач и увеличения бокового зазора между ними. При увеличении зазоров увеличивается динамическая нагрузка на зубья. Большие динамические нагрузки и усталость металла могут приводить к образованию трещин, изломов, сколам и выкрашиванию зубьев.

Не допускаются:

· вмятины, раковины, выкрашивания на поверхности зуба зубчатого колеса (венца) глубиной более 3,0 мм при общей площади на зубе прямозубой и на головке зуба косозубой передачи 10 % его рабочей поверхности;

· отколы в местах сопряжения торцевой с другими поверхностями зуба и боковой поверхности с поверхностью вершины зуба длиной более 15 мм или глубиной более 3,0 мм.

У собранной зубчатой передачи боковой и радиальный зазоры измеряют щупом (рисунок 22) и качество зацепления по отпечатку краски. (рисунок 23)

Рисунок 22 – Схема измерения зазоров в зубчатом зацеплении

Рисунок 23 – Отпечаток краски (контактное пятно) при проверке качества зацепления

Износ зубьев колес зубчатой передачи контролируют измерением толщины зуба штангензубомером (рисунок 24):

· на штангензубомере устанавливают необходимую глубину замера (размер А – высота зуба от делительной окружности до вершины зуба);

· измеряют толщину зуба (размер В);

· сравнив полученный результат с чертежным размером, определяют величину износа зуба.

Рисунок 24 – Измерение толщины зуба

Осмотр подшипников

Работоспособность узлов с подшипниками качения постепенно ухудшается вследствие увеличения радиального и аксиального (осевого) зазора (разбега в подшипнике, выкрашивания тел качения и поверхности беговых дорожек, износа, образования трещин и излома сепараторов, ослабления заклепок.

Для выявления дефектов промытые подшипники тщательно осматривают. У роликовых подшипников особое внимание обращать на поверхности дорожек качения и бортов. У внутренних колец проверять наличие плавного перехода от фасок к посадочной поверхности. При осмотре бортовых и приставных упорных фасонных колец особое внимание уделять кольцевым выточкам (могут возникать трещины). При клепанном сепараторе состояние поверхности качения наружного кольца, закрытого роликами и сепаратором оценивать по состоянию роликов и внутреннего кольца. У сепараторов проверить нет ли трещин, недопустимых износов, ослабленных или оборванных заклепок. Осмотр роликов выполнять путем проворачивания каждого из них. Неисправности подшипников приведены в таблице 3. Некоторые неисправности подшипников представлены на рисунке 25.

Таблица 3 - Неисправности роликовых и шариковых подшипников

Неисправности Способы устранения
1 2
Радиальный зазор подшипника не соответствует нормам Подшипник перекомплектовать с заменой колец или комплекта роликов
Осевой зазор (осевая игра) шарикового подшипника не соответствует нормам Шариковый подшипник перекомплектовать. При невозможности перекомплектовки подшипник браковать.
Неплавный ход, тугое вращение, повышенный шум и толчки при проверке на легкость вращения Подшипник промыть и проверить повторно. Если дефект не устранен, то подшипник разобрать. Детали подвергнуть осмотру и проверке с целью определения их пригодности. Неисправные детали заменить
Проворот внутреннего кольца подшипника на шейке Посадочную поверхность подшипника зачистить шкуркой. Кольцо продефектоскопировать. Размер кольца под посадку при необходимости восстановить.
Трещины и изломы деталей подшипников Детали браковать
Сколы краев роликов Ролики браковать
Усталостные выкрашивания на поверхностях качения колец, роликах Кольца и ролики (шарики) браковать. Допускается в депо использовать наружные кольца буксовых цилиндрических и сферических подшипников с раковинами общей площадью не более 50 кв.мм с обязательной пометкой в монтажном журнале. После установки колец в буксу раковины должны находиться в ненагруженной зоне. На локомотивах с конструкционной скоростью движения более 120 км/час установка подшипников с раковинами на кольцах или роликах не допускается
Крупные вмятины и задиры на кольцах, роликах или шариках Детали браковать
Мелкие вмятины и риски на поверхностях качения колец и роликов Кольца и ролики зачистить шлифовальной шкуркой с зернистостью 5 или 6 с маслом (при вращении на станке) или шлифовать на станке с последующим магнитным контролем. После зачистки допускаются невыведенные следы вмятин и рисок
Ползуны (лыски) на роликах (шариках) Детали браковать (ролики, шарики)
Гранность и волнообразный накат (бринелирование) на кольцах и роликах Детали браковать

 

Продолжение таблицы 3

 

1 2
Рифление на поверхностях качения колец и роликов Детали браковать
Штриховые задиры (рябина, шелушение) на поверхностях качения колец и роликов В депо разрешается указанные дефекты оставлять без исправления. На заводах при повреждении более 10% поверхности зачищать повреждение шлифовальной шкуркой с зернистостью 5 или 6 с маслом при вращении детали, или прошлифовать на станке с последующим магнитным контролем. После зачистки допускаются невыведенные следы задиров. После исправления допускается конусность роликов не более 5 мкм, для подшипников с диаметром отверстия 100 мм и более, и не более 4 мкм для подшипников с диаметром отверстия до 100 мм
Задир на роликах и дорожке качения съемного кольца (рис. 8.6) (обычно возникает при неправильном ведении монтажно-демонтажных работ) В депо разрешается зачищать шлифовальной шкуркой с зернистостью 5 или 6 с маслом задиры с края поверхности качения длиной не более 5 мм, глубиной 0,1 мм и шириной до 1 мм. После зачистки допускаются невыведенные следы задиров. При больших повреждениях разрешается устранять задиры шлифовкой на станке
Блестящие круговые полоски на роликах Допускаются без исправления
Матовая поверхность на шариках, роликах и кольцах Допускаются без исправления
Задиры в виде "елочки" на рабочих поверхностях бортов колец Неглубокие задиры в виде рисок допускаются без исправления. Глубокие с признаками выкрашивания зачистить при вращении кольца шлифовальной шкуркой с зернистостью 5 или 6 с маслом. Обязательна проверка колец на трещины
Задиры в виде "елочки" на торцах роликов Неглубокие задиры в виде рисок допускаются без исправления, глубокие с признаком выкрашивания зачистить шлифовальной шкуркой с зернистостью 5 или 6
Раковины на торцах роликов и рабочей поверхности бортов колец Кольца и ролики браковать
Перегрев деталей - четко выраженные (синие, фиолетовые) цвета побежалости на кольцах, роликах и шариках Детали браковать

 

Продолжение таблицы 3

 

1 2
Сколы на бортах внутренних и наружных колец Не допускаются. Детали браковать
Неравномерный (по окружности) износ дорожек качения наружного кольца сферического подшипника Допускается в пределах норм на величину радиального зазора подшипника
Потемнение поверхностей качения (от серого до черного цвета) колец, роликов и шариков, возникшее вследствии их окисления (обычно наблюдается после работы подшипников на смазке, содержащей серу, а также при длительном прохождении через подшипник небольшого тока) Разрешается оставлять без исправления
Сплошной след ожога электротоком (цепочка слившихся или близко расположенных точек) на поверхностях качения Детали браковать
Ожоги электротоком поверхностей качения колец и роликов в виде отдельных разбросанных точек Допускаются без исправления, если поперечный размер каждой точки не превышает 2 мм при деповском ремонте и 1 мм при заводском. Плотность точек в местах их скопления не должна превышать 3 шт на 1 кв.см
Коррозия на рабочих поверхностях деталей подшипников с проникновением вглубь металла Детали браковать. При точечной коррозии разрешается оставлять без исправления, если размеры точек и их плотность не превышают норм
Слабая коррозия на поверхностях качения колец и роликов Детали зачистить шлифовальной шкуркой с зернистостью 5 или 6 с маслом (при вращении). После зачистки допускаются невыведенные следы коррозии
Коррозия на нерабочих поверхностях колец и роликов, включая поверхности между дорожками качения наружных колец сферических роликовых подшипников Детали зачистить шлифовальной шкуркой с зернистостью 5 или 6 с маслом (при вращении). После зачистки допускаются невыведенные следы коррозии

 

Продолжение таблицы 3

 

1 2
Следы от вставления роликов на внутреннем кольце сферического подшипника Допускается без исправления. При наличии задира ощутимого пальцами, зачистить шлифовальной шкуркой с зернистостью 5 или 6 с маслом
Задиры, вмятины и забоины на нерабочих и посадочных поверхностях колец Острые края и кромки на поверхностях колец притупить, выступы снять абразивным бруском и зачистить шлифовальной шкуркой с зернистостью 5 или 6
Вогнутость образующей посадочной поверхности внутреннего кольца с цилиндрическим отверстием диаметром более 80 мм Допускается на заводе не более 10 мкм и в депо не более 15 мкм
Острое сопряжение образующей посадочной поверхности отверстия внутреннего кольца подшипника с фаской Удалить острую кромку абразивным бруском при вращении
Ослабленные или оборванные заклепки сепаратора При ремонте в депо разрешается подтянуть и заменить до 75%, а на заводе - до 30% заклепок в подшипнике. При наличии большего количества ослабленных оборванных заклепок, все заклепки заменить новыми. После подтягивания ослабленных заклепок проверить остальные заклепки на предмет отсутствия их ослабления и при необходимости подтянуть
Забоины, вмятины и заусенцы на нерабочих поверхностях сепаратора Зачистить сепаратор, после чего подшипник промыть
Износ сепаратора цилиндрического подшипника по внешней поверхности центрирования (о борт наружного кольца) и по гнездам (при центрировании по роликам) Допускается после зачистки задиров, удаления заусенцев и притупления острых кромок на сепараторе; при условии, что зазор плавания не выходит за пределы установленных норм.
Разработка (овализация) отверстий под заклепки в шайбе сепаратора Сепаратор браковать
Износ сепаратора конического подшипника Допускается после удаления заусенцев, если минимальный зазор между сепаратором и поверхностью качения наружного кольца не выходит за пределы норм. При несоответствии нормам подшипник браковать

 

Продолжение таблицы 3

 

1 2
Повреждения чеканки (раскатки) у беззаклепочного сепаратора с цилиндрическими роликами, приводящие к выпаданию роликов из сепаратора Восстановить чеканку (раскатку) на старых местах или образовать чеканку вновь
Отгибание или износ перемычек сепаратора сферического подшипника В случаях отсутствия выпадания роликов из сепаратора оставлять без исправления. При выпадании роликов обжать сепаратор. Сепаратор проверить на отсутствие трещин у основания перемычек

 

Рисунок 25 – Неисправности подшипников

Допускаются к дальнейшей эксплуатации подшипники, имеющие малозначительные дефекты:

· царапины или риски на посадочных поверхностях колец;

· забоины, вмятины и следы коррозии на сепараторе;

· тёмные пятна коррозионного характера на беговых дорожках и телах качения;

· матовая поверхность тел качения и беговых дорожек.

Радиальный зазор измеряется между роликом, который не находится под нагрузкой, и кольцом подшипника, как показано на рисунке 26.

Рисунок 26 – Определение зазоров в подшипниках

Радиальный зазор подшипника определяется как среднее арифметическое значение двух измерений зазора по двум взаимно перпендикулярным направлениям в радиальной плоскости.



2019-11-13 506 Обсуждений (0)
Капиллярный метод контроля (контроль проникающими веществами) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Капиллярный метод контроля (контроль проникающими веществами)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (506)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)