Типичные ошибки при введении нового понятия
ü Тавтология – научное понятие определяется через самое же себя («психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений», «предметом психологии является прежде всего психика, включающая в себя многие субъективные явления»). Возможно указание лектора на ошибки в книгах. ü Пропуск существенных отличительных признаков, быстрый переход к другому вопросу (напр., к типологии: «темперамент – природное свойство человека, бывает 4 типа темперамента…»). Идет расширение педагогической задачи в ущерб усвоению сути понятия. ü Отсутствие обоснования действий по введению понятия. Напр., сравнили 2-3 точки зрения на содержание понятия, выбрали одну из них, а почему – забыли аргументировать. ü Быстрое, нечеткое проговаривание, а не объяснение понятия, часто по бумажке. ü Неправильная формулировка требования, вопроса, задания. Напр.: «Выписать» (вместо «Записать»). ü Неспособность услышать, что «выкрикивают» студенты с места (напр., в ответ на вопрос лектора аудитории) и, следовательно, неспособность использовать прозвучавшие мнения для раскрытия сущности понятия. ü Неумение доказательно и аргументировано ответить на несогласие с точкой зрения лектора, в целом, неумение вести научную дискуссию. ü Отсутствие профориентационной направленности, учета специфики факультета (поскольку курс психологии читается не только будущим психологам, но и студентам всех педагогических специальностей, надо помнить, что, например, у студентов-филологов хорошо работает прием семантического, морфологического анализа слова-понятия; у студентов-биологов – опора на физиологические механизмы явления, заключенного в данном понятии, у студентов-историков – исторический аспект развития данного понятия и т.д.). ü Нечеткость записей на доске, небрежность рисунков.
Приемы стимулирования познавательной активности слушателей на лекции.
В.А.Герасимова выделяет такие приемы стимулирования студентов на лекции. § Обращение к студентам с вопросами, уточняющими понимание основных идей и фактов темы; § Организация мини-столкновений различных точек зрения по выдвинутым преподавателем положениям; § Постановка вопросов, задач с множественностью решений и др.; § Индивидуальный стиль изложения материала; § Обеспечение обратной связи.
Г.А.Ключникова к их числу добавляет следующие.
§ Использование опытов, экспериментов, наглядного материала. Возможные функции: 1) конкретизация и закрепление усваиваемых понятий и положений; 2) показ значения психологических знаний для будущей специальности студентов; 3) использование иллюстративного материала в качестве проблемных ситуаций в целях активизации самостоятельного мышления студентов и проверки усвоения содержания лекций. Этот прием должен быть использован педагогом в разумных пределах и с ясно осознаваемой целью. § Включение в лекцию проблемных вопросов и ситуаций. § Использование суждений студентов по какой-то теме непосредственно в содержании читаемой лекции (предварительно дав небольшую письменную работу или домашнее задание) с целью выяснения мнения студентов по проблеме, которая будет рассматриваться на следующей лекции (проблема должна быть в каких-то аспектах знакома слушателям). Суждения студентов затем «вкрапливаются» в содержание лекции. Это обусловливает совсем другое слушание такой лекции, поскольку студенты становятся ее соавторами. § Актуализация прежних знаний и опыта студентов в период чтения лекции посредством вопросов, небольших тестов, анализа конкретных ситуаций. Напр., при изучении темы «Темперамент», при знакомстве с типами темперамента предложить ситуацию: четыре человека опоздали в театр, их не пускают (или предлагают занять места на балконе). Затем анализируется их возможная реакция. § Вкрапление в обобщающую лекцию специально допущенных ошибок, которые должны быть обнаружены студентами. Можно сообщить количество допущенных ошибок. § Использование опорных сигналов, опорных тезисов лекций. § Прием использования конкретной ситуации. Позволяет объединить предлагаемый материал с личным опытом студентов. § Тренировка чувствительности. Этот прием активизирует внимание, эмоциональную вовлеченность слушателя в тему, проблему. Достигается это путем введения в содержание лекции научного, профессионального и личного опыта преподавателя: что он считает важным в даваемой информации, почему так утверждает или отрицает что-то, как поступает в таких случаях и др. § Организация обратной связи на лекциях. Достаточно жесткий прием для преподавателя, но является полезным и для лектора, и для студентов. В начале читаемого курса студенты оценивают предстоящую лекцию по шкале (возможно – пятибалльной) по степени полезности, увлекательности (интерес), доступности… Преподавателя этот прием заставляет тщательно отбирать материал, интересный и нужный, излагать его доступно и логично, а студента – внимательно слушать и критически перерабатывать получаемую информацию. Лучше – анонимно (если на листочках – возможны и дополнительные высказывания). Обратная связь может выражаться в вопросах студентов, задаваемых по ходу или после лекции, в интересе к рекомендуемой литературе, в активном приеме информации и ее записи, наличии рабочей обстановки, в отсутствии отвлекаем ости внимания, шума и т.п.
Личность лектора Традиционно лекции ведут самые опытные преподаватели. И это не случайно, поскольку к личности лектора предъявляются довольно высокие требования.
ü Преодоление пассивности слушателей. Достичь этого возможно различными путями. Среди них: формулирование и задавание вопросов студентам; обсуждение различных точек зрения на поставленную проблему; использование вопросов с множеством вариантов ответов; индивидуальный стиль изложения; обратная связь и т.п. ü Чувство аудитории (умение видеть и заботиться о познавательной активности, раскрытие своих возможностей). ü Устная речь: внятность; точность; эмоциональность; образность; темп (оптимальным считается произнесение примерно двух слов в секунду); динамичность лекции (точная расстановка акцентов); громкость (не слишком громко и не слишком тихо); интонация; логические ударения; паузы; корректность; уверенность; дружеский тон; использование позиции «МЫ», а не «Я и ОНИ». ü Выражение лица: спокойное, приветливое; прямой, открытый взгляд, поддержание зрительного контакта с аудиторией. ü Поза, выражающая уверенность и спокойствие (ровная осанка, развернутые плечи, поднятая голова, ноги – на ширине одной стопы), свобода движений; умеренная жестикуляция. ü Внешний вид лектора. Основное правило: внимание должна привлекать не одежда, а содержание речи лектора.
Ошибки лектора § частое, порой неоправданное употребление научной терминологии без соответствующего пояснения, а при необходимости – повторения и разъяснения смысла отдельных сложных терминов; § высокая плотность новых понятий; § неточный, тяжелый и сухой язык изложения; § лекция носит сугубо теоретический характер: излагаются научные идеи, методы исследования, описание экспериментов при отсутствии сведений об их практической ценности и использовании в жизнедеятельности человека; § прикованность лектора к конспекту; § демонстрация высокомерия; позиция «Я» («умный») и «ОНИ» («глупые, ленивые»), что ведет к акцентированию дистанции и отчуждению между студентами и лектором; § демонстрация менторской позиции, позиции руководителя, наставника, поучающего. Более целесообразной (особенно для начинающего преподавателя) является позиция делового сотрудничества, соучастия в общем процессе учения.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |