Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Работа с понятиями на практических занятиях



2019-11-13 300 Обсуждений (0)
Работа с понятиями на практических занятиях 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержанием практического занятия может быть и работа с понятиями. Особенно полезной такая работа может быть для студентов первого курса, только овладевающих основами специальности и сталкивающихся с большим количеством специфических и часто малопонятных терминов.

 Г.А.Ключникова предлагает следующие приемы работы с понятиями на практических занятиях.

 

· Кто глубже проникнет в суть понятия? (можно – по группам, с последующей защитой своей точки зрения и составлением общего определения).

· Смысловое расщепление понятия. Облегченный вариант первого приема – не надо создавать группы: преподаватель излагает понятие, каждый желающий называет тот или иной признак понятия, пока не будет вычерпано все содержание данного понятия. Этот прием стимулирует активный поиск точного словесного выражения своих мыслей.

· Иерархизация понятия – традиционное объяснение дополняется графическим или схематическим изображением данного понятия в системе уже известных и определением места и вида в этой системе.

· Объяснение понятия с использованием рисунков и метафор.

· Введение более простого, чем в учебнике, понятия (психика – субъективный образ объективного мира).

· Использование фольклора (лиса – хитрая, петушок – смелый и пр.).

· Использование типичных жизненных ситуаций.

· Свободные ассоциации.

· Нахождение семантической связи между значением слова и содержанием понятия (акцентуация – акцент – заострение…).

· Введение игровых элементов (объяснить понятие, написанное на карточке, невербальными средствами).

· Использование наглядности, демонстрация опытов, проведение эксперимента.

· Задача с подсказкой (составить определение эмоций, основываясь на хаотично записанных существенных признаках понятий).

· Пошаговый разбор. Этот прием связан с умением формулировать цепочку наводящих вопросов, чтобы учащиеся пришли самостоятельно к определению нового понятия.

· Проблематизация ситуации.

· Сравнение нескольких точек зрения на то или иное понятие.

· Ведение словариков психологических понятий.

В любом случае, по мнению Г.А.Ключниковой, объяснение нового понятия должно быть четким, кратким, с выделением основных существенных и отличительных признаков этого понятия.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте сравнительную характеристику лабораторным и практическим занятиям.

2. Проанализируйте сущность, функции лабораторных занятий.

3. Выделите основные трудности, возникающие при подготовке и проведении лабораторных занятий по психологии.

4. Проанализируйте методические аспекты организации лабораторных занятий на примере собственной разработки занятия указанной формы.

5. Выделите основные цели практических занятий по психологии.

6. Проанализируйте основные подходы к разработке учебных задач для практических занятий. Приведите примеры.

7. Проанализируйте возможности работы с понятиями на практических занятиях

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Разработайте тематику лекционных, семинарских, лабораторных и практических занятий по одному из курсов (на выбор):

§ «Общая психология», содержательный модуль «Развитие психики»;

§ «История психологии», содержательный модуль «Развитие психологических знаний в Средние века и в эпоху Возрождения»;

§ «Экспериментальная психология», содержательный модуль «Неэкспериментальные методы современной психологии»;

§ «Дифференциальная психология», содержательный модуль «Психосоциальная основа индивидуальности»;

§ «Социальная психология», содержательный модуль «Социальная психология групп»;

§ «Психодиагностика», содержательный модуль «Психодиагностика личности».

2. Представьте методическую разработку

§ лабораторного занятия по психологии на интересующую вас тему;

§ практического занятия по психологии на интересующую вас тему. Темы занятий предварительно утверждаются преподавателем. Обязательным является использование активных методов обучения. Подготовьтесь к последующему проведению занятий по данной разработке со студентами. Если требуется – подготовьте соответствующее материальное обеспечение занятий (секундомер, бланки, стимульный материал и т.п.)

3. Составьте «банк» приемов стимулирования познавательной активности студентов на лабораторных и практических занятиях, указывая цель, особенности, достоинства и недостатки каждого из них. Количество – не менее 20.

4. Разработайте рекомендации по подготовке и проведению лабораторных и практических занятий, опираясь не только на литературу, но и на собственный опыт разработки и проведения занятий.

Литература: 1; 2; 3; 5; 6; 9; 10; 12; 13; 14; 15; 16.

 

 


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

Вам предлагаются высказывания, которые могут быть завершены различным образом. Среди заданных альтернатив есть правильные, неправильные и спорные, то есть такие, правильность которых зависит от вводимого контекста объяснений. Ваша задача: в каждом тестовом задании оценить и выбрать один, наиболее подходящий, вариант решения и обосновать Ваш выбор.

1. Ведущей организационной формой и методом обучения в высшей школе является:

а) семинар;

б) лекция;



2019-11-13 300 Обсуждений (0)
Работа с понятиями на практических занятиях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Работа с понятиями на практических занятиях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (300)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)