Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этапы подготовки лекции



2019-11-13 238 Обсуждений (0)
Этапы подготовки лекции 0.00 из 5.00 0 оценок




Кафедра психологии

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ психологии

Модуль

ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ и методика их проведения

(методические рекомендации)

Донецк-2016


 

 

Методика преподавания психологии. Модуль «Формы учебных занятий и методика их проведения» (методические рекомендации) / Сост. Руденко С.В. – Донецк, 2016. – 37 с.

 

 

Данное учебно-методическое пособие разработано по учебной дисциплине «Методика преподавания психологии», модуль «Формы учебных занятий и методика их проведения». Основной целью его является подготовка студентов, обучающихся по специальности 37.03.01 «Психология», к проведению занятий разных форм.

 

Рецензенты: Ильина Т.Б., кандидат психологических наук, доцент

 Андреева И.А., кандидат психологических наук, доцент

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………….. 4
Лекционные занятия ……………………………………………… 5
Семинарские занятия ……………………………………………. 15
Практические и лабораторные занятия ………………………….. 21
Тестовые задания …………………………………………………. 26
Приложения  
Список рекомендованной литературы  

Введение

 

 

Данное методическое пособие разработано по учебной дисциплине «Методика преподавания психологии», модуль «Формы учебных занятий и методика их проведения».

Структура курса включает два содержательных модуля: «Методологические основы преподавания психологии» и «Формы учебных занятий и методика их проведения». Модуль «Формы учебных занятий и методика их проведения» является центральным, раскрывая основополагающие вопросы учебной дисциплины. На изучение данного модуля, согласно учебной и рабочей программам курса «Методика преподавания психологии», отводится 54 часа. Из них 28 часов являются аудиторными, 26 отводится на  самостоятельную работу студентов.

Основной целью пособия является подготовка студентов, обучающихся по специальности 37.03.01 «Психология», к проведению занятий разных форм.

 

В пособии представлена информация, охватывающая особенности проведения лекционных, семинарских, практических и лабораторных занятий. Работа с пособием способствует закреплению, расширению и углублению знаний студентов по дисциплине, развитию навыков свободного оперирования учебным материалом, стимулированию процессов мышления и собственного эвристического поиска, а также предоставляет студентам возможность самостоятельно проверить и оценить свою подготовленность к экзамену.

 

Пособие содержит введение, краткий конспект лекций по указанным аспектам, вопросы для самоконтроля, задания для самостоятельной работы, тестовые задания, приложения и список рекомендованной литературы.


Лекционные занятия

 

Цель: сформировать общее представление о лекции как основной форме обучения в высшей школе, выделить особенности и требования к ее подготовке и проведению, а также подготовить студентов к разработке и проведению лекционных занятий по психологии.

 

На протяжении всей истории в высшей школе с момента за­рождения до наших дней ведущей организационной формой и методом обучения является лекция. С нее начинается первое зна­комство студентов с учебной дисциплиной, именно лекция закла­дывает основу научных знаний.

В вузе лекция – основная форма учебных занятий. Ее цель – формирование ориентировочной основы для по­следующего усвоения студентами учебного материала. Само слово произошло от латинского lectio – читать по книге. Поскольку студенты приобретают знания главным образом самостоятельно, лекция помогает им выбрать наиболее правильный, рациональный путь в своей самостоятельной учебе.

 

Функции лекции

v Информационная – лекция информирует студентов о достижениях науки, основных положениях учебных дисциплин, раскрывает особенности каждой конкретной темы или знакомит с отдельной проблемой, решенной в науке или решаемой сейчас. Лектор излагает не сухо, безучастно, но – эмоционально, заинтересованно, с чувством причастности к конкретизации, обобщению излагаемой теории. Лектор для студентов – это источник адаптированной к ним научной информации.

v Ориентирующая – лекция ориентирует в научной литературе, но не только ссылкой на книги и их авторов, а – показом генезиса теорий и идей: когда и какими учеными они были сформулированы, какими объективными жизненными потребностями они были обусловлены и, наконец, в каком литературном источнике об этом можно прочитать с целью более глубокого их усвоения. Этой же цели помогает достичь и предлагаемый преподавателем список рекомендованной литературы.

v Объясняющая, разъясняющая. Это прежде всего относится к научным понятиям, составляющим стержень преподаваемой темы, излагаемой теории или гипотезы. Разъясняя и объясняя суть теории, необходимо добиваться адекватного понимания студентами научного содержания понятий. Это не только раскрытие смысла терминов, но и формирование понятия в сознании студента.

v Убеждающая. Осуществляется прежде всего через доказательность утверждений лектора. Доказательность стоит на первом месте среди признаков хорошей лекции. Другие признаки хорошей лекции – логичность, информативность, связь теории с жизнью – без доказательности мало стоят. Доказательность может обеспечиваться как реальными фактами, так и силой логики.

Доказательство фактами имеет громадное значение в психологии, в которой теоретические выводы делаются на основе обобщения эмпирических фактов.

Доказательство логическое – такое рассуждение, в процессе которого одна мысль обосновывается с помощью других, если их истинность для слушателей очевидна или доказана ранее. Различают виды логического доказательства: 1) прямое – обоснование суждений на каком-нибудь несомненном начале; 2) косвенное – применяется тогда, когда удобно доказать истинность тезиса нее впрямую, а посредством опровержения противоположного действия.

v Увлекающая, воодушевляющая. Лекция, помимо сообщения важной научной информации, должна увлечь студентов идеями, заинтересовать их настолько, чтобы воодушевить на серьезное и углубленное занятие данной наукой.

 

Психологические условия возникновения интереса к лекции

Ø Осознание студентами личностного смысла в приобретении знаний в данной области науки;

Ø Осознание новизны излагаемого материала, но такой, которая сразу связывается в сознании слушателей с имеющимися знаниями, существенно их дополняя и проясняя;

Ø Побуждение и стимулирование работы мышления студентов (этого можно добиться и с помощью проблематизации вопроса);

Ø Лектор должен быть сам уверен в том, что его лекция полезна для студентов.

 

Содержание лекции

§ Научность – лекция должна опираться на современное состояние научных знаний.

§ Доступность – обеспечивает понимание студентами основных понятий науки, закономерностей, методов исследования. Предполагается учет уровня подготовленности аудитории, знаний, возрастных особенностей, жизненного опыта студентов, использование понятных примеров. В основе доступности – адаптация материала к запросам и возможностям конкретной аудитории.

§ Доказательность изложения. В противном случае утверждения лектора, конечно, могут быть приняты «на веру», но легко могут быть поколеблены противоречащими ей фактами.

§ Занимательность – обеспечивается значимостью учебного материала, новизной, историчностью, связью с профессией.

§ Необходимость тщательного отбора информации. Невозможно в одно занятие включить все и вся, раскрыть в лекции все вопросы темы. Одной из ошибок молодых преподавателей является следующая закономерность: чем больше знаний, тем больше хотят вложить в лекцию. Это может приводить к скороговорке лектора на занятии, отсутствию проработки основных понятий и т.п. Сюда же можно отнести информативность содержания, отсутствие в нем банальных утверждений, избитых выражений, общих рассуждений.

§ Основной принцип отбора материала – целеполагание, когда отобранный материал отвечает поставленной цели лекции и позволяет достичь ее, т.е. целесообразен.

§ Ориентация на последующие практические занятия и самостоятельную работу студентов с литературой. В частности – учет возможности доступа студентов к требуемой литературе.

§ Связь теории с жизнью, практикой (помимо доказательности привлекаются экспериментальные данные).

§ Проблемность изложения. Его методический эффект заключается в активизации мышления студентов, в интересе к ожидаемому ответу преподавателя или дальнейшему изложению лекции.

 

По своей структуре лекции могут отличаться друг от друга. Все зависит от содержания и характера излагаемого материала, но существует общий структурный каркас, применяемый к любой лекции.

Полезно напомнить содержание предыдущей лекции, связы­вая с новым материалом, определяя место и назначение в дисци­плине, в системе других наук.

При раскрытии темы можно применять индуктивный метод: примеры, факты, подводящие к научным выводам; можно ис­пользовать метод индукции: разъяснение общих положений с по­следующим показом возможности их приложения на конкретных примерах. В конце лекции полезно подвести итог услышанному.

Типы лекций

· Вводная лекция – дает общее представление об изучаемом предмете и ориентирует в системе работы по конкретному курсу. На ней дается краткий обзор курса, говорится об истории развития, роли и месте учебной дисциплины в системе других.

· Информационная лекция представляет собой традиционный тип лекций, практикующийся в высшей школе. На ней излагается и объясняется научная информация, подлежащая осмыслению и запоминанию.

· Обзорная лекция предполагает систематизацию научных знаний на высоком уровне с большим количеством ассоциативных связей. Стержнем изложения теоретических положений, как правило, являются научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов.

· Проблемная лекция подразумевает введение нового знания через проблемность вопроса, задачи или ситуации. Процесс познания в сотрудничестве и диалоге с педагогом приближается к исследовательской деятельности. Раскрытие содержания проблемы осуществляется организацией поиска решений.

· Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала. Содержание лекции кратко комментируется.

· Бинарная лекция – разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей, играющих роли представителей разных научных школ, ученого и практика и др.

· Лекция с заранее запланированными ошибками стимулирует учащихся к постоянному контролю подаваемой информации, внимательному прослушиванию лекции.

· Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие с поставленной заранее проблемной ситуацией, включает подготовленные вопросы и доклады по теме.

· Лекция-консультация может проходить по типу «вопрос-ответ» или «воспрос-ответ-дискуссия».

 

Этапы подготовки лекции

 

1. этап – вводный:

ü формируются цели;

ü определяется место данной конкретной лекции в структуре темы и раздела;

ü выявляется уровень подготовленности студентов;

ü производится отбор теоретического и фактического материала.

 

2. этап – определение структуры лекции. Традиционно выделяют 3 части:

ü введение – формулируется тема, цели, составляется план. Функции; заинтересовать, ввести в курс дела, сформулировать основные идеи и связать их с предыдущими и последующими знаниями. Краткость.

ü Основная часть – должны быть определены все узловые вопросы, четко и кратко сформулированы все определения и основные теоретические положения. Обоснованность, доказательность. Обычно основная часть включает 2-4 вопроса.

ü Заключение – служит для обобщений и краткой формулировки основных идей лекции. Рекомендации, трудности, контроль.

 

3. этап – разработка и шлифовка плана лекции.

ü Формулировка цели данной лекции.

ü Краткость и содержательность формулировок пунктов плана.

ü Оптимальное время для каждого вопроса плана в соответствии со временем, отведенным на всю тему.

ü Средства, обеспечивающие эффективность лекции (доска, плакаты, ТСО, контроль знаний, самостоятельная работа и др.).

 

Среди рекомендаций лекторам – не текстуальная запись, но – развернутый план-конспект. Как вариант – записи на карточках. Однако это не всегда может подходить начинающим лекторам.

 



2019-11-13 238 Обсуждений (0)
Этапы подготовки лекции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этапы подготовки лекции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)