Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Некоторые рекомендации по выступлению с лекцией



2019-11-13 451 Обсуждений (0)
Некоторые рекомендации по выступлению с лекцией 0.00 из 5.00 0 оценок




Ø Не делайте неодобрительных замечаний о слушающей вас аудитории (особенно с первой же фразы лекции).

Ø Постарайтесь в первые же секунды своего выступления расположить аудиторию к себе. Не лучшим началом занятия может быть фраза: «Сегодня я хочу рассказать вам…» – «Ну и хоти!». Возможные варианты: «Вы наверняка задумывались о…», «Сегодня мы вместе поищем ответ…» и т.п.

Ø Избегайте насмешливого тона и упреков в адрес вещей, которые слушатели хотя бы косвенно могут отнести к себе.

Ø За исключением рукопожатий не прикасайтесь ни кому из присутствующих (особенно если аудитория женская, а преподаватель – мужчина).

Ø Привлекая кого-либо из слушателей к диалогу и соучастию, помнит о добровольности их действий (не превращайте их в жертву).

Ø На все вопросы отвечайте коротко, вежливо, доброжелательно, при возможности вопрос можно переадресовать.

Ø Никогда не выходите из себя.

Ø Не ополчайтесь против аудитории (даже если вас не слушают и не работают, как надо бы – причина может быть не в вас).

Ø Используйте юмор, но не смейтесь над слушателями (над собой, если хватает мужества и уверенности в себе – можно).

Вопросы для самоконтроля

1. Выделите основную цель и задачи лекции как основой формы обучения в высшей школе.

2. Проанализируйте основные функции лекции.

3. Назовите основные характеристики интересной лекции.

4. Перечислите основные требования к содержанию лекции, выделите основные из них, на ваш взгляд. Обоснуйте свою точку зрения.

5. Дайте подробную характеристику основных типов лекций. Выделите особенности и основания для использования каждого из них.

6. Выделите основные этапы подготовки лекции, используя конкретный пример (разработку своей лекции по психологии).

7. Проанализируйте особенности формирования понятий в процессе лекции, выделите возможные трудности и ошибки.

8. Выделите основные приемы стимулирования познавательной активности студентов на лекции, проанализируйте их достоинства и недостатки.

9. Дайте характеристику личности лектора.

10. Проанализируйте возможные ошибки лектора.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Заполните таблицу: «Типы лекций».

 

Тип лекции Краткая характеристика Цели Основания для использования Достоинства Недостатки
           

 

2. Используя схему В.Я.Ляудис (см. Приложение А), разработайте развернутый конспект лекции по психологии на интересующую вас тему. Темы лекций предварительно утверждаются преподавателем. Подготовьтесь к последующему выступлению с данной лекцией перед студенческой аудиторией.

3. Составьте «банк» приемов стимулирования познавательной активности студентов на лекции, указывая цель, особенности, достоинства и недостатки каждого из них. Количество – не менее 20.

4. Сформулируйте основные требования к личности лектора и его поведению на занятии.

5. Разработайте рекомендации по выступлению с лекцией, опираясь не только на литературу, но и на собственный опыт разработки и выступления с лекцией.

Литература: 1; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 10; 11; 12; 13; 14; 16.

 


Семинарские занятия

 

Цель: сформировать общее представление о семинарской форме проведения занятий, проанализировать виды и особенности семинаров, подготовить студентов к разработке и проведению занятий по психологии указанной формы.

 

Как уже отмечалось ранее, лекция представляет собой основную форму организации учебного процесса в высшем учебном заведении. При этом учебные задачи решаются в основном посредством теоретических рассуждений преподавателя. При этом лекция – не единственная форма аудиторной работы в вузе. Другие занятия, практические в широком смысле этого слова, призваны эти теоретические выводы «приложить к практике». Все формы практических занятий служат тому, чтобы студенты отработали на них практические действия по психологическому анализу и оценке действий и поступков (поведения) людей в разнообразных ситуациях, складывающихся в реальной действительности.

 

Формы организации работы студентов на практических занятиях:

 

v в зависимости от количества задействованных студентов:

§ фронтальная – все студенты выполняют одно и то же задание;

§ групповая – работа выполняется в группах, состоящих из нескольких человек;

§ индивидуальная – каждый студент выполняет индивидуальное задание, что дает возможность последующего обмена опытом выполнения работы.

v в зависимости от степени активизации мыслительной, мнемической деятельности студентов:

§ репродуктивная – предполагает активизацию прежде всего мнемических способностей студентов – они должны пересказать определенный учебный материал на основе лекции, учебников, первоисточников. Предъявляются определенные требования к степени точности воспроизведения, к возможности выражения знаний «своими словами», высказыванию собственного мнения и оценки;

§ продуктивная – предполагает активизацию мыслительных способностей студентов. Они должны сравнить, проанализировать, обобщить, критически оценить, сделать умозаключение на основе изученного материала.

Традиционно все практические занятия можно разделить на семинарские, лабораторные и собственно практические. О каждой из этих форм занятий и будет идти речь ниже.

 

Семинарские занятия

Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю ис­торию, восходящую к античности. Слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» – рассадник и связано с функциями «посева знаний», передаваемых от учителя к ученикам, с разви­тия самостоятельных суждений и воспроизведения и углубления полученных знаний.

Цели семинарских занятий:

· углубленное изучение прежде всего теоретического материала;

· формирование навыка переработки научных текстов, обобщение материала, развитие критичности мышления;

· развитие самостоятельности при освоении знаний, творческой инициативы и творческих способностей;

· формирование навыка публичных выступлений, развитие способности к рассуждениям перед аудиторией и защите своей точке зрения и т.п.

 

Следует ориентировать студентов на выступления оценочно­го характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением под­готовленных тем, заслушиванием рефератов.

В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Процесс усвоения зна­ний более эффективен в том случае, если решение задачи осуще­ствляется не индивидуально, а предполагает коллективные уси­лия. Поэтому семинарское занятие эффективно тогда, когда про­водится как заранее подготовленное совместное обсуждение вы­двинутых вопросов каждым участником семинара. При таком подходе реализуется общий поиск ответов учебной группой, воз­можность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинара обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.

 

План подготовки к семинарскому занятию

1. Выбор темы, определение задач.

2. Подбор дополнительной литературы.

3. Подготовка вопросов для обсуждения.

4. Распределение заданий и тем для сообщений.

5. Организация предварительной работы, консультации.

6. Определение критериев оценки выступлений.

7. Выбор методов и приемов проведения.

8. Подбор средств наглядности.

9. Составление плана проведения семинара.

 

Структура семинарского занятия может быть различной, она зависит от сложности обсуждаемых вопросов, дидактических задач, степени подготовленности студентов к самостоятельной работе.

 

В практике обучения психологии семинары традиционно ор­ганизуются с целью повторения и обобщения знаний учащихся по теме или разделу и сводятся к следующей структуре:

1. Вводное слово преподавателя: формулировка задач, по­становка проблемы, знакомство с планом проведения се­минара.

2. Выступления студентов (сообщения по заданным вопро­сам).

3. Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы.

4. Подведение итогов (анализ сообщений учащихся, оценка их выступлений).

 



2019-11-13 451 Обсуждений (0)
Некоторые рекомендации по выступлению с лекцией 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Некоторые рекомендации по выступлению с лекцией

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (451)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)