Приемы активизации студентов на семинарах
ü Чистый стол – работа студента без опоры на конспект или учебник. ü Цветовые сигналы. Прием применяется в дискуссионных моментах и диалогах. Студент имеет набор карточек и, поднимая карточку того или иного цвета, он должен точно понимать, что скажет, имея четкую формулировку своего «заявления»: напр., красная карточка – «не согласен», синяя – «могу дополнить выступавшего», зеленая – «есть вопрос к выступавшему» и т.п. ü Я – докладчик. Вводится правило: каждый студент в течение семестра должен не менее одного раза побывать в роли докладчика – дать развернутый ответ на тот или иной вопрос (1-2 мин.). Прием формирует умение говорить четко, последовательно, доказательно, улучшает знания, заставляет тщательнее готовиться к занятиям, способствует преодолению стеснительности, нежелания говорить и т.п. ü Умный вопрос. Кто-то готовит и выступает с докладом, а кто-то готовит «умные вопросы». Лучшие вопросы – причинно-следственные, проблемные, гипотетические. ü Прием аналогий, сравнений, ассоциаций (определить тип темперамента Винни-Пуха, Пятачка, Ежика в тумане и пр.) ü Эхо. Диалог идет как бы по цепочке: один начинает обсуждении проблем, другие развертывают его, углубляют, но именно тот тезис, который выдвинул первый выступающий. Прием требует концентрации внимания на информации, которую дает другой учащийся, умения подхватить его мысль и развернуть. ü Круг общения. В рамках заданной проблемы каждая микрогруппа создает для другой тест, анкету, кроссворд, задачу, проблемную ситуацию. Далее следует ответ другой группы и обсуждение, затем – смена ролей. Так продолжается до тех пор, пока список вопросов не будет исчерпан. Коллективно обсуждаются лучшие вопросы и лучшие ответы, затем каждая группа сама выставляет баллы тем студентам, которые проявляли инициативу в формулировании вопросов, в ответах или в тои и другом одновременно. ü ШИК – школа интеллектуального общения. Суть приема – в необходимости быстрой реакции студентов на все вопросы преподавателя или друг друга по данной теме. Прием может быть использован при опросе, закреплении, обобщении знаний. ü Аукцион идей. Прием целесообразно применять в начале изучения темы, раздела для определения уровня наличных знаний, при первом знакомстве с новым понятием. Сам преподаватель может выступать в роли эксперта, определяя наиболее ценные идеи, или в роли скептика, «сбивающего цену» идеи. Последнее необходимо делать очень осторожно, чтобы не подавить инициативу. ü Два взгляда на один факт или Мысли о… Напр., можно столкнут различные точки зрения на проблему источника активности личности. В ходе семинара должны звучать доводы и контрдоводы. Прием способствует формированию собственной системы взглядов, убеждений, умению их отстаивать в приемлемой форме, развитию коммуникативной культуры. ü Эстафета знаний или творческой мысли. К семинару каждому студенту или группам дается задание написать статью для научно-популярного журнала или газеты по определенной проблеме. ü Пресс-диалог. Дискуссия между «психологами», придерживающимися различных точек зрения на определенную проблему. Создаются группы «любителей» определенной точки зрения по заявленной проблеме, избирается пресс-центр во главе с ведущим и оппонентом, обеспечивающими корректность диалога, его верную линию, соревнование в компетентности, оригинальности задаваемых вопросов. В обсуждении участвуют все: каждый пишет свой вопрос на листке, предложенным ведущим, группа рассматривает их и посылает лучшие в пресс-центр для общего обсуждения. Каждую группу представляет свой корреспондент. Жребий решает, кто из них первым задает свой вопрос, кто следующий и т.д. Самое сложное – оказаться последним, так как вопрос уже может быть задан корреспондентом другой группы. Надо на ходу перестраиваться, а это значит – необходимы вопросы про запас. Начинает диалог ведущий, затем задается первый вопрос отвечающему (тоже по жребию), дается минута на обсуждение, в ходе которого все имеют право высказаться от своего имени или от имени группы. Ведущий периодически предоставляет слово оппоненту для уточнений, возражений, антитезисов отвечающим. Пресс-центр оценивает прозвучавшие и присланные вопросы, также – ответы корреспондентов и участие каждого студента в пресс-диалоге. Ведущий в конце семинара выступает с заключительным словом. ü Телемост. Определяются проблема и оппоненты (учителя-ученики, дети-родители и т.п.). Вопросы друг другу, претензии, предложения выдвигаются при соблюдении всех правил этикета, принципов эффективного общения. Вопросы для самоконтроля 1. Выделите особенности, задачи и формы практических занятий (в широком смысле слова) в высшей школе. 2. Выделите цели и отличительные особенности семинарских занятий. 3. Проанализируйте план подготовки семинара на примере собственной разработки занятия указанной формы. 4. Дайте подробную характеристику видов семинарских занятий. 5. Проанализируйте возможности, которые предоставляет семинар в сравнении с лекционной формой обучения. 6. Проанализируйте методические аспекты работы на семинарском занятии. 7. Выделите основные приемы стимулирования познавательной активности студентов на семинарских занятиях.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1104)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |