Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Элементарно не значит примитивно.



2019-11-13 378 Обсуждений (0)
Элементарно не значит примитивно. 0.00 из 5.00 0 оценок




 «А что же делать в это время продвинутым детям, которые все на лету хватают?»: - спросите вы. Давать те же задания только повышенной сложности, тем самым осуществляя индивидуальный подход к каждому ученику. Однажды у меня мама, присутствующая на уроке стала возмущаться примитивностью предлагаемых упражнений. Я дала ей задание средней сложности на тему собирания предметов ладьей с условием запрета пустых перемещений. Она не смогла с ним справиться. Больше разговоров на эту тему у нее не возникало, потому что мама ученика на себе почувствовала всю тяжесть интеллектуального труда. На рисунке вы видите пример такого задания на 9 перемещений ладьей.

 Конечно такие задания являются демонстрацией возможностей шахмат для развития детского интеллекта на уровне знания хода даже одной фигуры. Но не стоит надеяться, что все дети будут выкладываться на полную катушку, чтобы их решить. Причин для этого много. Самой распространенной является детская усталость. Ведь дети занимаются шахматами после всех основных предметов или во второй половине дня, когда они пообедали и от приятного чувства сытости клонит в сон. «Как же быть?»- спросите вы. Мне удалось решить эту проблему. Неиссякаемый источник детской энергии, заключен в их наглядно- образном способе познания мира. Такой способ познания мира приносит детям радость. Поэтому я оживила шахматные фигуры и пешки, превратив их в персонажей шахматной сказки. Главными героями этой сказки становятся непослушные дети пешки. Они не любят дневной сон и всеми силами хотят избежать его. Мальчик, который попал в шахматное королевство придумал хитрый план. Пока их наставница Руффа (белая ладья), будет гоняться за пешками он проберется на последнюю клеточку и переоденется в королеву и уволит наставницу. Понятно, что, блеск бриллиантов затмил глаза бедной няне и она не сумела разглядеть переодетого мальчишку, в случае если она не находится в этот момент с ним на одной линии.

 Таким образом дети играют в ролевые шахматные игры. Вживание в роль помогает детям схватывать идеи игры и благодаря этому уже с первых ходов идет осмысленная игра. Когда дети понимают смысл игровой ситуации в их игровой деятельности появляются признаки системного мышления. Это широко-охватное мышление, которое позволяет видеть всю ситуацию за себя и за партнера. После того как дети сыграли свои партии я разбираю с детьми принципы наилучшего разыгрывания этой игровой ситуации, опираясь на их опыт полученный в процессе их собственной игры. Тем самым учащиеся начинают понимать ценность обучения и это побуждает их относиться с большим вниманием к этой части шахматного урока.

Многие преподаватели отмечают, что детям нравится просто играть, но они не любят решать задачи. На помощь опять приходит сказочная форма подачи учебного материала. Я сообщаю детям, что у королевы пропала ее дочь. Принцесса одела королевские туфельки и ее унесло в заколдованный лес и теперь в пещере ее стережет монстр. Надо спасать принцессу.

Описание задачи: Белая ладья это движущаяся башенка на колесах в которой сидит Алекс, перевернутая белая королева – принцесса (она не двигается), черная ладья - монстр, перевернутые черные пешки - стенки пещеры (Алекс может их разрушать).

Чтобы победить монстра, спасти принцессу и разрушить пещеру необходимо помнить, что нельзя выпускать монстра из пещеры, иначе он придет в королевство и тогда жди беды. Поэтому первым ходом надо встать на дорогу, ведущую к пещере, и попросить детей сделать этот ход. Затем я спрашиваю детей что нам нужно сделать, чтобы победить монстра. Выслушав ответы детей, я предлагаю изучить привычки монстра. В какой клетке он будет спать? Очевидно, что у него есть только один безопасный ход. Поэтому принимаем решение, чтобы на этой линии устроить ему засаду. Идем туда и ждем, когда монстр (черная ладья) встанет под бой белой ладье. Такие задачи дети решают с большим удовольствием проникаясь к шахматам неподдельным интересом. Отсюда можно сделать вывод, что нельзя учащихся просто информировать о правилах шахмат, надеясь, что каким -то чудесным образом это разовьет их способности и они поумнеют. Необходимо создавать детям ситуации поиска, а это возможно и на очень элементарном шахматном материале.  В предлагаемой методике дети мыслят и принимают решения буквально с первых ходов.

В моей методике я предлагаю обучение ходу пешки сразу после ладьи. Ранний ввод пешки дает возможность разыгрывать разнообразные упражнения, так как пешка создает рельеф в шахматной игре потому что, выполняет многочисленные задачи. Она может быть объектом атаки, а также подкреплять собственные фигуры. Иногда она прикрывает их от атаки, но бывают случаи, когда пешки ограничивают активность собственных фигур. С появлением пешек возникает игровое многообразие и разворачиваются сражения хотя и без короля. Поэтому раннее обучение ходу пешки целесообразно вводить тем педагогам, которые понимают, что у ребенка создаются структура диффиренцированных связей в психике в процессе игровой деятельности. На примере разыгрывания пешечных боев, предоставляется возможность детям объяснить метод оптимальности выбора хода при отсутствии умения долгосрочного планирования. Здесь и сейчас нужно делать не проигрывающий ход, он то и будет являться самым оптимальным. Этот метод выбора оптимального хода повышает детскую стрессоустойчивость в сложных ситуациях. Разыгрывание игровых упражнений с пешками против фигур позволяет детям получить реальный опыт, помогающий им почувствовать себя не только игроками, но и исследователями. В этих играх необходимо выработать наилучшую стратегию относительно возможностей шахматных фигур и пешек. Такой подход развивает у детей аналитико-синтетические способности и учитывать объективные факторы игровой реальности, в которой они находятся. Освоение хода ферзя не представляет особой сложности для детей. Главное стараться не ставить его под бой пешкам и фигурам. Дополнительной интеллектуальной нагрузкой к уже знакомым задачам на сбор предметов, не делая пустых ходов, ограничение фигуры можно добавить обратные задачи на нахождение общего поля для одновременного контроля всех предметов, помещенных на шахматную диаграмму. Это задание является сложным для детей потому, что они непривычные. Мы в повседневной жизни не пользуемся такими навыками. Мы не можем видеть одновременно в восьми направлениях, потому что у нас нет на затылке глаз и наша голова не может поворачиваться на 180 градусов. Дети постепенно адаптируются к таким заданиям и через некоторое время начинают уверенно выполнять навык множественного нападения. Ход слона на начальном этапе представляет некоторые трудности также из-за особенностей нашего восприятия. Человеческий глаз двигается по круговой орбите и поэтому восприятие диагоналей затруднено, так как квадраты соединяются углами. Требуется некоторое время, чтобы привыкнуть их различать и удерживать взором.  Поэтому затрудняющихся детей учим себе помогать известным способом. Игровые упражнения способствуют лучшей адаптации к специфике шахматного пространства путем создания сетчатой структуры в нашей голове для отображения и обработки информации. Эта сетчатая структура имеет универсальные свойства наполняться для обработки данных логического характера. Сегодня шахматы, завтра математика, потом грамматика. На данном этапе такая игровая деятельность к спорту не имеет никакого отношения. Поэтому нет игры, нет успешной адаптации у большинства детей к специфике шахматного пространства. Значит все остальное профанация. Из всех сложностей можно найти выход. Было бы желание и понимание важности игровой деятельности на уроке шахмат. Например, половина класса идет на английский, а половина на шахматы. Возможно применение компьютерных программ для игровой части.

Чтобы учащиеся успешно освоили ход коня, нужно перед конем поставить барьер в виде карандаша. Конь должен перепрыгнуть барьер и, так как он очень резвый, он поворачивает на соседнюю линию. Ход коня дети осваивают быстро, а вот нападение конем очень медленно. Чтобы учащиеся могли освоить нападающий ход коня, к этому моменту должен сформироваться навык восприятия шахматной линии как обобщающего понятия. Только в этом случае ребенок сможет находить соседнюю линию с объектом нападения. Допустим объект находится на 5 горизонтали, значит, чтобы напасть на объект коню надо встать на 6 или 4 горизонталь. Такой подход способствует воспитанию системного мышления в шахматах. Еще больше такой тип обобщающего восприятия тренируется в играх с полным комплектом, но без короля. Это известная игра в шахматные поддавки.В этой игре выигрывает тот, у кого раньше, чем у партнера, закончатся шахматные фигуры. Главное условие этой игры - нельзя пропускать бьющие ходы. В эту игру играем без короля. В этой шуточной игре нешуточно развивается детское внимание и видение всей шахматной доски. Еще эта игра способствует автоматизации навыка шахматных ходов. Здесь уместна аналогия шахматной игры с игрой в мяч. Необходимо реагировать на брошенный мяч. Либо ловить, либо бить, иначе может в лоб засветить. Когда уже пройдено много фигур у ребенка возникает растерянность при игре полным комплектом. Чтобы в голове ребенка не возникала путаница и хаос я советую использовать игру по два хода каждому игроку. Целью этой игры является уничтожение армии противника. Игра проходит очень динамично, предоставляя разнообразные возможности для совершенствования навыка нападения. Нападающий ход коня и пешки в этой игре очень быстро усваиваются. Однажды я наблюдала такую фантастическую позицию. Она случилась в партии двух шестилетних моих учеников. Кажется, что белые побеждают, но сейчас ходят черные. Единственная черная пешка становится ферзем за два хода и превращается на черном поле, чтобы избежать атаки слона белых. Ни одна белая фигура за два хода не может уничтожить ферзя. Белые также превращают ферзя. Черный ферзь забирает его за два хода и легко справляется с остальными белыми фигурами. Сдаться никогда не поздно! Сверхзадача этой игры состоит в освоении следующих обобщающих понятий: открытость и закрытость линейных фигур, увеличение активности фигур путем вторжения в противоположное королевство. Я такие фигуры называю гостями и призываю обращать повышенное внимание именно им. Развиваются такие качества как смелость, изобретательность. Появляется необходимость в расчете и совершении своих ходов с учетом возможностей противника. Очень важно обращать внимание на ранг шахматных фигур и стараться выигрывать в первую очередь самые ценные из них особенно ферзя. Я по этой игре провожу турниры, и дети с удовольствием в них играют. Еще бы, ведь для участия в таких турнирах достаточно знать правила ходов шахматных фигур и пешек. Знакомство с ходом короля не представляет никаких трудностей для учащихся, но так как его нельзя ставить под бой и оставлять под боем целесообразно знакомиться с ним в последнюю очередь. Самое главное на данном этапе это конечно научить детей ставить мат королю. Данная задача имеет алгоритмическую природу, так как ее можно разделить на ряд последовательных простых операций. Такой подход доступен каждому ребенку, освоившему навык нападения до уровня автоматизма. Именно этим я и занималась все предыдущие уроки. Первым действием в постановке мата королю является исследованием свободных и атакованных полей в доме короля. Для этого каждый ребенок пользуется набором двухсторонних квадратов. Квадрат с одной стороны красный, а с другой стороны зеленый. Я объясняю детям, что король подчиняется правилам пешехода. Можно спросить детей какие правила пешехода они знают. Учащиеся расскажут, что зеленый цвет разрещающий, а красный запрещающий движение. В расставленной задаче дети ставят под матуемого короля зеленый цвет и начинают окружать его квадратами в соответствии с правилом пешехода. В итоге два или три квадрата остаются зелеными. Определяем тип линии и фигуру способную захватить ее. В итоге дети матуют короля. Главная задача для педагога отслеживать детей, совершающих ошибки.  Ценность этого метода в том, что все работают, а не ждут, когда один скажет ответ для всех. Благодаря цветовому анализу все ученики выполнят задание правильно, и все найдут решение, а значит все научатся. После того как у всех учеников стоит правильная цветовая схема только тогда выставляем ее на учительской доске. В этом вся фишка. Дети не угадывают ход, а выполняют предварительную ориентировочную деятельность. Ориентировочная деятельность является фундаментом для развития аналитического мышления у детей. Смотрите труды известного советского психолога Запорожца. Почему-то предварительная поисковая деятельность, организованная педагогом, напрочь отсутствует во всех шахматных учебниках ориентированных на преподавание шахмат как учебного предмета в школе. Именно эта деятельность предваряет формирование внутреннего плана действия у детей при условии, что все правила ходов шахматных фигур и пешек уже хорошо автоматизированы к этому моменту. Критерием служат умение детей выполнять нападающие ходы, особенно конем и пешками. Поэтому формирование внутреннего плана действия без выполнения игровых упражнений между детьми и предварительной ориентировочной деятельности, это все равно, что строить дом на песке. Это просто ненаучно.

Честно скажите – вы где нибудь видели подобный метод обучения? Вряд ли. Дело в том, что главной задачей шахматного обучения является развитие внутреннего плана действия. При этом считается, что это произойдет только, если, ребенок будет сидеть сложа руки и устремив взгляд на доску или в книгу будет обдумывать решение. При этом все забыли, что внутреннее, это было, когда- то внешним. Ведущими типами детского мышления является наглядно- действенный и наглядно- образный. Получается, что, обучая детей шахматам, как новому опыту мы не заботимся о наглядности, конкретности и образности и возможности пропустить это путем активных действий, чтобы этот опыт усвоить и создать внутренний аналог.  В этом случае развитие внутреннего плана действия будет недосягаемой мечтой так же, как и построении коммунизма в отдельно взятой стране. Есть такие авторы пособий, которые считают, что их подход (развития внутреннего плана действий без игры, без наглядности) единственно верный, научный и истинный. Это очень напоминает лозунги пропагандистов марксизма- ленинизма, как единственно верного и истинного учения. К чему это привело мы сейчас наблюдаем. Такой способ обучения стал очень распространенным из-за удобства для взрослых, ведущих обучение шахматам. Раньше это нивелировалось тем, что многие умели играть в шахматы и могли помочь своим детям и поэтому срабатывала любая методика. Сейчас родители современных детей, это поколение кризисных 90-х. В те времена родители этого поколения были заняты выживанием. Подавляющее большинство современных родителей также занимаются выживанием и не умеют играть в шахматы и не любят ими заниматься, и не хотят или не могут помогать в этом своим детям. Поэтому очень важна технология обучения шахматам для современных детей. Обычно с прошу родителей своих учеников не учить шахматам своих детей, а делать наоборот. Пусть дети учат своих родителей шахматам. Разыгрывают с ними упражнения и игры в которые играют на уроке. Благодаря этому дети лучше будут усваивать шахматную науку и параллельно научат играть в шахматы своих членов семьи.

 

 

 

Урок №1 

 Знакомство с шахматным королевством

На первом уроке детям, видящим шахматы впервые, очень хочется потрогать все фигуры, подержать их в руках, подробно рассмотреть. Не надо препятствовать этому естественному желанию. Просто этот процесс знакомства с шахматными фигурами и пешками надо сделать организованным. Начните рассказывать сказку такими словами: «Жил был король». Попросите детей найти белого короля. Дети интуитивно выберут самую высокую фигуру в комплекте. Поставьте белого короля на демонстрационной доске и попросите детей сделать также. Обратите внимание, что белый король первоначально занимает клетку черного цвета. Рядом с королем стоит… Выдержите паузу и спросите у детей кто стоит рядом с королем. Многие скажут, что ферзь и это правильно, а если по - сказочному, то это конечно королева. Поставьте королеву рядом с королем. Пусть дети рассмотрят их короны на голове, чтобы потом не возникало путаницы. Продолжаем рассказывать сказку: «Жили были король с королевой и жили они… Спрашиваем у детей где жили король с королевой по их мнению. Правильно, в замке. Спросите детей: «А какая шахматная фигура больше всех вам напоминает замок?» Многие выберут ладью и свой выбор они объяснят тем, что она похожа на башню замка. Объясните детям, что эта фигура называется ладья и располагается она по углам шахматной доски. В стародавние времена башня служила для обороны и обзора окрестностей от возможных опасностей. И было у короля с королевой много детей. Кто в шахматах напоминает вам детей. Понимаю, что поворот очень неожиданный, но именно это и создает изюминку в моей технологии обучения – сравнить пешек с детьми. Как называются дети короля и королевы? Правильно- принцы и принцессы! Ставим пешки в ряд, занимая всю вторую горизонталь перед фигурами.  Кто-же защищал шахматное королевство от военных опасностей? Дети смотрят на оставшиеся фигуры. Я беру коня в руки и спрашиваю у детей: «Кого напоминает вам эта фигура?». Дети ответят, что это конь. «Это не просто конь, это рыцарь. Могучий воин закованный в железные доспехи». Ставим коней рядом с ладьями. Остаются две фигуры, которые называются слоны. Спрашиваю у детей похожи ли они на слонов. Есть ли у этих фигур хобот и уши? Нет, конечно. Но почему же эти фигуры называются слонами? Это дань уважения стране Индии в которой придумали шахматную игру. Эти фигуры стоят рядом с королем и королевой. В сложных жизненных обстоятельствах король и королева советуются с ними, а также доверяют им свои секреты. Вот мы и познакомились с шахматным королевством. Много приключений ждет вас здесь, и эти приключения будете придумывать вы, когда начнете играть в шахматы. Но не кажется ли вам, что в этой игре очень много персонажей, поэтому изучать правила их ходов лучше по отдельности. Так вы лучше запомните и освоите эту игру.

       Давайте начнем наше изучение шахмат с хода ладьи. Аккуратно снимем все фигуры с шахматной доски и оставим одну белую ладью на поле «а1». Мы с вами уже заметили, что ладья похожа на башню, но в отличии от замковой башни, наша ладья умеет двигаться по дорожкам. Дорожки бывают вертикальные и горизонтальные. Я показываю на демонстрационной доске вертикальный ход ладьей и прошу детей сделать такой же на своих досках. Дети обычно двигают ладью вперед и не видят никакого противоречия. Я говорю, что движение по вертикали напоминает движение в лифте и показываю рукой вверх, а потом вниз. Потом я подхожу к парте ученика и беру его ладью и поднимаю ее вверх, а потом опускаю ее вниз. В итоге ладья опять осталась стоять на той же клетке. Спрашиваю у детей, почему моя ладья двигалась на демонстрационной доске, а ладья на ученической доске осталась стоять на своем месте. Обязательно найдется наблюдательный ребенок, который заметит разницу в расположении учительской и ученической доски. Учительская доска весит на стене, а ученическая доска лежит на парте. Спрашиваю у детей, что стало с вертикалью на ваших досках? Предлагаю детям поднять руку вверх, а потом опустить ее вниз останавливаясь вытянутой рукой вперед. Становится очевидно, что вертикаль легла. По какому направлению теперь движется ладья? Если дети затрудняются дать ответ прошу поднести свою руку к животу и выпрямить ее. После этого им легче определить это направление как вперед и обратное ему назад. Договариваюсь с детьми, что такой ход ладьи мы будем называть вертикальным. Очень важно, чтобы дети прочувствовали это движение относительно себя. Потом показываю детям на доске движение ладьи по горизонтали. Определяем его как справа – налево или наоборот. Такое разъяснение про различие хода по вертикали, выполненное на учительской доске, очень важно для правильного переноса ходов и позиций на свои ученические доски. Добавляю черную ладью на поле «а8» и вызываю к доске ученика. Говорю ему делать ход белой ладьей. Все остальные ученики повторяют этот ход на своих досках. Потом сама делаю ход черной ладьей и снова прошу повторить. Итак, несколько раз. Потом свою черную ладью ставлю на одну линию с белой и помогаю ученику сделать бьющий ход.

В последней части занятия за 10 минут до конца урока раздаю ученикам задания. В этих заданиях ладьей необходимо собрать все яблоки так чтобы не делать пустых ходов, иначе придется начинать все сначала. Разбираю примерное задание на демонстрационной доске.

В этой позиции у ладьи есть два берущих хода. С какого яблока лучше начать? С верхнего или нижнего. Давайте начнем с нижнего. Перемещаем ладью вниз, потом направо, потом вверх, потом влево. В итоге на доске остается одно яблоко и ладье нужно делать пустой ход. Давайте попробуем сначала взять верхнее яблоко. Идем ладьей вниз, потом направо, вверх, и налево. Все яблоки собрали. Возьмите листочки и решите похожие примеры. Укажите стрелками путь ладьи, которая должна собрать все яблоки, не делая пустых ходов.

                            

                           Собери ладьей яблоки, не делая пустых ходов

Фамилия, Имя _________________________________________________  

              

 

       

 

                      

 


                 Фамилия, имя______________________________________________________

                                           Собери ладьей яблоки, не делая пустых ходов


 

                                                 

 

                  

Урок №2. Повторение хода ладьи и знакомство с пешками

 

 

Ситуация на верхней картинке идентична позиции на шахматной диаграмме. Смысл в том, что пешки, это дети, которые придумали хитрый план. Пока наставница ладья будет гоняться за остальными, один самый проворный малыш облачится в королевский наряд и под видом королевы ее уволит. Тогда у детей появится свобода и они ею воспользуются по полной программе. Подробности смотрите в моей сказке

 «Приключения Алекса в шахматном королевстве». Расставляем на демонстрационной доске позицию и по очереди вызываем детей к доске делать ходы ладьей, а педагог играет пешкой. События в этой игре будут развиваться примерно так: 1. ♖xa7 e5 2. ♖xb7 e4 3. ♖xc7 e3 4. ♖xd7 e2

                  Пока не возникнет следующая позиция

Пусть дети самостоятельно сделают ход ладьей. Некоторые поставят свою ладью на d2, а некоторые на поле d1. Объясняем детям, что хоть пешка и ходит прямо по клеточке, но бьет она наискосок, как настоящий каратист. На поле d2 также невыгодно ладье ходить, потому что все планы, которые задумали пешки начнут осуществляться. Как же действовать белой ладье в этой ситуации? Посмотрите сколько детей не смогут найти ход. Научите их помогать себе в этой ситуации. Спросите у детей: «По какой дорожке все время шагала эта пешка? Поставь ладью на эту дорожку.» Если какой-то ребенок и в этом случае затрудняется, тогда предложите ему поставить палец на клетку где стоит пешка и провести линию от нее, чтобы потом поставить туда свою ладью. Партия закончится 5. ♖e7 e1=♕ 6. ♖xe1.



2019-11-13 378 Обсуждений (0)
Элементарно не значит примитивно. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Элементарно не значит примитивно.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (378)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)