Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЮНОШЕСТВА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА



2019-12-29 212 Обсуждений (0)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЮНОШЕСТВА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




Квалификационная работа

 

«Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания юношества на примере учащихся 14-17 лет»

«К защите допускаю» и.о.зав.кафедрой педагогики к.пед.н., доцент Курносова С.А. __________________________ «_____» __________________2007г.   Работа защищена на заседании ГАК «_____» __________________2007г.   с оценкой ______________________ Председатель ГАК: _______________________________ (подпись)                  (ФИО)   Члены ГАК: _______________________________ _______________________________ _______________________________   Выполнил студент   психолого-педагогического факультета специальность «                              » заочной формы обучения   Научный руководитель: к.пед.н., доцент кафедры педагогики                 

Новосибирск

Г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….......................с.3

 

Глава I. Теоретические основы патриотического воспитания

юношества средствами музыкального искусства

1.1. Психологические особенности раннего юношеского возраста................с.7

1.2. Патриотическое воспитание на современном этапе……………………с.12

1.3. Возможности искусства в воспитании чувства патриотизма…………..с.23

 

Глава II. Музыкальное искусство как средство

патриотического воспитания юношества

2.1. Воспитание чувства патриотизма средствами

музыкального искусства на примере учащихся 14-17 лет

Центра развития ребенка «Гармония»………………………………………..с.29

2.2. Методические рекомендации для преподавателей общеобразовательных и музыкальных школ по применению музыкального искусства как

средства патриотического воспитания юношества………………………….с.39

 

Заключение……………………………………………………………………..с.48

Библиография…………………………………………………………………..с.52

Приложение…………………………………………………………………….с.57

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На современном этапе развития образования социальные институты образования (школы, учреждения дополнительного образования и др.) должны сыграть ключевую роль в формировании у подрастающего поколения гражданского самосознания и самоидентичности. Сегодня пересматривается прошлое Отечества, общественные идеалы претерпевают значительные изменения, серьезным испытаниям подвергаются такие ценности как любовь к Родине, гражданская гордость, духовность.

На прошедшем в октябре 2006г. по инициативе Комитета Госдумы РФ по информационной политике «круглом столе» на тему: «О формировании патриотических идеалов в современном гражданском обществе при активном участии законодательной и исполнительной власти, СМИ и системы образования» было отмечено, что представители юношества не осознают роли своей личности в развитии государства и тем более, не ощущают собственной принадлежности к «сухим» фактам отечественной истории, которые сообщаются им на уроках в школе. Происходит потеря общественного идеала. В средствах массовой информации и коммуникации распространяются идеи антиколлективизма, антипатриотизма, вседозволенности, проповедуется культ силы и жестокости, отказ от ценностей образования, познания отечественной культуры.

Вместе с тем, именно в юности у человека наиболее активно работают механизмы идентификации себя с эпохой и идеологической структурой среды. В подобный период кризиса идентичности одним из многочисленных факторов разрушения нравственных идеалов и духовного облика подрастающего поколения становится обеднение опыта эмоционально-чувственных переживаний. В связи с этим, актуальной задачей педагогики является поиск механизмов, способствующих обогащению этого опыта, подбор эффективных средств, методов и приемов формирования нравственных и культурных основ, определяющих человека как личность, как гражданина.

Благоприятной основой для становления патриотического чувства может выступить формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству, истории, традициям, культуре своей страны и других стран мира в процессе нравственно-эстетического воспитания при освоении предметов гуманитарного цикла, таких, в частности, как литература, история, музыка, изобразительное искусство. Информация, полученная в результате эмоционально-чувственного переживания в ходе общения с произведениями живописи, музыки, литературы, увлекательными историческими фактами, воспринимается человеком на подсознательном уровне и постепенно трансформируется из абстрактных идей в глубокие внутренние, нравственные убеждения.

Начиная с 2000г., в Российской Федерации разработаны и действуют более 60 программ гражданского и патриотического воспитания. Однако возможностям музыкального искусства для формирования патриотического чувства у молодежи в большинстве программ уделяется недостаточное внимание. Бытует незаслуженное мнение о скептическом отношении юношества к классической музыке, музыкальному фольклору. При этом забывается, что успех воспитательной деятельности во многом зависит от личности самого воспитателя, от его умения помочь своим воспитанникам обогатить эмоционально-чувственный опыт при восприятии произведений музыкального искусства.

Кроме того, юношеский период совпадает с обучением в 10 – 11 классах общеобразовательной школы, где предмет «Музыка» заканчивается в 9 классе; или в средних специальных учебных заведениях, образовательный стандарт которых также не предполагает наличие учебного предмета, связанного с музыкальным искусством (за исключением специализированных учебных учреждений искусства).

Выше перечисленные факты свидетельствуют об отсутствии воспитательных программ, использующих возможности музыкального искусства как средства патриотического воспитания. Это обусловило выбор темы предложенного исследования: «Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания юношества».

Объектом исследования выступает патриотическое воспитание юношества.

Предметом исследования – музыкальное искусство как средство патриотического воспитания юношества.

Гипотеза: музыкальное искусство является эффективным средством для формирования патриотического чувства подрастающего поколения.

Цель данного исследования – апробировать теоретические положения об эффективности применения музыкального искусства в качестве средства патриотического воспитания юношества на примере учащихся 14-17 лет Центра развития ребенка «Гармония» при Камчатском областном музыкальном училище.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Выявить психологические возрастные особенности юношеского возраста;

2. Осуществить теоретический анализ особенностей патриотического воспитания юношества на современном этапе;

3. Теоретически обосновать эффективность применения музыкального искусства как средства патриотического воспитания юношества;

4. Эмпирически проверить возможность эффективного применения музыкального искусства как средства патриотического воспитания юношества;

5. Разработать педагогические рекомендации для преподавателей общеобразовательных и музыкальных школ, профтехучилищ и средних специальных учебных заведений по применению музыкального искусства как средства патриотического воспитания юношества.

Методы исследования:

· Изучение и теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;

· Эмпирические методы: анализ воспитательных программ, анкетирование, опрос;

· Статистические методы обработки результатов исследования.

Практическая значимость представленного исследования заключается в научно-методическом обосновании возможности музыкального искусства как средства патриотического воспитания юношества, а также в разработке методических рекомендаций для преподавателей по применению музыкального искусства как средства патриотического воспитания на уроках МХК и музыкальной литературы в детских музыкальных школах и детских школах искусства, на факультативах и классных часах в 10 – 11 классах общеобразовательных школ. Возможно применение предложенных рекомендаций в ходе работы студенческих клубов и объединений.

В качестве экспериментальной базы исследования выбрана старшая хозрасчетная группа школы новых технологий при Центре развития ребенка «Гармония», где обучаются слушатели в возрасте 14 – 17 лет /младший юношеский возраст в периодизации Д.Б. Эльконина/.

Структура квалификационной работы отражает общую логику исследования. Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

 

 

ГЛАВА I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЮНОШЕСТВА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

 



2019-12-29 212 Обсуждений (0)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЮНОШЕСТВА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЮНОШЕСТВА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)