Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Патриотическое воспитание на современном этапе



2019-12-29 222 Обсуждений (0)
Патриотическое воспитание на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Патриотизм – важнейшее духовное состояние личности и государства, один из важнейших элементов общественного сознания – фактор сохранения общественной стабильности, мобилизации сил в чрезвычайных ситуациях, к которым страна должна быть подготовлена заблаговременно.

В словаре С.И. Ожегова патриотизм трактуется как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» (40; 494). Прекрасное дополнение находим у Н.А. Некрасова: «Любовь к Отечеству заключается, прежде всего, в глубоком, страстном и небесплодном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и самую жизнь» (31; 14). Поскольку и в первом и во втором случае ключевым является слово «любовь», то можно говорить о патриотизме, как о чувстве. Возникает закономерный вопрос: «Можно ли воспитать патриотические чувства и насколько необходимо их воспитывать?».

На прошедшем в октябре 2006г. по инициативе Комитета Госдумы РФ по информационной политике «круглом столе» на тему: «О формировании патриотических идеалов в современном гражданском обществе при активном участии законодательной и исполнительной власти, СМИ и системы образования» высказывались противоречивые мнения на сей счет. Некоторые участники дискуссии высказывали сомнения в необходимости государственной программы патриотического воспитания, апеллируя к тому, что любовь к своей стране должна основываться на личном опыте, а не «насаждаться в виде дистиллированных символов», и что «такие программы могут нанести вред: чем меньше власть вмешивается в подобные вещи, тем лучше» (23; 43). Данные опасения связаны с возможной подменой истинно национальных, патриотических чувств идеалами национализма и шовинизма.

    Сторонников идеи невмешательства в процесс формирования любви к отечеству опровергал свыше 70-ти лет назад выдающийся педагог В.Н. Сорока-Росинский, подчеркивая, что «…национальное чувство есть великая, неискоренимая и страшная по своей стихийности сила. Ее нужно воспитывать, нужно культивировать, надо направлять ее на осуществление великих идеалов нашей культуры, иначе эта грозная сила, предоставленная себе, может извратиться и тогда станет страшной не столько для других народов, сколько для нашего же дальнейшего национального бытия» (54; 47).

    Вместе с тем, на протяжении многих лет формирование чувства патриотизма ассоциировалось в СССР с системой военно-гражданского воспитания в средней и старшей школе, реализуемой в основном на уроках начальной военной подготовки, и сводилось к выработке навыка выживания в обстановке военных действий. Кроме того, под патриотизм маскировалась идеологическая работа, направленная на разжигание черной злобы к инородцам, к политике стран капиталистического мира и т п.

В эпоху перестройки патриотическое воспитание в прежнем виде было фактически изъято из системы образования, но адекватной замены не последовало. И только в год юбилея Великой победы во Второй мировой войне идея сознательного, организованного, целенаправленного акцентирования школьников на осознании своей патриотической идентичности, на героических традициях прошлого, на воспитании гражданской решимости и действенности получила активную поддержку как общества, так и государственных структур.

В ходе дискуссии, проходившей в рамках упомянутого выше «круглого стола», представители депутатского корпуса Госдумы Российской Федерации высказали твердое убеждение в том, что сегодня необходим «социальный заказ на патриотизм», подразумевающий государственную пропаганду государственных приоритетов страны, в том числе и патриотического воспитания.

В том же ключе выступали и другие участники дискуссии, которые считают, что формировать и пропагандировать патриотические идеалы и нравственные ценности целесообразно в произведениях искусства, печатных СМИ, в радио- и телепередачах, особенно в передачах для детей и молодежи, в радио- и телепередачах о российской армии, в художественных и документальных кинофильмах, интервью с интересными людьми, ток-шоу, затрагивающих проблемы сегодняшнего дня и дальнейшего развития России.

    Идею о необходимости патриотического воспитания развили и продолжили представители педагогической науки. Начиная с 2005г., во многих печатных изданиях Российской академии образования регулярно публикуются материалы, посвященные проблеме формирования чувства патриотизма. В частности, председатель Комитета по образованию, заслуженный учитель РФ В.А. Некрасов отмечает: «Системный кризис российского общества обнажил интересы сугубо личные, прагматичные… Происходит переориентация нравственного сознания и отношения российской молодежи к тем явлениям, которые недавно осуждались: не выполнить гражданский долг, данное слово, проявить нечестность, неверность, иждивенчество, поклоняться чужим ценностям – все это считалось позором. В подростковой молодежной среде такие ценности, как любовь к Родине и гордость за принадлежность к ней, причастность к защите Отечества, становятся все менее актуальными… В эпоху разгула криминала, цинизма, торгашества особенно важно утверждать патриотические ценности, взгляды, идеалы, культивировать у школьников и молодежи духовные ценности, сохранять и развивать традиции своей области, страны, Вооруженных сил, со школьной скамьи вырабатывать качества, знания, навыки и умения, необходимые для защиты Отечества, для обеспечения безопасности и могущества Родины» (23; 21).

Настойчиво и последовательно формировать у молодежи готовность к служению Отечеству, вырабатывать важнейшие качества гражданина-патриота – преданность Родине, честность, целеустремленность, мужество, решительность, доброту и человечность, способность активно участвовать в созидательном процессе, в укреплении и совершенствовании российского общества, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой, – эти задачи предстоит решать, прежде всего, педагогам и воспитателям (1,4,17,29,32).

Для определения содержания патриотического воспитания необходимо выявить его главную цель. Таковой может являться формирование патриотического сознания, включающее в себя, с точки зрения психологии, следующие параметры:

· Знание фактов культуры, истории, воспринимаемые как события своей истории, культуры (на языке «внутреннего голоса» это звучит как: «Я знаю, что это наше, мое»);

· Положительное отношение к «нашим» фактам истории и культуры («Я горжусь, одобряю такие-то события, факты нашей культуры, истории») – непосредственно патриотическое чувство;

· Готовность участвовать в развитии культуры, жизни в нашей стране (позиция «Я готов, настроен действовать на благо своей страны») (24).

Результатом общественного обсуждения проблемы патриотизма стала Концепция патриотического воспитания Федерального агенства по образованию РФ и Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2000 — 2010 годы».

В этом документе патриотизм определяется как «особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества» (32;4).

Содержание процесса патриотического воспитания составляет деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях формирования преданности и стремления служить Отечеству, защищать его от врагов, подготовки к общественной жизни и производительному труду.

Патриотическое воспитание – это воспитание патриота, формирование у человека важнейших духовных ценностей, отражающих специфику развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу России.

Патриотическое воспитание охватывает большой спектр ценностей и затрагивает разные аспекты жизни. Оно развивает и формирует чувство патриотизма, которое трактуется как «чувство причастности ко всему в культуре и цивилизации своей страны, радость за то, что несет возможность жить и развиваться любому человеку своей страны и не мешает жить людям иных стран, и сожаление, боль, стремление преодолеть то, что, так или иначе, мешало и мешает своим и чужим» (24;56).

Патриотизм выражается в чувстве любви к своей Родине, родной природе, родному языку, национальной культуре, чувстве национальной гордости, достоинства, долга и чести. Патриотические чувства возникают тогда, когда человек в своих делах и поступках начинает исходить из общественных требований, которые стали для него принципами личной жизни. И в этом случае нравственная норма «отдай все силы на благо Родине» принимается не как что-то внешнее, навязанное силой, а как личное требование к самому себе и окружающим; это требование, носящее характер убеждения, побуждает человека к определенному отношению к действию.

Воспитание патриотического чувства весьма сложно. В одном случае нравственные переживания захватывают человека и, не встречая препятствий в других его побуждениях, свободно и легко проявляются по отношению к тому или другому событию, человеку, поступку.

Когда нравственное переживание не сразу овладевает человеком, встречает сопротивление в его эгоистических побуждениях, желаниях, – возникает негативное отношение к требованиям нравственности. В процессе развития нравственного переживания в результате борьбы мотивов побеждает лучшая сторона личности человека, негативное отношение исчезает. Человек внутренне принимает нравственные требования и отвергает все, что мешает ему следовать этим требованиям. То, что ему удалось подавить в себе эгоизм, себялюбие, что он стал выше, сильнее, значительнее как личность, вызывает нравственное удовлетворение.

Патриотизм формируется при соблюдении некоторых условий. Любое нравственное качество развивается и закрепляется только в процессе соответственной практической деятельности. Поэтому необходимыми условиями формирования патриотизма являются следующие:

· Последовательное и систематическое включение учащихся в такую коллективную деятельность, где они могли бы совершать патриотические дела и поступки.

· Единство в воспитании патриотических убеждений, чувств, поведения. Любое дело, проводимое с целью воспитания патриотизма, нужно организовывать так, чтобы оно формировало сознание, вызывало эмоции и включало в деятельность.

· Единство воспитания патриотизма с формирование потребностей и стремления участвовать в деятельности, носящей общественно полезный, патриотический характер.

Воспитание патриотизма достигается всей многообразностью учебно-воспитательной работы, осуществляемой образовательными учреждениями, семьей, общественностью. Наряду с этим есть специальные средства и формы, специфичные для воспитания именно этого качества. Большие возможности для воспитания патриотизма, формирования навыков и привычек патриотического поведения имеет внеклассная работа.

Политическое просвещение – один из путей воспитания патриотических суждений, оценок, чувств, а также средство воспитания действенного отношения к окружающей жизни, стремления активно участвовать в политической жизни страны. Политическое просвещение осуществляется в разных формах: политические информации, беседы, работа с периодической печатью, лекции, доклады, конференции на политические темы, экскурсии, турпоходы, обсуждение книг, спектаклей и т.д.

Политическая беседа чаще всего проводится в связи с юбилеями, знаменательными событиями. Воспитательная ценность беседы в том, что в ней проявляются активность и самостоятельность мышления учащихся, оценка ими событий.

Знания, необходимые для беседы, ученики получают из СМИ, книг, на уроках, экскурсиях, из наблюдений. Среди вопросов беседы должны быть и требующие воспроизведения фактического материала, и направленные на проверку понимания факта или события и формирующие умения находить параллели и связывать события общественной жизни с повседневными делами учащихся. Беседа обязательно заканчивается обобщением.

Особая форма работы – пресс-конференция. Она активизирует деятельность учеников, развивает их мышление, умение рассуждать, пользоваться разнообразной интонацией, получаемой из разных источников. Пресс-конференция способствует самообразованию старшеклассников, включает в себя элементы игровой, художественной, творческой деятельности. Участники выступают в определенной роли: политиков, ученых, деятелей искусства, фотокорреспондентов и т.д. При подготовке и проведении пресс-конференции следует использовать методику коллективной творческой деятельности.

При подготовке мероприятия рекомендуется распределить учащихся на инициативные, творческие группы для выполнения заранее определенных заданий:

· Подготовить сообщение

· Подобрать иллюстрации

· Составить тест, кроссворд

· Найти и обобщить интересные факты и.т.д.

Вначале делаются доклады, затем следуют ответы на вопросы, подводятся итоги.

Оценка результативности реализации Программы в системе образования и воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами (32).

Нравственно-духовные параметры подразумевают: повышение толерантности, снижение степени идеологического противостояния в обществе; упрочение единства и дружбы народов Российской Федерации; обеспечение заинтересованности граждан в развитии национальной экономики, снижении социальной напряженности в обществе; проявление мировоззренческих установок на готовность граждан к защите Отечества; уровень реализации творческого потенциала журналистов, писателей, кинематографистов в области патриотического воспитания.

Количественные параметры — это количество проведенных научно-исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания, а также степень их внедрения в теорию и практику патриотического воспитания; подготовленных организаторов и специалистов в области патриотического воспитания; действующих патриотических объединений, клубов, центров, в том числе детских и молодежных; военно-спортивных профильных лагерей; историко-патриотических музеев, школьных музеев, музеев предприятий, учреждений; проведенных выставок патриотической направленности; проведенных фестивалей и конкурсов по патриотической тематике; проведенных военно-спортивных игр; изданных книг патриотической направленности; проведенных мероприятий военно-шефской работы

В настоящее время в российских регионах активно действуют межведомственные советы и центры гражданского и патриотического воспитания молодежи, некоторые из которых получили статус государственного учреждения. С 2002г. на федеральном уровне действует Российский центр гражданского и патриотического воспитания молодежи, координирующий деятельность региональных центров и оказывающий им методическую помощь.

Федеральным центром декларированы задачи патриотического воспитания (1,8,51):

· Возродить деятельность детских патриотических организаций;

· Возродить патриотические военно-спортивные игры, олимпиады и конкурсы («Зарница», «Орленок» и т.д.);

· Воспитывать уважение к государственным символам, атрибутике, геральдике (флагу, гимну, гербу);

· Широко отмечать «Дни воинской славы России», воспитывать гордость за наше великое Отечество;

· Тесно сотрудничать с ветеранами и ветеранскими организациями;

· Воспитывать у молодежи уважение к боевым и трудовым наградам Родины;

· Использовать на уроках и классных часах наши патриотические фильмы;

· Воспитывать уважение к российским Вооруженным силам, поднимать престиж военного труда.

    С 2005г. Федеральный центр гражданского образования, межрегиональная общественная организация детей и молодежи «Новая цивилизация» совместно с Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования при организационной поддержке управления по делам молодежи Федерального агенства по образованию Министерства образования и науки РФ и Государственного НИИ семьи и воспитания РАО проводят молодежный гражданский марафон «Россия. Демократия. Образование» (8).

В рамках данного марафона разработана комплексная программа гражданского воспитания, включающая в себя четыре направления:

· «Центры гражданского самообразования детей и молодежи»,

· «Ученическое самоуправление»,

· «Детские общественные организации»,

· «Социальное проектирование».

    Ежегодно проводятся учебно-методические семинары, конференции, тренинги по вопросам гражданского и патриотического воспитания молодежи. Эффективно действует федеральная целевая программа «Молодежь России», куратором которой является партия «Единая Россия». В стране насчитывается около 1350 военно-патриотических молодежных и детских общественных объединений и клубов юных десантников, пограничников, моряков, летчиков. Министерство обороны России, Федеральная пограничная служба РФ помогают в организации и проведении учебно-полевых сборов, оборонно-спортивных лагерей.

В последние годы распространяется тенденция привлечения средств различных видов искусств в систему патриотического воспитания: Центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонных горе в Москве регулярно проводит научно-практические конференции на темы, связанные с отражением идеи патриотизма в живописи, литературе и музыке, организовываются фестивали детских и молодежных любительских театральных коллективов «Поклонимся великим тем годам…». С 2001 г. проходит ежегодный Всероссийский фестиваль-конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» (51).

    Резюмируя выше сказанное, можно отметить, что:

· Существует две точки зрения на патриотическое воспитание – одна из них признает возможность целенаправленного формирования в человеке патриотических качеств, вторая оставляет приоритет за субъективно значимым личностным опытом гражданина;

· В результате общественного обсуждения проблемы воспитания патриотических чувств, появилась Государственная программа гражданского и патриотического воспитания;

· Начиная с 2000г., проводится активная работа по организации военно-патриотических молодежных и детских общественных объединений и клубов, проходят научно-практические конференции, фестивали и выставки патриотической тематики;

· Активно используется интеграция различных видов искусств с формами и методами патриотического воспитания молодежи.

 



2019-12-29 222 Обсуждений (0)
Патриотическое воспитание на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Патриотическое воспитание на современном этапе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)