Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические особенности раннего юношеского возраста



2019-12-29 227 Обсуждений (0)
Психологические особенности раннего юношеского возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Юношеский возраст определяется специалистами в области возрастной морфологии и физиологии как период между подростковым возрастом и взрослостью, с достаточно условными возрастными границами от 15 – 16 до 21 – 25 лет. В отечественной науке дифференцируется ранний юношеский возраст, который И.С. Кон, психолог, автор многочисленных книг и статей о формировании подрастающего поколения, называет периодом школьной юности (от14 – 15 до 17 – 18 лет). Этот период совпадает с обучением в девятом, десятом, одиннадцатом классах школы и поэтому называется также старшим школьным возрастом.

    В данный возрастной период продолжаются существенные морфофункциональные изменения в организме мальчиков и девочек, кульминацией которых является физическая и половая зрелость. Изменения, происходящие с телом, влекут за собой серьезные изменения Я–концепции. Оценка своего соответствия неким эталонам маскулинности и феминности (как реально существующим в данном социуме, так и придуманным) составляет один из основных стержней юношеского сознания и самосознания.

Понятия о внешности и поведении «настоящего юноши» и «настоящей девушки» нередко излишне гипертрофированны. В связи с этим, возрастает роль социального окружения, преподносящего молодому человеку эталон для подражания. В Российской культуре на современном этапе происходит поиск подобного эталона. «Герои» советской эпохи канули в лету вместе с идеологией, их породившей. Образы былинных богатырей, а также их верных и любящих жен практически забыты. Необходима планомерная деятельность воспитательных и образовательных институтов, направленная на создание и пропаганду образов «героев нашего времени», в том числе, в рамках программ патриотического воспитания молодежи.

    Когнитивные изменения в старшем школьном возрасте характеризуются развитием формально-логических операций, необходимых для абстрактных умозаключений. Содержание мышления старшеклассников становится более широким и сложным, что удивительным образом сочетается с разбросанностью и отсутствием систематичности. Приобретаемая в этот период склонность к самоанализу и самокритике приводит к своеобразному эгоцентризму, который проявляется в преувеличении юношами своих знаний, умственных способностей, а также в ощущении постоянного критического внимания к себе со стороны других людей.

    Общая тенденция старшего школьного возраста – рост самостоятельности и самосознания, открытие своего Я – тесно связана с закономерностями умственного развития в этом возрасте. Благодаря новообразованиям интеллектуальной сферы, юноши и девушки подвергают анализу систему ценностных ориентаций своих родителей, сопоставляют поведение взрослых с провозглашаемыми моральными принципами, сравнивают действительность с возможным, выстраивая достаточно жесткие критические умозаключения.

    С точки зрения отечественных психологов (Л.И. Божович, Л.С. Выготского и др.), особенности развития психики в раннем юношеском возрасте детерминируются также спецификой социальной ситуации развития. Социум ставит перед старшеклассником задачу профессионального и личностного самосознания и самоопределения, включающую в себя построение целостного замысла жизни и перспективное планирование своего будущего. Юношеский возраст – время активного мировоззренческого поиска, векторным направлением которого становится проблема поиска смысла жизни. Потребность в точно сформулированном ответе на вопрос о смысле человеческого бытия и своего собственного существования сочетается со своеобразным планированием дальнейшей жизни, определением ее целей, способов их достижения. Решается не только «кем быть», но и «каким быть», утверждается мир нравственных понятий.

По сравнению с подростковым возрастом юношеское самосознание более психологично и обращено вовнутрь. Старшеклассники остро чувствуют свою индивидуальность и стараются подчеркнуть свое отличие от окружающих. С участием во взрослых формах жизнедеятельности с более зрелыми социальными и межличностными отношениями происходит стабилизация юношеского образа Я, сопровождающаяся, как правило, ростом самоуважения.

У старшеклассников расширяется временная перспектива в прошлое и особенно в будущее: если у подростков наибольшую озабоченность вызывает свое наличное Я (какой я сейчас), в частности образ своего тела и внешности, то юноши больше думают о своем возможном Я. Юношеское самосознание тесно связано с социальным самоопределением, формированием жизненных планов. Формируются такие психологические качества, которые могли бы обеспечить им в дальнейшем сознательную, активную, творческую жизнь.

    Сточки зрения психолога Э.Эриксона, представителя психодинамического направления, юность связана с кризисом идентичности, который «происходит в тот период жизненного цикла, когда каждый молодой человек должен выработать из действенных элементов детства и надежд, связанных с предвидимым совершеннолетием, свои главные перспективы и путь, то есть определенную работающую цельность; он должен определить значимое сходство между тем, каким он предполагает видеть себя сам, и тем, что по свидетельству его обостренного чувства ожидают от него другие».

Частью разрешения кризиса идентичности является приобретение личных моральных норм. У старших школьников формируются устойчивые, сознательно выработанные представления о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральные принципы и убеждения, понимание долга и ответственности. Именно в юности человек идентифицирует себя как представитель определенной эпохи, исторического момента, страны. Эриксон Э. пишет: «Именно в юности идеологическая структура среды становится для «эго» важной, потому что без идеологического упрощения мира «эго» юного человека не способно организовать опыт в соответствии со своими конкретными возможностями и все большей вовлеченностью в события. Юность в таком случае – это период, в котором индивид гораздо ближе к историческому моменту…».

У старшеклассника активно формируется внутренняя позиция по отношению к своей стране, своему народу, своему месту в данной культурной среде. Выбор внутренней позиции – сложная духовная работа, в процессе которой происходит сопоставление общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориентаций. В результате юноше предстоит сознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормативы и ценности, которые определяли его поведение в детстве и отрочестве.

В этот переломный возрастной период обществом, а также институтами воспитания и образования должны быть организованы условия для формирования и развития целого комплекса позитивных качеств личности, в основе которого – духовно-нравственная и социокультурная составляющие. В число этих качеств входит и патриотизм, который воспринимается молодежью как привязанность к малой родине, месту, где родился; гордость за свою страну; готовность что-то для нее делать.

Подводя итоги можно определить следующие задачи развития в раннем юношеском возрасте:

· Личностное развитие и обретение чувства личностной тождественности и целостности, идентичности, в том числе патриотической идентичности (самоопределение в рамках конкретной социокультурной, национальной и гражданской среды).

· Обретение гендерной идентичности – осознание и самоощущение себя как представителя определенного пола.

· Профессиональное самоопределение – выбор будущей профессии, становление жизненных целей.

· Готовность к жизненному самоопределению, развитие ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

· Формирование особой, гражданской направленности самореализации и социального поведения, лежащей в основе патриотического чувства.



2019-12-29 227 Обсуждений (0)
Психологические особенности раннего юношеского возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологические особенности раннего юношеского возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)