Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


как средства патриотического воспитания юношества



2019-12-29 200 Обсуждений (0)
как средства патриотического воспитания юношества 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Музыкальное воспитание не ограничивается только уроками музыки, оно находит свое продолжение во внеклассной работе, деятельности молодежных клубов, факультативных занятиях. Через эмоционально-чувственное воспитание школьников в процессе таких занятий формируются ценностные установки, лежащие в основе патриотического чувства.

В рамках данной квалификационной работы на основании проведенного исследования мы можем утверждать, что патриотическое воспитание юношества средствами музыкального искусства эффективно проводится преподавателями хозрасчетного отделения Детской музыкальной школы при Камчатском музыкальном училище в рамках предмета «Основы музыкальной грамоты и музыкальной литературы». Это позволило нам сформулировать некоторые методические рекомендации к использованию средств музыкального искусства для формирования патриотического чувства юношей.

Нравственно-эстетическим содержанием предмета «Основы музыкальной грамоты и музыкальной литературы» является художественно-педагогическая идея раскрытия наиболее значимых для формирования личностных качеств человека «вечных тем» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества, героизм и т.п.

В процессе планирования курса по данному предмету педагоги ставили перед собой следующие цели:

· воспитание музыкального вкуса;

· формирование нравственных и эстетических чувств (любви к ближнему, к своему народу, к Родине);

· воспитание уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира;

· развитие эмоционально–ценностного отношения к искусству.

Особый акцент делается на следующих задачах:

· постижение основных пластов мирового музыкального искусства (фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков);

· знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;

· знакомство с историей Отечества во взаимосвязи с музыкальным искусством, символикой, историческим наследием;

· изучение основных жанров фольклорных сочинений;

· знакомство с культурой малых народов Камчатки, их традициями, обычаями, музыкой.

В процессе приобщения учащихся к миру прекрасного юные слушатели в сотрудничестве с преподавателем осмысливают музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей. Это становится возможным только в том случае, если урок спланирован в форме некой художественной целостности. Поэтому процесс обучения и воспитания строится с активным использованием нетрадиционных уроков:

· Уроков, построенных с опорой на принцип межпредметной интеграции: уроки-путешествия, уроки-синестезии, уроки-концерты;

· Уроков творчества: интервью, рецензия, урок-расследование, урок-презентация;

· Уроков с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, дискуссия, телепередача, репортаж, круглый стол;

· Уроков-фантазий: машина времени, маскарад, театральная постановка, исповедь и др.

В ходе обучения предполагается использование таких методов и приемов музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают учащихся к проявлениям различных форм речевой и эстетической активности. Каждый из трех основных методов – наглядный, словесный и практический – применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (рассказ, объяснение, иллюстрация) к самостоятельному поиску способов деятельности (игра, дискуссия). Созданию проблемных ситуаций способствуют приемы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению, формирующие музыкальное мышление учащихся, способность к оценочным суждениям.

Наиболее важными для работы с юношеским возрастом являются следующие методы и приемы музыкального воспитания:

Метод эмоциональной драматургии (Э.Б. Абдуллин, Д.Б. Кабалевский) – предполагает «режиссуру» урока по принципу последовательного насыщения эмоционального тона урока, развитием, обогащением, кульминацией и завершением, очищением, катарсисом, испытываемым от воздействия музыки.

Метод музыкального обобщения (Э.Б. Абдуллин, Д.Б. Кабалевский) – предполагает развитие осознанного отношения к музыкальному искусству; активизацию жизненного опыта учащихся с целью соотнесения с музыкальным образом; ознакомление с новым знанием посредством поставленной учителем задачи, совместного решения и формулирования учащимися вывода.

Метод сопереживания (Н.А. Ветлугина, А.А. Мелик-Пашаев) – сущность данного метода в том, что осознанию понятий, терминов, законов музыкального искусства предшествует эмоционально-чувственный опыт слушателя. Учащиеся находят аналогии духовному содержанию музыки в собственном внутреннем опыте.

Метод уподобления характеру звучания музыки (О.П. Радынова) - предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа, нахождение «эмоционального унисона» (термин О.П. Радыновой). Применяются различные виды уподобления звучанию музыки: моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, цветовое, полихудожественное.

Метод суггестивного погружения – это активный метод обучения с элементами релаксации и внушения. В рамках данного метода преподаватель может использовать приемы игры голосом, персонификации, моделирования ситуации («Представьте, что вы находитесь…»).

В построении уроков традиционно применяются два подхода.

Первый характеризуется активным использованием словесных пояснений, бесед с учащимися, направленных на то, чтобы заинтересовать их историческими событиями периода, в котором жил композитор, содержанием произведения. Знакомство с историей Отечества, его историческим наследием имеет большое значение в воспитании патриотизма. Учащиеся разучивают исторические, военные песни, слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества, знакомятся с крупными музыкальными произведениями композиторов-классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества.

За 3 года учащиеся знакомятся с операми М.И. Глинки «Жизнь за царя», А.П. Бородина «Князь Игорь», М.П. Мусоргского «Борис Годунов» и другими, кантатой С.С. Прокофьева «Александр Невский», Седьмой («Ленинградской») симфонией Д.Д. Шостаковича. Огромное удовольствие ученики получают во время видео-уроков, где демонстрируются фрагменты из отечественных кинофильмов о войне, о становлении Российского Флота, о подвигах героев, о жизни народа в прошлом, в частности, знаменитые ленты С. Эйзенштейна «Александр Невский», «Иван Грозный», которые, к сожалению не так часто можно увидеть на экранах телевидения.

Второй подход связан с формированием у юношества «национальной широты» (термин Н.А. Саниной) музыкального вкуса. В речи преподавателя исключаются  высказывания искаженного характера, содержащие примесь шовинизма, нездорового национализма, превосходства своей нации над другими. Одна из замечательных традиций музыкальной классики заключается в уважении к иным национальным культурам, стремление содействовать сближению и единству народов.

Так в опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» патриотическая идея защиты отчизны сочетается с мыслью о возможности и желательности мирного, дружеского единения народов России и Востока. Недаром в финале оперы в гимн Руслану, Людмиле и всей русской земле вплетается мотив кавказской «Лезгинки». Ту же идею – и даже теми же средствами – воплотил А.П. Бородин в симфонической картине «В Средней Азии», где контрапунктом соединяются темы русского и восточного напевов. В опере «Князь Игорь» в конце увертюры гармонично сливаются темы Ярославны и Кончаковны. Задача преподавателя в процессе ознакомления с этими произведениями подвести учащихся к идейному обобщению той мысли, что люди разных народов могут найти общий язык, если в их сердцах живут добрые чувства друг к другу.

Богатейшие возможности в деле патриотического воспитания содержатся в фольклоре. Русское народное творчество – это своеобразная энциклопедия духовной жизни народа. Произведения русского фольклора – неоценимый источник развития чувства прекрасного, недаром они оказали большое влияние на всю русскую культуру. Русская классическая литература, музыка, начиная с творчества А.С. Пушкина и М.И. Глинки, развивались на основе народной поэзии и музыки, а многие русские художники (И.Е. Репин, В.М. Васнецов) использовали для своих картин поэтические сюжеты народных песен и сказок.

На занятиях старших групп преподаватели активно используют материал русских народных песен как в обработке композиторов-классиков (М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова и др.), так и в исконном аутентичном варианте. С помощью подключения учащихся к выполнению различных по характеру творческих заданий, помогающих глубже воспринять специфические особенности музыкального языка произведений (мелодию, гармонию, ритм, тембр и т.д.) формируется интерес к народной музыке. Например, изначально несложные народные попевки используются для вокально-интонационных упражнений, сосредотачивая внимание учеников только на мелодической линии, затем ритмической и т.д. В дальнейшем прослушиваются различные варианты аранжировок знакомых песен с включением различных инструментов. Слуховое внимание фиксируется на тембровых особенностях звучания инструментов, на построение мелодической линии и развитие, наконец, на подголосочную полифонию русского многоголосия. Эти приемы мобилизуют музыкально-слуховые представления учащихся, развивают умения, навыки, пробуждают интерес к усвоению основных характерных признаков музыкального языка народных песен.

Н. Сорока-Росинский писал: «Народная песня, всегда связанная с самыми затаенными глубинами нашего бессознательного, где живет неслышной жизнью все прошлое народа, способна дать школьнику почувствовать с силою и полнотой, для взрослого человека, может быть и мало доступными, основные моменты всей исторической жизни его родины и то великое и высшее, что заключается в национальной индивидуальности каждого народа, что всегда внушало человеку благоговейное преклонение и у всех народов превращало понятие отчизны в нечто священное, требовавшее, подобно божеству, жертвы, подвига и самоотвержения».

Яркой, эффективной формой работы является проведение праздников в духе народных традиций: учащиеся «превращаются» в жителей деревень и в хороводах, народных играх показывают фольклорные обычаи. Подобные праздники привлекательны возможностью совместной деятельности, свободным общением. Они снимают конфликтность, рождают чувство общности. Это ярчайшие страницы и события в жизни, своеобразная форма духовного самовыражения, духовного обогащения. К сожалению, на данном этапе развития школы не удается провести данную форму работы в масштабах всего учебного заведения (имеется в виду музыкальное училище в целом). Как правило, подобный музыкальный праздник проходит в рамках урока-театрализации.

Помимо объективных факторов, эффективность формирования патриотических чувств в процессе общения с музыкой во многом определяется профессионализмом и личной увлеченностью преподавателя. Только собственным примером, “горением души”, проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопонимание и уважение к воспитаннику, можно приобщить юношей и девушек к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям. Учащиеся должны видеть, что педагог любит музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость, относится к музыке с волнением.

Умение преподнести музыкальное произведение так, чтобы ученики были предельно увлечены музыкой, пробуждение в них эмоциональной отзывчивости, активности слушания музыки, размышлений о ней – в этом и заключается мастерство учителя. Только в этом случае эмоционально-чувственное восприятие воспитанников перерастет в обобщение жизненного опыта и получит воплощение в ценностных установках.

В качестве примера организации переживания учащимися нравственного содержания музыки приведем анализ образа Ивана Сусанина (из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки). С первого момента мы ставим перед учениками задачу о проблеме героизма – этот простой костромской крестьянин уже родился героем или стал им? Исходя из этого, вся методика работы с музыкальным материалом (при постоянном подчеркивании русской интонационности) направлена на заострение того, что Сусанин – обычный человек со своими прозаическими заботами.

Для учащихся юношеского возраста не составляет особого труда понять, что Сусанин не родился героем, а стал таким потому, что им в жизни двигало самое священное чувство – чувство родины. Понятно, что если человек действительно носит в себе великую общечеловеческую идею (а защита Отечества, безусловно, таковой является), то он способен на подвиг, потому что тогда душа его уже предуготована для героических деяний. Многие считают себя патриотами, но далеко не все способны сделать то, что сделал Сусанин.

Учащиеся должны понять, что Сусанин был в большей мере наделен тем, что присуще русским людям – совестливостью и жертвенностью. Ария Сусанина в этом рассуждении представлена как кульминационный момент «Жития Ивана». По определению ряда музыковедов, она есть не что иное, как предсмертная молитва. В этом много правды, поскольку российское бытие того времени невозможно представить себе без православия и его определяющей роли во всех, особенно ключевых моментах в жизни. А самое главное: русский человек всегда считал себя ответственным за все, что происходит с его отечеством, – это состояние души для Сусанина было повседневным и естественным. Отсюда все, что касалось защиты отечества, считалось работой, само собой разумеющимся делом.

Так мы опять выходим на ту же вечную проблему – для чего и как жить. Но при этом еще и заостряем ее: жить в готовности совершить подвиг для людей, или жить во имя людей каждый день и считать это, как и Сусанин, естественным состоянием своей жизни.

Еще один ярчайший пример яркого воплощения патриотических идей в музыке Седьмая, Ленинградская симфония Д.Д. Шостаковича. Сила ее воздействия заключается в правдивости, яркости, зримости музыкальных образов симфонии, а также в их борьбе и развитии. Знакомство с этим произведением требует определенной подготовки учащихся как в области музыкальной грамоты (необходимы знания особенностей сонатно-симфонического цикла в его жанровом инварианте, традиционного строения сонатной формы и т.п.), так и в сфере истории России 30-50гг.

Яркое, образное, эмоционально насыщенное вступительное слово преподавателя перед прослушиванием Седьмой симфонии, повествующее об истории создания данного произведения позволяет в рамках приема суггестивного воздействия подвести учащихся к кульминации эмоциональной отзывчивости на музыку. Беседы, проходившие с учениками после уроков, посвященных Седьмой симфонии показывали, что все без исключения учащиеся испытывали чувство гордости за Отечество, восхищения героизмом исполнителей симфонии в блокадном Ленинграде и т.п.

В целом, патриотическое воспитание на уроках музыкальной грамоты и музыкальной литературы несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры юношества, что является общей целью образования. Поэтому данный опыт может быть рекомендован преподавателям музыкальных школ, учителям музыки общеобразовательных школ, а также может помочь в организации внеклассной работы.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На современном этапе развития образования актуальной задачей социальных институтов образования (школы, учреждения дополнительного образования и др.) становится формирование у подрастающего поколения гражданского самосознания и самоидентичности. Как показал анализ состояния патриотических идеалов в современном гражданском обществе, представители юношества не осознают роли своей личности в развитии государства и тем более, не ощущают собственной принадлежности к «сухим» фактам отечественной истории, которые сообщаются им на уроках в школе.

Согласно утверждениям выдающихся педагогов и музыкантов (Б.В. Асафьева, Д.Б. Кабалевского, В.Н. Сорока-Росинского, А.Сохора и др.), благоприятной основой для становления патриотического чувства может выступить формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству, истории, традициям, культуре своей страны и других стран мира в процессе нравственно-эстетического воспитания при освоении предметов гуманитарного цикла, таких, в частности, как литература, история, музыка, изобразительное искусство. Информация, полученная в результате эмоционально-чувственного переживания в ходе общения с произведениями живописи, музыки, литературы, увлекательными историческими фактами, воспринимается человеком на подсознательном уровне и постепенно трансформируется из абстрактных идей в глубокие внутренние, нравственные убеждения.

Начиная с 2000г., в Российской Федерации разработаны и действуют более 60 программ гражданского и патриотического воспитания. Однако, на практике, возможностям музыкального искусства для формирования патриотического чувства у молодежи в большинстве программ уделяется недостаточное внимание, - отсутствуют воспитательные программы, использующие возможности музыкального искусства как средства патриотического воспитания.

В нашем квалификационном исследовании были определены теоретические основы и современные тенденции патриотического воспитания юношества средствами музыкального искусства:

· Существует две точки зрения на патриотическое воспитание – одна из них признает возможность целенаправленного формирования в человеке патриотических качеств, вторая оставляет приоритет за субъективно значимым личностным опытом гражданина;

· В результате общественного обсуждения проблемы воспитания патриотических чувств, появилась Государственная программа гражданского и патриотического воспитания;

· Начиная с 2000г., проводится активная работа по организации военно-патриотических молодежных и детских общественных объединений и клубов, проходят научно-практические конференции, фестивали и выставки патриотической тематики;

· Активно используется интеграция различных видов искусств с формами и методами патриотического воспитания молодежи.

· Искусство и литература представляют собой подлинную духовную сокровищницу идей, мыслей и фантазий о Родине, Отечестве, образов героических защитников своей страны.

· Задача преподавателя – продумать целенаправленный процесс привлечения средств искусства во всю систему патриотического воспитания.

В практическом разделе квалификационной работы описывается опытно-экспериментальное исследование, предпринятое нами для проверки гипотетического предположения о том, что музыкальное искусство является эффективным средством для формирования патриотического чувства учащихся юношеского возраста.

При проверке гипотетического условия было отмечено, что в процессе обучения возрастает уровень музыкальной культуры и одновременно расширяется патриотическое самосознание учащихся юношеского возраста и осознание ими патриотизма как многосоставного понятия.

Нами были также сформулированы важные методические подходы к использованию средств музыкального искусства для формирования патриотического чувства юношей.

Так, например, чрезвычайно важно, чтобы в процессе общения с музыкальным искусством решались следующие задачи:

· постижение основных пластов мирового музыкального искусства (фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков);

· знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;

· знакомство с историей Отечества во взаимосвязи с музыкальным искусством, символикой, историческим наследием;

· изучение основных жанров фольклорных сочинений;

· знакомство с культурой малых народов Камчатки, их традициями, обычаями, музыкой.

В процессе приобщения учащихся к миру прекрасного юные слушатели в сотрудничестве с преподавателем осмысливают музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей. Знакомство с историей Отечества, его историческим наследием имеет большое значение в воспитании патриотизма. Задача преподавателя содействовать осознанию одной из замечательных традиций музыкальной классики, которая заключается в уважении к иным национальным культурам, стремление содействовать сближению и единству народов.

Помимо объективных факторов, эффективность формирования патриотических чувств в процессе общения с музыкой во многом определяется профессионализмом и личной увлеченностью преподавателя. Только собственным примером, “горением души”, проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопонимание и уважение к воспитаннику, можно приобщить юношей и девушек к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям.

Полученные в результате исследования данные являются подтверждением интуитивного ответа на вопрос о необходимости инициирования патриотического воспитания юношества, в том числе и с помощью привлечения средств искусства.

Таким образом, нами было осуществлено квалификационное исследование, в результате которого было дано теоретическое обоснование патриотического воспитания юношества средствами музыкального искусства и апробировано теоретическое положение об эффективности применения музыкального искусства в качестве средства патриотического воспитания юношества.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Адаменко С. Воспитываем патриотов России / Народное образование. - 2005. - №4.

2. Актуальные проблемы воспитания и образования / Сб. науч. ст. - Самара: Самар. ун-т. – 2003. - Вып. 3. - 125 c.

3. Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи / Материалы IV гор. науч.-практ. конф. - Ханты-Мансийск: Б.и., 2003. – 140с.

4. Актуальные проблемы образования и воспитания подрастающего поколения. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003. – 300 с.

5. Алешина З.И. Проблемы музыкального образования в настоящее время / Новые технологии в музыкальном образовании // Материалы Всеросс. Научно-практ. Конференции. – Омск: Омск. Гос. Ун-т, 2001. – с.40-42.

6. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М.: Музыка, 1973. – 452с.

7. Баландина Е.Ю. Народная музыка и патриотическое воспитание. / Музыка в школе - 2003. - № 2. - C. 28- 29.

8. Балыхин Г.А. Дело государственной значимости, дело чести каждого гражданина / Народное образование. – 2005. - №4.

9. Бодина Е. А. Воздействие музыки на воспитание личности. / Педагогика, - 1992, - № 5, 6.

10. Вендрова Н. Воспитание музыкой. – М.: Просвещение, 1991. – 248с.

11. Внеклассные формы музыкально-эстетического воспитания детей и юношества / Практ. рекомендации. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2003. - Вып. 3. - 41 c.

12. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.5 / Сб.статей //Ред.-сост. В.А. Натансон, Л.В. Рощина. – М.: Музыка, 1984. – 134с.

13. Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности / Материалы Второй Всерос. науч.-практ. конф. (14-15 нояб. 2001). - М.: Моск. центр воспитания культуры межнац. общения М-ва образования России. - 2003.

14. Восприятие музыки / Сборник статей //Ред. – сост. В.Н. Максимов. – М.: Музыка, 1980. – 256с.

15. Вюнш В. Формирование человека посредством музыки. – М.: Парсифаль, 1998. – 160с.

16. Гембицкая Е. Пробема взаимосвязанного воздействия видов искусства на учащихся / Музыкальное воспитание в школе. Вып.8 //сост. О. Апраксина. – М., «Музыка», 1972. - с.14 - 19.

17. Горюнова Л. и др. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки. / Музыка в школе. – 1991. -  № 3.

18. Горюнова Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество. /Искусство в школе. - 1993. - № 1.

19. Горюнова Л.В. Музыка – язык общения. /Искусство в школе. -  2004г. - № 3. - с.55-59.

20. Григорьев Д. Патриотизм великодушия /Народное образование. – 2005. - №2.

21. Ермолаева М.В. Психология развития. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 336с.

22. Жавинина О. Музыкальное воспитание: поиски и находки / О. Жавинина, Л. Зац // Искусство в школе. - 2003. - №5. - C. 49-52.

23. Жданова С. и др. Мировая музыкальная культура / Программа //Учительская газета. – 1991. - № 26.

24. Здерева Г.В. Патриотизм и его развитие. - Тольятти: ТГУ, 2003. – 191с.

25. Здерева Г.В. Патриотическое воспитание молодежи. - Тольятти: Тольят. гос. ун-т, 2003. – 134с.

26. Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников / Под ред. А.И. Бурова. – М., «Просвещение», 1975. – 334с.

27. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. – М., 1984.

28. Как научить детей любить Родину / Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2010 годы» // Авт.-сост. Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. – М.: Аркти, 2003. – 166 с.

29. Каргапольцев С.М. Музыка и нравственное воспитание школьников / Сов. Педагогика. - 1990. - № 12.

30. Килина С.А. Новые музыкально-образовательные технологии и ломка стереотипов: опыт соприкосновения / Новые технологии в музыкальном образовании // Материалы Всеросс. Научно-практ. Конференции. – Омск: Омск. Гос. Ун-т, 2000. – с. 29-32.

31. Кургуз А.Б. проблемы музыкального воспитания на современном этапе / Новые технологии в музыкальном образовании // Материалы Всеросс. Научно-практ. Конференции. – Омск: Омск. Гос. Ун-т, 2000. – с. 76-79.

32. Лебедева О.В.Патриотическое воспитание - верноподданническое или гражданское? / Педагогика. – 2003. - № 9. – С. 77-82.

33. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. – Л.: Музыка, 1988. – 88с.

34. Методические записки по вопросам музыкального образования / Ред.-сост. Н.Л. Фишман. – М.: Музыка, 1966. – 353с.

35. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. Яз., 1989. – 924с.

36. Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки. - М., “Музыка”, 1994;

37. Португалов К. Серьезная музыка в школе. – М., 1980.

38. Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2004. – 592с.

39. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. – М., 2000. – 80с.

40. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. - М., 1980.

41. Рахаев А.И. Художественное образование: проблемы и перспективы развития / Новые технологии в музыкальном образовании // Материалы Всеросс. Научно-практ. Конференции. – Омск: Омск. Гос. Ун-т, 2001. – с.6-13.

42. Роль и значение интеграции в контексте музыкальной педагогики / Новые технологии в музыкальном образовании // Материалы Всеросс. Научно-практ. Конференции. – Омск: Омск. Гос. Ун-т, 2001. – с.53-57.

43. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества / Сб. статей // ред. – сост. А. Готсдинер. – Л.: Музыка, 1980. – 104с.

44. Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С.А. Герасимова. – М.: Педагогика, 1983. – 264с.

45. Современные технологии в музыкальном образовании / Материалы Второй международной научно-практической конференции. – Омск – 2003, 256с.

46. Сорока-Росинский В.Н. Национальное и героическое в воспитании /Народное образование. - 2005. - №4.

47. Сохор А. Воспитательная роль музыки. – Л.: Музыка, 1975. – 64с.

48. Сохор А.И. Музыка как вид искусства. - М., 1970.

49. Столяров В.И. Музыкальный клуб старшеклассников / Музыкальное воспитание в школе. Вып.17 //Сост. О. Апраксина. – М.: Музыка, 1986. – с.71-76.

50. Суржко Г. Патриотическое воспитание в России: только факты /Народное образование. - 2005. - №4.

51. Тельчарова Р.А. Музыка и культура (личностный подход). – М.: Знание, 1986. – 64с.

52. Терентьева Л. А. Целостный подход к музыкальному образованию и воспитанию. / Педагогика. - 1992. - № 1, 2.

53. Школяр Л. Музыкальное образование – культуросообразное и развивающее /Искусство в школе. - 2004. - №2.

54. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.

 



2019-12-29 200 Обсуждений (0)
как средства патриотического воспитания юношества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: как средства патриотического воспитания юношества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)