Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация опытно-экспериментального исследования



2019-12-29 197 Обсуждений (0)
Организация опытно-экспериментального исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Могучее воспитательное воздействие музыкального искусства на человека подтверждено как в размышлениях философов, музыковедов, теоретиков педагогики, так и в практической деятельности музыкантов, преподавателей, лекторов. Поскольку конечный смысл музыкального произведения – выражение той или иной идеи, высшим воздействием музыки является идейное воздействие на духовный мир человека. Если музыка создает возвышенный, глубоко привлекательный, воодушевляющий образ героя и вызывает горячие симпатии к нему, то слушателя увлекут и покорят идеалы и убеждения, выраженные в словах его и поступках.

    В современной концепции музыкального образования массовой школы, опирающейся на позицию В.А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека», уроки музыки трактуются как уроки духовно-нравственного воспитания детей средствами искусства. В этой ситуации неоспоримые художественные достоинства классической музыки, ее способность отражать картину мира и человеческое восприятие становятся путеводными звездами в усилиях учителя воспитывать человека.

    К сожалению, программы по предмету «Музыка» для общеобразовательных школ, созданные под руководством Ю. Алиева, А. Апраксиной, Д. Кабалевского, Н. Терентьевой и др., рассчитаны на учащихся с первого по девятый классы. В старшей школе необходимость целенаправленного организованного музыкального воспитания оспаривается с той позиции, что учебное время старшеклассников должно быть максимально загружено предметами, ориентированными на дальнейшее профессиональное образование.

    Вместе с тем, именно музыка является наиболее популярным видом искусства среди юношества, что доказано в лонгитюдном социологическом исследовании Е.П. Крупник, Р.Г. Рабинович (43), проведенном с 1967 по 1980 гг. в РСФСР (дальнейшие исследования с 1993 по 1999гг (3, 9) показали, что общие тенденции в отношении молодежи к музыке не изменились). Вопрос в том какая музыка? Круг интересов старшеклассников, как правило, ограничивается рок-музыкой и так называемой «попсой» (на языке современных тинэйджеров данное выражение обозначает популярную эстрадную музыку). Соответственно задача школы, как института воспитания, предложить свой путь духовно-нравственной активности и гармонизации душевных сил с помощью великих классических образцов музыкальной культуры.

На протяжении нескольких лет коллектив преподавателей музыкальной школы новых технологий при Камчатском областном музыкальном училище (в их числе Бакетина И.В., Большакова Е.А., Бугаева Н.В., Дудина О.В., Муратова В.С.) при составлении образовательных программ для учащихся различного возраста ориентируется на идеи приоритета общечеловеческих ценностей, устремленности к сохранению и воспитанию духовной культуры. На хозрасчетное отделение принимаются желающие обучаться игре на различных инструментах без ограничения возраста. Данное обстоятельство дало нам возможность предпринять опытно-экспериментальное исследование для проверки гипотетического предположения о том, что музыкальное искусство является эффективным средством для формирования патриотического чувства учащихся юношеского возраста.

С целью провести сравнительный анализ проявлений чувства патриотизма у юношей и девушек, находящихся на различных ступенях обучения, мы выбрали экспериментальную стратегию «поперечного среза». Априорно было выдвинуто теоретическое положение, что в результате ознакомления с определенным кругом музыкальных произведений и накопления музыкальных впечатлений (то есть по мере возрастания музыкальной культуры учащихся) будет происходить и формирование патриотических чувств. В качестве параметров уровня патриотизма нами избраны следующие: осознание учащимися понятия «патриотизм» как многосоставного явления, а также осознание себя как патриота Отчизны.

Для участия в эксперименте была выбраны старшие группы учащихся хозрасчетного отделения первого, второго и третьего года обучения (по 9 человек каждого класса), которые соответственно были определены как:

Экспериментальная группа 1 (в дальнейшем ЭГ-1) – первый год обучения;

Экспериментальная группа 2 (в дальнейшем ЭГ-2) – второй год обучения;

Экспериментальная группа 3 (в дальнейшем ЭГ-3) – третий год обучения.

    Общее количество респондентов 27 человек.

Выбор был обусловлен наличием удобных условий для организации опытно-экспериментальной работы, а именно:

· Возраст учащихся на период проведения опытно-экспериментального исследования 15 – 18 лет;

· Предварительное изучение школьной документации (анализ заявлений, заполняемых при поступлении) показало примерно одинаковый уровень исходных знаний учащихся на момент поступления в музыкальную школу: все они ранее не обучались в музыкальных школах, не посещали музыкальные кружки и клубы, имеют неполное среднее образование, то есть прослушали школьный курс по предмету «Музыка» в полном объеме;

· Все учащиеся посещают предмет «Основы музыкальной грамоты и музыкальной литературы», программа которого разработана на теоретическом отделении Камчатского областного музыкального училища и утверждена предметно-цикловой комиссией КОМУ в 2002г.

    Вышеуказанные факторы позволили провести исследование, не меняя привычных условий учебного процесса.

В качестве эмпирических методов исследования нами было избрано анкетирование учащихся.

 



2019-12-29 197 Обсуждений (0)
Организация опытно-экспериментального исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация опытно-экспериментального исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)