Анализ и интерпретация результатов исследования
Исследование предполагало проведение в каждой из трех групп бланкового анкетирования, для чего были составлены две взаимодополняющие анкеты по десять вопросов в каждой (бланки анкет см. в приложении). При составлении опросников мы пользовались материалами исследований воспитательной роли музыки Е.П. Крупник, Р.Г. Рабинович, А. Сохора (26, 37, 43). Анкета № 1 направлена на выяснение общей музыкальной культуры респондента, анкета № 2 – на диагностику знаний, относящихся к патриотической культуре человека. Для достижения объективности результатов сохранялась анонимность анкетирования. Для удобства сопоставления результатов опроса одного и того же респондента бланки анкет были пронумерованы, то есть каждому респонденту присваивался определенный порядковый номер. Полученный эмпирический материал анализировался по нескольким параметрам. Во-первых, подсчитывалось количество положительных, отрицательных и нейтральных ответов в вопросах, подразумевающих ответы «ДА», «НЕТ», «ИНОГДА», в каждой группе. Во-вторых, анализировались предпочтения респондентов в вопросах, предполагающих несколько вариантов ответов, а также в вопросах с открытыми ответами. Полученные результаты заносились в таблицы (см. приложение). В дальнейшем были определены показатели, которые наиболее явно отражают уровень музыкальной культуры во всех трех группах, а также динамику изменения уровня музыкальной культуры. Полученные результаты представлены в таблице № 1. Таблица № 1. Уровень музыкальной культуры учащихся Показатель |
Процентное соотношение Выборов | |||||||||||
ЭГ-1 | ЭГ-2 | ЭГ-3 | ||||||||||
Изменение настроения при прослушивании музыки | 50% | 80% | 90% | |||||||||
Предпочитают слушать классическую музыку | 20% | 60% | 70% | |||||||||
Предпочитают слушать народную музыку | 0% | 20% | 20% | |||||||||
Предпочитают слушать рок-музыку | 80% | 80% | 80% | |||||||||
Предпочитают поп-музыку | 50% | 30% | 30% | |||||||||
Предпочитают слушать музыку | 90% | 90% | 100% | |||||||||
Предпочитают сочинять музыку | 10% | 50% | 40% | |||||||||
Предпочитают исполнять музыку | 20% | 70% | 70% |
Так, например, испытуемые групп ЭГ-2 и ЭГ-3 чаще отдают предпочтение классической музыке (60-70% респондентов), нежели в группе ЭГ-1 (20% респондентов). Кроме того, в анкетах учащихся второго – третьего года обучения появляются упоминания народной музыки, чего не прослеживается у учащихся первого года обучения. При этом, не меняется слушательское предпочтение рок-музыки (80%), но происходит снижение интереса к поп-музыке (от 50% учащихся первого года обучения до 30% ко второму году).
В процессе учебы ребята начинают проявлять интерес к творческой и исполнительской деятельности, что вероятнее всего объясняется накоплением необходимых для данных видов музыкальной деятельности знаний, умений и навыков.
Мы обратили внимание на тот факт, что в группах второго-третьего года обучения возрастает уровень эмоциональной реакции на музыку. То есть, пользуясь терминологией О.П. Радыновой (39), можно сказать, что учащиеся приобретают навык не просто слушать музыку, а слышать ее. Соответственно через эмоционально-чувственный опыт музыка как звуковое искусство способна более эффективно воздействовать на учеников второго – третьего класса.
Некоторые вопросы анкет предполагали в большей степени качественный, нежели количественный анализ ответов. Это вопросы, в которых требовалось перечислить названия любимых (или просто известных респонденту) произведений, а также фамилии композиторов. Анализ результатов показал, что учащиеся первого года обучения испытывали затруднения при ответе на данные вопросы. В анкетах группы ЭГ-1 преобладали неполные ответы: респонденты указывали одного, реже два композитора, то же относится и к произведениям. Учащиеся первого класса в основном указывали одни и те же имена – Л.В. Бетховен, П.И. Чайковский – в двух анкетах встретилось упоминание И. Крутого и И. Николаева. Среди музыкальных произведений преобладают названия пьес из учебного репертуара по специальному инструменту. В 40% работ встречаются упоминания «Лунной сонаты» Л.В. Бетховена, «Детского альбома» П.И. Чайковского.
В группах ЭГ-2 и ЭГ-3 ответы кардинально отличаются от группы ЭГ-1 разнообразием указанных произведений и композиторов, среди которых встречались фамилии М.И. Глинки, Ф. Шопена, Н.А. Римского-Корсакова и других. Выбор любимых произведений совершался более осознанно, вместе с тем часто встречалось упоминание пьес из программы по специальности. Это подтверждает выше упомянутый факт преобладания в группах ЭГ-2 и ЭГ-3 не только восприятия музыки, но и исполнительской деятельности.
На основании обобщенных результатов анкеты №1 можно сделать вывод о том, что в процессе обучения возрастает уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкальной культуры учащихся в целом. То есть, благодаря опыту эмоционально-чувственного восприятия приобретаются устойчивые знания, относящиеся к области музыкального искусства.
Анализ данных анкеты №2 позволил определить степень осознания старшеклассниками понятия «патриотизм». Сравнительные результаты по отдельным показателям приведены в таблице 2.
Таблица 2
2019-12-29 | 175 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Анализ и интерпретация результатов исследования |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы