Центры ответственности системы внутреннего контроля.
Для управления бюджетами необходимо: - определить набор служб и должностных лиц (руководителей и специалистов) различного уровня управления, ответственных за все этапы составления, согласования, утверждения, оценки исполнения и контроля бюджетов в компании. -распределить между ними функции и должностные обязанности, сферы компетенции и ответственности. - определить должностное лицо в компании, на которое будет возложена ответственность за окончательное решение по всем вопросам. - установить порядок взаимодействия между различными службами одного уровня управления и между службами различных уровней управления для бюджетного документооборота. - закрепить в системе внутренних нормативных документов компании (положениях, приказах и должностных инструкциях) распределение функций, обязанностей и полномочий. Распределение ответственности за выполнение различных подбюджетов определяется существующей на предприятии организационной структурой и системой управления, то есть: - распределением функциональных обязанностей различных структурных подразделений по обеспечению хозяйственной деятельности компании -регламентом соподчиненности и координации различных подразделений предприятия Планирование, учет и контроль - это система, которая оценивает планы и действия по каждому центру ответственности. Если ЦФО представляет собой крупное структурное подразделение, то на нижнем уровне управления бюджетами может формироваться свой собственный аппарат управления. Это в случае планирования по принципу «снизу вверх», первоначальные варианты бюджетов разрабатываются самими структурными подразделениями. Если речь идет о небольшом подразделении, все функции по составлению, согласованию и обработке бюджетов могут быть возложены на одного из специалистов планово-экономического отдела или специалиста бухгалтерии. Если ЦФУ или МВЗ сформирован на базе существующих структурных подразделений и составляет отдельные виды операционных бюджетов, то разработкой бюджетов здесь скорее всего будет заниматься кто-то из выделенных и обученных специалистов, либо специально обученные уполномоченные сотрудники ПЭО или других экономических служб. В крупной и средней компании, в крупном филиале или структурном подразделении, а также на уровне предприятия или компании в целом предстоит решить вопрос о том, что лучше: поручить какому-то из структурных подразделений определенные функции и операции по бюджетированию или создать новое структурное подразделение, которое будет заниматься бюджетированием. Все центры ответственности можно классифицировать следующим образом: 1. Центр управленческих затрат – подразделение, руководитель которого ответственен за обеспечение наилучшего уровня услуг. Это наиболее приемлемо для административных департаментов предприятия, где трудно поддаются измерению как затраты, так и результаты. 2.Центр нормативных затрат – подразделение, в котором руководитель ответствен за достижение нормативного/планового уровня затратпо выпуску продукции/работ, услуг. 3.Центр доходов- подразделение, руководитель которого в рамках выделенного бюджета ответствененза максимизацию дохода от продаж. Руководители таких подразделений не имеют полномочий ни по дополнительному (сверх бюджета) расходованию средств для привлечения дополнительных ресурсов, ни по варьированию ценами реализации с целью максимизации прибыли. 4. Центр прибыли— этот центр ответственности отличается от предыдущего расширением полномочий руководителя: он имеет право варьировать затратами и ценами реализации с целью максимизации прибыли от операций. 5. Центр инвестиций — здесь при оценке эффективности деятельности включается процент на задействованный капитал. Целевой функцией, по которой оценивается эффективность деятельности ЦО является отдача на инвестированный капитал или прибыль за вычетом процента на задействованный капитал. Все бюджетные показатели в разрезе центров ответственности делятся на: 1.централизованно устанавливаемые аппаратом управления; 2.устанавливаемые самими структурными подразделениями. Ответственность за выполнение показателей несет соответствующий центр ответственности, поэтому оба указанных выше вида показателей называются «контролируемыми» центром ответственности. Виды бюджетных показателей, относящихся к отдельному подразделению: контролируемые центром и не контролируемые. 1. В промежуточный (помесячный) отчет центра ответственности контролирующей управленческой службе входят только контролируемые подразделением бюджетные параметры (как централизованные, так и устанавливаемые самим подразделением). 2. По централизованным бюджетным параметрам управленческая служба либо глава аппарата управления в отношении центра ответственности обладает властными полномочиями. Например, при превышении сметы установленных административных расходов ГТЭУ может дать распоряжение бухгалтерии предприятия приостановить финансирование текущих расходов подразделения и т.п. По параметрам, службы аппарата управления имеют лишь консультативные функции, а властные полномочия осуществляются строго в соответствии с линейным подчинением. Например, первый вице-президент по экономике может дать рекомендации по корректировке уровня и структуры затрат производственных подразделений первому вице-президенту по производству, либо обратиться с соответствующей служебной запиской непосредственно к Президенту компании. Однако решение о корректировке показателей затрат могут принять лишь сам первый вице-президент по производству, либо Президент компании. 3.Регламент принятия решений по контролю и корректировке отдельных бюджетных показателей по различным центрам ответственности четко специфицируется внутренними нормативными актами предприятия, в первую очередь Положением о планировании. 4. «Двойной» контроль исполнения бюджета осуществляется в соответствии со статусом подразделения в рамках организационной структуры предприятия: • структурные подразделения контролируют и принимают оперативные решения в рамках бюджетного задания по тем показателям, которые входят в их полномочия. • в промежуточные отчеты подразделений входят только контролируемые центром ответственности показатели (как централизованные, так и находящиеся в сфере полномочий подразделения); • аппарат управления предприятием имеет право корректировки политики подразделений только по централизованным показателям, входящим в бюджетное задание. Следовательно, два направления контроля исполнения бюджета (управленческими службами и структурными подразделениями) являются составными частями единой системы «сквозного» внутреннего контроля.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |