Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подробное изложение допускает изменение формы лица рассказчика, незначительную замену синтаксических конструкций, частичное изменение композиции исходного текста.



2019-12-29 301 Обсуждений (0)
Подробное изложение допускает изменение формы лица рассказчика, незначительную замену синтаксических конструкций, частичное изменение композиции исходного текста. 0.00 из 5.00 0 оценок




Капитонова Г.С., методист СЦРО

              Подготовка и проведение обязательного экзамена

                по русскому языку муниципальной комиссии

                       (методические рекомендации)

Брошюра адресована преподавателям русского языка, работающим в 7-9 классах. Цель брошюры – помочь преподавателям при подготовке школьников к обязательному экзамену по русскому языку муниципальной комиссии. В брошюру включены следующие разделы:

· специфика письменного экзамена по русскому языку;

· критерии оценивания письменного экзамена;

· образцы сочинений выпускников;

· типичные ошибки выпускников;

· речеведческий анализ рассуждений и некоторые другие вопросы, которые будут полезны преподавателям русского языка.

                                         1 страница

Содержание

1. Специфика письменного экзамена по русскому языку.

2. Критерии оценивания письменной работы по русскому языку.

3. Содержание письменного экзамена (текст для прослушивания, тексты для чтения, тесты).

4. Результаты письменного экзамена по русскому языку (статистика, мониторинг).

5. Образцы сочинений. Рецензии.

6. Типичные ошибки выпускников.

7.  Приложения

8. Список литературы

 

 

 

 

 Методический анализ итогов    муниципального экзамена по русскому языку

 

  Обязательный письменный экзамен по русскому языку муниципальной экзаменационной комиссии сдавали выпускники 31 образовательного учреждения.

 

Специфика письменного экзамена по русскому языку

Содержание  экзаменационной работы по русскому языку соответствует «Обязательному минимуму содержания образования: новое содержание образования. Русский (родной) язык. Общеобразовательный уровень». При разработке экзаменационных материалов  учитывались тенденции новых образовательных стандартов, ориентация на реализацию личностно ориентированного деятельностного и компетентностного подходов к преподаванию русского языка, к определению целей, содержания, методов обучения. В связи с этим содержание аттестационной работы было ориентировано на контроль и измерение уровня сформированности у выпускников основной общеобразовательной школы коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования:

· извлекать необходимую информацию при аудировании и чтении; адекватно понимать и интерпретировать предложенные тексты, аргументировать собственную точку зрения;

· создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам, воспроизводить прослушанный текст с различной степенью свёрнутости;

· интерпретировать в письменной форме информацию, извлечённую из прослушанного и прочитанного текстов, осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с указанной темой, стилем и функционально-смысловым типом речи;

· соблюдать в письменной речи языковые нормы (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные и стилистические).

Аттестационная работа состояла из трёх частей. Первая часть – подробноеизложение – ориентирована на проверку умения выпускников понимать устную речь и воспроизводить её в письменной форме. При выполнении задания первой части школьники должны были продемонстрировать умение правильно понимать и передавать основную мысль текста, логично, последовательно, стройно, без искажений передавать содержание исходного текста с различной степенью свёрнутости, сохраняя его речевые особенности.

     Примечание.

 Подробное изложение предполагает

· максимально полное воспроизведение содержания исходного текста (до 70 %) ; минимальный объём изложения в соответствии с критериями – 100 слов;

· сохранение тематической информации исходного текста (тема, микротемы текста, их совокупное единство);

· глубокое проникновение в авторский замысел, сохранение авторской идеи;

· сохранение стилевых особенностей исходного текста;

· создание собственного текста при помощи осознанного подбора адекватных языковых средств;

· точную передачу эмоционального тона текста, что проявляется в сохранении средств языковой выразительности.

· Отсутствие фактов, не упоминаемых в тексте, эпиграфа, собственных оценок и других материалов, которых нет в исходном тексте.

Подробное изложение допускает изменение формы лица рассказчика, незначительную замену синтаксических конструкций, частичное изменение композиции исходного текста.

 

Вторая часть аттестационной работы содержала тестовые задания, цель которых – выявить уровень сформированности практических умений извлекать информацию из прослушанного текста и соотносить её с информацией, извлечённой из прочитанного текста. Кроме того, задания данной части позволяли также проверить лингвистические и языковые умения выпускников: опознавать, анализировать, классифицировать и оценивать языковые явления и факты с точки зрения их уместности, целесообразности, выразительности.

  . К их числу относятся следующие:

· определение основной мысли прослушанного и прочитанного текстов;

· определение способов языковой связи предложений в тексте;

· выполнение заданий по разделам учебного курса русского языка (фонетике, словообразованию, синтаксису, морфологии и т.д.)

 

Третья часть аттестационной работы – сочинение–рассуждение на основе прослушанного и прочитанного текстов. Особенностью данной части является направленность на проверку комплекса практических умений, необходимых для повседневной речевой практики, в том числе и учебной. При выполнении третьей части работы выпускники должны были продемонстрировать умение понимать основную мысль, объединяющую прослушанный и прочитанный тексты, адекватно передавать её в собственном письменном высказывании; логично, последовательно, связно подтверждать версии авторов (или одного автора) или формулировать собственную версию, доказывая её, приводить как собственные аргументы, так и аргументы, извлечённые из исходных текстов, а также уместно и целесообразно использовать языковые средства в соответствии с темой, стилем и коммуникативным замыслом высказывания.

Примечание. Объём сочинения – рассуждения не менее 80 слов. Важно помнить, что учащиеся пишут сочинение, а не элемент сочинения.

Чтобы выполнить данное задание, выпускникам необходимо сделать следующее:

· внимательно прочитать данный текст (не менее трёх раз);

· определить позицию авторов в соответствии с заданной темой;

· подобрать убедительные аргументы для доказательства версии авторов (автора) или собственной версии;

· продумать абзацное членение создаваемого текста;

· использовать в собственном тексте изобразительно-выразительные и экспрессивные возможности языка авторского текста;

· обдумать начало и концовку собственного текста;

· перечитать написанный текст, отредактировать его, устраняя недочёты, исправляя ошибки.

 

 

Практическая грамотность  выпускника оценивалась на основании проверки всей экзаменационной работы в целом, при этом учитывалось положение о грубых, негрубых и однотипных ошибках. Общая сумма баллов за все виды работы составляет рейтинг (максимальное количество баллов за всю работу – 32), позволяющий более точно, детально определить уровень знаний школьников, расширить диапазон школьной отметки.

Рейтинг складывался из суммы установленных баллов,  которые выпускник получал за выполнение всех трёх частей экзаменационной работы. При этом изложение и сочинение оценивались по критериям, которые позволяли детализировать уровень сформированности конкретных речевых умений. Соответствие каждому критерию оценивалось установленными баллами. Это позволяет проследить речевое развитие выпускника поэлементно и в целом, а также провести детальный сопоставительный анализ достижений учащихся в овладении русским языком на уровне класса, школы, города, а по результатам экзамена выявить те умения и навыки, которые требуют повышенного внимания со стороны преподавателей, а также разработать конкретные методические рекомендации.

Для перевода рейтинговой отметки в четырёхбалльную  предлагалась шкала перевода.

 

        Содержание экзаменационной работы по русскому языку.

Текст для изложения

     Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. Он обладал редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. Такие люди перестают быть  только специалистами: людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. И доктор Янсен не избежал этого. Доктор Янсен был святым города Смоленска, а потому и обречённым на особую, мученическую смерть.

       Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей.

      В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоянно рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. Над колодцами устанавливался ворот с бадьёй, которой откачивали просочившиеся сточные воды. Процедура была длительной, и рабочие в одну смену не управлялись, всё замирало до утра. И тогда бадьёй и воротом завладевали мы.

      Провал в преисподнюю, где воздух перенасыщен метаном, впрямую был связан с прошлым наших отцов, с их риском. Наши отцы прошли не только гражданскую, но и мировую войну,  где применялись отравляющие вещества.

         И мы, сдерживая дыхание, летели в смрадные дыры, как в газовую атаку.

        Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. Но однажды решили прокатиться вдвоём, и верёвка оборвалась. Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. Отправив их за помощью, доктор тут же спустился в колодец, нашёл уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. Мальчик пришёл в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось.

          Так погиб последний святой города Смоленска, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчишек. Меня потрясла не только его смерть, но и похороны. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора. (По Б. Васильеву)

 Выпускникам были предложены два варианта текстов для чтения. К каждому из этих текстов прилагались разные темы для сочинений-рассуждений и по два варианта тестов. Таким образом, выпускники выполняли один из четырёх вариантов экзаменационного задания.

 

Вариант 1.  (Текст для чтения)

     (1) «Спешите делать добро!» - этот девиз принадлежит замечательному человеку, врачу, истинному христианину Фёдору Петровичу Гаазу (так все называли его в Москве).

      (2) В 1828 году к нему обратился князь Голицын, набирая состав московского «Комитета попечительства о тюрьмах». (3) Гааз горячо откликнулся на призыв и был назначен главным врачом московских тюрем. (4) У него началась совсем другая жизнь.

     (5) Для того чтобы понять, за что уже не одно столетие поминает Фёдора Петровича Гааза вся громадная Россия, надо знать положение тюрем того времени. (6) Мрачные, сырые камеры, лишённые чистого воздуха, с земляным или гнилым деревянным полом ниже уровня земли, окна с выбитыми стёклами.

   (7) Ещё ужаснее было положение ссыльных на этапе в Сибирь. (8) Путь каторжан совершался в особых кандалах: на толстый железный прут надевалось до 10 наручников, замыкающихся на руках арестантов. (9) Прут соединял различных по возрасту, здоровью, росту, походке и силам людей. (10) Нанизанные на прут арестанты сбивались с ног, не поспевали друг за другом, слабые тяготили сильных, крепкие негодовали на немощных. (11) С таким положением вступил в борьбу Ф.П. Гааз и вёл её почти 25 лет, до самой кончины.

     (12) Но главный подвиг совершил Гааз, когда добился отмены прута. (13) Следующим по этапу арестантам он раздавал книги, бельё, тёплую одежду, купленную на свои деньги. (14) Разговаривал, ободрял, обещал побеспокоиться о родных. (15) Часто выкупал у помещиков целые семьи, чтобы они могли уйти на поселение вместе с осуждёнными. (16) После его смерти оказалось, что он выкупил 74 семьи крепостных.

    (17) Всё это вызывало недовольство, раздражение и ироническое отношение людей, считавших, что арестанты не заслуживают сострадания. (18) А Фёдор Петрович Гааз говорил: «…Пусть они грешные, пусть есть преступные и даже злодеи, но все они люди…Крещёные люди».

   (19) Никого не удивляло, когда видели, что вместе с партией шёл высокий старик во фраке. (20) Все знали, что это – «Фёдор Петрович», «святой доктор» и «Божий человек», так  привык звать его народ.

    (21) Во все времена года на этой могиле и сейчас лежат цветы – не официальные венки, а живые,  чаще всего скромные букетики ландышей, ромашек.  (По В.К. Константиновой)

 

Тест   (вариант 1)

2. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?

1) Чтобы спасать людей, нужно быть сильным и выносливым.

2) В памяти потомков остаются подвиги врачей, самоотверженно служивших людям.

3) Настоящий врач должен быть терпеливым и заботливым.

4) Чтобы быть хорошим врачом, нужно научиться преодолевать трудности.

3. Какая мысль отражает содержание прочитанного текста?

 1) Стремление спасти ближнего, облегчить его страдания является отличительным качеством настоящего врача.

 2) Доктор Гааз хотел прославиться и поэтому совершал благородные поступки.

 3) Не все люди достойны милосердия.

 4) Хороший врач должен много практиковать и заниматься общественной деятельностью.

4.  К какому стилю и типу речи относится текст?

1) научный стиль; описание;

2) разговорный стиль; рассуждение;

3) художественный стиль; рассуждение;

4) публицистический стиль; повествование.

5. какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью личного местоимения?

1) 2;            2) 11;                 3) 12;                  4) 17.

6. В каком значении употреблено слово жизнь  (предложение № 4)?

1) особая форма существования и движения материи, возникшая на определённой ступени её развития;

2) физиологическое существование человека, животного;

3) деятельность человека в тех или иных её проявлениях;

4) реальная действительность.

7.  В каком слове все согласные звонкие?

1) все;           2) высокий;               3) старик;           4) видели.

8.  Каков способ образования слова деревянный?

1) приставочный; 2) суффиксальный;    3) приставочно-суффиксальный;     4) бессуффиксный.

9 . Какой частью речи является слово что  (предложение № 16)?

  1) местоимение; 2) наречие;      3) частица; 4) союз.

10.  В составе какого сложного предложения есть безличное?

1) 10;                2) 15;                    3) 16;                    4) 17.

11.  Какое из предложений является сложноподчинённым?

1) 5;             2) 8;                 3) 10;                   4) 13.

 

 Тест (вариант 2)

 

 1. 2. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?

1) Настоящий врач должен быть терпеливым и заботливым.

2) Нужна сила и выносливость, чтобы спасать людей.

3) Чтобы быть хорошим врачом, нужно научиться преодолевать трудности.

4) Подвиг врачей, самоотверженно служивших людям, остаётся в памяти потомков.

3. Какая мысль отражает содержание прочитанного текста?

 1) В начале XIX века многие люди в России занимались благотворительностью.

 2) Назначение Ф.П. Гааза главным врачом не изменило его жизни.

 3) Сострадание должно быть главной заповедью врача.

 4) Деятельность Ф.П. Гааза горячо одобряли все современники.

4. К какому стилю и типу речи относится текст?

1) разговорный стиль; рассуждение;

2) научный стиль; описание;

3) художественный стиль; рассуждение;

4) публицистический стиль; повествование.

5. какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью личного местоимения?

1)  3;            2) 4;                 3) 12;                  4) 15 .

6.В каком значении употреблено слово  партия (предложение № 19)?

1)  политическая организация;

2)  одна игра;

3)  группа лиц, собранных с какой-то целью;

4)  определённое количество товара.

7. В каком слове все согласные  мягкие?

1)  следующий;        2)  бельё;               3)  одежда;           4)  арестант.

8. Каков способ образования слова  земляной?

1) приставочный; 2) суффиксальный;    3) бессуффиксный;         

 4) приставочно-суффиксальный.      

 

9.  Какой частью речи является слово что  (предложение №  5)?

  1)  наречие; 2)  местоимение;      3) частица; 4) союз.

10. В составе какого сложного предложения есть безличное?

1) 15;                2)  17;                    3)  19;                    4)  20.

11. Какое из предложений является  простым?

1)  10;             2)  11;                 3)  12;                   4)  15.

 

 

 

 

 

  Вариант 3  (Текст для чтения)

     (1) Николай Иванович Пирогов   внёс в отечественную хирургию научную ответственность и христианское сострадание.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              



2019-12-29 301 Обсуждений (0)
Подробное изложение допускает изменение формы лица рассказчика, незначительную замену синтаксических конструкций, частичное изменение композиции исходного текста. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подробное изложение допускает изменение формы лица рассказчика, незначительную замену синтаксических конструкций, частичное изменение композиции исходного текста.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (301)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.027 сек.)