Факторы (признаки или переменные) сегментирования
На втором этапе важно очертить круг тех факторов, признаков и переменных, которые необходимо использовать для проведения разбивки рынка на сегменты. Следует также дать четкое определение факторам (признакам, переменным). Фактор (признак, переменная)-это способ (технико-экономический показатель) выделения на рынке или разбивки рынка на отдельные сегменты. Для сегментирования рынка потребительских товаров основными признаками (факторами) являются: географические, демографические, социально-экономические, психографические и поведенческие. Географическая сегментация —деление рынка на различные географические единицы: страны, экономические районы, регионы, города и т.д. Демографическая сегментация - деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как: возраст, пол, семейное положение, жизненный цикл семьи, религия, национальность и раса. Социально-экономическая сегментация предполагает деление потребителей по уровню доходов, роду занятий, уровню образования. Психографическая сегментация —деление рынка на различные группы в зависимости от социального класса, жизненного стиля или личностных характеристик потребителей. Как правило, во всех учебниках по маркетингу эти признаки освещаются достаточно подробно. Мы не будем на них останавливаться, поскольку для сегментирования рынка товаров производственно-технического назначения не все из них могут быть использованы в той мере, как это делается для рынков потребительских товаров. Причем следует отметить, что все применяемые факторы сегментирования потребительского рынка классифицированы на четыре (пять) основных типа, внутри этих типов также выделены четкие группы (подтипы). Это не сделано для принципов (признаков, факторов) сегментирования рынков товаров производственно-технического назначения. Поэтому в меру своих сил и знаний попытаемся собрать все эти факторы, которые предложены в литературных источниках, а также используются маркетологами на практике при сегментировании ими в основном потребителей товаров производственно-технического назначения. Ф. Котлер еще в ранних своих изданиях указывал, что «кроме тех же факторов, которые используются для сегментации рынков потребительских товаров,... покупателей товаров промышленного назначения можно сегментировать по географическому принципу и по ряду поведенческих переменных, на основе искомых ими выгод, статуса пользователя, интенсивности потребления, степени приверженности, готовности к восприятию товара и отношению к нему»3. Он также отмечал, что чаще всего для этих целей используются два параметра: 1) разновидность конечных потребителей товара; 2) весомость заказчика. Позже, во втором европейском издании, Ф. Котлер приводит те же принципы (как основные) в несколько иной редакции, а также, в свою очередь, ссылаясь на Т. Банома и Б. Шапиро, приводит несколько типов «дополнительных переменных» (признаков), используемых для сегментирования рынков «организованных потребителей»: 1. демографические характеристики (отрасль, размер компании, месторасположение); 2. технологические переменные (технология, статус пользователя, возможности потребителя); 3. система организации закупок (организация закупочной деятельности, структура приоритетов; природа существующих взаимоотношений, общая политика в области закупок, закупочные критерии); 4. ситуационные факторы (срочность поставки, заявки на товар, размер заказа); 5. индивидуальные характеристики (сходство между покупателем и продавцом, отношение к риску, приверженность своим поставщикам)4. Как видим, Т. Банома и Б. Шапиро подошли к этим переменным с классификационной точки зрения, выделив пять больших групп. В приведенной типологии переменных основное внимание уделяется характеристикам показателей, действующих на рынках организаций потребителей. Вместе с тем трудно согласиться, например, с такой точкой зрения, что такие параметры сегментации, как отрасль, размер компании, месторасположение относятся к демографическим характеристикам. Д. Карич, отмечая, что принципы сегментирования потребителей товаров производственно-технического назначения несколько иные, чем для потребительских рынков, выделяет следующие: 1) состояние отрасли; 2) технологические процессы, применяемые предприятием-покупателем; 3) специфика организации закупок (скорость или сроки поставки, условия оплаты, методы расчетов, формы взаимоотношений); 4) географическая отдаленность; 5) финансовое состояние предприятия-покупателя и его платежеспособность; 6) форма собственности и т.п.5 Ноздрева Р.Б. и Цыгичко Л.И. к критериям (скорее всего к признакам) сегментации потребителей товаров производственного назначения относят6: 1) производственно-экономические (состояние отраслей и предприятий, потребляющих товары, технологические процессы, используемые предпри- тиями-потребителями, масштабы фирм-потребителей, оценка и прогноз развития конъюнктуры региона или страны, где находятся компании-потребители данной продукции); 2) специфика организации закупки (скорость или сроки поставки, условия оплаты и методы расчетов, формы взаимоотношений); 3) личные характеристики лиц, от которых зависит предоставление заказа на покупку. Авторы сделали попытку классифицировать факторы, выделив три группы признаков сегментирования потребителей товаров производственно-технического назначения. И.И. Кретов для сегментации потребителей товаров производственно-технического назначения выделяет следующие факторы7: 1) величина фирмы-покупателя (сюда включены также объемы закупок); 2) специфика (специализация) основного производства (производственная программа и характер выпускаемой продукции); 3) деловая репутация покупателя (возможные риски в отношениях); 4) платежеспособность покупателя (прогноз рисков неплатежей, а также скорости оборачиваемости собственных оборотных средств); 5) требовательность покупателя к качеству и техническому уровню покупаемых изделий (наличие компромисса между требованиями заказчика и возможностями реально их выполнять, объективная оценка конкурентоспособности покупаемой продукции). В первом российском учебнике «Маркетинг» под редакцией А.Н. Романова в качестве критериев (факторов, признаков) сегментирования потребителей рынка товаров производственного назначения называются, в первую очередь, экономические и технологические переменные8: 1) отрасли (промышленность, транспорт, сельское хозяйство, строительство, культура, наука, здравоохранение, торговля); 2) формы собственности (государственная, частная, коллективная, иностранных государств, смешанная); 3) сфера деятельности (НИОКР, основное производство, производственная инфраструктура, социальная инфраструктура); 4) размер предприятия (малое, среднее, крупное); 5) географическое положение (тропики, Крайний Север); 6) периодичность заказов, специфика организации закупки (сроки поставки, условия оплаты, методы расчетов), формы взаимоотношений. П. Диксон в качестве очевидных факторов сегментации покупателей на рынках товаров производственно-технического назначения выделяет:9 1) масштаб предприятия заказчика; 2) потенциал его роста. На основании анализа изученных литературных источников нами была разработана методика опроса практиков-маркетологов. Методика включала форму опроса и задание. В форму опроса были включены более 20 переменных (факторов, признаков) для сегментирования потребителей рынка товаров производственно-технического назначения. Эти признаки не были разбиты нами на отдельные типы, классы и т.п. Одно из условий задания заключалось в том, чтобы маркетологи-практики, работающие над проблемой сегментирования потребителей рынка промышленных товаров, выделили 5 наиболее важных, которые они используют в своей практике. Всего было получено более 50 форм с выделенными признаками. Результаты опроса представлены в таблице 1. В ней признаки размещены в зависимости оттого, сколько голосов за них подано по убывающей. Из 20 признаков, предложенных маркетологам-практикам, как видно из табл. 1, ими названы только 11. Такие факторы, как формы собственности предприятия-покупателя, лояльность к товару, способ доставки товара покупателю, отношения к риску и др. не были отмечены ни разу. Таблица 1. Результаты опроса маркетологов-практиков по использованию ими факторов сегментирования
Наиболее важными с точки зрения практиков являются факторы, которые можно классифицировать как производственно-технические: отраслевая принадлежность и состояние отрасли (37 голосов) и специализация основного производства и технологических процессов (34). Следующие по важности с точки зрения практиков идут чисто экономические параметры: размеры предприятия-покупателя и объем закупок (35) и платежеспособность покупателя (32). Далее идут факторы поведенческого характера: требования руководства предприятия-покупателя к качеству и техническому уровню продукции (27). Важное значение приобретают: географическое положение предприятия-потребителя (20), деловая репутация предприятия-покупателя (20) и опыт участия в закупках (18).
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (467)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |