Глава 3 Разработка и организация сегментации потребителей соков
Маркетинговые исследования в России, наряду со страхованием жизни, донорской сдачей крови и т. п., на данный момент являются товаром (услугой) пассивного спроса. Потребительское поведение в области таких товаров и услуг определяется малой осведомленностью, и даже в случае осведомленности присутствует слабый или отрицательный интерес. В чем кроется причина подобного положения дел? На наш взгляд, таких причин несколько, а именно: 1) особенности менталитета российского человека, который, даже осознавая острую необходимость каких-либо действий, до последнего момента склонен их не предпринимать, надеясь на чудо, «на авось»; 2) отсутствие понимания того, что маркетинговые исследования предполагают затраты интеллектуального и физического труда, проведения серьезной аналитической работы, что, соответствен- но, определяет их немалую стоимость; 3) нежелание руководителями большинства российских предприятий, лишенными рыночного мышления и привыкшими действовать по старинке («на общественных началах»), закладывать в бюджет средства на проведение маркетинговых исследований; попытки самостоятельного проведения исследований силами работников собственного предприятия, не всегда компетентных в вопросах маркетинга, часто заинтересованных в тех или иных результатах исследования и пытающихся фальсифицировать эти результаты, и, конечно же, материально не заинтересованных (провести анкетирование, составить или обработать анкеты работникам, как правило, предлагается в рамках их заработной платы на «добровольно-принудительных началах»); 4) низкий уровень грамотности российского руководства в области маркетинга, как следствие, ведение переговоров с представителями маркетинговых агентств «на разных языках», подсознательное желание (в силу незнания предметной области) не понимать и не принимать предложения, касающиеся вопросов проведения маркетинговых исследований и отвергать данные предложения, воспринимая их источник, как субъект, желающий «сделать деньги из воздуха» и заставить клиента заплатить лишь за красивую презентацию своих услуг; 5) не всегда высокий уровень профессиональной компетентности российских маркетинговых агентств, не способных правильно подать информацию, «найти общий язык» с заказчиком и лишь укрепляющих последнего в мысли о том, что маркетинг — не та область, в которую стоит осуществлять вложения; 6) промежуточный характер результатов маркетинговых исследований, который проявляется лишь в информации, которая, в свою очередь, должна быть рационально использована для получения конечного результата (роста лояльности потребителей, повышения имиджа компании, обеспечения роста показателей отношения потребителей к брэнду и, как следствие, роста объема продаж и прибыли). Поэтому заказчик если и готов потратиться на маркетинг, то скорее расстанется со своими «кровными» ради рекламы, стимулирования сбыта, Р R , организации личных продаж, то есть продвижения, но никак не во имя исследований. Корень решения данных проблем кроется в осознании их причин. Однозначно можем утверждать, что данные проблемы не могут быть решены в короткие сроки, потребуется время на изменение взглядов и менталитета российского заказчика, рост его лояльности маркетинговым агентствам, завоевание последними доверия и создания ими собственной репутации. К счастью, современные экономические условия создают для данных процессов благодатную почву. Все растущая конкуренция вынуждает даже самых закостенелых и консервативных постсоветских чиновников открывать новые грани бизнеса и охватывать все более широкие горизонты, теперь уже не ограниченные рамками собственной компании и узкого круга контрагентов. Каким же образом действовать поставщикам услуг в области маркетинговых исследований? Как выжить на рынке? Как убедить заказчика в целесообразности затрат? Один из вариантов: кооперирование и взаимные договоренности с поставщиками услуг в области продвижения (брэнда, продукта), которые дают на выходе своей деятельности более конкретный, овеществленный результат, и на сотрудничество с которыми клиент идет более охотно. Специалист в области продвижения ценит свою репутацию и никогда, даже ради экономии средств заказчика (снижения стоимости собственных услуг, что часто является определяющим фактором при получении заказа), не станет действовать вслепую. Как вариант — создание компаниями по продвижению собственных подразделений, занимающихся маркетинговыми исследованиями с включением в общую смету затрат на их проведение. Другая альтернатива — тесное сотрудничество с фирмами, специализирующимися на проведении данных исследований. При втором варианте фирма — специалист по продвижению приступает к своей части работы только после того, как заказчик будет иметь на руках результаты исследований. Причем процесс и особенности проведения исследования предварительно согласовываются фирмой — специалистом по исследованиям не только с заказчиком, но и с фирмой, которая выбрана последним для дальнейшей работы по продвижению. Тесная кооперация между участниками необходима не только в целях взаимовыгодного сотрудничества в его финансовой части (перераспределение дохода, обеспечение финансовой поддержки и др.). Большое значение имеет репутация компании. Так, фирма, осуществляющая продвижение, рискует, используя результаты чужих исследований. Даже несмотря на то, что ответственность за результаты исследований лежит на их исполнителе или заказчике, провал мероприятий по продвижению, основанных на дезинформации, повредит «доброму имени» фирмы — специалиста по продвижению. Немаловажный момент, который должен учитываться при ориента-ционной работе с заказчиком по вопросу проведения маркетинговых исследований — необходимость обеспечения заинтересованности за счет подробного пояснения не всегда квалифицированному в данной области специалисту компании-заказчика всей необходимой информации на простом, доступном языке, представления конкретных разработок в области подготовки исследования к его проведению (проекта задания исполнителю исследования). То есть проведению исследования предшествует огромная аналитическая работа. Заказчик, как правило, сам не представляет, что он хочет получить в результате исследования. Хорошо, если он знает свою проблему и готов четко ее сформулировать, что бывает далеко не всегда, например, «у нас падают продажи». Часто заказчик лишь утверждает: «Наверное, нам нужны исследования, мы это чувствуем». Глупо было бы пытаться выяснить у заказчика конкретные цели, задачи исследования, и, тем более, метод, с использованием которого эти исследования должны быть проведены. Подобные вопросы заказчику могут говорить лишь о некомпетентности исполнителя. Все вышеперечисленное должно представлять собой не вопрос, а конкретное предложение заказчику на основе тщательного анализа его ситуации. Также и анкета, которая ляжет в основу проведения исследования, не рождается за короткое . время, не является результатом полета мысли и творчества креативного специалиста, это результат огромной аналитической работы. На основе проблем, очерченных заказчиком, необходимо провести анализ вторичных данных (посмотреть статистику, результаты доступных и близких по тематике исследований), провести пилотные исследования рынка, составить примерный перечень конкурентов, тщательно изучить предметную область заказчика, затем выдвинуть гипотезу (вероятностное предположение относительно сути рассматриваемого вопроса или проблемы), провести комплекс мероприятий по проверке гипотезы (возможно, с использованием экспертных методов), определить предмет, цель, задачи исследования, обосновать проблему исследования, определиться с выборочной совокупностью (в случае количественных исследований), структурой выборки и методами сбора и обработки данных, сформировать логическую структуру анкеты, затем создать и протестировать доступными методами (выборочный опрос, фокус-группы и др.) непосредственно рабочую анкету, либо другой материал, который будет использован для проведения исследования. Только после этого можно отправляться на переговоры с заказчиком, и обсуждать с ним, как с экспертом в данной области, ряд вопросов, связанных с подготовкой исследования, которые находятся в его компетенции. Например, вопрос, который касается конкурентов, или вопросы, связанные с деятельностью компании-заказчика на рынке. Также обязательному согласованию с заказчиком и компанией, которая будет затем заниматься продвижением, подлежит анкета. Однако не стоит полностью отдавать инициативу в руки заказчика, давая ему самостоятельно править анкету, данный процесс должен быть совместным, соединяющим воедино осведомленность заказчика исследования в предметной области и компетентность исполнителя в области маркетинга. Иначе мы рискуем потерять ряд ценных вопросов, которые заказчик, в силу своего неведения, может посчитать нецелесообразными и нестоящими затрат его средств. Конечно, немаловажным аспектом, с точки зрения исполнителя, является опасность потери времени и затрат энергии человеческих ресурсов впустую, в том случае, если проведенные с заказчиком переговоры, после такой тщательной подготовки к ним, не приведут в итоге к получению заказа. Такая опасность присутствует и определяется спецификой деятельности в области маркетинговых исследований: прежде чем заказчик примет решение о проведении исследования, ему нужно сделать конкретное предложение, подготовка которого требует затрат, связанных с неизбежным риском. Возможно, в качестве некого утешения прозвучит то, что это далеко не единственная область деятельности, сопряженная с подобным риском. Например, дизай-нерско-строительная фирма готовит не один дизайн-проект, чтобы по всем позициям удовлетворить заказчика и приступить к работе по отделке, при этом, в лучшем случае, оплачивается только один, последний проект, в соответствии с которым производятся работы. Для иллюстрации вышеизложенного приведем условный пример, содержащий результаты предварительной работы по подготовке исследования потребителей колбас. Данные результаты представляют собой некий проект задания, который готовится исполнителем, согласовывается с заказчиком, в дальнейшем носит характер задания заказчика исполнителю. Наличие данных материалов, на наш взгляд, является обязательным условием обоснованных переговоров с заказчиком по поводу необходимости предстоящего проведения маркетингового исследования.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |