Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Фундаментальные науки, их общая характеристика



2019-12-29 466 Обсуждений (0)
Фундаментальные науки, их общая характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок




 Для современного естествознания характерен широкий спектр разнообразных наук, среди которых можно выделить фундаментальные:

· Физика

· Химия

· Биология

Отличительной чертой фундаментальных наук является разработка научных представлений и формулировка законов, непосредственно характерных для исследуемых явлений. Во многом историческое развитие естествознания определялось достижениями именно в этих фундаментальных науках.

Однако, научная теория дает нам определенный срез действительности. В науке обязательно должны содержаться различные системы абстракции, которые не только несводимы, но рассекают действительность в разных плоскостях. Эти системы абстракции определенным образом соотносятся друг с другом, но не перекрывают друг друга. Поэтому невозможно сведение социальных явлений к биологическим, биологических – к физико-химическим, химических – к физическим. Более того, даже в пределах физики существует такого рода несводимость и что невозможно построить такую теорию, из которой бы следовало все богатство физических явлений.

Единство науки выражается не в абсолютной редукции знания, а в выявлении сложных взаимоотношений между различными системами абстракций.

По мнению В.Гейзенберга в современной физике существует по крайней мере 4 фундаментальных замкнутых непротиворечивых теории: классическая механика, термодинамика, квантовая механика. В своей области они приложимости они наилучшим образом описывают реальность. По его мнению аналогичная тенденция прослеживается и в развитии других наук. Везде наблюдается стремление выделить определенные группы устойчивых связей действительности и описать их замкнутой системой специфических понятий, которые и образуют научные теории.

Таким образом, любая научная дисциплина, как бы велики не были успехи в интеграции охватываемых ею знаний, состоит из нескольких научных областей, специфика которых отображается относительно замкнутыми системами понятий, представляющих собой теории.

Отличительной чертой современного естествознания выступает его органическая связь с математикой. По своему гносеологическому содержанию математика предстает как логически непротиворечивая система разнообразных математических образов, которые с другой стороны могут быть чрезвычайно эффективно приведенными к естественным наукам.

Другой характерной чертой современного естествознания выступает его глубокая связь с технологией. По мере того, как наука все более полно вступала в область производства, возникали разнообразные прикладные виды научного знания: от рутинных ремесленных приемов человечество шло к сознательному использованию научных достижений для разработки разнообразных технологий.

Особенностью современного естествознания является его тесная связь с культурой, а через нее с философией. Мировоззрение любого человека существенно определяется его представлениями о мире в целом, о природе детерминации разнообразных явлений и т.д. Все это органически связано с тем или иным естественно-научным знанием.

Таким образом, современное естествознание является не только важнейшим компонентом науки, но и играет исключительную роль в становлении и формировании личности.

В качестве определяющих философских проблем современного естествознания выступают:

1. Субъектно-объектное представление познавательного процесса, которое наиболее полно проявляется на эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания. В частности можно выделить 3 основные формы субъектно-объектного взаимодействия:

· непосредственное субъектно-объектное взаимодействие, когда в качестве субъекта выступал индивид, а средствами познания оказались его органы чувства. Эта точка зрения «здравого смысла», которая во многом определила научное познание на раннем этапе его развития;

· опосредованное субъектно-объектное взаимодействие, когда об объекте можно говорить с учетом особенностей прибора, который помещается между объектом и субъектом;

· непосредственное субъектно-объектное взаимодействие, в котором субъектом выступает не индивид, а социально-организованный или коллективный субъект. При таком гносеологическом основании большое значение приобретает лингво-информационные характеристики знания.

2. проблема рациональности теоретического знания. Рациональность – выполнение логических требований к содержательности научного знания. Рациональность носит исторический характер, в связи с чем можно выделить 3 основных вида методологии, определяющей рациональность знаний:

· формальная логика – логика «здравого смысла»;

· диалектическая логика;

· синергетика, для которой характерен учет не только противоречивого характера всякого развития;

3. проблема каузальности или детерминации научного знания. Ценность любого научного знания заключается в его способности скрывать причины каких-либо явлений или процессов, а также предвидеть последующие результаты. 3 основных формы:

· механический детерминизм (одна причина → одно следствие);

· статистический детерминизм (одна причина → несколько следствий);

· функциональный детерминизм (несколько причин → несколько следствий).

 



2019-12-29 466 Обсуждений (0)
Фундаментальные науки, их общая характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Фундаментальные науки, их общая характеристика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (466)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)