Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. Бюджетная система российской федерации



2019-12-29 199 Обсуждений (0)
Тема 1. Бюджетная система российской федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные вопросы:

1. Экономическое содержание и структура бюджетной системы.

2. Принципы построения бюджетной системы РФ.

1. Экономическое содержание и структура бюджетной системы

Основным звеном финансовой системы являются государственные финансы. Они формируют центральную часть всей финансовой системы, где важнейшую роль играет государственный бюджет. Именно с его помощью государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение национального дохода. Бюджет представляет собой форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства. Как экономическая категория бюджет выражает определенные экономические отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования общегосударственного фонда денежных средств в целях обеспечения финансовыми ресурсами расширенного воспроизводства. С помощью ресурсов, аккумулируемых в бюджетах, органы государственной власти и местного самоуправления выполняют свои функции: обеспечение обороны государства; реализация социально-культурных мероприятий; содержание непроизводственной сферы и органов власти; выполнение народнохозяйственных задач и т.д.

Бюджетные ресурсы формируются на всех уровнях бюджетной системы. Организационное построение бюджетной системы, ее состав и структура определяются и зависят от государственного устройства страны.

Различают бюджетную систему унитарного государства, которая включает два уровня:

1. бюджет центрального правительства;

2. бюджеты муниципалитетов.

А также выделяют бюджетную систему федеративного государства, в состав которой входит три звена:

1. бюджет центрального правительства;

2. бюджеты членов Федерации;

3. бюджеты муниципалитетов.

Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетная система РФ состоит из бюджетов следующих уровней:

· федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (ГВФ);

· бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· местные бюджеты, в т. ч.:

1. бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

2. бюджеты городских и сельских поселений.

Рис. 1.1. Структура бюджетной системы РФ

Федеральный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) представляет собой форму образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Как было отмечено, на федеральном и региональном уровнях в бюджетную систему входят внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных (местных) органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет государственный внебюджетный фонд как фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы фондов формируются в порядке, установленном федеральным законом либо предусмотренным Бюджетным кодексом.

Функцию объединения бюджетных показателей выполняет консолидированный бюджет. Он представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. Консолидированный бюджет используется для расчетов, проведения сравнительного анализа, разработки экономико-математических моделей прогнозирования бюджетов, исследования связей между объемами доходов и макроэкономическими показателями, для разработки прогнозов социально-экономического развития, определения степени централизации финансовых ресурсов и т.д.

2. Принципы построения бюджетной системы РФ

Бюджетная система Российской Федерации строится на следующих принципах:

1. единства бюджетной системы РФ;

2. разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

3. самостоятельности бюджетов;

4. равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;

5. полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

6. сбалансированности бюджета;

7. эффективности и экономности (результативности и эффективности) использования бюджетных средств;

8. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

9. прозрачности (открытости);

10. достоверности бюджета;

11. адресности и целевого характера бюджетных средств;

12. подведомственности расходов бюджетов;

13. единства кассы.

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерацииозначает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации, санкций за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ и определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

· право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

· право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

· право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы РФ;

· право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации самостоятельно определять формы и направления расходования средств соответствующих бюджетов;

· недопустимость изъятия доходов, экономии по расходам бюджетов, дополнительно полученных в результате эффективного исполнения бюджетов;

· и т.д.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ.

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем преду­смотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномочен­ные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

· субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ;

· средств целевых иностранных кредитов;

· добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

· и т.п.

Принцип прозрачности (открытости) означает:

обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений о бюджетах по решению органов государственной и муниципальной власти;

обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов;

стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года.

Принцип достоверности бюджетаозначает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей терри­тории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств озна­чает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета.

Практическое задание

1. Нарисуйте схему бюджетной системы Российской Федерации и отразите роль государственных органов власти.

2. Проанализируйте бюджетную систему Германии и Франции. В чем существенные отличия бюджетных систем данных стран от бюджетной системы Российской Федерации?



2019-12-29 199 Обсуждений (0)
Тема 1. Бюджетная система российской федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1. Бюджетная система российской федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)