Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 9. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТА



2019-12-29 211 Обсуждений (0)
Тема 9. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТА 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные вопросы:

1. Содержание, значение и задачи контроля за исполнением бюджета.

2. Формы контроля за исполнением бюджета.

3. Органы контроля за исполнением бюджета.

4. Методы контроля за исполнением бюджета.

1. Содержание, значение и задачи контроля за исполнением бюджета

Контроль за исполнением бюджета – важный этап бюджетного контроля, осуществляемый представительными органами власти, Счетной палатой РФ, контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами.

Контроль проявляется в процессе поступления доходов бюджета, зачисления их на соответствующие счета бюджетов, исполнения расходных обязательств, финансирования расходов бюджетополучателей, целевого расходования средств бюджета, а также в законности расходования бюджет­ных средств. Таким образом, контроль полностью отражает процесс исполнения бюджета. При этом проведение контроля основывается на Конституции Российской Федерации, Бюджетном кодексе Российской Федерации, Налоговом кодексе Российской Федерации, федеральных законах и других нормативных правовых актах.

Выделяют следующие задачи контроля за исполнением бюджета:

· обеспечение правильности исполнения бюджета;

· соблюдение законодательства в процессе исполнения бюджета;

· проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств;

· улучшение бюджетной дисциплины;

· выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней бюд­жетной системы;

· выявление расточительств и финансовых злоупотреблений, принятие мер наказания к виновным лицам;

· другие.

Объектом контроля за исполнением бюджета выступают денежные отношения, возникающие между государством и юридическими, физическими лицами по поводу мобилизации, распределения и перераспределения части валового внутреннего продукта в территориальном и отраслевом разрезах с целью выполнения государством своих задач и функций. Следовательно, объектом контроля являются не только бюджетная сфера и бюджетный процесс, но и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений, что определяет роль контроля за исполнением бюджета.

Предметом контроля за исполнением бюджета выступает непосредственно про­цесс исполнения бюджета: поступление доходов в бюджетную систему, расходование бюджетных средств, а также учет и отчетность.

2. Формы контроля за исполнением бюджета

В Российской Федерации контроль за исполнением бюджета имеет две формы:

· парламентский;

· административный.

Парламентский контроль осуществляется соответствующими представи­тельными органами. Законодательные (представительные) органы осуществляют следующие формы финансового контроля:

· предварительный контроль;

· текущий контроль;

· последующий контроль.

Предварительный контроль проводится в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам. Это контроль, проводимый до совершения фи­нансовых операций на стадии составления, рассмотрения и утверждения смет доходов и расходов учреждений, направлен на предупреждение неэффективного и нецелевого расходования бюджетных средств. Он предусматривает проверку обоснованности расходов, правильности представленных расчетов, полноты указанных источников доходов, ожидаемых доходов. Предварительный контроль способствует выбору наиболее экономичных реше­ний, и от качества его постановки и проведения во многом зависят итоги исполнения бюджета в целом.

Текущий контроль осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами. Это контроль, осуществляемый на этапе совершения фи­нансовых операций со средствами бюджета в целях предотвращения нарушений при их расходовании, соблюдения финансовой дисциплины и своевременного осуществления финансово-денежных расчетов. Он предполагает проверку соответствия предлагаемых к оплате расходов утвержденной смете доходов и расходов, кодам бюджетной классификации и соответствие заключенных договоров доведенным лимитам бюджетных обязательств и др. На этой стадии эффективность контрольных действий важна, поскольку такой контроль предотвращает саму возможность нарушения бюджетной дисциплины. Текущий контроль играет роль меры превентивного воздействия на процесс формирования и использования государственных ресурсов. Этот вид контроля призван предупредить неоправданное расходование бюджетных средств и обеспечить более полную мобилизацию доходов в бюджет.

Последующий контроль проводится в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Это контроль, проводимый после использования средств федерального бюджета в отчетном периоде путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации для определения эффективности, целена­правленности расходования бюджетных средств и своевременности совершения опера­ций с этими средствами.

Контрользаконодательных (представительных) органов предусматривает право соответствующих законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления на:

· получение от органов исполнительной власти, местных администраций муниципальных образований необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

· получение от финансовых органов оперативной информации об исполнении соответствующих бюджетов;

· утверждение (неутверждение) отчета об исполнении соответствующего бюджета;

· создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов);

· вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Административный контроль осуществляется Министерством финансов РФ, Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и местного самоуправления, главными распорядителями бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений.

Административный контроль предполагает:

· право проведения проверок главных распорядителей и получателей бюджетных средств;

· право получения информации, необходимой для контроля за соблюдением бюджетного законодательства;

· право требовать устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства;

· право давать обязательные для исполнения указания по устранению выявляемых нарушений бюджетного законодательства, оформлять документы, являющиеся основанием для наложения мер ответственности.

Органы исполнительной власти (органы местной администрации) вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляющие разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.

Органы исполнительной власти, местные администрации муниципальных образований обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) органам в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Органы контроля за исполнением бюджета

Остановимся на роли некоторых участников бюджетного процесса при осуществлении контроля за исполнением бюджета.

Федеральное казначейство осуществляет контроль за:

· непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;

· непревышением бюджетных ассигнований, распределенных главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета между администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над утвержденными им бюджетными ассигнованиями;

· непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными до них лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;

· непревышением кассовых выплат, осуществляемых администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над доведенными до них бюджетными ассигнованиями;

· соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;

· наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих в соответствии с порядком санкционирования расходов, установленным Министерством финансов Российской Федерации, возникновение у него денежных обязательств.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов. Данная служба осуществляет контроль за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств. Кроме этого, главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета. Они вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

Главные администраторы доходов бюджета осуществляют финансовый контроль за подведомственными администраторами доходов бюджета по осуществлению ими функций администрирования доходов.

Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета осуществляют финансовый контроль за осуществлением подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета кассовых выплат из бюджета по погашению источников финансирования дефицита бюджета. Они вправе проводить проверки подведомственных администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

Контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований, осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетных средств. Формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом РФ, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.

4. Методы контроля за исполнением бюджета

Существует несколько методов контроля за исполнение бюджета:

1. Документальная проверка, которая проводится непосредственно на предпри­ятии, в организации или учреждении в присутствии должностных лиц.

2. Камеральная проверка, которая проводится по месту нахождения контроли­рующею органа на основе документов, представленных ему предприятиями, организациями и учреждениями и имеющихся у субъектов контроля доку­ментов и сведений.

3. Обследование, которое заключается в личном ознакомлении контролирую­щего лица на месте с отдельными сторонами финансово-хозяйственной дея­тельности предприятий, учреждений, организаций.

4. Анализ исполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней бюджетной системы, смет доходов и расходов бюджетных учреждений.

5. Ревизия, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреж­дений, а также работу финансовых органов по составлению и исполнению бюджета, направленные на установление обоснованности, целесообразности и эконо­мической эффективности совершения хозяйственных операций и выделения бюджетных средств, соблюдения финансовой дисциплины, сохранения госу­дарственной собственности, достоверности ведения учета и отчетности в це­лях выявления недостатков и нарушений в деятельности ревизуемого объекта.

Контроль за исполнением бюджета включает также:

· анализ представляемой получателями бюджетных средств отчетности по исполнению смет доходов и расходов;

· ревизии и проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности, правильности расходования бюджетных ассигнований учреждениями, финансируемыми из бюджета;

· анализ финансово-хозяйственной деятельности получателей бюджетных средств.

Наряду с контролем за исполнением бюджета, важной составной частью бюджетной работы является экономический анализ бюджета.

Практическое задание

Задача 1
По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета были выявлены недостоверность и неполнота сведений. Гос. Дума приняла решение об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета с внесением поправок. Может ли Гос. Дума принять такое решение?

Задача 2
В ходе проверки бюджета выявлено несоответствие исполнения федерального бюджета принятому закону. В каких случаях в данной ситуации отчет об исполнении бюджета будет утвержден?

Задача 3
Организации «Б» в 2009 году были выделены бюджетные средства в размере 1 миллиона 200 тысяч рублей. Дата зачисления средств на счет – 1 февраля 2009 года. В результате проверки расходования бюджетных средств организацией «Б» был выявлен факт нецелевого использования бюджетных средств федерального бюджета в сумме 500 тысяч рублей на 1 марта 2009 года. Рассчитать сумму штрафных санкций за нецелевое использование бюджетных средств.



2019-12-29 211 Обсуждений (0)
Тема 9. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 9. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)