Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 10. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА



2019-12-29 613 Обсуждений (0)
Тема 10. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные вопросы:

1. Содержание анализа бюджета и задачи его проведения.

2. Принципы проведения анализа бюджета.

3. Методика и методы проведения бюджетного анализа.

4. Виды и этапы анализа бюджета.

1. Содержание анализа бюджета и задачи его проведения

Важнейшим этапом бюджетного процесса является экономический анализ бюджетных показателей, который проводится на всех его стадиях.

Целями проведения анализа бюджета являются:

· оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;

· обоснование финансово-бюджетной политики правительства и администраций территорий;

· обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;

· выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;

· обоснование принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления;

· выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;

· обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов;

· обеспечение полного и своевременного выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;

· выявление недостатков в деятельности получателей бюджетных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

· определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;

· выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложений по их устранению;

· совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

Кроме перечисленных выше общих для всех задач, анализ территориальных бюджетов позволяет:

· определить уровень финансовой самодостаточности территории;

· определить уровень устойчивости территориального бюджета;

· выявить факторы, воздействующие на финансовое положение территории, и степень влияния этих факторов на территориальный бюджет;

· определить приемлемость и справедливость с точки зрения населения проводимой местной администрацией бюджетной политики.

Одним из направлений анализа бюджета является анализ его исполнения. Основная задача анализа исполнения доходной части бюджета – изыскание резервов доходов, т.е. увеличение контингентов федеральных, региональных и местных налогов, их собираемости. При анализе исполнения расходной части бюджета подводятся итоги исполнения бюджета в целом, по видам расходов, по нижестоящим бюджетам, по отдельным разделам, видам бюджетных учреждений, статьям затрат. Выясняются возможности более экономного использования ассигнований; проверяется целевой характер расходования бюджетных средств; оценивается степень удовлетворения потребностей учреждений в средствах.

Проведение комплексного анализа бюджета позволяет получать необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осуществлении бюджетной политики, выявления резервов в мобилизации средств в бюджет, повышения эффективности их использования и усиления контроля. Выводы экономического анализа, проводимого финансовыми органами, ведомствами, другими структурами, используются для:

· объективной оценки результатов исполнения бюджета;

· выявления причин отклонений от утвержденных показателей;

· разработки предложений и рекомендаций, направленных на выявление резервов укрепления доходной базы бюджетов, обеспечение поступления в установленный срок платежей по каждому источнику доходов и каждому бюджету;

· обеспечения своевременного финансирования расходов по целевому назначению;

· укрепления финансовой дисциплины;

· совершенствования нормативной базы, используемой при формировании доходов и осуществлении расходов бюджета;

· выработки предложений по совершенствованию бюджетных процедур.

Материалы экономического анализа исполнения бюджета оформляются в виде пояснительной записки к отчету об исполнении бюджета. Записка, вместе с тем, является своеобразным отчетом о работе соответствующего финансового органа, так как отражает меры, принятые для выполнения бюджета по доходам и расходам, выявленные резервы, мероприятия по укреплению бюджетной и финансовой дисциплины. Аналитические таблицы обычно отражают показатели утвержденного и уточненного бюджета, фактическое исполнение, отклонения от уточненного бюджета по причинам их образования и другие сведения, характеризующие анализируемые показатели. Круг показателей аналитических таблиц устанавливается в зависимости от задач анализа.

2. Принципы проведения анализа бюджета

Можно выделить основополагающие принципы, которыми необходимо руководствоваться при проведении аналитической работы на любом уровне бюджетной системы при решении любых задач. Анализ должен быть:

· конкретным, т.е. основываться на изучении широкого круга показателей, всесторонне характеризующих экономическое или финансовое явление, процесс, тенденцию;

· системным, т.е. представлять собой систему аналитической работы по срокам, охвату вопросов, приемам, взаимосвязи изучаемых показателей;

· оперативным, т.е. по результатам анализа должна осуществляться разработка рекомендаций, на основе которых можно оперативно повлиять на анализируемые показатели, процессы;

· объективным, что должно обеспечиваться обоснованным подбором информации, которая способна всесторонне охарактеризовать всю совокупность причин и факторов, определяющих выявленную динамику, тенденции.

Среди важнейших требований, предъявляемых к анализу бюджета, можно также выделить: комплексность, документальную обоснованность, использование широкого круга взаимоувязанных показателей бюджетной, статистической, ведомственной информации.

Как было отмечено выше, бюджетный анализ может проводиться как по результатам составления, так и исполнения бюджета.

Анализ составления бюджета включает определенные направления исследований:

1. анализ финансового состояния отраслей сферы материального производства;

2. анализ ожидаемого исполнения бюджета текущего года;

3. анализ показателей сводного финансового баланса;

4. анализ доходной части проекта бюджета по источникам доходов;

5. анализ расходной части проекта бюджета по направлениям использования бюджетных средств.

Вопросы, связанные с анализом состояния бюджетов и их устойчивости на сегодняшний день недостаточно разработаны. Поэтому в современной практике главным образом применяется анализ исполнения бюджетных показателей. Он включает в себя:

1. анализ выполнения показателей по поступлению доходов в разрезе отдельных источников доходов и отраслей хозяйства;

2. анализ исполнения запланированных расходов по направлениям финансирования и отраслям производственной и непроизводственной сфер;

3. анализ исполнения бюджетных обязательств;

4. анализ кассового исполнения бюджета.

В зависимости от поставленных задач избирается методика проведения анализа.

3. Методика и методы проведения бюджетного анализа

Методика экономического анализа бюджета условно может быть подразделена на общую и частную. Общая методика одинаково применима при анализе как общих итогов, так и частных результатов исполнения бюджета по доходам и расходам. К ней относятся:

· определение задач анализа;

· подбор и предварительная проверка достоверности и правильности данных;

· использование приема сравнения как основного при определении уровня исполнения и динамики бюджетных показателей;

· применение утвержденных или уточненных данных в качестве базы для сравнения и оценки показателей;

· прием разложения отклонений от установленных назначений по факторам, различно повлиявшим на результаты исполнения по доходам или расходам;

· широкое применение, наряду с абсолютными, относительных и средних показателей, а также свободных величин;

· применение аналитических группировок и построение таблиц, позволяющих судить о результатах исполнения бюджета, и др.

Практическое применение частной методики определяется уровнем бюджета; видами доходов или направлением расходов; количеством и качеством данных, которые обеспечат наиболее полную информацию по анализируемому вопросу, способам их проверки; видами необходимых группировок и расчетов, аналитических таблиц; предположительными выводами, которые могут последовать по результатам анализа.

Обработка экономической информации при проведении анализа исполнения бюджета осуществляется в следующей последовательности: сводка, группировка, сравнение, разложение, синтез. Для проведения анализа бюджета используются определенные методы и инструменты.

Наиболее простой метод – сравнение, когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т.е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.

Следующий метод – группировка, когда показатели группируются и
сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.

Метод цепных подстановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

В качестве инструментов для бюджетного анализа могут использоваться бюджетные коэффициенты – относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим.

Бюджетные коэффициенты позволяют сравнивать характеристики бюджета за различные периоды времени, сравнивать показатели бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Также такие коэффициенты могут быть использованы в качестве нормативов (критериев) состояния бюджета. Эти критерии могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, сформированных по территориальному признаку и т.д. С помощью бюджетных коэффициентов достигается объективизация в оценке состояния территориальных бюджетов, выявляются факторы, влияющие на это состояние.

В свою очередь, знание этих факторов и меры их влияния на бюджет позволяют определить причины негативных явлений в бюджетной сфере и более качественно готовить мероприятия по их устранению.

Таким образом, наряду с методами анализа, характеризующими общий подход к исполнению бюджета, существует и методика его проведения, которая определяет виды и этапы аналитической обработки информации.

4. Виды и этапы анализа бюджета

Для бюджетного анализа могут использоваться:

1. горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

2. вертикальный анализ, в результате которого определяются структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

3. трендовый анализ, который проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. В ходе этого анализа сравниваются плановые и отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее;

4. факторный анализ, суть которого заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели (например, влияние на величину показателей расходов на социально-культурные мероприятия таких факторов, как численность контингента бюджетных учреждений, период функционирования этих учреждений, уровень цен, индексы инфляции и т.д.).

Входе аналитической работы могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной частей бюджета, относительные показатели – бюджетные коэффициенты; выявляться тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния отдельных факторов на процесс формирования и исполнения бюджета.

Можно выделить некоторые этапы проведения анализа и представить их следующим образом. На первом этапе осуществляются проверка, свод, группировка необходимых данных. На втором этапе проводится собственно аналитическая обработка:

· сравниваются соответствующие показатели по доходам, расходам, нормативам, контингентам, другим показателям;

· определяются причины отклонений от уточненных назначений по бюджету;

· раскрываются взаимосвязи и количественные зависимости между показателями.

На третьем этапе подводятся итоги анализа и делаются основные выводы.
На четвертом этапе разрабатываются практические предложения и рекомендации по результатам анализа.
Анализ результатов завершает процесс исполнения бюджета.

В целом следует отметить, что каждый из приемов анализа имеет важное значение, но конкретность и действенность выводов экономического анализа зависят, прежде всего, от их комплексного применения. Дополняя друг друга, они способствуют раскрытию сложных связей и зависимостей, возникающих между различными показателями в процессе исполнения бюджета по доходам и расходам.

Практическое задание

Задача 1
Определите коэффициент автономии, если минимальные расходы бюджета – 2300 млн. руб., а доходы – 2400 млн. руб.

Задача 2
Определите размер минимальных расходов при неустойчивом состоянии бюджета, если собственные доходы – 500 млн. руб., регулирующие доходы – 300 млн. руб., дополнительно привлекаемые финансовые ресурсы – 300 млн. руб., безвозмездные перечисления 100 млн. руб., субвенции – 200 млн. руб.

Контрольные вопросы

1. С чем связана необходимость бюджета?

2. Что такое бюджетная система и в чем состоит ее экономическая сущность?

3. В чем заключаются особенности бюджетных систем унитарных и федеративных государств?

4. Сколько уровней и какие включает бюджетная система РФ?

5. Что представляют собой государственные внебюджетные фонды и для чего они создаются?

6. Что такое «консолидированный бюджет» и для чего он используется?

7. Каковы принципы построения бюджетной системы в РФ?

8. Приведите определение бюджетного процесса.

9. Какие задачи решаются в ходе бюджетного процесса?

10. Что включает в себя бюджетный процесс?

11. Изложите принципы организации бюджетного процесса.

12. Перечислите участников бюджетного процесса и раскройте их полномочия.

13. Что представляет собой бюджетное планирование?

14. Объясните роль и значение бюджетного планирования (прогнозирования).

15. Какие задачи решает бюджетное планирование?

16. Перечислите принципы бюджетного планирования.

17. Что подразумевают под прогнозом развития бюджета?

18. Какие методы используются при разработке прогноза развития бюджета? Дайте их сравнительную характеристику.

19. Какие материалы и документы используются как основа для составления проектов бюджетов?

20. Кто готовит Бюджетное послание Президента РФ и каково его содержание?

21. В чем состоит главная задача составления проекта бюджета?

22. Каковы роль и функции органов исполнительной власти в процессе составления проекта федерального бюджета?

23. Приведите характеристику основных документов, вносимых Правительством РФ в Государственную Думу РФ одновременно с проектом федерального бюджета.

24. Сколько чтений проходит проект федерального бюджета при его рассмотрении?

25. Определите особенности рассмотрения проекта федерального бюджета в разных чтениях в Государственной Думе.

26. Опишите процедуру рассмотрения разногласий в ходе бюджетного процесса на федеральном уровне. Какие органы принимают в ней участие?

27. Какую информацию для составления проекта бюджета получают финансовые органы субъекта РФ из Министерства финансов РФ?

28. В чем заключаются задачи исполнительных органов власти при формировании бюджета субъекта РФ?

29. Что служит правовой базой формирования проекта бюджета субъекта РФ?

30. Какова роль органов государственной власти РФ и субъектов РФ в развитии муниципальных финансов?

31. Как распределяется компетенция местных органов власти и управления в бюджетном процессе?

32. Каким образом осуществляется процесс рассмотрения и утверждения бюджета муниципального образования?

33. Какие права предоставлены главе муниципального образования в случае неутверждения проекта бюджета в установленные сроки?

34. Раскройте понятие «исполнение бюджета».

35. Какие органы принимают участие в исполнении бюджетов?

36. Что такое кассовое исполнение бюджетов?

37. Как и для чего составляется бюджетная роспись? Кем она утверждается?

38. Кто относится к распорядителям бюджетных средств?

39. Какие права имеют главные и нижестоящие распорядители средств бюджетов?

40. Что включает в себя процесс исполнения доходной части бюджета?

41. Раскройте этапы исполнения расходов бюджетов.

42. Какие задачи выполняет контроль за исполнением бюджета?

43. Что предполагает парламентский контроль за исполнением бюджета?

44. Охарактеризуйте административный контроль за исполнением бюджета.

45. Какие органы осуществляют контроль за исполнением бюджета?

46. Назовите и раскройте методы, применяемые при проведении контроля за исполнением бюджета.

47. Для чего проводится предварительный контроль?

48. Что предполагает проведение текущего контроля?

49. Какова роль последующего контроля?

50. Для каких целей проводится экономический анализ бюджетных показателей?

51. Назовите требования, предъявляемые к анализу бюджетных показателей.

52. Раскройте методы проведения анализа бюджета.

53. Дайте определение этапам экономического анализа бюджетных показателей.

54. Назовите элементы общей и частной методики анализа бюджетных показателей.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 17.07 1998 г. ( в ред. изм. и доп.).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации, части I и II ( в ред. изм. и доп.).

4. Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

5. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / О.В. Врублевская и др.; под. ред. О.В.Врублевской, М.В.Романовского. – 3-е изд., испр. и перераб. - М.: ЮРАЙТ – Издат., 2007.

Дополнительная

1. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. Врублевской О.В., Романовского М.В. Издательство: Спб. «Питер», 2008.

2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. Нешитого А.С. Издательский дом «Дашков и К», 2008.

3. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации / Учебное пособие – М.: Дашков и К, 2006.

4. Ковалева Т.М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика а Российской Федерации: Учебное пособие – М.: КноРус, 2005.

5. Ремиханова Д.А. Бюджетное право: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Изд-во ТК Велби, 2007.

 

Вопрос:

Какой орган государственной власти контролирует целесообразное использование средств государственного бюджета?

Ответ:

Счетная палата РФ

 

Вопрос:

За счет каких средств формируется бюджет Российской Федерации?

Ответ:

За счет налоговых платежей, доходов бюджета от использования имущества государства

 

Вопрос:

Какой орган в РФ является основным в контроле за эффективном использованием средств государства?

Ответ:

Счетная Палата РФ

 

 

Вопрос:

Является ли субвенция федерального бюджета источником дохоной части муниципального бюджета?

Ответ:

Является. Кроме этого источником доходной части бюджета являютя местные налоги

 



2019-12-29 613 Обсуждений (0)
Тема 10. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 10. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (613)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)