Тема 1.1 Экономическая теория: предмет и метод
Цель занятия: исходя из понятия экономики, как сферы жизнедеятельности общества, определить предмет, функции и задачи экономической теории, рассмотреть основные научные школы и современные направления развития экономической теории, научные методы познания экономических процессов. План: 1. Экономика как сфера жизнедеятельности общества. Экономика как сфера жизнедеятельности общества. Экономические науки. Общая и частные экономические науки. 2. Предмет, функции и задачи экономической теории. Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории. Экономические категории. Экономические законы. Экономическая теория, прогнозы и политика. Экономические цели общества. Позитивная и нормативная экономическая теория. 3. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории. 4. Методы экономической теории. Методы экономической науки. Использование общенаучных, математических, статистических методов. Системная методология. Предельный анализ. Функциональный анализ. Равновесный анализ. Экономическое моделирование. Экономический эксперимент. Литература: 1. Дорина, Е.Б. Институциональная теория и решение проблем глобального развития экономики и управления / Е.Б. Дорина // Белорусский экономический журнал. - 2010. - № 3. - С. 49-55; 2. Медведева, Ю.А. Постнеклассическая теория управления: проблемы организационного развития / Ю.А. Медведева // Белорусский экономический журнал. - 2009. - № 1. - С. 84-90; 3. Коландер, Д. Революционное значение теории сложности и будущее экономической науки / Д. Коландер // Вопросы экономики. - 2009. - № 1. - С. 84-100; 4. Худокормов, А.Современная экономическая теория Запада (обзор основных тенденций) / А. Худокормов // Вопросы экономики. - 2008. - № 6. - С. 20-43; 5. Ольсевич, Ю. Экономическая теория и природа человека: становится ли тайное явным? / Ю. Ольсевич // Вопросы экономики. - 2007. - № 12. - С. 27-42; 6. Шлиссер, Э. Экономическая теория и эксперимент: Исаак Ньютон, Милтон Фридмен и Вернон Смит / Э. Шлиссер // Вопросы экономики. - 2007. - № 3. - С. 55-70; 7. Либман, А. Современная экономическая теория: основные тенденции / А. Либман // Вопросы экономики. - 2007. - № 3. - С. 36-54; 8. Епифанова, Н.Исследование коррупции на основе методов экономической теории / Н. Епифанова // Вопросы экономики. - 2007. - № 1. - С. 33-44. Вопросы и задания для самопроверки: 1. Дайте характеристику экономической системы и назовите ее основные элементы. 2. Объясните, почему совокупность производственных отношений образует структуру экономической системы. 3. Дайте характеристику институтов и определите их роль в экономической системе. 4. Какую роль в экономической системе играют отношения собственности? Назовите типы и формы собственности. 5. Дайте определение производительных сил. 6. В чем заключается сущность экономического прогресса? Назовите его основные критерии. 7. Автор одного из самых известных в мире учебников, лауреат Нобелевской премии по экономике, американский профессор Пол Самуэльсон приводит разные определения предмета экономической науки: а) использование людьми редких и ограниченных ресурсов для производства различных товаров и распределения их между членами общества в целях потребления; б) повседневная деловая жизнедеятельность людей, извлечение ими средств к существованию и использование этих средств. в) налаживание и осуществление производства и потребления; г) богатство. Какое из этих определений Вы предпочитаете?
8) В каком из перечисленных случаев изучение теоретической экономики не имеет практического значения? а) каждый человек испытывает влияние экономики, и сам воздействует на нее; б) каждый человек зарабатывает деньги, используя свои знания и опыт в тех или иных сферах деятельности; в) каждый человек сталкивается с политическими проблемами, многие из которых связаны с экономикой; г) каждый, кто разбирается в принципах функционирования экономики, способен лучше решать собственные экономические проблемы. 9) Что из перечисленного изучает микроэкономика? а) производство в масштабе всей экономики; б) численность занятых в хозяйстве; в) общий уровень цен; г) производство сахара и динамику его цены. 10) Определите, верны или неверны следующие утверждения: а) экономика не является точной наукой, но она может использовать статистические методы анализа для исследования многих конкретных проблем; б)студенты, хорошо изучавшие экономическую теорию, всегда будут иметь больше успехов в бизнесе, чем те, кто плохо освоил эту науку; в) чтобы экономическая теория имела практическое применение, она должна подтверждаться в каждом конкретном случае. 11) Дайте критическую оценку следующему тезису: «Беда экономической науки заключается в том, что она не является практической наукой. Ей приходится слишком много внимания уделять теории и недостаточно внимания фактам».
Тесты: 1. Что изучает экономическая теория? а) законы экономического развития; б) бухгалтерский учет; в) принципы делового общения; г) функционирование отраслей народного хозяйства.
2. Положения каких экономических школ используют экономисты в современной практике? А) положения политической экономии; Б) меркантилистов; В) маржиналистов; Г) кейнсианцев; Д) всех школ одновременно.
3. Частные товары, это те, которые: а) лишь частично удовлетворяют спрос потребителей; б) часто приобретаются населением; в) производятся только на частных фирмах; г) потребляются не поровну, либо могут быть исключены из потребления; д) принадлежат только крупным частным собственникам; е) имеют эксклюзивный характер, ввиду их уникальности.
4. Понятие «Пучок прав собственности» Р.Коуза: а) применяется в экономической теории прав собственности; б) является составной частью хозяйственного законодательства; в) активно применяется в процессуальной практике нашей страны; г) является абстрактным понятием, необходимым для обобщенной характеристики рыночных отношений; д) применяется при рассмотрении хозяйственных споров.
5. Что изучает экономическая теория? а) механизм функционирования экономических систем; б) экономическую политику государства; в) экономические отношения; г) все пункты одновременно; д) ни один из пунктов не подходит.
6. В экономике существует две группы проблем: А) оптимальности и эффективности; Б) качества и количества; В) сколько производить и кому сбывать; Г) редкости и выбора; Д) доходов и издержек.
7. Что изучает макроэкономика? а) доходы и расходы госбюджета; б) доходы и расходы предприятий; в) доходы и расходы домашних хозяйств; г) доходы и расходы крупных транснациональных корпораций; д) доходы и расходы платежного баланса страны.
8. Теоретическая экономика изучает: а) микроэкономику и макроэкономику; б) микроэкономику, макроэкономику и мировую экономику; в) общие основы экономической теории, микроэкономику, макроэкономику и мировое хозяйство; г) мезоэкономику, макроэкономику и мировую экономику; д) общие основы экономической теории, микро, мезо, мета, макроэкономику и мировую экономику.
9. Что из представленных ниже вариантов изучает микроэкономика? а) состояние государственного бюджета; б) уровень безработицы в стране; в) издержки предприятий; г) все ответы верны; д) все ответы не верны; е) только пункты а и б.
10. Методом экономической теории является: а) симплекс метод; б) воображение и творческий подход к исследованию экономических процессов; в) метод экспертных оценок; г) метод научной абстракции.
11. Определите пункт, не характеризующий раздел микроэкономической теории: а) теория денег; б) теория спроса; в) теория производства; г) теория конкуренции.
12. Метод научной абстракции означает: а) упрощение реальности; б) усложнение реальности; в) искажение реальности; г) уход от реальности.
13. Понятие «экономический человек» введено в оборот научной школой: а) марксистов; б) классиков; в) кейнсианцев; г) монетаристов.
14. Экономическим ограничением в рыночной экономике является: а) цена; б) предложение; в) издержки; г) эффективность; д) спрос; е) прибыль.
15. Верно или неверно следующее утверждение: микроэкономика изучает хозяйственную деятельность небольших фирм и предприятий, а макроэкономика работу крупных предприятий и корпораций. а) да; б) нет.
16. Можно ли сказать, что домашнее хозяйство и хозяйствующий субъект – это одно и тоже? а) да; б) нет.
17. Неоклассическая теория, потому и нео, что лучше объясняет экономические явления, чем классическая теория. а) да; б) нет.
18. Верно или неверно следующее утверждение: общественное разделение труда и специализация – это одно из условий успешного развития рыночных отношений. а) да; б) нет.
19. Верно или неверно следующее утверждение: экономическая свобода – это одна из предпосылок развития рыночной экономики. а) да; б) нет.
20. Верно или неверно следующее утверждение: марксизм возник на базе меркантилизма. а) да; б) нет. Основные категории и понятия: Анализ ( analysis – разложение) – метод научного (рационального) мышления; предполагает не только фиксацию частей, из которых состоит целое, но и установление отношений между частями. Служит установлению одинаковой структуры предметов, что позволяет переносить знание, полученное при изучении одних предметов на другие. В результате анализа общих свойств или отношений понятия о них сводятся к более общим и простым понятиям. Разделение классов (множеств) предметов на подклассы называют классификацией. Аналогия ( analogy ) – метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные. Дедукция ( deduction ) – метод познания, заключающийся в переходе от общего к частному. Индукция ( induction ) – метод познания от частного к общему; вид обобщения на основе эмпирических данных. Институционализм ( institutional economics ) – основатель направления Т. Веблен. Буквально термин «институционализм» происходит от понятий «институция» (обычай, заведенный порядок) и «институт» (порядок, закрепленный в форме закона или учреждение). Институционалисты предложили исследовать человека неизолированного и в зависимости от его среды. Поэтому они «человека экономического» заменяют «человеком социологическим», находящимся в центре совокупности общественных отношений. Кейнсианство ( keynesianism ) – в центр внимания поставлены проблемы макроэкономики. Двигателем экономики, по мнению Кейнса, является не предложение, а спрос, для повышения которого необходимо использовать налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику государства. Классическая школа ( classical school ) – классики – сторонники экономического либерализма, суть которого выражается словами «laissez faire» – полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства. Классическая школа рассматривает человека, прежде всего, как «человека экономического». Его стремление к максимизации своего богатства ведет и к приумножению богатства всего общества. Макроэкономика ( macroeconomics ) – раздел экономической науки, изучающий экономику как единое целое, – проблему безработицы, инфляции, государственное регулирование и т.д. Маржинализм ( marqinalism ) – методология, в основе которой лежит теория предельной полезности, знаменовавшая революционный прорыв в представлении о ценности, цене, пропорциях обмена, издержках, спросе и предложении. В основу экономического анализа положены субъективные оценочные суждения хозяйствующего субъекта. Меркантилизм ( mercantilism ) – концепция, которая видела основу национального процветания и накоплений благородных металлов (золота и серебра), считавшихся главными формами богатства. Метод функционального анализа – отражает принцип взаимной зависимости экологических направлений. Микроэкономика ( microeconomics ) – раздел экономической науки, изучающий деятельность отдельных экономических агентов (индивидов, домохозяйств, фирм и др.) и их поведение на отраслевых рынках. Монетаризм ( monetarism ) – представляет собой такое течение экономической мысли, которое ставит деньги в центр макроэкономической политики, отводя им решающую роль в колебательном движении национального хозяйства. Монетаристские концепции послужили основой кредитно-денежной политики, используемой в качестве важнейшего направления государственного регулирования экономики. Неоинституционализм ( neo - institutional economics ) – характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов и придает особое значение роли трансакционных издержек. Неоклассическая школа ( neo - classical school ) – в центре внимания представителей неоклассического направления находится анализ условий, при которых потребители и производители максимизируют свое благосостояние. Как показал А. Маршалл, такая максимизация возможна лишь в условиях свободной конкуренции и именно тогда, когда рынок приходит в состояние сбалансированности, равновесия. Новая классическая экономическая теория ( newclassical economics ) – эта научная школа сформировалась в 1970-е гг. в результате применения принципов микроэкономического анализа к сфере макроэкономики. Новые классики выдвинули гипотезу рациональных ожиданий; согласно этой гипотезе будущие ценовые ожидания являются чрезвычайно важными мотивами поведения для всех, кто принимает экономические решения: для компаний, организаций и даже семей. Нормативная экономическая теория ( normative economics ) – направление экономической науки, основанное на оценочных суждениях людей относительно того, какой должна быть экономика; трактует проблемы экономических целей и экономической политики. Позитивная экономическая теория ( positive economics ) – анализ факторов или данных с целью выведения научных обобщений относительно экономического поведения. Синтез ( syntheses ) – метод теоретического исследования, заключающийся в соединении частей в целое. Теория экономики предложения ( supply side economics ) – завоевала популярность в 1970–1980 гг. Представитель – А. Лаффер. В самом названии теории – «экономика предложения» – авторы противопоставляют ее кейнсианству, которое главное внимание уделяет регулированию спроса. С точки зрения сторонников теории, решающим фактором экономического развития является не спрос, а предложение. Главный постулат теории: уменьшение вмешательства государства в экономические процессы и стимулирование частной инициативы и предпринимательства. Физиократы ( physiocrats ) – представители школы физиократов считали, что только земля продуктивна и что только труд сельскохозяйственных работников способен создать чистый продукт, т. е. доход, превышающий затраты. Все другие виды деятельности «бесплодны». Функциональный анализ ( functional analysis ) – метод, отражающий принцип взаимной зависимости экономических явлений. Экономика, экономикс ( economics ) – наука об использовании людьми редких или ограниченных производственных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности) для производства товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления. Экономическая модель ( economic model ) – упрощенная картина действительности; абстрактное обобщение. Экономическая политика ( economic policy ) – комплекс мер, направленных на регулирование поведения экономических агентов (потребителей и производителей) или последствий деятельности этих агентов для эффективного достижения поставленных экономических целей: экономического роста, научно-технического прогресса, более справедливого распределения доходов и др. Экономическая теория ( economic theory ) – выведение закономерностей из соответствующих факторов экономической действительности; экономический принцип. Экономический принцип, закон ( economic principle , law ) – обобщение мотивов и практики экономического поведения индивидов и институтов.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (374)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |