Принципы управления банковскими рисками
Переходя к вопросам управления банковскими рисками, необходимо отметить первостепенную важность принципов управления. К принципам управления банковскими рисками следует отнести: § целостность (необходимость рассматривать элементы совокупного банковского риска как совокупную целостную систему); § открытость (запрет на рассмотрение данной системы как автономной или обособленной, ибо система «банковские риски» подвержена воздействию целого ряда внешних факторов и, в свою очередь, является подсистемой системы «банк»); § иерархичность строения (элементы системы должны иметь строгую подчиненность); § структуризация (система «банковские риски» должна иметь четкую структуру, основным критерием которой является единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей); § эффективность (система должна стремиться к максимуму своей эффективности); § регламентированность (все процессы, протекающие в системе, должны быть жестко регламентированы); § приоритетность (четкое понимание приоритетов при управлении кредитным риском); § согласованность (функционирование элементов системы должно быть согласовано на уровне их взаимодействия и стратегии организации); § информированность (процесс управления банковскими рисками должен сопровождаться наличием объективной, достоверной и актуальной информации); § беспрерывность, цикличность.[12] Первые пять вышеуказанных принципов вытекают из необходимости системного подхода к правлению банковскими рисками и в сумме с остальными шестью позиционируются как руководящая основа деятельности риск-менеджмента. Главным принципом осуществления управления банковскими рисками является цикличность данного процесса, где каждый из этапов неразрывно связан с остальными как функционально, так и организационно. В рамках данной методологии управление банковскими рисками представляется как процесс, последовательно проходящий следующие этапы: идентификация риска, оценка последствий наступления рисков, принятие решений об управляющем воздействии и контроль (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Процесс управления банковскими рисками.[13]
При организации систем комплексного управления банковскими рисками возникает много проблем. Например, необходимо принять сразу несколько решений: как выбирать источники финансовых ресурсов, оперативно управлять банком, его корреспондентскими счетами, активами и ресурсами; как управлять специфическими рисками реструктурируемого банка - налоговыми, гарантийными и прочими.[14] Положением Банка России №509 «Об организации внутреннего контроля в банках» от 28.08.1997г. и последующими методическими рекомендациями и нормативными документами предусматривается система контроля возникновения рисков. Успех процесса создания системы управления банковскими рисками достигается за счет осознанного применения персоналом банка стандартов, тщательно проработанных методик и процедур внутреннего контроля и внутреннего аудита, установленных для всех подразделений банка. Нередко банки не разделяют функции и обязанности между службами внутреннего контроля и аудита. При этом если внутренний контроль направлен на создание системы проверок, регулирования и оценок банковских рисков с целью минимизации потерь, возникающих в процессе банковской деятельности и принятия эффективных управленческих решений, то внутренний аудит - периодическая и независимая оценка самой системы контроля. Одна из проблем — отсутствие четкой методологической базы. В результате на службу внутреннего контроля часто возлагают не свойственные ей функции, таких как, написание методик для других служб банка. Между тем обязанности службы внутреннего контроля включают написание методик проверок, т.е. определение методов, способов, видов проверок, определение перечня документов, используемых при этом. Однако служба внутреннего контроля не должна выполнять функции других банковских служб. Следующая причина, осложняющая нормальную работу банка, — неопределенность задач, которая связана с отсутствием или нечеткой постановкой во многих банках как стратегических, так и текущих, краткосрочных задач. Проблема заключается также в непроработанности процедур, рамок банковской политики, навыков оценки риска и контроля над ними, неопределенности функций, часто приводящей к слабой координации работы между подразделениями. Управление риском в ряде случаев стало выступать в качестве самостоятельного объекта деятельности. В ряде случаев в коммерческом банке необходимо установить двойной контроль (оперативный и последующий), взаимосвязи между ними, а также между отдельными подразделениями, выполняющими контрольные функции. Потребность в этом возникает в условиях нехватки специалистов, осуществляющих управление рисками, отсутствия служб по контролю над рисками в филиалах. Кроме того, не разработаны специальные показатели эффективности внутреннего контроля в рамках отдельных проверок, система критериев и показателей, оценивающих эффективность деятельности по управлению рисками. Проблему представляет также отсутствие современной технической поддержки, т.е. специальных контрольных программ, оборудования и спецсвязи. Для эффективной системы управления рисками необходим максимально экономичный способ организации внутреннего контроля, который, возможно, заключается в создании линейно-матричных систем внутреннего контроля. В этих системах будут задействованы руководители функциональных подразделений или специальные работники, выделенные в помощь службам внутреннего контроля или аудита. Наиболее сложна система организации службы внутреннего контроля в многофилиальных банках, так как здесь возникают две взаимопротиворечащие проблемы: создание службы внутреннего контроля в каждом филиале слишком дорого; наличие службы внутреннего контроля только в головном банке приведет к потере эффекта мгновенного реагирования за операциями и процедурами в филиале. Рассмотрим подробнее сферу внутреннего контроля в банке. Она включает разные функции, которые предполагают: § контроль рациональности постановки задач в области управления рисками, т.е. на данном этапе внутренний контроль может определить, правильно ли банк поставил перед собой задачу, проработана она или нет, насколько она реальна, отвечает ли стратегическому развитию или носит текущий, случайный характер; § анализ полноты обеспечения разделения рисков, т.е. разделение рисков по видам, секторам, клиентам, видам деятельности, лимитам, бюджетированию, планам, прогнозам и т.д.; § покрытие — определение, достаточно ли явных и скрытых резервов для покрытия рисков и для достижения заданной рентабельности; § анализ правильности определения рейтинга риска по отдельной операции банка и их совокупности; § исследование степени поддержки операций ресурсами или денежными средствами; § анализ созданной системы делегирования полномочий — от нее зависят контрольные функции, то, как будет работать контрольная служба; § анализ выполнения требований правовой и бухгалтерской документации и данных управленческого учета, которые не везде разработаны в должной мере и не всегда отвечают современным требованиям; § выяснение правомерности мониторинга или процесса отслеживания рисков; § анализ полноты системы информации и контроля управления и функционирования сквозных связей в процессе управления рисками. Кроме определения направления деятельности сферы внутреннего контроля, необходимо выделить структурные компоненты системы комплексного управления рисками, в том числе: § определить цель системы - как потребность коммерческого банка § сформулировать интересы самого банка; § определить средства для обеспечения покрытия банковских рисков; § выделить специальные подразделения банков. После выделения структурных компонентов системы управления банковскими рисками нужно выявить связи этих компонентов или функциональные компоненты: - диагностические - включающие в себя действия, связанные с накоплением, анализом новых сведений о банковских условиях реструктуризации, о банках, которые могут подвергнуться банкротству, и банках, которые пока от него далеки, анализом новых знаний, методик и информации; - прогнозные действия, связанные с планированием деятельности отделов внутреннего контроля и аудита в направлении достижения целей системы, которые на текущем этапе еще не определены; - конструктивные - действия по отбору и построению элементов влияния на систему управления банковскими рисками со стороны руководства банков, а также со стороны ЦБ РФ и других контролирующих органов; - коммуникативные - включающие в себя действия, связанные с установлением целесообразного взаимодействия между руководством В целом системе управления банковскими рисками предъявляются следующие требования: Связанность - предполагает ограничение проверок, которые проводит служба внутреннего контроля банка путем выделения существенных зависимостей, выборок и разработок. Стабильность подразумевает ежегодную, ежеквартальную ежемесячную воспроизводимость системы внутреннего комплексного контроля над банковскими рисками. Наблюдаемость - возможность фиксации конкретных расчетов, а также использования теоретических наработок в практике коммерческих банков, разработки специальных показателей эффективности внутреннего контроля. Все вышеуказанные компоненты необходимо обеспечить информационной базой при создании комплексной системы управления банковскими рисками. Однако следует отметить, что руководство некоторых банков сегодня отказалось от службы внутреннего контроля, так как считает, что данная служба мешает основной деятельности и не отвечает задачам функционирования банка. Построение комплексной системы управлениябанковскими рисками включает три блока. Организационный блок- выделение органов управления и подразделений банка, принимающих участиев управлении рисками (принимающих стратегическиеи политические решения, непосредственно участвующих в управлении рисками банка, контролирующих эти процессы и деятельность подразделений и сотрудников). Методологический блок- определение политики управления рисками, принятыми в банке; методик оценки различных видов рисков (включая экономико-статистические и математические модели) и установления лимитов и ограничений. Информационный блок- система для сбора и анализа информации и отчетности о состоянии рисков в банке, обеспечивающая предоставление своевременных, точных и полных данных, позволяющих принимать адекватные решения. [15] Заинтересованность руководства банков в построении такой системы возникает на определенном качественном уровне развития банка, когда вопросы повышения эффективности его деятельности требуют четкого определения и оценки как факторов генерирования доходов, так и факторов затрат. С целью управления эффективными расходами банк строит систему бюджетирования своей деятельности, а с целью управления потенциальными финансовыми потерями - систему управления рисками. Целью управления рисками является сокращение финансовых потерь банка и, соответственно, повышение рентабельности, обеспечение надлежащего уровня надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых банком операций. Основными видами рисков банковской деятельности являются: кредитный риск; риск концентрации портфелей банка; рыночные риски; риск ликвидности; операционные риски. В деятельности банка все виды рисков интегрируются, различные виды деятельности могут отличаться более высокой вероятностью или более низкой вероятностью финансовых потерь и преобладанием в них тех или иных определенных видов рисков. Методологической основой построения системы управления рисками банковской деятельности являются рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору, материалы профессиональных ассоциаций риск-менеджеров и другие. На особенности системы управления рисками банка важное влияние оказывают законодательные органы, органы государственного регулирования и надзора, такие, как Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов РФ, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Федеральная налоговая служба РФ и другие, а также прочие участники финансового рынка (биржи, депозитарии, регистраторы, страховые компании, пенсионные фонды и т.д.). На процесс управления банковскими рисками особое влияние оказывают акционеры (собственники) банка и избранный ими Совет директоров, которому следует: § утверждать политику управления рисками; § осуществлять контроль эффективности и качества системы управления банковскими рисками; § своевременно предпринимать действия для обеспечения достаточности капитала банка в соответствии с характером, уровнем рисков и масштабом проводимых им операций; § делегировать подотчетному исполнительному органу управления - Правлению банка полномочия по организации системы управления рисками и принятию оперативных решений для эффективного управления рисками в банке. Функции Правления банка в управлении банковскими рисками состоят в следующем[16]: 1) разработке/актуализации и обеспечении функционирования основанной на стандартных требованиях Центрального банка РФ собственной системы (модели) управления рисками банковской деятельности, включая их оценку, использование инструментов управления рисками (установление лимитов и ограничений; разделении и переносе рисков от одного участника рынка на других; совершении операций, направленных на снижение/повышение/поддержание уровня рисков), мониторинге и контроле; 2) образовании подотчетных Правлению органов коллегиального управления, в частности Комитета по управлению рисками (КУР), с целью рассмотрения и принятия решений, касающихся обеспечения непрерывного и эффективного процесса управления рисками банка. В современной банковской практике функции КУР могут выполнять Комитет по управлению активами и пассивами (КУАП), Кредитный комитет (КК) и другие комитеты в зависимости от особенностей банка. С целью организации эффективной системы управления банковскими рисками в банке следует создать независимое подразделение - подразделение по анализу и контролю рисков (ПАиКР), чью деятельность необходимо отделить от деятельности прочих подразделений. Под отделением понимается обособленное функционирование этих подразделений, различное подчинение вышестоящим руководителям, введение ограничений по передаче служебной информации. ПАиКР разрабатывает и внедряет в банке основанную на требованиях Банка России систему (модель) управления рисками банковской деятельности, систему управленческой отчетности, адекватно (своевременно, достоверно и полно) отражающей принимаемые банком риски, в том числе на рынке ценных бумаг; осуществляет функции независимых оценки и контроля рисков, в том числе использования лимитов рисков; ведет базы данных по системе лимитов и ограничений, по реализованным рискам; производит оценку общей величины финансовых потерь банка в результате реализации рисков и достаточности капитала, предназначенного на их покрытие; контроль адекватности (обратное тестирование) используемых методик (моделей) оценки рисков; осуществляет поддержку деятельности Комитета по управлению рисками. Руководитель ПАиКР - главный риск-менеджер банка, как правило, напрямую подчиняется руководителю банка и несет ответственность за эффективное функционирование и развитие системы управления банковскими рисками; 3) регулярной оценке эффективности и качества системы управления банковскими рисками, а также системы внутреннего контроля. Предлагаемая система управления рисками банковской деятельности представляет собой одну из моделей построения комплексной системы управления рисками в банке и выполнена в виде таблицы (Приложение 1). Организация процесса управления рисками включает три этапа[17]. I. Идентификация и оценка факторов риска - эту работу производят структурные подразделения банка, осуществляющие банковские операции. С целью повышения эффективности и качества управления рисками в банке целесообразно создать самостоятельное подразделение - ПАиКР, в чьи обязанности входит независимая оценка рисков. В результате идентификации и оценки рисков Комитет по управлению рисками принимает решение о санкционировании несущих риски операций и устанавливает определенные лимиты и ограничения. II. Принятие рисков, мониторинг, непосредственное управление рисками. Принятие рисков есть осуществление несущих риски банковских операций, так как в результате их у банка возникает вероятность финансовых потерь. Мониторинг рисков есть проводимая на регулярной (следует установить временную базу мониторинга) основе идентификация/ актуализация и оценка факторов риска. В результате мониторинга предпринимаются действия по непосредственному управлению рисками, происходит актуализация установленных лимитов и ограничений. Непосредственное управление рисками есть осуществление операций, направленных на снижение/повышение/поддержание уровня рисков, в том числе разделение и перенос рисков от одного участника рынка на других (хеджирование, страхование и др.). Принятие, мониторинг и непосредственное управление рисками осуществляется теми структурными подразделениями банка, которые совершают несущие риск операции банка. Эти подразделения несут ответственность за использование и соблюдение установленных лимитов и ограничений рисков. III. Контроль рисков. Целью контроля рисков является получение «обратной связи», т. е. объективной информации об эффективности проводимой банком политики управления рисками, о надлежащем выполнении утвержденных порядков и процедур. Подготовленные в ходе внутреннего контроля отчеты представляются руководству банка. Внутренний контроль рисков складывается из следующих видов контроля: § административный контроль - обеспечение проведения операций только уполномоченными на это лицами и в строгом соответствии с определенными процедурами, а также в пределах размера установленных банком лимитов и ограничений; § финансовый контроль - обеспечение проведения операций в строгом соответствии с принятой и закрепленной внутренними документами политикой в отношении рисков банка применительно к разным видам финансовых услуг и операций, и их адекватного отражения в учете и отчетности. Административный и финансовый контроль осуществляется в предварительном, текущем и последующем порядке. В случае выявления нарушений утвержденных лимитов и ограничений, правил и процедур контролер действует в соответствии с установленным в банке порядком. Внутренний контроль кредитных рисков включает: 1) контроль в рамках подразделений, т. е. самоконтроль ответственных исполнителей и контроль руководителей подразделений, непосредственно занятых осуществлением операций банка; 2) контроль в рамках банка, который следует осуществлять на нескольких уровнях. Первый уровень - текущий контроль рисков в процессе оформления операций независимым подразделением (мидл-офисом или ПАиКР), чья деятельность отделена от деятельности структурных подразделений банка, связанной с совершением операций. Ежедневно на основании утвержденных методик и процедур следует проводить независимый расчет величины риска по всем финансовым инструментам и структурным бизнес-подразделениям, и сравнивать полученные данные с установленными лимитами. (ПАиКР ведет базу данных по системе лимитов и ограничений.) Второй уровень - проводимый на регулярной основе последующий контроль качества портфелей банка и оценка общей величины финансовых потерь банка в результате реализации рисков и достаточности капитала, предназначенного на их покрытие. Этот вид контроля осуществляется ПАиКР (он же и ведет базу данных по реализованным рискам). Третий уровень - последующий контроль рисков в ходе проверок деятельности подразделений банка и бизнес-процессов, включая оценку адекватности, эффективности и качества системы управления рисками в банке. Этот вид контроля производится подразделением, осуществляющим внутренний аудит и контроль. Существует и внешний контроль рисков, который осуществляется внешним аудитом в соответствии с Международными стандартами аудита и представляется акционерам и Совету директоров. Ограничениярисков. Непосредственное управление рисками предполагает использование различных методов, в том числе введение количественных ограничений - лимитов для тех видов рисков, которые поддаются количественным ограничениям, и качественных ограничений - процедур для тех видов рисков (например, операционные риски), которые не поддаются количественным ограничениям. Банк определяет в своей политике управления рисками методы ограничения рисков, например, систему лимитов, способы хеджирования рисков и т. д. Регламентирующие документы. Банку следует иметь утвержденные методики (включая математические модели) оценки рисков, основанные на требованиях Центрального банка Российской Федерации. К числу регламентирующих документов следует отнести такие документы, как кредитная политика, политика управления активами и пассивами, политика управления ликвидностью и другие документы, зависящие от особенностей банка. Утверждающийорган. Руководство банка с целью рассмотрения и принятия решений, касающихся обеспечения непрерывного и эффективного процесса управления рисками, образует подотчетные Правлению органы коллегиального управления, в частности Комитет по управлению рисками или Комитет по управлению активами и пассивами (КУАП), Кредитный комитет (КК) и другие комитеты в зависимости от видов риска и особенностей банка.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |