Предприятие как объект управления
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Необходимость в анализе и оценки систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим предприятиям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих предприятий. Решение же этих проблем не возможно без системного подхода к ним, что делает тему курсового проекта актуальной. Различного рода нововведения проявляют себя на предприятиях в форме организационного совершенствования системы управления, что требует уточнения отдельных связей, параметров системы, применения более эффективных способов их реализации, повышения уровня надежности и так далее. Организационное совершенствование системы (ее подсистем или элементов) затрагивает уже не только отдельные связи, но и структуру управления в целом. А это, в свою очередь, требует установления и обеспечения новых связей, устранения излишних связей, существенного изменения функций управления и способов принятия управленческих решений. Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности предприятия, что требует проведения исследования систем управления. Целью данной курсовой работы является всестороннее (теоретические, практические, рекомендательные аспекты) раскрытие темы анализ и оценка эффективности системы управления предприятием рынка потребительских услуг. Задачами курсовой работы являются: 1. Изучение теоретического материала по данной проблеме. 2. Анализ существующей системы управления на материалах предприятия. 3. Разработка стратегии развития, позволяющей повысить эффективность и конкурентоспособность системы управления. Предмет исследования является система управления. Объектом исследования – предприятие ООО «Эконом-Строй». Практической значимостью курсовой работы является проведение анализа системы управления предприятием ООО «Эконом-Строй», оценка эффективности этой системы и необходимость формулирования предложений по усовершенствованию данной системы. Методологической основой курсовой работы выбраны системный подход, экспертные, формализованные, аналитические и графические методы. Информационной базой послужили учебные пособия и документация объекта исследования. Структура курсовой работы является традиционной и состоит из введения, основной части, заключения списка литературы и приложений. При написании курсовой работы было использовано 33 источника информации. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ Предприятие как объект управления Основной хозяйствующей структурной единицей в условиях рыночной экономики является предприятие. Именно предприятие является производителем товаров и услуг, важнейшим рыночным субъектом, вступающим в различные хозяйственные отношения с другими субъектами. [31] Предприятие является главным звеном экономики, где непосредственно решается основная экономическая задача – производство и распределение материальных благ в условиях ограниченности ресурсов. Движущие мотивы развития предпринимательской деятельности кроются в экономических отношениях, образующихся между ее участниками по поводу распределения результатов производства. А в их основе, в свою очередь, лежит отношение к собственности, проявляющееся в различных формах существования предприятия. Предприятие – это основное звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, обладающий правами юридического лица, имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечающий по своим обязательствам этим имуществом, осуществляющий производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью удовлетворения спроса со стороны и получения соответствующей прибыли (доходов). [33] Организация – это группа как минимум двух людей, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради решения стоящих перед ними проблем и сознательной координации деятельности для достижения общей цели. Фирма – это предприятие или совокупность специализированных организаций любой формы собственности, являющихся юридическими лицами и объединяющих под одним управлением и общим фирменным наименованием производство и сбыт товаров. [31] Предприятие представляет собой имущественно обособленную хозяйственную единицу, созданную для достижения какой-либо хозяйственной цели, то есть это экономическая единица, которая: · самостоятельно принимает решения; · реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции; · стремится к получению дохода и реализации других целей. Предприятие – это коммерческая организация, то есть организация, нацеленная на получение прибыли. Этим предприятие существенным образом отличается от некоммерческих организаций, то есть организаций, не преследующих цели извлечения прибыли. Обычно к ним относятся благотворительные и иные фонды, ассоциации, общественные объединения, религиозные организации и др. [31] Каждое предприятие в условиях рынка должно соблюдать следующие принципы: · экономичность (достижение заданных результатов при минимальных затратах или при определенном объеме затрат обеспечение наибольших результатов); · финансовая устойчивость (предприятие на каждый момент времени может произвести необходимые платежи); · получение прибыли (производство и реализация по количеству и качеству должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечить прибыль и рентабельность).[33] Внутренняя среда предприятия включает квалифицированный персонал, средства производства, информацию. Взаимосвязь переменных внутренней среды представлена в Приложение А на рисунке А.2. [4] Вообще под внутренней средой организации понимают ситуационные факторы внутри предприятия, являющиеся результатом управленческих решений. [4] К основным внутренним факторам организации, которые требуют внимание руководства, относятся: · цели (конечные состояния или желаемый результат, которого стремиться добиться трудовой коллектив); · структура (логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей предприятия); · задачи (предписанная работа или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки); · технология (сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих знаний, необходимых для осуществления преобразований в материалах, информации и людях).[31] Результатом согласованного взаимодействия всех элементов внутренней среды является продукция (товары, работы и услуги), удовлетворяющая спрос потребителя. Регулирование внутренней среды осуществляется на основе изучения внешней среды, посредством анализа, планирования и управления хозяйственной деятельностью организации. К внешней среде относятся все условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности организации, но оказывающие непосредственное влияние на его внутреннюю среду. Факторы внешней среды подразделяются на две группы: прямого и косвенного воздействия. Их влияние на предприятие представлено в Приложение А на рисунке А.3. Прямое воздействие оказывают государство, поставщики, потребители, конкуренты. Косвенное же воздействие оказывают состояние экономики, социальные факторы, достижения НТР, международное экономическое положение. [24] Целесообразно рассматривать три основные модели предприятия как объекта управления: 1) взаимодействие внешней и внутренней среды (см. Приложение А рисунок А.4). Данная модель предприятия как объекта управления указывает на то, что профессиональное управление создает условия конкурентоспособности деятельности и менеджмента за счет понимания взаимодействия внутренней и внешней среды предприятия; 2) матричная модель функций управления (см. Приложение А рисунок А.5). Построение такой модели позволяет конкретизировать управленческое воздействие по элементам внутренней среды предприятия; 3) модель «7С», в соответствии с которой предприятие как объект управления в процессе управленческого воздействия формирует собственные присущие характеристики (см. Приложение А рисунок А.6). [24] Во второй главе данного курсового проекта будет проведен анализ эффективности системы управления предприятия ООО «Эконом-Строй». Рассмотрев три основные модели предприятия как объекта управления, следует отметить, что для предприятия ООО «Эконом-Строй» наиболее подходящей является модель взаимодействия внешней и внутренней среды. [31] Предприятия зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одно не живет без изменений. Новые предприятия формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни предприятий ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться – процветают, негибкие – исчезают. Какие-то предприятия развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие, поскольку каждое предприятие имеет свой потенциал развития, свои условия его осуществления. И в то же время каждое из них подчиняется закономерностям циклического развития всей социально-экономической системы. Поэтому предприятие находится в состоянии определенного отношения к общим циклам экономики, имея при этом собственные циклы развития. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится предприятие, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла предприятия как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени. Жизненный цикл предприятия – это историческая эволюция, которую претерпевает предприятие, взаимодействуя с окружающей средой. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходит предприятие, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.[31]
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (784)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |