Ошибки в содержании и речевые ошибки
В «Нормах…» разграничиваются понятия «ошибка» и «недочёт». Ошибка- это нарушение требования правильности речи. Ошибка расценивается с позиции «правильно или неправильно сказано или написано». Недочёт- это нарушение требований хорошей речи, т.е. точности, выразительности, богатства речи. Недочёт расценивается с позиции «хуже или лучше сказано или написано». Следовательно, все орфографические(I), пунктуационные(V) и грамматические(Г) нарушения, а также погрешности в содержании (С) являются ошибками; речевые(Р) же могут быть как ошибками, так и недочётами.
1. Ошибки в содержании подразделяются на фактические (Ф) и логические (Л). Ф- допущено искажение факта, нужно проверить его достоверность. («Среди Кабановых, Диких и других жертв «тёмного царства» Катерина выделяется открытым характером , смелостью и прямотой». «Представителями дворянства, которое неизбежно гибнет, в пьесе являются Раневская, Гаев и его cлуга Фирс». «Таким образом, Сатин является народным просветителем, которые стали появляться к концу xix века»).
Логические ошибки следует классифицировать. Л-1 Эти понятия несовместимы. Одно из них нужно заменить или устранить. («Антагонистами Базарова в романе представлены Кирсановы и Аркадий». «Особенно ярко Тургенев изображает природу в произведениях «Записки охотника», «Бежин луг».) Л-2 Высказанные суждения противоречивы, эту противоречивость нужно найти и устранить. («На формирование человеческого характера влияет окружающая среда. Татьяна выросла в той же среде, что и Ольга, а разница между ними огромная». «В повести «Ионыч» развёртывается борьба человека и окружающей среды, любви, пошлости».) Л-3 Это высказывание абсурдно .Мысль следует выразить ясно и чётко. («Плюшкин от жадности сплющился, стал сгорбленным». «Мне нравится Наташа тем, что в наше время она была бы хорошим другом и настоящим декабристом».) Л-4 Нет плавного перехода от одной мысли к другой. Необходимо связать эти мысли. («Базаров был нигилистом. Евгений ни минуты не мог сидеть без дела и презирал тех, кто жил за чужой счёт». «О Гаеве говорят, что он всё своё состояние «на леденцах проел». Для каждого поколения с вишнёвым садом связаны разные переживания».) 2. К речевым ошибкам относятся следующие. 1 Употребление слова в несвойственном ему значении («Прошло много лет с тех пор, как была написана пьеса «Горе от ума», но она и сейчас не потеряла авторитет среди читателей». «Образ вишнёвого сада играет многостороннюю роль».) 2 Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов и выражений, смешение лексики разных историчес. эпох. (« Описанные события проходят через сердце поэта и стают частью его биографии». «Люди Дубровского отдавали награбленное селянам». «Человек, читавший Пушкина, Лермонтова, пересчитывает перед сном «зелёные», полученные от заботливых клиентов».) 3 Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм. («Драма Островского является величайшим произведением, которое раскрывало порядки «тёмного царства» и обвиняло их». «Тихон любил Катерину, но полностью подчиняется матери». « Татьяна Ларина стала княгиней, имеет уважение в свете».) 4 Неудачное употребление местоимений в контексте, приводящее к неясности или двусмысленности речи. («Автор осуждает индивидуализм и эгоизм Печорина, он не обращает внимания на окружающих его людей». «Старцева интересовала лишь материальная сторона своей жизни».)
3.К речевым недочётам относятся следующие. 1 Нарушение лексической сочетаемости. («Религиозность Катерины мешает ей полностью осознать чувство, которое её постигло». «Сокол и Буревестник стремятся в небеса, где всего ярче проявляется их необъятный характер».) 2 Употребление лишнего слова. («С этим мнением Базарова нельзя согласиться, ведь творения рук Рафаэля обогащают нашу жизнь духовно». «Нет, не гроза, а пророчество сумасшедшей и безумной старухи послужило причиной признания Катерины».) 3 Повторение одного и того же слова в рамках небольшого контекста. («Печорин- главный герой «Героя нашего времени». «Помещикам свойственна жадность, стремление нажиться за счёт других. Особенно ярко эти черты проявляются у таких помещиков, как Коробочка, Собакевич и Плюшкин».) 4 Употребление рядом или близко однокоренных слов. («Купец Лопахин купил имение, прекраснее которого нет ничего на свете». «Тургенев подметил этот новый тип передового деятеля и изобразил его в образе Базарова».) 5 Употребление слова или выражения иной стилевой окраски. «(Героем повести Пушкина «Капитанская дочка» является Емельян Пугачёв, главарь восставшего народа». «Земляника сплетничает о судье, хотя тот является его родственником».) 6 Неудачный порядок слов. («Горький прежде всего верил в человека, в его силу протеста». «Печорин, в своем роде,- единственный человек, второго такого нет».) 7 Бедность и однообразие синтаксических конструкций. («Татьяна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать французские романы. Её воспитывал француз-гувернёр».)
4. В речи функционируют три языковые единицы: слово, словосочетание, предложение. Классификацию грамматических ошибок целесообразно произвести на основе тех языковых единиц, структура которых нарушена. 1Ошибки в структуре слова: а) в словообразовании («раздумчивый», «благородность», «заместо»); б) в формообразовании существительных, прилагательных, местоимений, глаголов («повидлой», «красившее», «более культурнее», «ихи», «у его», «победю», «ложат»). 2 Ошибки в структуре словосочетания- в согласовании, в управлении («жажда к славе», «намекает об этом», «благодаря совета», «в небольшом чаще леса», «оскорбления, нанесённое генералу»). 3 Ошибки в структуре предложения: а)нарушение границ предложения («Роман появился в печати в 1862году. В журнале «Февральский вестник», «Я считаю Катерину сильной натурой. Которая не может долго терпеть душную атмосферу кабановского дома.»); б)нарушение связи между подлежащим и сказуемым («Много молодёжи того времени пошли по стопам Базарова.», «Как мы знаем, роман-эпопея была написана Толстым не сразу.»); в)ошибки в построении предложения с однородными членами («Стихи Есенина о родной природе искренни, проникновенны, очень музыкальные», «Андрею Соколову ещё многое придётся вынести: побег из плена, узнать о гибели семьи и смерти сына.»); г)ошибки в предложении с причастным оборотом («Данко воспел Горький, отдавшего жизнь людям», «Одна идея объединяет происходящие действия в разное время»); д)ошибки в предложении с деепричастным оборотом («Подражая блестящей красавице Элен, в Наташе борется добро со злом», «Болконского, столкнувшись лицом к лицу со смертью, перестаёт прельщать слава»); е)ошибки в построении сложного предложения («Зритель сочувствует жене Клеща Анне, всю жизнь видевшей лишь побои, обиды и которая в свои тридцать лет больна чахоткой», «Дуэль надо было закончить до темноты, которой мы не на шутку увлеклись»); ж)смешение прямой и косвенной речи («Базаров говорит Аркадию, что «твой отец - человек отставной…», «Бунин заметил как-то, что «я жил затем, чтобы писать»).
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (444)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |