Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2.  Кредитная политика



2019-12-29 232 Обсуждений (0)
Глава 2.  Кредитная политика 0.00 из 5.00 0 оценок




   2.1. Сущность кредитной политики

 

Кредитная политика – это комплекс мероприятий банка, определяющие основные направления кредитных вложений и принципиальные условия осуществления банком операций по кредитованию и иным операциям, сопряженным с кредитным риском.

Кредитная политика предполагает четкую и детально проработанную программу развития кредитных операций. Иначе говоря, кредитная политика – стратегия и тактика банка в области кредитных операций. Не существует единой кредитной политики для всех банков. Каждый банк формирует свою кредитную политику, учитывая экономические, географические, организационные и другие факторы.

 Практика показывает, что риски банка возрастают, если он:

v не имеет своей кредитной политики;

v не довел её до сведения всех исполнителей;

v имеет противоречивую или неконкретную кредитную политику.

Кредитная политика в части стратегии вбирает в себя приоритеты, принципы и содержательные цели конкретного банка на кредитном рынке; в части тактики – финансовый или иной инструментарий, используемый данным банком для реализации его целей при осуществлении кредитных сделок, правила их совершения, порядок организации кредитного процесса.

Кредитная политика банка определяет стандарты, параметры и процедуры, которыми руководствуются банковские работники в своей деятельности по предоставлению, оформлению кредитов и управлению ими. Кредитная политика обычно оформляется в виде документа (Положения или Меморандума о кредитной политике) и включает в себя положения, регламентирующие предварительную работу по выдаче кредита, а также процесс кредитования. (Приложение 1,2).

Банк разрабатывает и утверждает внутренние документы, определяющие:

v его политику по предоставлению средств;

v учетную политику и подходы к ее реализации;

v документы, определяющие процедуры принятия решений;

v документы, определяющие распределение функций и полномочий между подразделениями;

v критерии оценки кредитоспособности заемщика и др.

Кредитная политика банка включает в себя основные направления, которыми необходимо следовать при принятии решений о выдачи конкретного кредита, при формировании структуры совокупного кредитного портфеля банка с участием собственных и привлеченных средств. Любые исключения из кредитной политики банка должны быть полностью документированы и содержать объяснения тех причин, по которым подобные исключения будут сделаны.

 Главной задачей кредитной политики коммерческого банка является формирование качественного кредитного портфеля, диверсифицированного по отраслевой принадлежности заемщиков, срокам кредитования и видам предоставленного обеспечения. Это достигается благодаря установлению лимитов кредитования по каждому заемщику, тщательному анализу и отбору кредитных заявок, действующей в коммерческом банке системе принятия решений, мониторингу изменения финансового положения заемщиков в течение всего срока кредитования, а также существующей в банке продуманной системе контроля за рисками на каждом этапе кредитования. При этом банки стремятся формировать свои кредитные портфели в основном за счет выдачи кредитов и гарантий клиентам и партнерам, имеющим хорошую репутацию на рынке, устойчивое финансовое состояние, обоснованный для кредитования проект, ликвидное обеспечение. При рассмотрении кредитных заявок приоритет отдается предприятиям и организациям, продукция и услуги которых имеют гарантированный спрос даже в условиях сложной экономической ситуации. Особое внимание уделяется кредитованию клиентов, долгое время обслуживающихся в банке.

Основой кредитной политики банков является обеспечение полного удовлетворения потребностей клиентов банка в услугах кредитования при соблюдении приемлемого уровня риска кредитных вложений и необходимой доходности. Кредитная политика банка создана с целью контроля за рисками в процессе обеспечения наиболее эффективного размещения кредитных ресурсов. Особое значение следует придавать комплексному характеру взаимоотношений с клиентурой. При этом  приоритеты  контроля за рисками в кредитной политике банка таковы:

v Качественные активы.

v Прибыльные отношения.

v Разумный рост кредитного портфеля.

Качественные активы - такие активы, которые обеспечивают адекватный (процентный) доход даже при негативных изменениях макроэкономических условий или изменении условий ведения бизнеса (качественные активы - стабильные, устойчивые активы). В противоположность данной категории активов, не могут относиться к числу стабильных (устойчивых) те активы, которые в данных условиях обеспечены от риска залогами, гарантиями и т. д., но, возможно, перестанут приносить процентный доход в случае изменения внешних условий. Качественным кредитом является тот обеспеченный кредит, который может быть погашен в установленные соглашением сроки без возникновения проблем или затруднений у заемщика. По сути дела, кредиты должны быть не только обеспеченными, но и стабильными (устойчивыми). Тогда как целостность и стремление клиента продолжать бизнес и обслуживать задолженность по кредиту должны быть очевидны, в случае кредитования корпоративных клиентов должна обеспечиваться достаточность капитала, просматриваться серьезный опыт ведения бизнеса (как общего, так и финансового менеджмента), кроме того, заемщик должен быть способен представлять банку адекватную информацию в установленные договорами сроки. (В кредитном бизнесе предпочтение отдается принципу «кредитования против целостности заемщика», что означает наличие не только стабильного финансового положения клиента, но и готовности продолжать бизнес в будущем, должного качества как общего, так и финансового менеджмента.)

Прибыльные отношения. Стоимость кредита должна соответствовать предполагаемой (расчетной) степени риска. Политика банка направлена на создание с течением времени устойчивых, прибыльных для банка отношений с клиентурой. Прибыльность отношений с клиентом следует максимизировать путем перекрестных продаж для обеспечения оптимального отношения риска и доходности для каждого отношения банк-клиент. Следует избегать «сухого» кредитования (когда других отношений, кроме как кредитных, с клиентом не предвидится). Однако, если отношения с клиентом имеют перспективу, то они должны быть прояснены, и разработан конкретный план действий для использования открывающихся возможностей. (Исключения, конечно, допустимы, но только в случае высокого качества актива - потенциального кредита.) Стоимость кредитов должна отражать увеличивающийся со сроком кредитов риск.

Разумный рост кредитного портфеля. Целью банка является долговременный устойчивый рост прибыльности бизнеса. Этот рост не может быть обеспечен, во-первых, без обеспечения должного качества активов, во-вторых, без достижения оптимального соотношения между доходностью и риском. Банк стремится наращивать кредитный портфель в пределах разумных лимитов. Рост должен контролироваться таким образом, чтобы избежать неприемлемой концентрации риска, например, по отраслям, по заемщику, по территории, по виду и цели и т. д. (Лимиты устанавливаются внутрибанковскими нормативными актами на уровне не ниже требований Центрального банка, они могут быть более жесткими). Для достижения цели наилучшего размещения ресурсов банк должен следовать следующим критериям:

v Требованиям Центрального банка.

v   Миссии и целям банка (включая поддержание высоких этических стандартов).

v Кредитной культуре банка.

v Соображениям безопасности и разумной осторожности, что означает участие только в законных и разумных по риску сделках.

Все кредитные процедуры и кредитная политика (меняющиеся со временем) должны соответствовать концепции банка по управлению рисками.

Современные коммерческие банки предлагают своим клиентам широкий перечень кредитных продуктов и услуг:

v краткосрочное и среднесрочное кредитование;

v кредитование в рамках установленной кредитной линии;

v проектное финансирование;

v кредитование экспортно-импортных операций;

v овердрафт по банковскому счету клиента;

v предоставление гарантий и поручительств;

v ипотечное кредитование сотрудников корпоративных клиентов банка;

v потребительское кредитование.



2019-12-29 232 Обсуждений (0)
Глава 2.  Кредитная политика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2.  Кредитная политика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)