Глава 2. Кредитная политика
2.1. Сущность кредитной политики
Кредитная политика – это комплекс мероприятий банка, определяющие основные направления кредитных вложений и принципиальные условия осуществления банком операций по кредитованию и иным операциям, сопряженным с кредитным риском. Кредитная политика предполагает четкую и детально проработанную программу развития кредитных операций. Иначе говоря, кредитная политика – стратегия и тактика банка в области кредитных операций. Не существует единой кредитной политики для всех банков. Каждый банк формирует свою кредитную политику, учитывая экономические, географические, организационные и другие факторы. Практика показывает, что риски банка возрастают, если он: v не имеет своей кредитной политики; v не довел её до сведения всех исполнителей; v имеет противоречивую или неконкретную кредитную политику. Кредитная политика в части стратегии вбирает в себя приоритеты, принципы и содержательные цели конкретного банка на кредитном рынке; в части тактики – финансовый или иной инструментарий, используемый данным банком для реализации его целей при осуществлении кредитных сделок, правила их совершения, порядок организации кредитного процесса. Кредитная политика банка определяет стандарты, параметры и процедуры, которыми руководствуются банковские работники в своей деятельности по предоставлению, оформлению кредитов и управлению ими. Кредитная политика обычно оформляется в виде документа (Положения или Меморандума о кредитной политике) и включает в себя положения, регламентирующие предварительную работу по выдаче кредита, а также процесс кредитования. (Приложение 1,2). Банк разрабатывает и утверждает внутренние документы, определяющие: v его политику по предоставлению средств; v учетную политику и подходы к ее реализации; v документы, определяющие процедуры принятия решений; v документы, определяющие распределение функций и полномочий между подразделениями; v критерии оценки кредитоспособности заемщика и др. Кредитная политика банка включает в себя основные направления, которыми необходимо следовать при принятии решений о выдачи конкретного кредита, при формировании структуры совокупного кредитного портфеля банка с участием собственных и привлеченных средств. Любые исключения из кредитной политики банка должны быть полностью документированы и содержать объяснения тех причин, по которым подобные исключения будут сделаны. Главной задачей кредитной политики коммерческого банка является формирование качественного кредитного портфеля, диверсифицированного по отраслевой принадлежности заемщиков, срокам кредитования и видам предоставленного обеспечения. Это достигается благодаря установлению лимитов кредитования по каждому заемщику, тщательному анализу и отбору кредитных заявок, действующей в коммерческом банке системе принятия решений, мониторингу изменения финансового положения заемщиков в течение всего срока кредитования, а также существующей в банке продуманной системе контроля за рисками на каждом этапе кредитования. При этом банки стремятся формировать свои кредитные портфели в основном за счет выдачи кредитов и гарантий клиентам и партнерам, имеющим хорошую репутацию на рынке, устойчивое финансовое состояние, обоснованный для кредитования проект, ликвидное обеспечение. При рассмотрении кредитных заявок приоритет отдается предприятиям и организациям, продукция и услуги которых имеют гарантированный спрос даже в условиях сложной экономической ситуации. Особое внимание уделяется кредитованию клиентов, долгое время обслуживающихся в банке. Основой кредитной политики банков является обеспечение полного удовлетворения потребностей клиентов банка в услугах кредитования при соблюдении приемлемого уровня риска кредитных вложений и необходимой доходности. Кредитная политика банка создана с целью контроля за рисками в процессе обеспечения наиболее эффективного размещения кредитных ресурсов. Особое значение следует придавать комплексному характеру взаимоотношений с клиентурой. При этом приоритеты контроля за рисками в кредитной политике банка таковы: v Качественные активы. v Прибыльные отношения. v Разумный рост кредитного портфеля. Качественные активы - такие активы, которые обеспечивают адекватный (процентный) доход даже при негативных изменениях макроэкономических условий или изменении условий ведения бизнеса (качественные активы - стабильные, устойчивые активы). В противоположность данной категории активов, не могут относиться к числу стабильных (устойчивых) те активы, которые в данных условиях обеспечены от риска залогами, гарантиями и т. д., но, возможно, перестанут приносить процентный доход в случае изменения внешних условий. Качественным кредитом является тот обеспеченный кредит, который может быть погашен в установленные соглашением сроки без возникновения проблем или затруднений у заемщика. По сути дела, кредиты должны быть не только обеспеченными, но и стабильными (устойчивыми). Тогда как целостность и стремление клиента продолжать бизнес и обслуживать задолженность по кредиту должны быть очевидны, в случае кредитования корпоративных клиентов должна обеспечиваться достаточность капитала, просматриваться серьезный опыт ведения бизнеса (как общего, так и финансового менеджмента), кроме того, заемщик должен быть способен представлять банку адекватную информацию в установленные договорами сроки. (В кредитном бизнесе предпочтение отдается принципу «кредитования против целостности заемщика», что означает наличие не только стабильного финансового положения клиента, но и готовности продолжать бизнес в будущем, должного качества как общего, так и финансового менеджмента.) Прибыльные отношения. Стоимость кредита должна соответствовать предполагаемой (расчетной) степени риска. Политика банка направлена на создание с течением времени устойчивых, прибыльных для банка отношений с клиентурой. Прибыльность отношений с клиентом следует максимизировать путем перекрестных продаж для обеспечения оптимального отношения риска и доходности для каждого отношения банк-клиент. Следует избегать «сухого» кредитования (когда других отношений, кроме как кредитных, с клиентом не предвидится). Однако, если отношения с клиентом имеют перспективу, то они должны быть прояснены, и разработан конкретный план действий для использования открывающихся возможностей. (Исключения, конечно, допустимы, но только в случае высокого качества актива - потенциального кредита.) Стоимость кредитов должна отражать увеличивающийся со сроком кредитов риск. Разумный рост кредитного портфеля. Целью банка является долговременный устойчивый рост прибыльности бизнеса. Этот рост не может быть обеспечен, во-первых, без обеспечения должного качества активов, во-вторых, без достижения оптимального соотношения между доходностью и риском. Банк стремится наращивать кредитный портфель в пределах разумных лимитов. Рост должен контролироваться таким образом, чтобы избежать неприемлемой концентрации риска, например, по отраслям, по заемщику, по территории, по виду и цели и т. д. (Лимиты устанавливаются внутрибанковскими нормативными актами на уровне не ниже требований Центрального банка, они могут быть более жесткими). Для достижения цели наилучшего размещения ресурсов банк должен следовать следующим критериям: v Требованиям Центрального банка. v Миссии и целям банка (включая поддержание высоких этических стандартов). v Кредитной культуре банка. v Соображениям безопасности и разумной осторожности, что означает участие только в законных и разумных по риску сделках. Все кредитные процедуры и кредитная политика (меняющиеся со временем) должны соответствовать концепции банка по управлению рисками. Современные коммерческие банки предлагают своим клиентам широкий перечень кредитных продуктов и услуг: v краткосрочное и среднесрочное кредитование; v кредитование в рамках установленной кредитной линии; v проектное финансирование; v кредитование экспортно-импортных операций; v овердрафт по банковскому счету клиента; v предоставление гарантий и поручительств; v ипотечное кредитование сотрудников корпоративных клиентов банка; v потребительское кредитование.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |