Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исторические аспекты сберегательного дела



2019-12-29 233 Обсуждений (0)
Исторические аспекты сберегательного дела 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Возникновение сберегательных касс в дореволюционной России было вызвано ростом товарно-денежных отношений и необходимостью формирования низшего звена кредитной системы в виде сберегательных и вспомогательных касс. Впервые сеть указанных учреждений стала создаваться после издания закона от 10 июля 1839 года в селах, населенных государственными крестьянами. Этот закон явился частью мероприятий, известных под названием реформы Киселёва, которая преследовала цель- постепенную ликвидацию крепостного права.

Сберегательные кассы открывались при всех казённых кассах, доступных публике, каких-то Казначействах, кроме того, на станциях железных дорог, на фабриках, при школах, а также при отделениях Госбанка. В начале своей деятельности сберегательные кассы выплачивали своим вкладчикам доход из расчёта 4% годовых.

Первые городские сберегательные кассы были организованы в 1841-1842 гг. при Петербургской и Московской сохранных казнах по указу Николая 1 от 30 октября 1841 г.

Вначале своей деятельности городские сберегательные кассы принимали вклады размером от 50 копеек до 10 рублей с тем, чтобы общая сумма вклада на одно лицо не превышала 300 рублей. В последствии были увеличены максимальная сумма первоначального взноса и общая сумма вклада.

Анализ социального и сословного состава вкладчиков показывает, что в 1849г. в Петербургской сберкассе на первом месте по сумме вкладов стояли ремесленники, на втором – крестьяне, занимавшиеся той или иной городской профессией, затем мещане, чиновники, нижние чины и т.д.

В последующие годы своего существования сеть сберегательных касс России неуклонно развивалась. За период с 1842г. по 1857г. было создано 882 вспомогательные кассы и 460 сберегательных касс [4, c. 82].

Лишь в Петрограде, Москве и некоторых других крупных городах сберегательные кассы имели штатных работников. В остальных сберегательных кассах операции выполнялись в порядке дополнительной нагрузки служащими предприятий и учреждений, при которых они были организованы. Это позволяло сводить к минимуму расходы сберегательных касс на содержание аппарата. К тому же объем выполняемой ими работы был сравнительно невелик. Основная деятельность сберегательных касс заключалась в приеме и выдаче вкладов.

К 1862 г., когда 2 столичные и 146 губернских касс были переданы в ведение учреждённого в 1860 г. Государственного банка России, общий остаток вкладов составил 11,5 млн. руб. Уменьшение в 1857 г. в связи с конверсией государственных займов выплачиваемого процента до 3,6% годовых, а также передачи дела по организации новых, не заинтересованным в этом городским самоуправлением повлекло за собой станацию сберегательного дела[5, c. 480].

В 1860-1870 гг. число учреждений и объём операций российских касс прирастали весьма замедленно.

В начале 1870-х гг. сберегательное дело России оказалось в кризисе, из которого удалось выйти только в 1880-е гг.

Подъём 1880-х гг., в ходе которого увеличился объём вкладов, был следствием продуманных поощрительных мер, проведенных приемниками Рейтерна на посту министра финансов Н.Х.Бунге и И.А.Вышнеградским.

С 1884г. сберкассы стали открываться не только при отделения Госбанка, но и при губернских и уездных казначействах, а с 1889г. при почтово-телеграфных учреждениях, управлениях железных дорог и фабрично-заводских предприятиях. Предназначенные для обслуживания самых мелких вкладчиков, они принимали сбережения на общих основаниях, выдачи же производились за счёт центральной кассы, откуда получали необходимые средства. В этот период сберегательные учреждения, кроме традиционных счетов до востребования принимали также вклады на имя детей, выдавали сбережения наследникам умерших клиентов, занимались переводами средств из одной кассы в другую.

Развитию сберегательного дела в России способствовала политика выдающегося государственного деятеля, министра финансов С.Ю.Витте. По его инициативе в 1895г. был принят новый Устав сберегательных касс. Они теперь стали официально называться «государственными», чтобы подчеркнуть ответственность государства за вложенные в них средства. При Госбанке России создано особое управление сберегательных касс, вкладчикам предоставлены новые услуги – отменено существовавшее ограничение одноразового взноса денег в сберкассу, клиенты получили право делать взносы при наличии книжки в любой кассе империи, книжки стали выдаваться и несовершеннолетним лицам и др.

По уставу 1895г. сберегательные кассы принимали от населения вклады до востребования и условные. При этом вкладчик имел право хранить на своем счете вклад, не превышающий 1 тысячу рублей. Для юридических лиц, церквей и монастырей эта сумма составляла 3 тысячи рублей.

Существенное значение в работе сберкасс занимали операции с ценными бумагами. Сберегательные кассы приобретали ценные бумаги по поручению вкладчиков за счет их денежных сбережений, в частности за счет сумм, превышающих 1 тысячу рублей, и оставляли у себя на хранение. Такие сбережения носили название «вклады в процентных бумагах» и учитывались отдельно от обычных вкладов[6, c. 12].

Вклады, по которым в течение 30 лет не совершались приходные операции, а также процентные бумаги, приобретённые за счет таких вкладов, обращались в доход сберкассы, если по ним не были предъявлены законные права частным лицом или учреждением.

Поступления по вкладам в сберегательные кассы, превышающие их выдачи, направлялись в Государственный банк. За эти суммы банк выплачивал проценты, размер которых на 0,5% превышал сумму дохода, выплачиваемую сберегательными кассами по вкладам.

Собственную денежную наличность для совершения операций могли иметь только столичные кассы, таможенные кассы и кассы с советами от городских общественных учреждений.

С 1900г. мелкие сбережения стали привлекаться путем продажи сберегательных марок. Эти марки, достоинством 1, 5, 10 копеек, наклеивались на специальные карточки, которые по достижении суммы марок одного рубля сдавались владельцем в сберегательную кассу в качестве вклада. В последующие годы в этих целях применялись почтовые марки.

С марочной формой сбережений тесно связана организация привлечения средств через школьные сберегательные кассы, которые были организованы в 1902г. Эти кассы находились в ведении учителей и являлись посредниками между учащимися и ближайшей сберкассой.

Введенная С.Ю.Витте система преследовала двоякую цель– расширить сеть и ресурсы сберкасс с тем, чтобы использовать их для поддержания государственного кредита по образцу Англии и Франции, где средства вкладчиков переводились в облигации государственного займа. Однако, были и отрицательные последствия «огосударствления» сберегательного дела– помещая свободные средства населения во внутренние займы, правительство отвлекало капиталы от инвестиций в те отрасли экономики, где они могли сыграть решающую роль.

С 1906г. российские сберкассы вели операции по страхованию клиентов, доходов и жизни вкладчиков.

В соответствии с законом царского правительства от 21 июня 1910г. сберегательные кассы за счёт привлечённых ими средств населения стали предоставлять учреждениям небольшие ссуды в качестве кредита. К началу 1914г. общий объём этих ссуд достиг почти 24 млн. руб. Частично средства сберегательных касс помещались в закладные листы земельных банков, в облигации железнодорожных займов, т.е. использовались в качестве ссудного капитала. Однако основная сумма привлечённых сберегательными кассами средств направлялась на поддержку государственного кредита, т.е. использовалась для размещения облигаций государственных займов, выпускавшихся царским правительством[8, c. 288].

К 1913г. в России действовало 9005 касс, из них 1021-центральная и 5525 почтово-телеграфных. Количество вкладчиков составило 8992 тыс. человек, остаток вкладов-1685,4 млн. рублей. Из общей суммы вкладов 91,9% или 1549,8 млн. рублей принадлежали физическим лицам и 8,1% или 135,6 млн. руб. - юридическим лицам. Официальные данные государственных сберегательных касс царской России свидетельствовали о преобладающей массе мелких вкладчиков.

Половина всех сберегательных книжек из общей суммы вкладов, хранящихся в сберегательных кассах, принадлежало сельской буржуазии и чиновникам; владельцами более 37% сбережений являлось духовенство, предприниматели и торговцы. Рабочие по количеству вкладов и размеру сбережений занимали последнее место.

Немаловажное значение в организации сбережений населения в дореволюционной России имели займы. Государственные займы, как внутренние, так и внешние, выпускались, как правило, на длительный срок: 40, 45, 50, 75 и даже 100 лет. По некоторым займам сроки их выкупа вообще не указывались. При этом облигации могли быть в любое время реализованы через кредитные учреждения или через биржи, вследствие чего определение срока их выкупа для держателей облигаций значения не имело. В отношении целого ряда займов условиями выпуска их гарантировалось, что до определенного срока правительство не приступит к выкупу или конверсии займа. Этим предполагалось создать у держателей облигаций уверенность в устойчивости дохода. Займы в основном были рассчитаны на хорошего держателя облигаций. За всё время было выпущено 3 выигрышных займа: в 1864г. внутренний 5%-ый заем, в 1866г. второй внутренний 5%-ый заем и в 1889г. 15%-ые закладные с выигрышами листы государственного дворянского земельного банка. Все эти три выигрышных займа находились в обращении вплоть до Октябрьской революции. По своей форме они являлись процентно-выигрышными, т.е. кроме 5% по купонам облигации участвовали в тиражах выигрышей, причем размер выигрышей был очень высоким (от 200 до 500 рублей на сторублёвую облигацию). Кроме тиражей выигрышей по этим займам проводились, начиная с первого или второго года выпуска тиражи погашения. По облигациям, вышедшим в тираж погашения, выплачивалась кроме нарицательной стоимости облигации, ёщё и выкупная премия, размер которой с течением времени повышался от 20 до 50 руб. на сторублёвую облигацию[2, c. 80].

При установленной системе погашения выигрышных займов шанс на выигрыш по ним непрерывно повышался. Несмотря на наличие выкупной премии, выход облигаций в тираж погашения был невыгоден для держателя, так как биржевая стоимость облигаций в несколько раз превышала их нарицательную стоимость. В связи этим была установлена система страхования облигаций от выхода в тираж погашения. Сущность страхования заключалась в том, что банки, получая от держателей облигаций определённый страховой взнос, гарантировали им в случае выхода облигаций в тираж погашения выплату разницы между биржевой и выкупной ценой облигации. Размер дохода по чисто процентным займам устанавливался от 3 до 6% годовых в зависимости от характера займа и обстановки, в которой он выпускался.

Размещение займов производилось через кредитные учреждения и биржи со скидкой с нарицательной стоимости облигаций. Все займы котировались на бирже. Облигации большинства займов принимались в залог по всякого рода поставкам, подрядам, по платежам акцизов и т.д.

Таким образом, можно отметить успешную организацию сберегательного дела дореволюционной России и разнообразие форм привлечения денежных средств населения.

С началом первой мировой войны сберегательные кассы были признаны сыграть первостепенную роль в деле финансирования военных расходов. Сеть их значительно выросла и к 1917г. увеличилась до 14,5 тысяч. С 1915г. отменена предельная сумма вкладов по одному счёту, расширена сфера операций с ценными бумагами, что позволило активнее участвовать в размещении военных займов. Однако, бурное увеличение суммы вкладов имело искусственный характер и было связано, прежде всего, с растущей инфляцией. Волна инфляции в годы Октябрьской революции и Гражданской войны обесценило денежные сбережения.

Новое правительство России одновременно с декретом 21 января 1918г. об аннулировании царских займов объявило о неприкосновенности вкладов в сберегательных кассах. Разрешалось свободно выдавать только вклады, внесённые после января 1918г.

В условиях Гражданской войны нарастала натурализация народного хозяйства, исключавшая какие-либо накопления денежных средств. Декретом СНК РСФСР от 10 апреля 1919г. сберегательные кассы, практически прекратившие свою деятельность, были слиты с Народным банком РСФСР. С упразднением Народного банка в январе 1920г. и передачей его функций Министерству финансов денежные вклады населения в сберкассах в связи с абсолютным обесценением оказались фактически аннулированными.

Провозглашение новой экономической политики в 1921г. означало возврат общества к денежному хозяйству.

Советские сберегательные кассы были организованы в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 26 декабря 1922г. «Об учреждении государственных сберегательных касс». Сберегательные кассы подчинялись наркомфину. В 1923-1924гг. деятельность сберегательных касс была направлена на оказание активного содействия в проведении денежной реформы. Основной задачей сберегательных касс в этот период было страхование заработной платы рабочих и служащих от обесценения.

27 ноября 1925г. было утверждено второе Положение о государственных трудовых сберкассах, в котором были отражены изменения организационного и правового порядка, происшедшие за трёхлетний период деятельности советских сберегательных касс. Руководство сберегательными кассами возлагалось на Главное управление Гострудсберкасс. В положении был определён круг выполняемых сберкассами операций: вкладные, ссудные и прочие. Вклады подразделялись на несколько видов: текущие счета, вклады до востребования, срочные, условные, на предъявителя. Доход по срочным вкладам составлял 9% годовых, по остальным видам – 8%; по вкладам юридических лиц – 6% годовых. Сберкассам разрешалась выдача срочных ссуд под залог облигаций и под другие ценные бумаги; выполнение переводных, расчётных аккредитивных операций; с разрешения Наркомфина они могли выполнять фондовые и другие банковские операции[3, c. 429].

В этот период ставилась задача увеличить приток свободных средств населения в кредитные учреждения, государственные займы и использовать денежные накопления для развития экономики.

За 1922-1929гг. было выпущено госзаймов на сумму 4,7 млрд. руб. Дополнительной формой привлечения сбережений населения были гарантированные правительством особые заёмные обязательства –«Сертификаты государственных трудовых сберегательных касс», выпущенные в 1927 году на общую сумму 30 млн. руб. сроком на 6 лет, в течение которых стоимость сертификата удваивалась.

Кроме того, сберегательные кассы покупали у населения золотые и серебряные монеты дореволюционной чеканки, что способствовало увеличению валютного фонда государства.

В феврале 1929г. правительство утвердило новое Положение о государственных трудовых сберегательных кассах, согласно которому привлекаемые денежные средства трудящихся направлялись в русло государственного кредита и использовались на финансирование народного хозяйства, культуры и обороны. Главному управлению гострудсберкасс было предоставлено право размещать средства сберегательных касс в местные коммунальные банки и учреждения сельскохозяйственного кредита, что способствовало развитию этих структур. Сеть сберегательных касс развивалась быстрыми темпами. Они открывались на заводах и фабриках, при колхозах и совхозах, при учреждениях связи и других предприятиях и организациях. В 1992г. в стране действовало свыше 20 тысяч сберкасс, из которых около 12 тысяч находилось в сельской местности. В числе мероприятий по привлечению денежных сбережений населения в этот период следует отметить организацию в 1930-1931 гг. целевых накоплений на приобретение швейных машин, велосипедов, фотоаппаратов. Привлечённые средства населения сберкассы передавали соответственным хозяйственным организациям, которые использовали их для расширения производства указанных товаров народного потребления.

На рубеже 30-х годов, когда уровень потребления основной массы населения сведён фактически к прожиточному минимуму, сберегательное дело пережило острый кризис. Около половины семей в этот период вообще не имели денежных вкладов. Эти явления были связаны с правительственной политикой «огосударствления» экономической работы сберкасс.

В 1931-1932гг. в ведение сберкасс были переданы из Госбанка полностью все операции, связанные с размещением госзаймов. Операции краткосрочного кредитования, рассредоточенные ранее в ряде центральных и местных кредитных учреждений, с 1930г. были переведены в Госбанк, ставший единым расчётным центром страны. Вексельно - коммерческий кредит был заменён прямым банковским целевым кредитом. Сберегательные кассы превратились в единое кредитное учреждение, выполняющее задачи привлечения денежных сбережений населения, как путём приёма вкладов, так и посредством размещения государственных займов.

В 1932-1935 гг. принимались беспроцентно-выигрышные вклады, доход по которым из расчёта 10%, а затем 8% годовых выплачивался в виде выигрышей. Кассы выполняли операции по личному страхованию граждан; выплате сумм лицам, награждённым орденами; пенсий, пособий; принимали различные платежи и взносы для инкассирования по назначению.

К началу 1933г. в стране было организовано свыше 56 тысяч сберегательных касс. Однако более чем в половине всех касс даже не велись счета вкладчиков, и оформление вкладных операций заканчивалось вышестоящей сберегательной кассой. Наличие большого числа нерентабельных сберегательных касс обуславливало большие расходы на их содержание. В связи с этим в 1933г. правительство признало целесообразным произвести организационную перестройку и сокращение сети сберегательных касс.

С началом Великой Отечественной войны в интересах финансирования военных нужд правительство приняло необходимые в условиях войны меры: денежные счета в сберкассах замораживались, вкладчикам допускалось снимать со своего счёта не более 200 руб. в месяц (ограничения не распространялись на вклады, внесённые после 22 июня 1941г.), прекращены были покупка облигаций госзаймов у населения и выдача ссуд под их залог. Через сберегательные кассы поступали значительные денежные средства и ценности, вносимые населением в Фонд обороны и в Фонд Красной Армии. Эти сбережения населения также были использованы для финансирования военных расходов.

На сберегательные кассы в годы войны были возложены некоторые операции по кассовому обслуживанию населения, в частности выплата государственных пособий многодетным и одиноким матерям. В городах и рабочих посёлках сберкассы стали принимать налоговые платежи, а в крупных городах – выплачивать суммы по денежным аттестатам семьям офицеров.

В связи с временной оккупацией части территории страны, изменением объёма работы сеть сберкасс в годы войны значительно сократилась, изменилась её структура. По мере освобождения районов от врага осуществлялось постепенное восстановление сети. Начиная с 1943г. стали открываться новые сберегательные кассы в тыловых районах страны. Довоенного уровня сеть сберкасс достигла в 1952г.

После начала войны рабочим и служащим перестали предоставлять отпуска, а деньги за неиспользованные отпуска с 1942г. зачислялись на специальные компенсационные счета в сберкассах. В годы войны в связи с необходимостью финансирования военных расходов резко возросла денежная эмиссия, тогда как товарная масса значительно уменьшилась.

Введённая карточная система распределения потребительских товаров ограничивала уровень потребления основной массы населения. К концу войны объём денежной массы в обращении вчетверо превысил уровень 1941г. Возникла угроза гиперинфляции. В декабре 1947г. правительство объявило об отмене продовольственных карточек и проведении денежной реформы, в соответствии с которой осуществлялся обмен денежных знаков в соотношении 10:1.

Перевод в 1950г. валютного курса рубля с долларовой на валютную базу имел значение для развития внешней торговли, главным образом со стороны социалистического лагеря. Основой расчётов с внешнеторговыми партнёрами оставались золото и валютные резервы казны.

Постановлением от 20 ноября 1948г. правительство утвердило Устав государственных трудовых сберегательных касс. Новый Устав заменил Положение о сберегательных кассах, действовавшее с 1929г. В Уставе получили отражение организационные и другие изменения, которые произошли в системе сберегательных касс за истёкшие годы.

Основной формой привлечения сберегательными кассами денежных сбережений стали вклады населения и реализация облигаций свободно обращающегося займа, а также продажа населению билетов денежно-вещевых лотерей.

Постепенно сберкассы начали развивать безналичные расчёты: перечисление на счета по вкладам заработной платы, суммы единовременного вознаграждения за выслугу лет, денежных заработков колхозников.

С 1963г., после передачи сберегательных касс из ведения Министерства финансов в ведение Госбанка, средства населения с вкладов стали направляться на пополнение его кредитных ресурсов. Низкая отдача планово-административной экономики приводила к тому, что эти средства не приносили требуемого эффекта.

Важное значение в истории сберегательных касс имело постановление правительства от 4 мая 1972г., которым предусматривались меры по дальнейшему развитию сберегательного дела в стране, организационному укреплению сберегательных касс и значительному расширению услуг, оказываемых сберегательными кассами населению, предприятиям, учреждениям и организациям.

В целях укрепления хозяйственного расчёта постановлением предусматривалось, что доходы сберегательных касс складываются за счёт процентов, выплачиваемых Госбанком по средствам, хранящимся на счетах сберегательных касс, комиссионного вознаграждения, выплачиваемого организациями за приём в их пользу денежных платежей и оказания услуг, средств, получаемых в возмещение расходов, связанных с выполнением операций по государственным займам и денежно-вещевым лотереям, комиссионного вознаграждения за услуги, оказываемые населению. Этим постановлением правительства установлено также, что за счёт прибыли сберегательных касс образуются фонды развития сберегательного дела, жилищного строительства, а также материального поощрения работников. Для руководства системой сберегательных касс вместо Главного управления государственных касс и госкредита создано правление Государственных трудовых сберегательных касс. Общее руководство системой Гострудсберкасс СССР возлагалось на Госбанк.

Сберегательное дело на следующем этапе своего развития требовало дальнейшей модернизации. Преобразования были ускорены общим социально-экономическим кризисом, проявившимся во второй половине 80-х годов. Одним из методов оздоровления экономики могла стать кредитная реформа, направленная на реорганизацию государственных банковских структур в акционерные коммерческие банки, на ликвидацию искусственной монополии государства на использование сбережений населения.

Банковская реформа 1988г. наметила переход к двухуровневой банковской системе: центральный банк – специализированные банки. Государственные трудовые сберкассы были преобразованы в Сбербанк СССР как государственный специализированный банк по обслуживанию населения и юридических лиц[2, c. 80].

Сбербанк значительно расширил сферу своей деятельности не только в области совершения депозитных, кредитно-расчётных и прочих кассовых операций, но и стал работать с акциями, выдавать поручительства, гарантии и иные обязательства за третьих лиц, совершать операции с иностранной валютой, вести доверительные операции по поручению клиентов.

Это единственный банк страны, где сохранность вкладов граждан гарантируется государством.

С обретением независимости в 1991г. в Республике Беларусь был образован самостоятельный республиканский Сбербанк, который просуществовал до 1995г. Затем он был слит с АКБ «Беларусбанк» и получил название АСБ «Беларусбанк» [1, c. 45].

 

 

1.2. Экономическая сущность, формы и виды сбережений

На настоящий момент в литературе и практике не существует устоявшегося понятия сбережений. В бытовом смысле термин «сбережения» используется для обозначения денежных средств, откладываемых населением на будущее. Чаще всего сбережения трактуют как разницу между доходами населения и его текущими расходами, то есть, как ту сумму денежных средств, которая осталась не потребленной в анализируемом периоде. Такой подход к определению сбережений можно считать упрощенным, поскольку он сводится к вычислению арифметической разности, в процессе чего игнорируется экономическая сущность сбережений.

В современной экономической теории дается несколько определений сбережений.

· Во-первых, под сбережениями понимают часть дохода, которую индивидуум собирается потребить в будущем вместо того, чтобы потребить ее в настоящем. Происходит своего рода “жертвование” текущим потреблением ради потребления будущего. Основной принцип здесь такой: человек сберегает определенную часть дохода тогда и только тогда, когда ожидаемая полезность потребления этой суммы в будущем выше, чем полезность потребления ее в настоящем. Причем понятие “текущего” и “будущего” потребления здесь достаточно условны и в основном их рамки очерчиваются временными рамками получения “текущего” дохода. Можно утверждать, что “текущим” считается такой период, в течение которого величина дохода в единицу времени и предельная полезность потребления единицы дохода остается постоянной, поэтому у индивидуума не возникает необходимости переносить потребление дохода внутри этого периода. Другое дело - “будущее” время, которое характеризуется, с точки зрения теории, снижением абсолютной величины дохода и увеличением предельной полезности единицы дохода. Упрощенно вышеуказанный принцип можно выразить следующим образом: для зрелого человека, получающего стабильный доход, полезность 1000 руб. меньше, чем для человека пожилого, живущего на скромную пенсию. Поэтому для зрелого человека разумно отложить 1000 руб. с целью потребить их тогда, когда они будут больше нужны.

·  Во-вторых, под сбережениями понимается та часть дохода, которую экономический субъект собирается потребить в будущем вместо того, чтобы потребить ее в настоящем. Можно различить три вида экономических субъектов: население, корпорации и государство. Соответственно возникают три вида сбережений: сбережения населения, сбережения корпоративного сектора, сбережения государства. Население традиционно является основным поставщиком инвестиционных ресурсов, мобилизация сбережений населения является для финансовых посредников (банков, других небанковских кредитных учреждений) важнейшим условием успешной деятельности.

· Также сбережения можно определить как часть дохода, оставшаяся после уплаты налогов, которая не потребляется. То есть сбережения рассматриваются в разрезе составляющей части дохода за текущий год, которая не выплачивается в качестве налогов или не затрачивается на покупку потребительских товаров, а поступает на банковские счета, вкладывается в страхование, облигации, акции и другие финансовые активы. Это многообразие направлений и определяет специфику данной темы, сущность которой состоит в том, что сбережения - это, в конечном счете, товары и услуги, которые удовлетворяют желания потребителей.

На мой взгляд, наиболее правильным и точным на сегодняшний день является следующее определение: Сбережения – это неиспользуемая на текущие потребительские нужды часть личного дохода, которая помещается в банк или остаётся на руках у населения и накапливается.

 

К настоящему времени в западной экономической науке имеется целый ряд теорий, направленных на объяснение поведения населения относительно сбережений. Большое количество теоретических исследований, проведенных на тему сбережений в послевоенные годы, выявило три основных явления, свойственных всем странам:

1) в конкретно взятый момент времени в конкретной стране группы населения с высоким уровнем дохода откладывают на сбережения большую часть своего дохода, чем группы населения с низким уровнем дохода;

2) внутри конкретно взятой страны коэффициент сбережений населения остается относительно постоянным в течение длительного промежутка времени;

3) в разных странах наблюдаются различные значения коэффициентов сбережений, независимо от относительных величин доходов населения в этих странах.

Существуют пять основных теорий, дающих объяснение таким эмпирическим результатам.

1. Теория абсолютного дохода Кейнса, выдвинутая им в тридцатые годы, утверждает, что между сбережениями и доходом существует линейная зависимость, выражаемая следующим образом:

S = a + sYd ,

где S - сбережения, Yd - текущая величина располагаемого дохода, a - константа, s - предельная склонность к сбережению. В соответствии с данной теорией, коэффициент сбережений (сбережения в процентах к ВНП), должен расти в тех странах, где наблюдается рост доходов. Однако теория абсолютного дохода имеет мало подтверждений статистического характера.

2. Теория относительного дохода состоит в том, что потребление, а, следовательно, и сбережение, зависит не только от текущего дохода, но и от предшествующего уровня дохода и потребительского поведения. Одной из модификаций теории относительного дохода стала теория Дюзенберри, названная по имени американского экономиста, предложившего ее в сороковые годы. Эта теория может быть выражена следующей формулой:

C1 = a + (1-s)Yd1 + bCh , где:

C1 - потребление в период времени 1;

Yd1 - доход в период времени 1;

Ch - предыдущий наивысший уровень потребления;

a и b - константы.

Таким образом, по теории Дюзенберри функция сбережений в краткосрочном периоде является возрастающей: при кратковременном увеличении дохода население не стремится сразу потратить его в силу инерции и сложившихся к данному моменту потребительских привычек. Однако с течением времени, когда уровень дохода стабилизируется, население возвращается к старому коэффициенту сбережений за счет увеличения потребления.

3. Теория перманентного дохода, разработанная в пятидесятые годы Милтоном Фридманом, предполагает, что население принимает решение о потреблении и сбережениях на основании ожидаемого совокупного дохода за все время своей жизни. По мнению Фридмана, дохода, получаемый индивидуумом в каждый момент времени, состоит из двух компонентов: перманентного (постоянного) и транзитивного (временного) доходов. Перманентные доходы - это регулярные доходы, которые обусловлены имеющимся в распоряжении индивидуума материальным и нематериальным капиталом; они зависят от уровня благосостояния человека, его образования и прочих факторов. Фридман утверждает, что население в состоянии оценить полезность такого рода доходов в течение времени жизни и распределить потребление между отдельными периодами жизни таким образом, чтобы максимизировать совокупную полезность доходов. Транзитивные доходы - это нерегулярные доходы, связанные, например, с неожиданными изменениями рыночной стоимости активов, изменениями ценовых пропорций, выигрышами в лотерее и прочими непредсказуемыми событиями. В наиболее жесткой форме теория перманентного дохода гласит, что население будет стремиться потреблять все перманентные доходы и сберегать транзитивные доходы. Тем не менее, эмпирических доказательств справедливости теории перманентного дохода не так уж много. Скорее, наоборот, в ряде случаев исследования показали, что склонность к расходованию транзитивных доходов на потребление, а не сбережение, очень велика. Как следствие, возникли вариации теории Фридмана, которые имеют менее жесткий характер. Основное утверждение состоит в том, что склонность к сбережению за счет перманентного дохода меньше, чем за счет транзитивного дохода. Эмпирическое подтверждение данный вывод нашел в исследованиях Дитона, который в 1989 году пришел к выводу, что в мотивах сбережений населения развивающихся стран важную роль играет неопределенность будущих доходов, связанная с зависимостью благосостояния преимущественно сельскохозяйственных предприятий от непредсказуемого влияния природных условий. В результате население сглаживает потребление в течение длительного периода времени за счет сбережений.

4. Несколько отличается от теории перманентного дохода теория жизненного цикла, предложенная в пятидесятые годы американскими экономистами Андо и Модильяни. Согласно теории жизненного цикла, индивидуум стремится к максимизации совокупной полезности потребления в течение периода своей жизни при наличии бюджетного ограничения. По данной теории дисконтированная величина всех будущих потоков потребления равна сумме накопленного текущего богатства индивидуума и дисконтированной величины всех будущих доходов. В течение своего трудоспособного возраста индивидуум сберегает больше определенную часть своего дохода, чтобы в момент выхода на пенсию иметь резерв накоплений, позволяющий не допустить резкого падения уровня потребления, связанного с сокращением доходов.

5. Английский экономист Калдор выдвинул гипотезу о социальной природе сбережений. Его теория классов базируется на том, что рабочие, получающие доходы от трудовой деятельности, менее склонны к сбережениям, чем капиталисты, чей доход складывается в основном из процентов и дивидендов.

Предпосылками сбережений в Республике Беларусь являются рост потенциального дохода и развитие материально-технической базы общества. Понятие «сбережения» относится к отдельным лицам и их семьям и сосредоточено прежде всего на том, что эти лица (семьи) распоряжаются своими доходами. Не все категории населения способны делать сбережения. Например, часть молодых семей ограничены в средствах. Жильё или какие-либо дорогие предметы длительного пользования ими приобретаются не за собственные средства, а за счёт займов или кредитов банка. В противоположность молодым семьям некоторые пожилые люди тратят больше, чем составляют их доходы. Они могут это делать за счёт сбережений, накопленных на протяжении всей жизни.

Свободные денежные средства можно не только сберегать. Сбережениям противостоят инвестиции. Сбережения - это разность между доходами и потреблением. Сберегать – значит воздерживаться от потребления. И в зависимости от того, в какой мере люди сберегают, общество направляет свои ресурсы на капитальные вложения. В этом случае необходимо обеспечить производительное использование сбережений, чтобы достичь приращения стоимости. Без выполнения этих условий у семей пропадёт заинтересованность в сбережении средств[10, c. 256].

Инвестирование сбережений может принимать различные формы: прямое вложение средств (акции, облигации и т.д.), покупка недвижимости, государственных ценных бумаг, вклады на счета в банке и т.д. Вообще, под инвестициями можно понимать вложение средств таким образом, чтобы они выступали как фактор, способствующий развитию и оздоровлению экономики.

Можно выделить роли, в которых выступают денежные средства населения. Это важнейший источник новых инвестиций. Благодаря им увеличивается общественный капитал. В то же время происходит ограничение потребительского спроса. Следовательно, исключительное значение в рыночных условиях приобретает проблема вовлечения в оборот средств и одновременного сокращения той их части, которая находится у населения. Проблема заключается в стимулировании семей к сбережениям. В то же время надо расширить каналы, по которым эти сбережения могут привлекаться. Первыми шагами в этом направлении являются приватизация государственного и муниципального имущества, появление альтернативных структур в финансово-кредитной системе, универсализация уже существующих  финансово-кредитных



2019-12-29 233 Обсуждений (0)
Исторические аспекты сберегательного дела 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исторические аспекты сберегательного дела

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)