Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ




МГГУ им. М. А. Шолохова

 

 

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

 

 

Курс лекций

 

Москва 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Тема 1

Теоретические подходы к пониманию толерантности

Тема 2

Современные концепции толерантности: российский и зарубежный опыт

Тема 3

Информационно-сетевые технологии толерантности

 

Тема 4

Социально-гуманитарные технологии толерантности

 

Тема 5

Социально-политические технологии толерантности

 

Тема 6

Социально-образовательные технологии толерантности

 

Введение

Одним из ключевых направлений молодежной политики в современной России является целенаправленная деятельность органов государственного и муниципального управления, направленная на формирование толерантности в молодежной среде

Российская молодежь – наиболее динамичный субъект российского социума, сочетающий традиционные и инновационные социальные практики. Очевидно, что в условиях социально-экономической и политической модернизации Российской нации как общества, интегрирующего многообразие этнических, конфессиональных, регионально-культурных укладов, проблема гражданской толерантности, взаимоуважения и солидарности становится приоритетом национального развития. Молодое поколение в данном ракурсе выступает как наиболее подвижный социально-психологический слой (в том числе, подверженный влиянию различных интолерантных субкультур и установок). Поэтому актуальная задача российского образования и проводимой молодежной политики – выработка практически ориентированного учебного курса, направленного на обучение государственных и муниципальных служащих (прежде всего, работающих в молодежной сфере) использованию инновационных социальных технологий в целях формирования толерантных моделей социально-политического поведения российской молодежи.



ТЕМА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Лекция обобщает современные теоретические подходы к осмыслению толерантности как многоуровневого социально-психологического, политического и культурного феномена. Формулируется комплексная (многофакторная) динамическая модель толерантности. Особый акцент направлен на специфику формирования инновационных толерантных установок сознания и поведения молодежи.

Освоив данную тему, слушатели должны:

знать содержание основных подходов к пониманию толерантности в современной науке и практике (экономические, социально-политические, психологические, культурные и т.д.);

уметь анализировать и синтезировать теоретические подходы, выбирать их ключевые элементы для реализации в конкретно-прикладном (проектном) контексте;

обладать навыком информационно-аналитической оценки теоретических моделей толерантности, видеть потенциал их адаптации к реалиям конкретного региона или муниципального образования.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Одной из знаковых проблем современного глобального развития выступает процесс формирования толерантности. Можно утверждать, что преодоление интолерантности во всех ключевых сферах общественной жизни является серьезной задачей мирового макросоциума при его переходе к информационной экономике и социокультурным моделям постмодернизма. Особую остроту проблема формирования толерантности приобрела в современной России. Системный ценностно-психологический кризис, поразивший российское общество в 90-е гг. прошлого века и не исчерпанный и по сегодняшний день, негативно сказался на динамике социальных взаимоотношений, привел к резкому росту числа и агрессивности этнических, конфессиональных, идейно-политических конфликтов на территории нашей страны. Поэтому задача формирования толерантности является для современной российской Федерации одним из приоритетов социально-политического развития. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что на рубеже тысячелетий в отечественном и зарубежном интеллектуальном сообществе сформировалась своеобразная «мода на толерантность». При этом сам термин был подобен теннисному мячу на корте: « участники игры», различные политические силы (не особо пытаясь разобраться в его научном содержании) при малейшей возможности «перебрасывали» проблему толерантности на сторону оппонентов, обменивались взаимными обвинениями в «нетерпимости» и «экстремизме». В современном мире толерантность понимается как сложный культурно-психологический комплекс, в основании которого лежит взаимоуважение и равноправие взаимодействующих социальных субъектов. Необходимо особо подчеркнуть, что речь идёт именно о бинарной психологической схеме: полноценное психическое состояние толерантности невозможно, если одна из сторон взаимодействия интолерантна к другой. Подчеркивая сложность толерантности как социокультурного феномена, О.Я.Бондаренко пишет: «Сегодня слово «толерантность» стало модным, особенно за рубежом. Но существует ли толерантность на самом деле? Или это не более чем миф, призванный идеологически обосновать западное «общество всеобщего процветания»?»

Большой энциклопедический словарь определяет слово «толерантность» так: «Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; происходит от латинского tolerantia – «терпение». То есть в основе термина – согласие воспринять нечто (духовное, нравственно-идейное, этико-эстетическое, религиозное) даже в том случае, если это нечто противоречит мировоззренческим установкам самого наблюдателя. Как говорил в свое время Вольтер: «Ваши убеждения мне чужды, но за ваше право их отстаивать я готов пожертвовать жизнью».

Строго говоря, толерантность нельзя изучать саму по себе, в отрыве от ее первопричины – равенства, знаменитого французского egalite. Равенство в нормальном обществе должно быть первичным, категория толерантности подчинена ему и обслуживает, главным образом, его. «Без равенства толерантность теряет смысл».

Проблема толерантности может быть рассмотрена с разных позиций:

– как этико-философская норма;

– как принцип взаимоотношений между последователями разных идеологических концепций, убеждений и верований;

– как метод социально-политических решений и действий;

– как важная черта воспитания подрастающего поколения;

– как обязательное условие любого социального - светского или конфессионального - служения, и т. д.

Распространение толерантных принципов, отказ от монополии на истину, готовность к компромиссу и диалогу предполагают наличие целого комплекса условий - объективных и субъективных. На процесс становления толерантности той или иной мере оказывают воздействие многообразные факторы:

– исторические традиции, ментальность различных слоев народа;

– политическая воля и особые интересы центральной и региональных элит;

– степень правовой и политической культуры граждан;

– наличие соответствующего законодательства и эффективность деятельности правоохранительной системы;

– социально- экономические особенности;

– специфика взаимодействий между этносами и религиозными общностями, их открытость другим культурам;

– отношение к социально уязвимым слоям, мигрантам и другим маргинальным группам;

– содержание сообщений СМИ.

Теория толерантности в рамках политической теории тесно связана с понятиями гражданского общества и качества демократии. Основной тезис заключается в том, что в странах, где существует полная политическая демократия, наблюдаются более высокие уровни выразительного участия в общественной жизни и толерантности граждан, что приводит к повышению качества демократии. Низкий уровень нетерпимости к различиям является одной из ключевых характеристик демократического гражданства.

Понятие толерантности играет важную роль в либеральной демократической теории. Согласно предпосылкам этой теории, образование и широкие возможности участия в общественной жизни делают людей способными понимать интересы других и действовать в интересах всего общества. Соответственно, люди с более высоким уровнем образования и активно задействованные в жизни социума должны быть более терпимы по отношению к группам, в отношении которых существуют негативные общественные настроения и более активно выступать в поддержку толерантности как принципа. Более того, такая тенденция должна быть достаточно устойчивой, чтобы в перспективе создать толерантное электоральное пространство. В таком случае толерантность гарантирует возможность высказать непопулярное мнение без страха репрессий.

Точные «границы толерантности» неясны, однако в зрелой демократии они должны быть весьма эластичны. Согласно Ф. Каннингему, «ценности уважения и толерантности сначала постигаются людьми в преследовании одних и тех же целей при разных мнениях относительно способов их достижения, а затем уважение и толерантность могут быть распространены и на людей, чьи цели лишь частично совпадают с целями данной группы. Предубеждённости, сдерживающие развитие демократии (расистские, национально-шовинистические), процветают в условиях взаимной изоляции различных групп людей, но начинают ставиться под вопрос во взаимодействии, которое облегчается участием в совместных проектах»[1].

Современные исследования в рамках либеральной традиции описывают толерантность как «одно из немногих жизнеспособных решений для урегулирования тех напряжений и конфликтов, которые порождаются мультикультурализмом и политической гетерогенностью в современных демократических общностях. Исследователь Джеймс Гибсон полагает, что толерантность является «одним из нескольких определяющих факторов индивидуальной политической свободы» и что через свое соотношение с «политической культурой и публичной политикой она влияет на объём и распределение свобод в обществе»[2].

Теория «самоисполняющегося пророчества» (self-fulfilling prophecy, SFP) базируется на основной теореме социальных наук, сформулированной старейшиной американской социологии У.А. Томасом. Теорема звучит так: «Если люди определяют ситуации как реальные, они реальны по свои последствиям». Общественные определения ситуации (пророчества или предсказания) становятся неотъемлемыми компонентами ситуации и тем самым влияют на последующие события. Американский учёный Р. Мертон объясняет механизм развития этнического и расового конфликта в Америке через действие «самоисполняющегося пророчества», то есть такого изначально ложного определения ситуации, которое вызывает новое поведение, делающее изначально ложное представление истинным. Кажущаяся обоснованность СП закрепляет заблуждение. Собственная пропаганда СП часто приводит к самогипнозу, когда реальные факты уже просто не замечаются. Мертон объясняет, почему нельзя рассчитывать на искоренение этнической вражды при помощи просветительских кампаний, прибегнув к терминам «своих» (in-groups) и «чужих» (out-groups) групп. «Чужие» отличаются от «своих» по национальности, расе, религии, причём границы между этими группами изменяются во времени. Эти резкие изменения границ группы могут создавать серьёзные трудности. Во-первых, «чужие» группы осуждаются, если они не проявляют (открыто) добродетелей «своей» группы (считается, что они их не имеют) и осуждаются, даже если их имеют и демонстрируют. Систематическое осуждение представителя «чужой» группы продолжается независимо от того, что он делает. Так, одни и те же качества оцениваются по-разному в зависимости от того, какой человек их проявляет – «свой» или «чужой». Исследователь называет это явление «моральной алхимией» (пример: «я непреклонен – ты упрям – он тупоголов»). В условиях дискриминации представители «чужой» группы, исходя из потребностей своей безопасности, начинают демонстрировать поведение, противоположное обвинениям большинства. Р.Мертон настаивает на том, что «предрассудки и дискриминация, направленные на «чужую» группу, не являются результатом поступков «чужой» группы; напротив, они глубоко укоренены в структуре общества и социальной психологии его членов»[3].

Экономическая теория толерантности – совместное детище двух учёных Джакомо Корнео и Оливье Жане. Еёсоздание связано с потребностью показать, что толерантное рыночное общество более эффективно экономически, нежели другие формы хозяйствования. Теория связана с такими научными концепциями, как модель культурной эволюции (Bisin and Verdier, 2000, 2001), теория идентичности (Akerlof and Kranton, 2000, 2005), идея культурной трансмиссии от родителей к детям (Fernandez et al. (2004), модель просоциального поведения (Benabou and Tirole, 2006). Авторы разрабатывают экономическую теорию толерантности, в которой черты характера и стили поведения наделяются символической ценностью. Ценностные системы эндогенны и передаются от родителей к детям. В сочетании с действительным поведением, ценностные системы определяют уровень уважения по отношению к индивиду. Интолерантные индивиды инвестируют всю символическую значимость (стоимость) в один тип поведения и ограниченное число качеств, неуважительно относятся к людям с другими качествами, в то время как толерантные люди имеют диверсифицированные ценности и уважают социальное разнообразие.

Предложенная авторами-экономистами модель устанавливает связь между непредсказуемостью образов жизни детей и толерантностью. Ученые исследуют формирование ценности, приписываемой как внутренним качествам, так и внешним атрибутам, и определяют условия, в которых толерантность возникает спонтанно. В условиях неопределённости открытый ум выступает страховкой от риска испытать большие удары по самооценке во взрослом возрасте. Также толерантность помогает людям полностью использовать рыночные возможности. Политика способна повлиять на развитие толерантности, и иногда публичная политика, поощряющая толерантность, может быть рекомендована по соображениям экономической эффективности.

Толерантность как уважение к «разности», – пишут авторы – часто рассматривается как определяющая черта современных западных обществ и как несвойственная традиционным обществам. Толерантность приветствуется, поскольку обеспечивает мирное сосуществование различных групп в обществе, поощряет развитие талантов и способностей индивида, обеспечивает защиту меньшинствам. Однако не все современные общества могут быть названы толерантными, о чём свидетельствуют данные Мировых опросов по ценностям.

Социологи и политологи, отмечают авторы, обычно считают, что с нарастанием экономического благосостояния и углублением рыночных отношений подчинение интересов личности интересам сообщества уступает место приоритету демократической личности и либеральным отношениям, что поощряет дальнейшее развитие толерантности.

Взгляд на толерантность с экономической точки зрения может дать новое понимание её определяющих факторов и последствий. Авторы в своей модели применяют оригинальную теорию символических ценностей, которая базируется на 4 постулатах:

1. Оценочное отношение – индивиды выносят суждения, одобряя, восхищаясь и т.д. и наоборот – по поводу определённых черт, поступков и их следствий. Каждый индивид обладает ценностной системой, т.е. способом приписывать ценность той или иной характеристике. Формально ценностная система индивида – функция, которая накладывает набор оценочных суждений на карту реальности. Набор оцениваемых характеристик задаётся изнутри личности.

2. Стремление к утверждению – индивиды жаждут хорошей оценки себя со стороны других людей. Соответствующим окружением для апробации являются семья индивида, его друзья, коллеги, соседи или общество в целом.

3. Самоутверждение – каждый индивид нуждается в самоуважении. Позитивное представление о себе предполагает самоосознание. Поскольку индивиды наделены ценностной системой, они способны судить себя.

4. Последовательность – стандарты одобрения/неодобрения, которые индивид применяет к себе, он применяет и к другим людям. Хотя психологи выявили методы самообмана личности, в основном индивиды находятся под контролем логики последовательности. Трудно систематически одобрять в себе те черты, которые осуждаешь в других, и при таком поведении другие люди быстро указывают на непоследовательность индивида.

Основная идея экономической теории толерантности заключается в том, что каждый индивид обладает системой ценностей, которая определяет его самооценку и оценку им других. В свою очередь, самооценка и оценка других являются показателями полезной функции индивида. Исследователи изучают равновесие, в котором не только распределение ресурсов и относительные цены, но и символические ценности определяются эндогенно. Формирование ценностей может быть объяснено в соотнесении с различными структурами социализации. Как идеальная рыночная конкуренция является сравнительным механизмом при изучении цен, идеальная социализация альтруистичными родителями выступает как модель для изучения символических ценностей. Это означает, что родители выбирают систему ценностей своих детей с расчётом максимизировать их будущую общественную полезность. И хотя не только родители инвестируют в ценностные системы детей, но и школа, церковь, коммерческая реклама, семья играет ключевую роль в формировании ценностей человека.

Авторы теории предлагают рассматривать толерантность как принадлежность ценностных систем, поддерживаемых людьми. Личность толерантна, если наделяет символической значимостью не только собственные характеристики, но и те, которых у неё нет, но они есть у других. Наоборот, интолерантная личность обладает несбалансированной ценностной системой, которая делает её одновременно самодовольной и неуважительной по отношению к чертам и образу жизни других людей. Теория толерантности должна выявить условия, при которых у родителей есть стимул передавать детям толерантную систему ценностей. Оцениваемыми атрибутами, входящими в ценностные системы и по которым можно определять толерантность, являются этническая группа, пол, профессия и сексуальная ориентация. Авторы разделяют все атрибуты на эндогенные (например, род занятий), экзогенные вероятностные (например, гомосексуальность) и экзогенные детерминистические (например, раса). Некоторые атрибуты сложно отнести к определённой категории (например, религия).

Пример традиционных (доиндустриальных) обществ показывает связь между предсказуемостью жизни и интолерантностью. В них наблюдалась редкая смена профессии и низкая географическая мобильность, что предполагало относительно высокую степень предсказуемости будущего жизненного занятия и места жительства человека. Это может объяснить цеховую гордость и местечковый патриотизм, как и их постепенное исчезновение с увеличением профессиональной и географической мобильности в результате технологических и политических новаций.

Основные принципы экономической теории толерантности:

1. черты характера и стили поведения индивидов авторы наделяют символической ценностью;

2. родители выбирают систему ценностей своих детей с расчётом максимизировать их будущую общественную полезность;

3. Интолерантные индивиды инвестируют всю символическую значимость (стоимость) в один тип поведения и ограниченное число качеств, неуважительно относятся к людям с другими качествами, в то время как толерантные люди имеют диверсифицированные ценности и уважают социальное разнообразие.

4. толерантность помогает людям полностью использовать рыночные возможности;

5. Теория толерантности выявляет условия, при которых у родителей есть стимул передавать детям толерантную систему ценностей.

 

Таким образом, можно констатировать, что в современной науке толерантность рассматривается как сложный феномен, соединяющий в себе социокультурные, политические, экономические, исторические и психологические элементы. Первоначальное становление концепции толерантности связано с идеей гражданского равенства и политической демократии как фундаментальных оснований развития современных обществ. На современном этапе особое значение приобретают социально-экономические и символические аспекты формирования толерантности как многомерного культурно-исторического состояния, основанного на взаимном уважении и социальной солидарности граждан и их объединений.


ТЕМА 2

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (143)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7