Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современные концепции толерантности: российский и зарубежный опыт



2019-12-29 259 Обсуждений (0)
Современные концепции толерантности: российский и зарубежный опыт 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция обобщает и анализирует современный опыт реализации проектов, направленных на развитие толерантности, в Российской Федерации и зарубежных странах. Фиксируются и характеризуются основные направления данной деятельности. Затрагивается проблематика специфики национально-культурной среды как операционального поля реализации программ толерантности.

Освоив данную тему, слушатели должны:

знать содержание современных российских и зарубежных проектов толерантности, видеть их технологические и социально-культурные особенности;

уметь анализировать социокультурную среду реализации проекта (риски, общественное мнение, психологические спецификации молодежной аудитории и т.п.);

обладать навыком прогнозирования динамики реализации проекта толерантности в условиях турбулентной внешней социально-экономической и политической среды.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

В начале третьего тысячелетия проблема формирования толерантности является общепризнанным глобальным приоритетом. Сегодня очевидно: эффективное и динамичное общество возможно только там, где сложился высокий уровень толерантности. Вместе с тем, следует понимать, что толерантность – не только продукт «объективной» социально-исторической эволюции, но и, во многом, результат целенаправленного социокультурного управления. В центре такого рода управления - инновационные технологии социального дизайна (технологии толерантности).

Социальная и политическая динамика современной России порождает острый запрос именно на масштабные проектно-технологические форматы общественного развития. В связи с этим, серьезный интерес представляет обобщение и анализ российского и зарубежного опыта в сфере «менеджмента толерантности» [4].

Проведенное нами исследование охватывает Россию и шесть стран (Германия, Франция, США, Индия, ЮАР, Украина), принципиально разных по уровню социально-экономического развития и политико-культурным укладам. Опыт каждой из них – своеобразен и самоценен. В связи с этим, важно подчеркнуть, что авторы не говорят о «заимствовании» методов и технологий, и, тем более, об их искусственном внедрении в российскую социальную реальность. Общеизвестно: толерантность невозможно «установить», имплантировать «сверху». На наш взгляд, обращение к опыту мультикультурных и полиэтнических социумов (коими является большинство стран исследуемой «семерки») дает возможность оценить масштабный инновационно-технологический потенциал в сфере толерантности, накопленный «Западом» и «Востоком» за последние десятилетия, через призму его адаптации к социально-экономическим и политическим задачам Российской нации в 21 столетии.

Главная особенность современных программ толерантности – их широкая социально-преобразовательная (творческая) направленность, в основании которой лежит сочетание различных коммуникативных форматов (от вполне традиционных «деловых игр» и технологий кейс-стади - до «поездов толерантности»). Очевидно, что в наступившем третьем тысячелетии проблема формирования толерантного общества не сводится к «управлению впечатлениями» и массовыми эмоциями по поводу значимых «других». На первое место выходят кросс-культурные практики социального взаимодействия. Обмен «символический» (совокупность локальных «ознакомлений» с «чужой» культурой через её атрибуты) уступил место многоуровневой коммуникации (институциализированная жизнь «рядом с другими», многократная ценностная рефлексия собственной идентичности).

Такое социально-модернизационное видение нашло свое яркое отражение в миссии американской программы «Teaching Tolerance »:

«Для нас толерантность – это образ мысли и чувства, но что гораздо важнее это образ действия, который дает каждому из нас шанс не бояться своей индивидуальности, уважать других и получать уважительное отношение в ответ, быть мудрым, чтобы найти настоящие человеческие ценности и храбрым, чтобы хранить их…».

Можно отметить, что указанная триада «образ – ценности – поступок» – инструментальное основание современных концепций развития толерантного сознания и поведения.

Образ – это представление активного субъекта о потенциальном объекте, на который направлено толерантное/интолерантное отношение.

Ценности - интерпретируются нами в широком инструментальном понимании как социокультурные и личностно-психологические императивы позитивного/негативного восприятия объекта социальной реальности.

Поступок - социально-преобразовательное действие, как правило, интерактивного характера, направленное на изменение доминирующих социальных практик.

В центре такой концепции «человека толерантного» лежит идея широкой личностной социализации, «поликультурного образования», которое «должно способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными группами…» (проект «Региональный центр толерантности социальной безопасности», Республика Карелия).

Модели формирования толерантности в современном мире:



2019-12-29 259 Обсуждений (0)
Современные концепции толерантности: российский и зарубежный опыт 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современные концепции толерантности: российский и зарубежный опыт

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (259)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)