Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ



2019-12-29 219 Обсуждений (0)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 Актуальность темы исследования определяется уникальностью экономической ситуации в России, характеризующейся наличием одно­временно элементов и либеральной, и централизованной (администра­тивно-бюрократической) хозяйственной политики. Тем самым откры­ваются возможности для проявления местной инициативы при разра­ботке путей вхождения в рынок. Переходный период по определению предполагает не просто смену модели экономической политики, но так­же и преобразования в широкой совокупности сфер, составляющих сис­тему социально-экономических отношений: в типах собственности, в законодательстве, в институтах хозяйственной деятельности, в психоло­гии производителей и потребителей.

Общая ориентация на переход к рыночному регулированию эконо­мики, не отменяя необходимости создания действенного механизма со-вершенной конкуренции, актуализирует проблему совершенствования методологии и методики государственного воздействия на процессы, идущие в народном хозяйстве. Иными словами, целью общеэкономиче­ской реформы должен быть не рынок вообще, а совокупность различ­ных государственных и общественных институтов, определяющих дол­госрочную целевую ориентацию хозяйствующих субъектов и осуществ­ляющих контроль над эффективностью производства. Данные институ­ты и будут выступать гарантами необратимости крупномасштабной ре­конструкции народного хозяйства в целом, и отдельных региональных и отраслевых рынков в том числе.

 Рынок ветеринарных товаров одновременно обслуживает и произ­водственный процесс в сельском хозяйстве, обеспечивая животноводст­во широким спектром необходимых для продуктивного и рабочего ско­та лекарственных и иных средств, и запросы городских потребителей -

владельцев домашних, в том числе экзотических, животных. В этом плане категория «ветеринарные товары» обладает двойственностью, а  механизм оборота средств врачевания животных1 и ухода за ними ока­зывается одновременно и рыночным, и административным. Отсюда пе­ред региональным рынком ветеринарных товаров стоит двуединая зада­ча: обеспечивать потребителей всеми необходимыми средствами для проведения обязательных профилактических и противоэпизоотических мероприятий; поддерживать конкурентный порядок оборота средств врачевания животных с целью наиболее полного удовлетворения теку­щих запросов потребителей.

Значимость ветеринарных товаров для агропромышленного ком­плекса не подлежит сомнению. По данным Продовольственной и сель­скохозяйственной организации ООН (ФАО), даже в развитых странах Европы и Америки потери от болезней составляют 10-20 % стоимости продукции животноводства, а в развивающихся странах этот показатель достигает 30-40 % . Исследования, проводившиеся в СССР, показывали, что в структуре экономического ущерба, возникающего при разведении крупного рогатого скота, на долю потерь от вынужденного убоя продук­тивных животных вследствие болезней, приходилось 47,5 %, а на недо­получение приплода - всего 4,56 %, потери племенного качества - 3,32 % и т.д.3 В условиях квазирыночной российской действительности истин­ный масштаб потерь в животноводстве, обусловленных ослаблением внимания государства к ветеринарному делу, практически неустановим.

1 Термин «средства врачевания животных» в тексте исследования выступает синонимом термина «ве­
теринарные товары».

2 См.: Таршис М.Г., Гущин В.Н. Организационно-экономические проблемы современной ветеринарии
// Ветеринария. 1992. № 2. С.З.

3 См.: Шаматава В.П., Шаматава Т.В. Экономическая эффективность противобруцеллезных мероприя­
тий // Организация и экономика ветеринарных мероприятий: Мсжвуз. сборн. науч. трудов. Казань:
Изд-во Казан, вст. ин-та, 1988. С. 12.

Выявление особенностей формирования рынка ветеринарных това­ров на региональном уровне должно способствовать как совершенство­ванию методов управления данной сферой хозяйствования, так и разви­тию ветеринарного предпринимательства.

В процессе исследования было обобщено научное наследие веду­щих теоретиков и практиков в области анализа товарного обращения вообще, и маркетинга рынка ветеринарных товаров, в частности. Следу­ет отметить, что товарную природу вещей, являющихся предметом куп­ли-продажи, рассматривали в рамках политической философии еще античные авторы, прежде всего Ксенофонт, Платон и Аристотель. В их представлении всякий товар должен обладать полезностью или потреби­тельной стоимостью и способностью обмениваться на другие товары или меновой стоимостью. Представители классической школы политической экономии У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо и другие, а также К. Маркс и Ф. Энгельс углубили представление о товаре на основе трудовой теории стоимости. В свою очередь маржиналисты К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер, А. Маршалл, Дж.Б. Кларк и другие основатели economics развива­ли субъективно-психологический подход к изучению природы товара, сводя оценку его стоимости к выявлению предельной полезности какого-либо блага. Вместе с тем и те, и другие рассматривали товар вообще, не выделяя какие-либо специфические группы товаров.

В советской экономической науке одно из ведущих мест на протяже­нии ряда десятилетий занимала проблема соотношения плана и рынка в процессе регулирования товарного обращения. На эту тему высказывались Б. Бруцкус, Н.И. Бухарин, В.Г. Венжер, Г.С. Лисичкин, Г.Х. Попов, И.В. Сталин и многие другие. Однако дискуссии по вопросу о действии закона стоимости при социализме не затрагивали содержательной стороны то­варной массы, и ветеринарные товары как особая группа предметов и про­изводственного, и личного потребления не становились объектом анализа.

Непосредственно вопросами организации и планирования ветери­нарного дела у нас в стране в последние десятилетия XX в. занимались В.М. Авилов, В.Ф. Воскобойник, А.Г. Гинзбург, В.И. Калугин, Г.Р. Ме-лик-Еганов, И.Н. Никитин. В их работах постепенно происходит переход от исследования методов совершенствования планового распределения средств врачевания животных к формированию основ маркетинга вете­ринарных товаров в условиях перехода к рыночным методам хозяйство­вания. В методологическом плане они, в свою очередь, опирались на ставшие классическими публикации ведущих западных маркетологов Б. Бермана, Ф. Котлера, Р. Крэнделла, Дж.Р. Эванса и других.

На уральском материале значительный вклад в становление отече­ственной теории и практики маркетинга внесли Г.В. Астратова, В.П. Неганова, Е.В. Попов, А.Л. Пустуев, А.Н. Семин, Е.В. Складчикова, А.И. Татаркин и другие. Однако региональный рынок ветеринарных то­варов, его организация и маркетинг, методы регулирования и т.д. еще не стали предметом комплексного изучения.

Соответственно, целью настоящего исследования является выяв­ление теоретико-методологических основ формирования рынка ветери­нарных товаров в условиях переходной экономики и разработка методов его совершенствования и развития на региональном уровне (на мате­риалах Свердловской области).

Для достижения поставленной цели потребовалось решить сле­дующие задачи:

- раскрыть содержание категории «рынок ветеринарных товаров», определить общую специфику и дать основные классификационные признаки различных групп средств врачевания животных, установить степень институционализации ветеринарных товаров в федеральном и региональном законодательстве;

- проследить изменения в организационно-правовых формах про­
движения средств врачевания животных к потребителям, выявить осо­
бенности трансформации отношений собственности и определить их
влияние на развитие ветеринарного предпринимательства;

- установить основные направления маркетинговой стратегии и
тактики на региональном рынке ветеринарных товаров, предложить пу­
ти повышения эффективности экономических и административно-
правовых методов регулирования оборота средств врачевания живот­
ных;

- проанализировать динамику структуры товарооборота ветери­
нарных товаров на региональном уровне, выработать методику оценки
привлекательности отдельных товарных групп и предложить оптималь­
ные методы финансирования оборота средств врачевания животных.

Объект исследования - региональный рынок ветеринарных това­ров, включающий в себя как учреждения и организации государствен­ной ветеринарной сети, так и субъектов частного ветеринарного пред­принимательства и потребителей ветеринарных товаров.

Предмет исследования - теоретико-методологические и практиче­ские аспекты организации оборота ветеринарных товаров на региональ­ном рынке. Ветеринарные услуги предметом специального анализа не являются и рассматриваются лишь в тех случаях, когда их предоставле­ние является неотъемлемой частью оборота ветеринарных товаров.

Информационная база исследования включает в себя статистиче­ские материалы и документы текущего делопроизводства Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федера­ции1, Управления ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, Свердловского областного

1 На протяжении 90-х годов XX века оно именовалось Министерство сельского хозяйства и продо­вольствия Российской Федерации.

управления «Зооветснаб», законы и подзаконные акты федерального и областного уровней, результаты маркетинговых обследований на базе сетей ветеринарных аптек г. Екатеринбурга и другие материалы, в том числе опубликованные в центральной и местной печати («Ветерина­рия», «Ветеринарная газета» и т.д.).

Теоретическую и методологическую основу исследования соста­вили фундаментальные положения экономической теории, накопленные за длительный период эволюции экономической мысли и нашедшие от­ражение в трудах зарубежных и отечественных ученых. При решении поставленных задач применялись абстрактно-логический метод, метод поиска исторических аналогий, метод анализа динамических рядов, сравнительно-правовой метод и метод включенного наблюдения.

Научная новизна диссертации заключается в следующих положе­ниях, соответствующих Паспорту специальности 08.00.05 - Экономика и управление в народном хозяйстве (региональная экономика):

1) Раскрыто содержание категории «рынок ветеринарных товаров»
как совокупности общественно-экономических отношений по продвиже­
нию предназначенных для врачевания животных лекарств и иных средств
и включающих прямой государственный контроль, использование раз­
личных косвенных методов регулирования оборота предметов ветеринар­
ного назначения. Установлена его общая специфика, связанная с двойст­
венным характером потребления и незавершенностью процесса институ­
ционального оформления средств врачевания животных в качестве отлич­
ной от медицинских товаров группы.

2) Обосновано объективное наличие недобросовестной конкурен­
ции на региональном рынке ветеринарных товаров со стороны подразде­
лений государственной ветеринарной сети при пересечении их коммер­
ческих интересов с интересами негосударственных участников рынка.

3) Предложены направления совершенствования методов регулирова­
ния рынка ветеринарных товаров, включая: а) варианты мерчандайзинга и ад­
вертайзинга для разных групп потребителей с учетом сезонных факторов; б)
уравнивание субъектов рынка в налоговых правах и правилах ценообразова­
ния; в) меры по повышению эффективности административно-правового кон­
троля, в том числе приближение сертификации ветпрепаратов к местам реали­
зации, восстановление лицензирования рынка веттоваров, стандартизация
правил хранения и реализации веттоваров, контроль за импортом для решения
двуединой задачи: обеспечения проведения обязательных ветеринарных ме­
роприятий и создания условий для совершенной конкуренции.

4) Разработаны и предложены критериальный подход к определению
деловой состоятельности участников регионального рынка ветеринарных
товаров, коэффициенты оценки ассортиментной политики субъектов вете­
ринарного предпринимательства и схема асимметричного финансирования
оборота средств врачевания животных в системе областного Зооветснаба.

Практическая значимость исследования заключается в возмож­ности использования полученных выводов и предлагаемых рекоменда­ций в деятельности субъектов ветеринарного предпринимательства вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой фор­мы хозяйствования, а также в деятельности органов власти и управле­ния по регулированию оборота ветеринарных товаров. Материалы дис­сертации могут быть использованы в процессе преподавания специаль­ных курсов по агромаркетингу и правовым основам бизнеса для студен­тов высших и средних специальных учебных заведений сельскохозяйст­венного (ветеринарного) профиля.

Апробация и реализация результатов исследования была осу­ществлена на IV ежегодной научно-практической конференции Гумани­тарного университета «Проблема нового гуманизма в мировом и рос­сийском контекстах» (г. Екатеринбург, 15-16 мая 2001 г.), на Междуна-

10

родной экономической конференции «Человек - общество - окружаю­щая среда» (г. Екатеринбург, 21-22 июня 2001 г.), на Всероссийской на­учно-производственной конференции по актуальным проблемам вете­ринарии и зоотехнии (Казань, апрель 2002 г.), а также докладывались на семинаре практических работников в рамках выставки «Зооветснаб-пром», проходившей в г. Екатеринбурге в феврале 2002 г. Отдельные положения и выводы исследования, помимо этого, нашли применение в предпринимательской деятельности автора на рынке ветеринарных то­варов Свердловской области. Помимо этого, автор использовал резуль­таты исследования при разработке «Временного стандарта на ветери­нарную аптеку», осуществленной по инициативе Главного управления ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области (Приложения 1 и 2), а также в ходе консалтинга, проводимого по просьбе ООО «Фармакор» из Санкт-Петербурга (При­ложение 3).

Публикации. По результатам исследования опубликовано 7 работ общим объемом 3,0 п.л., в том числе авторских - 2,7 п.л.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав по три параграфа каждая, заключения, библио­графического списка, приложений. В работе содержатся 12 таблиц, 9 рисунков, 3 приложения. Библиографический список насчитывает 181 название.

и Глава I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ



2019-12-29 219 Обсуждений (0)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)