ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ВЕТЕРИНАРНЫХ ТОВАРОВ
Проблема взаимоотношений государства и экономики занимает в экономической теории одно из ведущих мест, предопределяя доминирование той или иной доктрины и ее воплощение в реальной хозяйственной практике. Первый идейно-теоретический спор по вопросу о месте и роли государства в экономике возник еще в эпоху первоначального накопления капитала и представлял собой полемику между зрелыми меркантилистами (Т. Ман, А. де Монкретьен и др.) - сторонниками протекционистской политики государства с целью обеспечения положительного сальдо внешнеторгового баланса, и сторонниками фритредерства - снятия всяких огра-ничений во внешней и внутренней торговле (Д. Норе, П. де Буагильбер и др.). На волне критики теории и практики меркантилизма в первой половине XVIII в. В. де Гурнэ сформулировал лозунг laissez faire, laissez passer {пусть идет, как идет), воплощенный в концепции экономического либе- рализма А. Смита. В ответ американец А. Гамильтон и немец Ф. Лист вновь обосновали значимость государственной опеки над национальной экономикой с целью всестороннего развития производительных сил. Данный спор, не утративший актуальность и ныне, имеет особое маркетинга оборота ветеринарных товаров и выработать соответствующие методы воздействия на складывающуюся в этой сфере ситуацию. 75 § 1. Маркетинг регионального рынка ветеринарных товаров Маркетинг - особая область экономической науки, которая занимается анализом конъюнктуры товарного рынка с целью выявления потенциальных рынков сбыта на основе учета выявленных и предполагаемых потребностей. Е.В. Попов и А.И. Татаркин полагают, что маркетинг в неосознанной форме использовался в той или иной мере с момента зарождения рыночных отношений в обществе, поскольку создание любого товара и организация торговли требуют применения определенных приемов и методов, обеспечивающих его прибыльную реализацию1. Основу маркетинга составляют разработка нового продукта, исследование рынка, налаживание коммуникаций, организация распределения, установление цен и развертывание службы сервиса. Тем самым он выполняет две главные функции: - ориентации производства на удовлетворение существующих и по - формирования и стимулирования спроса на товары и услуги. Роль маркетинга на рынке ветеринарных товаров чрезвычайно велика. Как указывает И.Н. Никитин, он позволяет ветеринарным врачам-предпринимателям стать более информированными, избирательными и эффективными в своей работе, влияет на предпочтения ветеринарных врачей и владельцев животных в отношении отдельных средств ветеринарного назначения, содействует улучшению деятельности ветеринарных фирм и ветеринарных врачей, экономии финансовых, материальных и трудовых ресурсов2. Маркетинг в сфере ветеринарного предпринимательства включает в себя следующие элементы: 1 См.: Попов Е.В., Татаркин А.И. Теория анализа рынка. Екатеринбург: Институт экономики УрО 2 См.: Никитин И.Н. Маркетинг в сфере ветеринарного бизнеса//Ветеринария. 1998. №7. С.16. 76 предвидение, то есть прогнозирование спроса на ветеринарные то вары и услуги на основе постоянного изучения эпизоотической ситуации в стране и регионе, так и индивидуальных предпочтений потребителей - владельцев домашних животных; стимулирование спроса на ветеринарные товары и услуги, то есть целенаправленное побуждение потребителей - сельхозпредприятий и владельцев домашних животных к использованию ветеринарных това ров и услуг; содействие спросу на ветеринарные товары и услуги, то есть обеспечение их легкой доступности, повышение информированности потребителей, как сельхозпредприятий, так и владельцев домашних жи вотных; регулирование спроса на ветеринарные товары и услуги, то есть обеспечение его равномерности в течение года; удовлетворение спроса на ветеринарные товары и услуги, то есть доступность и своевременность осуществления продажи ветеринарных товаров и оказание ветеринарных услуг. Маркетинг в сфере ветеринарного предпринимательства целесообразен и эффективен, на наш взгляд, при следующих условиях: -наличии развитых рыночных отношений с изобилием ветеринарных товаров и конкуренцией; -равноправии товаропроизводителей всех форм собственности (государственных, кооперативных, частных); - подготовленности руководителей ветеринарных учреждений и - создании отлаженной централизованной системы сбора ветеринар 77 -наличии специализированных организаций, способных осуществлять маркетинговые исследования и оказывать помощь ветеринарным врачам-предпринимателям в проведении маркетинга. Субъектами маркетинга в сфере ветеринарии являются производители средств ветеринарного назначения, организации, предоставляющие услуги ветеринарного характера (станции, лечебницы, участки, пункты), оптовые и розничные торговые организации (ветеринарные аптеки и др.), специалисты по маркетингу и различные потребители ветеринарных товаров и услуг. Масштабы маркетинга в сфере ветеринарного предпринимательства чрезвычайно широки. Он связан с ценообразованием на ветеринарные товары и услуги, созданием товарной марки биопрепаратов, медикаментов, дезинфектантов и других товаров ветеринарного назначения, управлением торговым персоналом, кредитованием ветеринарной предпринимательской деятельности и др. Важнейшей задачей маркетинга является изучение рынка ветеринарных товаров и услуг, в частности - многообразия факторов, оказывающих на него влияние. Комплексное исследование рынка ветеринарных товаров и услуг включает: • изучение спроса; • определение рыночной структуры; • исследование условий конкуренции; • анализ форм и методов сбыта ветеринарных товаров и оказания Изучение спроса - начальный этап комплексного исследования рынка ветеринарных товаров и услуг, позволяющийs определить его обобщающие характеристики. Рыночный спрос представляет собой платежеспособную потребность населения и юридических лиц, в первую 78 очередь сельхозпредприятий, в ветеринарных товарах и услугах на разных уровнях (местном, региональном, отраслевом, федеральном). В свою очередь, он определяется объемом рыночного спроса, то есть количеством товаров ветеринарного назначения, которые будут использованы потребителями в определенном регионе за определенный период времени (как правило, в течение года) Наибольшее влияние на рыночный спрос ветеринарных товаров и услуг в регионе оказывают: - уровень развития животноводства (поголовье, видовой и породный - ветеринарное состояние животноводческих предприятий (эпизо -склонность городского населения к содержанию домашних животных, в том числе экзотических; -уровень развития ветеринарной службы района, города (государственная и коммерческая ветеринарные службы, кадровый состав ветеринарных специалистов, уровень оснащенности средствами ветеринарного назначения); -экономическое состояние предприятий агропромышленного комплекса и личных подсобных хозяйств граждан (уровень их доходов, уровень цен на ветеринарные товары и услуги, качество товаров и услуг, объем и условия предоставления кредита, сумма сбережений населения и др.). Несколько меньшее влияние оказывают: - социально-культурные факторы (уровень образования населения, - демографические факторы (численность и состав населения, на 79 Задача маркетинга в сфере ветеринарного предпринимательств - добиться максимального приближения объема рыночного спроса к емкости рынка ветеринарных товаров и услуг. Виды спроса и соответствующая каждому из них стратегия маркетинга представлены в табл. 3. Анализ рыночного спроса на ветеринарные товары в Свердловской области показывает, что на динамику объемов продаж тех или иных лекарственных средств существенное влияние оказывает общее состояние животноводства. Как видно из таблицы 4, за период современной аграрной реформы поголовье крупного рогатого скота в области сократилось в 2,2 раза, в том числе коров - в 2,0 раза, свиней - в 3,1, овец - в 21,3, лошадей - в 3,2, кроликов - в 8,0, птицы - в 1,6 раза. При этом в первой половине 90-х годов по отдельным видам животных даже наблюдался некоторый прирост, однако, начиная с 1993-1994 гг., происходит ускорение темпов сокращения поголовья. Как следствие, если в 1994 г. было реализовано 325605 долей окситоцина, применяемого при родовспоможении всех видов животных, то в 1998 г. - только 8690 долей. Потребление такого антибиотика, как фуразолидон (в палочках), сократилось за этот же период 47000 до 24720 шт„ гинобиотика - с 1500 до 360 упаковок, пенициллина - с 375230 до 78000 долей1. Определение рыночной структуры ветеринарного предпринимательства происходит с помощью метода сегментации - разделения совокупной массы потребителей на отдельные группы, предъявляющие неодинаковые требования. Этот метод можно рассматривать как один из элементов стратегии ценовой дискриминации, описанной Дж.В. Робинсон еще в 1933 г.2 1 Сведения предоставлены Свердловским областным ГУЛ «Зооветснаб». 2 См.: Робинсон Дж.В. Экономическая теория несовершенной конкуренции // История экономических 80 Таблица 3 Виды спроса на ветеринарные товары и услуги
81 Таблица 4
Численность поголовья скота и птицы в сельскохозяйственных предприятиях Свердловской области
Таблица составлена по материалам министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Совокупность всех потребителей ветеринарных товаров и услуг можно разделить на потенциальных, реальных, постоянных, разовых и бывших. Помимо этого, потребителей разделяют по геофафическим (с учетом распространения болезней животных в разных зонах страны), демографическим, экономическим, социальным и психологическим признакам. При определении рыночной структуры ставится цель - найти такую фуппу потребителей, спрос которой может существенно возрасти, если на рынке появятся нужные им ветеринарные товары и услуги. Множественная сегментация рынка, когда ветеринарная фирма (аптека) ориенти- 82 руется на два и более рыночных сегмента, требует применения дифференцированного маркетинга. Дж.В. Робинсон следующим образом описывает подобного рода ситуации: «Совершенно одинаковые по существу товары, на которых стоят различные марки, могут продаваться как товары разного качества, товары разных наименований и под разными этикетками, что побудит богатых покупателей-снобов выделиться среди покупателей сравнительно бедных и приобретать дорогостоящие товары; таким образом, рынок окажется разделенным...» С учетом того, что сегменты должны быть достаточно большими, а потребители внутри них - легкодоступными, в рамках рынка ветеринарных товаров четко выделяются две группы потребителей - сельскохозяйственные предприятия и владельцы домашних животных2. При этом, по аналогии с предлагаемыми Дж.Р. Эвансом и Б. Берманом различиями между организациями-потребителями и конечными потребителями3 можно выделить отличительные черты, характеризующие особенности спроса на ветеринарные товары со стороны тех и других (см. табл. 5). При выявлении различий между данными сегментами рынка ветеринарных товаров в первую очередь следует учитывать их внутреннюю природу. Сельхозпредприятия, независимо от организационно-правовой формы хозяйствования, содержат животных и птицу для использования в производственном процессе, а владельцы домашней живности - как для получения определенной продукции, так и для удовлетворения своих эстетических и иных духовных потребностей. ' Робинсон Дж.В. Экономическая теория несовершенной конкуренции // История экономических учений. Часть I. Зарубежные экономические учения. С.334-335 2 Под домашними животными в данном контексте следует понимать широкий спектр живых существ, 3 См.: Эваис Дж.Р., Бсрман Б. Маркетинг. С.85. 83 Таблица 5 Особенности спроса на ветеринарные товары со стороны сельхозпредприятий и владельцев домашних животных
Вместе с тем меньшая эластичность спроса со стороны сельхозпредприятий обусловлена не их высокой платежеспособностью, а зависимостью от существующего порядка содержания и обслуживания общественного поголовья, вследствие чего приобретение определенных видов ветеринарных товаров носит обязательный и регулярный характер. Поскольку данный порядок определяется компетентными государственными органами, бюджеты разных уровней активно участвуют в удовлетворении спроса на ветеринарные товары со стороны сельхозтоваропроизводителей. В свою очередь, владельцы домашних животных могут рассчитывать только на собственные 84 финансовые ресурсы и более чутко реагируют на ценовые колебания на рынке ветеринарных товаров. Масштабы и мотивы приобретения ветеринарных товаров также предопределяются природой потребителей в том и другом сегменте рынка. Массовый характер закупок со стороны сельхозпредприятий в первую очередь объясняется их обязательствами по осуществлению установленного государством перечня различных ветеринарных мероприятий. Владельцы домашних животных хотя и обязаны также соблюдать определенные правила, предписываемые ветеринарными органами, все же при приобретении многих видов ветеринарных товаров имеют иную мотивацию, основанную на любви к животным и их очеловечивании. Наконец, сельхозпредприятия традиционно ориентируются на гос-ветсеть, в том числе на АО «Росзооветснаб», а владельцы домашних животных, особенно в городской местности - на частные ветеринарные аптеки и зоомагазины. Во многом это вызывается и тем обстоятельством, что первые концентрируются в определенных населенных пунктах, а вторые расселятся достаточно широко. Соответственно, реклама мало влияет на выбор сельхозпредприятиями поставщиков и ассортимент ветеринарных товаров, в то время как для владельцев домашних животных и то, и другое имеет большое значение. Учет данных обстоятельств позволяет более точно определить условия конкуренции. Исследование условий конкуренции включает в себя большой набор методов и приемов анализа, а также конкретных показателей. Разнообразие ассортимента можно рассматривать как одно из проявлений такой формы борьбы за потребителя, как «дифференциация продукта». Э.Х. Чемберлин, одним из первых описавших данный способ монополистической конкуренции1, что он применим и к розничной торговле. В дан- 1 См.: Чемберлин Э.Х. Теория монополистической конкуренции: Рсориснтация теории стоимости. М: Экономика, 1996. С.93-110. 85 ном случае дифференциация проявляется в условиях, сопутствующих продаже товара (удобство местонахождения продавца и т.д.). Из всего их многообразия применительно к ветеринарным аптекам можно использовать сопоставление таких характеристик, как их местоположение, уровень доходов потенциальных покупателей и средняя стоимость покупки. Материал для анализа был предоставлен тремя торговыми предприятиями, реализующими ветеринарные товары, включая аптеки сети «Согласие», зоомагазины сети «Компаньон» и аптеки сети «Лекарства Урала» (см. табл. 6). Сеть «Согласие» представлена пятью аптеками, расположенными в самых разных районах с потенциальными покупателями, отличающимися различным уровнем доходов. Разрыв в таком показателе, как средняя стоимость покупки, между районом старых деревянных домов («частный сектор») и деловым центром составляет 17 рублей или 47,8 %. Вместе с тем аптеки, расположенные в «спальных районах», занимают промежуточное положение и представляют собой резерв для увеличения объемов продаж при условии переориентации ассортиментной политики на предоставление большего выбора ветеринарных товаров отечественного производства. В этом отношении показательна зоомагазины сети «Компаньон». Также располагаясь в «спальных районах», они предлагают более доступный для потребителей ассортимент ветеринарных товаров и тем самым по средней стоимости покупки приближаются к максимальному значению, достигнутому удачно расположенной аптекой сети «Согласие». В то же время не отличающиеся разнообразием как импортных, так и отечественных ветеринарных товаров аптеки сети «Лекарства Урала» имеют более скромные показатели. Даже аптека, расположенная в деловом и торговом центре города, где обычно совершают покупки лица с высоким уровнем доходов, уступает зоомагазинам, размещенным не столь удачно. 86 Таблица 6 Месячный объем продаж в ветеринарных аптеках г. Екатеринбурга по состоянию на октябрь 2001 г.
Таблица составлена по материалам текущей отчетности ветеринарных аптек 87 Анализ форм и методов сбыта ветеринарных товаров и оказания ветеринарных услуг осуществляют, как правило, руководители ветери-нарных служб областей, краев, республик, маркетинговой службы АО «Росзооветснаб», концерна «Росагробиопром», других торгующих и снабжающих организаций, занятых в сфере ветеринарного предпринимательства. Результатом анализа являются: - планирование производства и реализации ветеринарных товаров и - реклама ветеринарных товаров и услуг; - выбор метода ценообразования на ветеринарные товары и услуги. и услуг предусматривает систематическое принятие решений по вопросам разработки и управления продукцией фирмы, включая создание торговой марки и упаковки. Основой такого планирования является спрос потребителей, при этом выделяются три вида новой продукции: 1) новая модель продукта - измененный, усовершенствованный ве 2) новый продукт для фирмы - ветеринарный товар, который раньше 3) новый для рынка продукт - ветеринарный товар с новыми спосо Третий вид продукции в силу специфики ветеринарных товаров вообще, как правило, требует комиссионной проверки, апробации, решения Фармбиосовета и т.д. Внедрение ветеринарных препаратов в производство и их появление на рынке описывается теорией цикла жизни продукта, которая предполагает, что технологически новый продукт в своей эволюции проходит цикл, включающий стадии: внедрения; расширения; зрелости; старения. 88 Утверждается, что первый вариант теории цикла жизни продукта сформулировал Т. Левитт1, а применительно к международным экономическим отношениям -Р. Верной, и в ее дальнейшей разработке участвовали Ч. Киндлебергер, С. Уэллс, 3. Хирш и др.2 На первой стадии цикла (внедрение) новый продукт (лекарство, вакцина, прибор и др.) выпускается небольшими партиями в странах, занимающих ведущие позиции в области фармацевтики и/или медицинской техники. Изготовление нового продукта требует большого количества высококвалифицированного труда и иных издержек, обусловленных новизной технологии, поэтому он реализуется в основном на внутреннем рынке среди потребителей с высоким уровнем доходов (крупные сельхозпредприятия, владельцы экзотических животных). Чем их в стране больше, тем выше вероятность появления на рынке новых, технологически сложных ветеринарных товаров. На второй стадии цикла (расширение) спрос на данный продукт внутри страны быстро расширяется, и начинается его серийный выпуск в расчете на широкий круг потребителей - от сельхозпредприятий до владельцев обычных домашних животных. Одновременно появляется спрос на новый продукт за рубежом. Первоначально спрос удовлетворяется за счет экспорта, но затем налаживается производство данного продукта в других странах с развитой фармацевтической или медицинской промышленностью. На третьей стадии цикла (зрелость) спрос на новый продукт внутри страны полностью удовлетворяется. Стандартизация технологии позволяет использовать менее квалифицированную рабочую силу, снижать из- 1 См.: Levitt Т. Exploit the Product Life Cycle // Harvard Business Review. Vol.43 (Nov.-Dec. 1965). P.81- 2 См.: Буглай В.Б., Ливснцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. М.: 89 держки производства и цены. Производство данного продукта начинает перемещаться в периферийные по уровню развития фармацевтической и медицинской промышленности страны. На четвертой стадии цикла (старение) продукт перестает быть новым. Его производство сокращается, и он исчезает с рынка. С теорией цикла жизни продукта хорошо корреспондирует широко описанная в литературе1 двухкоординатная матрица «Бостон Консалтинг Групп», образуемая такими характеристиками, как доля рынка и темпы роста рынка (см. рис. 2). Товары, определяемые как «знаки вопроса», соответствуют первой стадии цикла жизни продукта, «звезды» - второй, «дойные коровы» - третьей, «хромые утки» - четвертой стадии. Большая Малая
доля рынка доля рынка Высокий темп роста рынка Нннит темп роста рынка Рис. 2. Матрица «Бостон Консалтинг Групп» Вместе с тем теория цикла жизни продукта достаточно уязвима для критики. В частности, Дж.Р. Эванс и Б. Берман утверждают, что трудно предсказать, когда начнется следующая стадия, как долго она продлится и каких уровней достигнет сбыт. Помимо этого, этап продукта в жизненном цикле не может быть точно определен, а четыре основных фазы цикла не разделяются этапы. В определенные моменты может оказаться, что продукт достиг зрелости, когда он фактически достиг временной стаби- 1 См. Попов Е.В., Татаркин А.И. Теория анализа рынка. С. 113-115; Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1993; идр. 90 лизации на этапе роста . Следует также учитывать, что на всех этапах цикла жизни продукта возможны коммерческие неуспехи, выраженные: - либо абсолютным провалом ветеринарных препаратов (фирма не - либо относительной неудачей (фирма не достигает плановой при Ведущей контрмерой, позволяющей избегать подобного рода ситуаций, выступает планирование стратегии реализации, учитывающее три фактора (3 Си)2: охват, контроль и издержки (см. рис. 3). Охват должен предусматривать беспроблемный доступ потребителей - сельскохозяйственных предприятий и иных владельцев животных -к ветеринарным товарам. Для этого необходимо развертывать сеть ветеринарных аптек и иных пунктов реализации в местах скопления потребителей, своевременно доводить до их сведения информацию о наличии пользующихся наибольшим спросом препаратов, вакцин и т.д., выявлять новые потребности и стремиться к наиболее полному их удовлетворению.
Рис. 3. Элементы планирования стратегии реализации (схема 3 Си) 1 См.: Эванс ДисР., Бсрман Б. Маркетинг. С. 148. 2 От англ.: coverage - охват; control - контроль; cost - издержки. 91 Контроль предполагает в первую очередь предоставление и соблюдение гарантий качества реализуемых ветеринарных товаров, включая сроки годности лекарств и биопрепаратов, стерильность инструментов и оборудования и т.д. Издержки включают в себя все затраты, связанные с производством и/или приобретением ветеринарных товаров, их доставкой в пункты реализации и потребителям, рекламой, а также оснащением ветеринарных аптек всем необходимым оборудованием и иными атрибутами в соответствии с существующими требованиями. Одной из новейших методик оптимальной организации аптечного пространства является мерчандайзинг. Хотя формально данный термин понимается как подготовка товара к продаже, фактически это целая стратегия торговли. Человеческая психология такова, что большинство покупателей, попадая в замкнутое пространство магазина, начинают его обход, двигаясь справа налево. Исходя из этого на практике была апробирована так называемая актуальная дорожка или «проход по периметру», вдоль которого располагаются полки с особо привлекательными товарами, рекламные новинки, а также быстрозаменяемые товары с коротким «циклом жизни». Г.Р. Мелик-Еганов утверждает, что мерчандайзинг наиболее доступен и выгоден именно для аптек. Обычно покупке предшествуют четыре побудительных момента, под воздействием которых она и совершается: 1) привлечение внимания; 2) возникновение интереса; 3) мотивирование покупки; 4) проявление желания. Крупные супермаркеты, оптовые рынки и т.д. с целью привлечения интереса покупателей устраивают шумный промоушен, всевозможные распродажи и другие акции, недоступные аптекам. Поэтому хорошая вы- 92 кладка товаров и размещение рекламных материалов в торговом зале заменяет им многие внешне более эффектные методы маркетинговой поддержки1. Г.Р. Мелик-Еганов даже утверждает, что существует общий закон мерчандайзинга: «Товары соответствующего наименования в соответствующем количестве с соответствующими ценами должны быть в наличии в соответствующем месте в соответствующее время и с соответствующей рекламной поддержкой»2. Например, во всех ветеринарных аптеках сети «Согласие» (г. Екатеринбург) наиболее дорогие товары небольших размеров располагаются на уровне глаз в витрине, находящейся перед покупателем, входящим в торговый зал. Товары, решение о покупке которых принимается спонтанно (игрушки для животных и др.), размещены, как правило, рядом с кассовым аппаратом. В свою очередь, товары в крупных упаковках размещены в нижних ярусах витрин и на заднем плане (за спиной ветеринарного врача-консультанта). При этом более дорогие из них находятся справа по ходу перемещения покупателя в торговом зале, а менее дорогие - слева. Некоторая группа товаров, имеющих небольшие размеры и низкую стоимость, но пользующихся постоянным спросом, может вообще не выкладываться на витрины или располагаться в произвольных местах. К ним относятся, например, шприцы и бинты. Легкие, но крупногабаритные предметы (лежанки, сумки-переноски и др.), как правило, располагаются в верхней части витрины. Тем самым обеспечивается максимизация выруч- ки и стимулируется совершение покупателем спонтанных покупок. 1 См.: Мелик-Еганов Г.Р. Мсрчандайзинг - удобно покупателю, выгодно аптеке // Новая аптека. 2001. 2 Там же. С. 66. 93 Реклама ветеринарных товаров и услуг является оплаченной неличностной формой представления и продвижения ветеринарных товаров и услуг с четко известными источниками финансирования . Она разрабатывается по определенному алгоритму, включая: во-первых, установлен
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (378)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |