Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема № 4. «Россия в первой половине 19 в.»



2019-12-29 265 Обсуждений (0)
Тема № 4. «Россия в первой половине 19 в.» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

План

1. основные тенденции развития всемирной истории в XIX в.

2. усиление либеральных тенденций в период правления Александра I.

3. консервативная политика Николая I.

 

1. страны Европы, осуществив модернизацию, получили огромные преимущества по сравнению с остальным миром, который основывался на принципах традиционализма. Это преимущество сказалось и на военном потенциале. Началась колониальная экспансия на Восток. Традиционные цивилизации в силу отсталости своего развития были не способны противостоять этой экспансии и превращались в легкую добычу своих более сильных противников. Формирование колониальной системы и модернизация цивилизаций Востока в XIX в. становится важной тенденцией развития всемирной истории.

новым явлением всемирной истории XIX в. становится стремление США к мировому лидерству. Ценности западной технократической цивилизации были хорошо усвоены и развиты в этой стране.

В Европе и Северной Америке XIX век – это век окончательного утверждения западного типа цивилизации. Именно здесь в XIX в. было сформировано индустриальное общество, в котором машинная индустрия заняла ведущее место, определяя его экономическое благополучие, военный потенциал и международный статус.

С учетом новых тенденций мирового развития перед Россией встала серьезная проблема: либо движение в сторону европейской цивилизации и либерализация всех сфер жизни, либо сохранение старых крепостнических порядков, что с учетом реалий нового времени было чрезвычайно опасным.

Россия сохраняла свой традиционный уклад, отличный от западно-европейского. Абсолютизм и социальная система крепостничества сдерживали развитие экономики и тормозили модернизацию страны. Во-первых, отсутствовал свободный рынок наемной силы, необходимый для капиталистического способа производства, а во-вторых, затягивался процесс первоначального накопления капитала: российский абсолютизм заботился об интересах молодой российской буржуазии. В-третьих, чрезвычайно низкой была покупательная способность населения, не обладавшего достаточными денежными средствами для развития рыночных отношений.

 

2. начало XIX в. связано с вступлением на престол 12 марта 1801 Александра I, царствование которого отмечено распространением в России либеральных идей, постепенным пробуждением либерального сознания высших сословий. Перед новым императором стояли задачи: преодолеть архаичность государственного аппарата и осуществить целый комплекс реформ, которые позволили бы России занять достойное место среди передовых европейских государств в политической, экономической и социальной сферах.

еще до восшествия на престол, в 1796 г., вокруг Александра сложился дружеский кружок молодых аристократов, близких ему по духу, среди которых были граф П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, князь А.А. Чарторыйский, граф В.П. Кочубей. В этом кружке проходила работа по подготовке либеральных реформ.

По инициативе этого кружка в 1801 вышел указ, запретивший продавать крестьян без земли и отдельно от семьи. По указу 1803 г. о вольных хлебопашцах помещики по собственному желанию могли отпускать на волю крестьян с землей за выкуп.

Но жизненные потребности государства диктовали необходимость более серьезных реформ.

В 1802 г. старые петровские коллегии были заменены новой, европейской формой высшей исполнительной власти – министерствами. Было создано 8 министерств: военно-сухопутных сил, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. в 1810–1811 были введены еще 3 министерства: полиции, путей сообщения и государственного контроля. В таком виде министерства просуществовали вплоть до 1917 г.

Вдохновителем дальнейших реформ был М.м. Сперанский. Он считал, что крепостное право в России необходимо отменить. Но он был против внезапного и всеобщего освобождения крестьян, считая, что ему должно предшествовать создание в первую очередь свободного человека и гражданина, что возможно лишь в условиях политической свободы, через переход России к конституционным формам правления.

В 1808 г. Александр, охладевший к работе Негласного комитета, поручил Сперанскому разработку плана преобразований России. К октябрю 1809 г. им был представлен проект «Введения к уложению государственных законов».

Главным в проекте был принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной – при независимости судебной власти и ответственности исполнительной власти перед законодательной. М.м. Сперанский обосновал необходимость создания выборной Государственной думы и Государственного совета с совещательными правами, которые стали бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления.

Однако, предложения Сперанского так и не были реализованы. в 1812 г. реформатор был отстранен от дел и отправлен в ссылку в Пермь. Его идеи свелись к учреждению в 1810 г. Государственного совета – совещательного органа при императоре.

В александрийский век «просвещенного абсолютизма» заметным становится прогресс в сфере образования и просвещения. В начале своего правления Александр I осуществил реформу образования. В 1802 г. было создано министерство народного просвещения.

Высшим научными и учебными центрами становятся университеты. Кроме Московского, открылись новые – в Петербурге, Казани, Харькове, Вильно, Тарту. В 1804 г. был принят первый университетский устав. Уставу университетов предполагали довольно широкую автономию в решении научных и административных вопросов их внутренней жизни. Они готовили кадры учителей, чиновников для гражданской службы, медиков.

К университетам приравнивались привилегированные средние учебные заведения (как Царскосельский лицей, открытый в 1811 г.).

В 1808–1804 гг. была проведена реформа народного образования, обучение распространялась на все сословия, причем на низших ступенях бесплатно. С юридической точки зрения государственное образование было закрыто только для крепостных.

Водоразделом внутренней политики Александра I становится 1812 г. – война с Францией. Венский конгресс, который фактически перекроил карту Европы, утвердил новые границы государств. Военные успехи России сделали Александра I вершителем судеб Европы. Россия стала великой державой, без участия которой не решался ни один сколько-нибудь важный вопрос международной жизни.

Однако, последнее десятилетие царствования Александра I (1815–1825) стало временем отхода от либеральных принципов, вызванного революциями в Западной Европе.

Реакционность курса проявилась не сразу: в 1816–1820 гг. наряду с реакционными мерами, император продолжал заигрывать с либералами (даровал Конституцию Польше).

Восторжествовавшая в России реакция нашла выражение в новом курсе, получившем название «аракчеевщины» (по имени проводника этого курса – А.А. Аракчеева).

Особую роль в нем играло утверждение в 1816 г. военных поселений, в разряд которых были переведены целые районы страны (в основном на северо-западе), населенные казенными крестьянами. Военные поселяне были крестьянами и солдатами одновременно. Эта мера вызывала жесткое сопротивление крестьян вплоть до восстаний.

Консервативная политика 1815–1825 гг. вызвала широкое недовольство передовой части общества – дворянства. Многие из них были участниками войны 1812 г. и заграничных походов 1813–1814 гг. они своими глазами увидели европейскую жизнь и по возвращении домой искренне желали превращения России в передовую европейскую страну. В 1816–1821 гг. возникают первые тайные организации: «Союз спасения», «Союз благоденствия». В 1821–1825 гг. на их основе возникает две организации – «Северный союз» (Петербург) и «Южный союз» (Украина). Были составлены программные документы: «Конституция», «Северный союз», составитель Н. Муравьев) и «русская правда» («Южный союз», составитель П. Пестель). Обе программы предполагали отмену крепостного права в России и изменение политической системы (введение конституционной монархии или республики).

Таким образом, декабристы впервые в истории России выступили с четкой революционной программой, создали на ее основе революционную организацию и подготовили 2 вооруженных выступлений против самодержавия – в Петербурге и на юге России (14 декабря 1825–1826), которые закончились поражением.

3. впечатление, которое произвело на приемника Николая I (1825–1855) восстание декабристов было очень сильным. Во многом это определило антилиберальный характер всего его царствования и содействовало укреплению не либеральной, а революционной традиции в России.

Эпоха Николая I представляет собой период, когда самодержавец во всех областях жизни выступает на первый план. Все было охвачено жесткими рамками бюрократической иерархии, внешне производившей впечатление единства и порядка.

Николай I начал реформы с создания свода законов. к этой работе он привлек М.М. Сперанского, П.Д. Киселева, Е.Ф. Канкрина. К 1832 г. закончилась подготовка всех томов «Свода законов Российской империи». Первая статья «Свода законов» гласила: «император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не токмо за страх, но и за совесть САМ БОГ повелевает».

При Николае I государственный совет утратил свое значение в решении государственных вопросов, а система министерств был фактически подменена Собственной Его Императорского Величества канцелярией.

Усилился бюрократический центризм. Увеличился аппарат чиновников (15–16 тыс. вначале XIX в., 1847 – 61,5 тыс., 1857 – 86 тыс.).

В ходе финансовой реформы (1830–1844), инициатором и проводником которой был граф Е.Ф. Канкрин, в основу денежного обращения был положен серебряный рубль, что позволило изъять из обращения большое количество обесцененных ассигнаций и укрепило финансовую систему России.

Новым университетским уставом 1835 г. университеты страны во многом лишились автономии и всецело отдавались под власть высшей бюрократии.

Цензурные уставы 1826 и 1828 гг. придавали цензуре полицейские функции, что породило настоящий цензурный террор.

Крестьянская реформа, подготовленная п.д. Киселевым, закончилась весьма умеренно: в 1841 г. принят закон, запрещавший продавать крестьян поодиночке, в 1842 – закон об обязанных крестьянах, 1837–1841 – реформа самоуправления государственных крестьян.

Идеологической основой военно-бюрократической монархии Николая I стала теория «официальной народности» (Уваров С.С.) – «самодержавие, православие, народность».

 

Лекция № 5. «Россия во второй половине XIX в.»

 

План

1. буржуазные реформы 60–70-х гг.

2. контрреформы Александра III.

 

1. к середине XIX в. в России сложились условия, приведшие к падению крепостного права и реформам 60-70 гг. в рамках феодального строя развивался новый буржуазный способ производства, который стал во II пол. XIX в. господствующим. Существовавшая в России социально-политическая система существенно замедляла темпы экономического развития и мешала модернизации хозяйства. Крепостной труд и отжившие методы хозяйствования не могли обеспечить тех же темпов роста производительности труда и технического прогресса, что и в передовых странах Западной Европы. Наступивший во II четверти XIX в. кризис феодальной системы определялся тем, что возможности развития помещичьего хозяйства на крепостной основе были практически исчерпаны.

особенно остро отставание России проявилось в армии, что продемонстрировала Крымская война (1853–1856): устарело техническое оснащение, не хватало инициативы и самостоятельности. Дефицит государственного бюджета за 3 года войны увеличился почти в 6 раз. Потеря престижа великой державы как нельзя лучше доказывала, что крепостная Россия не может соперничать с буржуазными странами и что необходимы кардинальные преобразования.

Эпоху Александра I справедливо называют эпохой «великих реформ». Буржуазные реформы 60-70 гг. XIX в. стали поворотным пунктом отечественной истории.

 



2019-12-29 265 Обсуждений (0)
Тема № 4. «Россия в первой половине 19 в.» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема № 4. «Россия в первой половине 19 в.»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)