Современная система социальной защиты в Республики Беларусь
В современной Беларуси социальная защита - не только гарантии для малообеспеченных и бедных. Это комплекс задач, которые охватывают все социально-демографические группы населения. Вместе с тем социальная защита в Беларуси отличается исключительной дифференциацией, «точностью», учитывающей особенности каждого нуждающегося. В настоящее время основными направлениями социальной защиты являются: - социальная поддержка наиболее уязвимых групп населения; - обеспечение минимальных социальных гарантий всем категориям населения; - снижение негативных социальных последствий от проводимых в стране рыночных преобразований. Социальная защита населения основана на совокупности социальных норм и нормативов, которые гарантируют всем гражданам минимальный уровень и минимальное качество жизни. В данную совокупность включаются: - минимальные бюджеты материальной обеспеченности (минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума); - минимальные уровни заработной платы, пенсий, пособий, стипендий; - минимальные уровни образования, обеспеченности жильем, бесплатными медицинскими услугами. В настоящее время система социальной защиты реформируется. Цель реформ - создание многоуровневой социальной защиты всего населения, всех слоев и групп, каждого члена общества. Реформирование предусматривает проведение следующих мероприятий: - введение государственных минимальных социальных стандартов во всех основных сферах жизнедеятельности населения; - усиление адресного характера социальной помощи; - совершенствование механизмов защиты доходов населения от инфляции; - активизация социальных гарантий в области занятости. С помощью реформы планируется осуществить переход от современной социальной защиты, ориентированной преимущественно на социальную поддержку наиболее уязвимых групп населения, к перспективной модели, направленной на повышение жизненного уровня всего населения в целом [7,c.165]. Система социальной защиты Республики Беларусь существенно меняет свой облик, постепенно освобождаясь от устаревших стереотипов и формализованных подходов, адаптируя лучшие образцы отечественного и зарубежного опыта. Экономические, социально-политические перемены в обществе поставили вопрос не только в плане практического решения проблем социальной защиты населения, но и корректировки теоретических концепций, которые обобщили бы накопленный мировой опыт, высказали бы рекомендации по совершенствованию социальной работы. Происходящие перемены в экономике, политике, духовной сфере, расширение пространства социальной защиты в Республике Беларусь, как и в других государствах СНГ, повлекли за собой существенные перемены в системе социальной защиты населения. Появились новые формы работы с различными группами населения, стали развиваться негосударственные формы социальной помощи, обозначилась социальная направленность всей государственной политики, осуществляется принцип адресной помощи. Жизненные события развиваются не всегда ровно. Случаются сложности, несчастья. И человек не всегда сам способен с ними справиться, но и в то же время не всегда готов принять помощь других. Нередко требуется великое упорство, великое человеколюбиетого, кто готов прийти на помощь нуждающемуся. Вот почему во всем мире признано, что социальная работа - это особый вид деятельности, где сочетаются знания и навыки, приобретенные в процессе обучения, практики, и главное - особые человеческие качества, ориентированные на оказание помощи человеку. Организация деятельности социальных служб играет исключительно важную роль в повышении эффективности социальной работы. Внедрение научных основ управления социальной сферой выступает одной из актуальных задач теории и практики социальной защиты населения [13,c.32]. Социальная защита - часть социальной помощи, состоящая в обеспечении гарантированных государством минимальных стандартов уровня и качества жизни всем членам общества: - оказание адресной социальной помощи, содействие в трудоустройстве, предоставление льгот, создание других условий, которые обеспечивают гарантированный государством минимальный уровень и качество жизни; - деятельность государства по созданию условий применения минимальных стандартов уровня и качества жизни для членов общества, находящихся в трудной жизненной ситуации. Третье направление - социальное обслуживание. К нему относятся услуги, которые государство оказывает нуждающимся на бесплатной основе (иногда с частичной оплатой): например, организация спортивных состязаний среди детей с ограниченными возможностями; доставка продуктов на дом престарелым; медико-гигиенический уход за тяжелобольными; профессиональное переобучение безработных [7,c.19]. С организационно-управленческой точки зрения социальная защита населения Республики Беларусь представлена широкой сетью государственных и негосударственных органов и организаций различного уровня, аналитических и учебных центров и служб. Ведущим органом, осуществляющим государственную политику в области труда и социальной защиты населения, является Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь,созданное по Указу Президента Республики Беларусь от 24.09.2001г. на базе двух бывших министерств: Министерства труда и Министерства социальной защиты. Главными задачами Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь являются: разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной политики по решению комплексных проблем в социально-трудовой сфере, народонаселения, повышению уровня жизни и доходов населения, развитию социального страхования и кадрового потенциала, совершенствованию системы оплаты труда и социального партнерства, организации пенсионной системы, социального обслуживания и социальной помощи, улучшению условий и охраны труда, обеспечению эффективной занятости и социальных гарантий населения, социальной защиты семьи, женщин, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных в запас (отставку) с военной службы и из органов внутренних дел, и членов их семей и других категорий граждан, нуждающихся в государственной поддержке, совершенствованию законодательства о труде, занятости и социальной защите населения и контролю за его соблюдением, осуществлению международного сотрудничества в установленной сфере деятельности [13,c.192]. Главная идея организационно-структурных преобразований в системе социальной защиты Республики Беларусь и создания единого Министерства труда и социальной защиты состоит в стремлении более полно реализовать комплексный подход в решении социальных проблем, обеспечить всестороннее, системное видение, планирование и прогнозирование процессов, происходящих в социально-трудовой сфере. Системообразующим центром социальной сферы в Республике Беларусь является Министерство труда и социальной защиты, в состав которого входит ряд структурных подразделений разного уровня и соответствующих направлений деятельности. Современная структура Министерства существенно отличается от предыдущих структур бывших двух министерств: укрупнились и получили новые названия и новые функции все основные подразделения, появились структурные подразделения, отражающие новые явления в организационно-управленческой деятельности и практике социальной защиты различных слоев населения [13,c.195]. Таким образам, на данный момент можно сказать, что система социальной защиты в Республики Беларусь находится на стадии реформирования. Система многопрофильной целевой социальной защиты должна включать все амортизаторы негативных влияний на человека и способствовать как профилактике их возникновения, так и ликвидации.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (257)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |