Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реализация методов и форм работы социального педагога в органах социальной защиты в Республики Беларусь с различными категориями населения



2019-12-29 285 Обсуждений (0)
Реализация методов и форм работы социального педагога в органах социальной защиты в Республики Беларусь с различными категориями населения 0.00 из 5.00 0 оценок




Продолжается процесс реформирования форм и методов со­циальной помощи пожилым людям, инвалидам и другим катего­риям граждан государственных органов социальной защиты и со­циального страхования, действующих в тесном контакте со службой милосердия Общества Красного Креста, Фондом милосердия и здоровья, ветеранскими и другими общественны­ми организациями.

Сегодня на Беларуси наблюдается значительный рост числа инвалидов, увеличение удель­ного веса инвалидов трудоспособного возраста, снижение их заня­тости, уровня социальной защиты. Со­циальная работа государственных и негосударственных структур по защите и поддержке инвалидов осуществляется по следующим основным направлениям:

 а) профилактика (предупреждение) ин­валидности;

б) медико-социальная экспертиза;

 в) медицинская реабилитация;

 г) профессиональная реабилитация и рациональное трудоустройство;

 д) социальная реабилитация, включающая соци­альную помощь, социальное обслуживание инвалидов и другие направления.

Основными видами социальной помощи инвалидам со стороны государства стали денежные выплаты, натуральное обеспечение, социальные услуги, создание «безбарьерной» среды жизнедеятельности.

В соответствии с Положением на территории района, города создано по одному Отделению социальной помощи на дому для обслуживания пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию. Основными направлениями деятельности отделений стали: выяв­ление и учет пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в обслужи­вании на дому; оказание им социально-бытовой и иной помощи; организация сбора, хранения и выдачи одежды, обуви и других предметов первой необходимости; содействие в предоставлений обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных дей­ствующим законодательством.

Сегодня особое беспокойство общества вызывает состояние семьи, материнства и детства, которое можно охарактеризовать как кризисное. На решение этих проблем направлена деятельность отдела семьи и гендерных проблем [2,c.178].

К настоящему времени сложились четыре основных методов и форм государственной помощи семье:

1.денежные выплаты (пособия и пенсии);

2.трудовые, кредитные, медицинские льготы;

3.бесплатные выдачи (питание, одежда, обувь);

4.социальное обслуживание семей (консультирование, социальные услуги) [13,c.92].

 Cоциальная защита с самого своего зарождения привлекала внимание многих исследователей разных направлений. Поэтому на ее развитие и сегодня оказывают влияние мировые теории.

Пре­жде всего, это такие теории и модели, каждые из них использует свои формы и методы воздействий на личность, группу, разрешая их социальные проблемы:

1.Социолого-ориентированные теории и модели (они направ­лены  на улучшением социальных предпосылок, условий осу­ществления социальной защиты. Главными формами и ме­тодами социальной работы здесь выступают: социальный контроль за поведением представителей различных групп населения (особенно групп риска), оказание помощи клиентам в том, чтобы они сами нашли свое место в жиз­ни. В качестве механизма здесь выступает разработка раз­личных социальных проектов, программ, в которых уча­ствуют как социальные службы, так и сами группы нуж­дающихся).

2.Психолого-ориентированные теории и модели (главной целью считают задачу помощи клиентам в активизации собственных усилий по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровне, опти­мальном использовании своих личностных и социальных ресурсов).

3. Комплексно-ориентированные теории и модели (здесь вы­деляют несколько частных моделей: «ролевая теория»; «со­циально-педагогическая модель»; «когнитивная модель».

Формирование современной национальной модели со­циальной защиты в Республике Беларусь базируется на ис­пользовании тех концептуальных посылок каждой из на­званных моделей, которые в наибольшей мере соответствуют белорусскому менталитету.

Прежде всего, национальная модель организации со­циальной защиты тяготеет к социолого-ориентированной модели, основывающейся на признании особой роли со­циальной политики, создании условий, предпосылок эффективной социальной защиты среди различных категорий, нуждающихся, а также опору на структурные компо­ненты системы, оптимизацию деятельности учреждений и организаций социальной сферы и социальных работников.

В соответствии с этими концепциями в республике идет поиск наиболее эффективных организационно-управленче­ских построений системы социальной защиты, совершенст­вуется деятельность ее структурных подразделений, развора­чивается подготовка профессиональных кадров социальной сферы.

Перемены в теоретико-концептуальных взглядах на сущ­ность современной социальной защиты, повлекшие за со­бой обновление организационно-управленческих конструк­тов, не могли не сказаться на практическом решении конк­ретных человекозащитных задач. Они коснулись различных организационных уровней и различных категорий, нуж­дающихся в социальной защите, отразив тем самым един­ство теории и практики, значимость системного решения социальных проблем.

Позитивные перемены характерны, прежде всего, го­сударственной службе социальной помощи семье, женщи­не и детям,системе охраны материнства и детства.

Новым явлением в решении женских проблем стало по­явление кризисных центров для женщин, подвергшихся сексуальному и бытовому насилию. Центры предназначаются для оказания квалифицированной психологической, педаго­гической, юридической, материальной, реабилитацион­ной, социальной помощи женщинам, находящимся в кри­зисной ситуации. Однако говорить о широком развитии этих методов и форм защиты пока рано.

Активно работают с детским населением и семьями, нуждающимися в социальной помощи, специальные под­разделения в составе Территориальных центров социаль­ного обслуживания населения (ТЦСОН), являющихся государственными учреждениями, подчиняющимися орга­нам по труду и социальной защите местных исполнитель­ных и распорядительных органов.

Деятельность семейно-детских подразделений ТЦСОН и самостоятельных центров ориентирована, в первую оче­редь, на самые социально незащищенные категории насе­ления - многодетные, неполные семьи, семьи, где есть дети-инвалиды, семьи из групп риска, безработные и т.д. На эти категории семей создаются социальные паспорта, в которых отражается полная характеристика каждой се­мьи и проблемы, с которыми она сталкивается. Кроме ос­новных видов оказываемых услуг, многие центры разраба­тывают индивидуальные программы, выделяют важные методы и формы, по которым осуществляют свою деятельность [7,c.259].

В последние годы в республике появились новые методы и формы работы с детьми-сиротами:внедряется практика исполь­зования детских домов смешанного типа, где дети только живут, а обучаются в общеобразовательной школе; посте­пенно приживаются такие широко распространенные на Западе организационные формы работы с детьми, как дома для сирот семейного типа и детские деревни, ориентиро­ванные на воспитание детей в домашней обстановке в ус­ловиях многодетной семьи.

В Беларуси появились детские приюты, находясь в ко­торых ребенок должен пройти медицинское обследование (с целью оценки общего состояния здоровья), психологи­ческую диагностику (для установления уровня психического развития и необходимых мер коррекции), социаль­ную диагностику (для определения уровня адаптивности ребенка, выявления структуры его социальных связей). На основе результатов этих процедур выбирается тип реаби­литационного учреждения, куда потом и направляется ребенок.

В Республике формируется система социально-психоло­гической помощи семьям и детям, практикуется создание временно приемных семей, в которые можно определить детей, оказавшихся в неблагополучных жизненных ситуа­циях, оказание неотложной психолого-педагогической по­мощи, индивидуальное консультирование. В Минске соз­дана первая в Беларуси социально-психологическая служ­ба по упреждению всех форм насилия над детьми «Дети - не для насилия».

С января 2000 года в Минске работает Республикан­ский реабилитационный центр, предназначенный для со­циальной реабилитации детей-инвалидов с заболевания­ми опорно-двигательного аппарата и другими заболева­ниями, следствием которых является нарушение опорно-двигательных функций. Министерством образования раз­работана и утверждена новая концепция обучения, вос­питания и подготовки к жизни детей-инвалидов, расши­рены возможности этих детей для получения образования в профессионально-технических училищах, средних спе­циальных и высших учебных заведениях. С начала 90-х го­дов в Беларуси реализуется экспериментальная модель интегрированного обучения детей с особенностями психо­физического развития в общеобразовательных школах и учебных заведениях (до этого они учились и воспитыва­лись только в специальных школах).

Ряд позитивных перемен произошел в социальной за­щите молодежи. Прежде всего - работа многопрофильных молодежных центров и их объединений, нацеленных на пропаганду и утверждение здорового образа жизни среди молодежи и подростков. Функционирует Молодежная биржа заня­тости, при которой работает агентство по информации итрудоустройству, учебно-производственные мастерские, а также имеется пункт профконсультации.

Конкретно и результативно работают молодежные социальные службы в Минске и регионах, в составе кото­рых функционируют различные службы, способствующие решению многих молодежных проблем трудового и досугового плана. Это студенческие бюро услуг, с помощью которых студенты могут выполнять частные заказы, по­ступающие от населения, предоставляется возможность в свободное от учебы время и в период каникул заняться различными видами общественнополезного труда, орга­низовать оздоровительный отдых [2,c.185].

 Важной формой социальной защиты одаренной моло­дежи является осуществляемая по инициативе фонда Пре­зидента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов работа по предоставле­нию стипендий победителям международных и республи­канских олимпиад, конференций, конкурсов.

 Неотъемлемой частью современной модели социальной защиты являются новшества, появившиеся в социальной работе с людьми пожилого возраста и инвалидами. Прежде всего, это оказание им социальных услуг в нестационарных условиях, т.е. деятельность служб социальной помощи на дому, которые действуют в составе Территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСОН).

В некоторых регионах су­ществует практика предоставления малоимущим пенсионе­рам товаров длительного пользования напрокат (стиральные машины, пылесосы, холодильники). Одиноким и одиноко проживающим малоимущим престарелым гражданам оказы­вается адресная натуральная и материальная помощь со сто­роны предприятий, организаций, колхозов, совхозов. Во многих районах установлены доплаты к пенсиям за счет средств местных бюджетов. Проводятся благотворительные акции по сбору средств для поддержки малообеспеченных граждан, открываются благотворительные счета, оказывает­ся гуманитарная помощь. В последнее время появились при­меры организации социальной помощи пожилым на сме­шанной основе, т.е. предоставление услуг государственными и негосударственными структурами, создания на обществен­ных началах «отрядов милосердия», состоящих из студентов вузов, учащихся медучилищ, для обслуживания нуждающихся престарелых и инвалидов.

Совершенствуют оздоровительную работу санатории и пансионаты для пенсионеров, ветеранов войны и труда и другие учреждения медицины, физкультуры, культурно-просветительной работы.

В республике продолжается реализация комплекса ме­роприятий, направленных па решение проблем занятости инвалидов: развитие сети специализированных предприя­тий, трудоустройство инвалидов на условиях сокращен­ного рабочего дня или недели, предоставления дополни­тельных перерывов в работе и т.д.

Совершенно новыми группами людей, нуждающихся в особых видах социальной помощи, являются лица, постра­давшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и мигран­ты (вынужденные переселенцы и беженцы). В числе мер социальной защиты пострадавших, особенно детей и подростков, первоочередное место занимает оздоровление, создание системы многопрофильных детских реабилитационно-оздоровительных центров. Для снижения уровня напряженности в обществе оказывается высококвалифицированная помощь населению в клинике НИИ радиа­ционной медицины [13,c.111].

Таким образом, формы и методы социальной защиты чело­века должны быть дифференцированными, но обязательно доступными, полноценными, не унижающими человеческое достоинство, максимально ориентированными на профилак­тику и способы положительного разрешения отдельной лич­ностью сложных критических ситуаций. Необходима разработка новых законодательных актов по названной проблематике и вне­сение изменений в действующие нормативно-правовые акты, со­вершенствование социально-бытового обслуживания на дому (оказание специализированной помощи утратившим способность к самообслуживанию, круглосуточный уход за больными на платной основе, развитие системы платных ус­луг), оказание адресной помощи (создание банка данных, разработка и осуществление программ адресной помощи с привлечением средств государственных и негосударст­венных учреждений, общественных и религиозных организаций).

                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Развитие государственной социальной политики в современ­ных условиях требует новых механизмов, форм и методов ее реа­лизации, основанных на оказании населению необходимого комплекса прямых социальных услуг. Одним из важнейших звеньев этого механизма является создание системы социального обслужи­вания, обеспечивающей разнообразные формы социальной защиты с различными категориями населения на территориаль­ном уровне. Она должна включать в себя комплекс разнообраз­ных целевых услуг различным социальным группам, находя­щимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новых социальных реалий в общественной поддержке, помимо той, которая предоставляется централизованно.

Приоритетные направления развития системы социальной защи­ты населения в современных условиях:

разработка теории социальной защиты;

• усиление социальной политики; 

• концентрация материальных, финансовых, интеллектуаль­ных ресурсов;

• совершенствование и всемерное укрепление системы соци­ального обслуживания как важнейшего направления соци­альной защиты;

• поддержка развития социального обслуживания в нестаци­онарных учреждениях различного вида: центрах комплекс­ного обслуживания, учреждениях социального обслужива­ния семьи и детей, специализированных отделениях соци­альной помощи на дому;

• обеспечение дифференцированного подхода к осуществ­лению социальной защиты различных категорий нужда­ющихся;

Негативные социальные проблемы в области социальной защиты населения невозможно устранить за короткие сроки. Для реформирования системы социальной защиты необходимы:

• время;

• различные ресурсы (организационные, правовые, мате­риально-технические и др.);

• разработка адекватных, востребованных технологий;

• подготовленные специалисты;

• активная поддержка общественных организаций, всего населения.

Главная задача социальной политики состоит в гармони­зации общественных отношений, обеспечении политической стабильности и гражданского согласия.

Это достигается поддержанием баланса между денеж­ными доходами населения и товарными ресурсами, создани­ем условий для решения жилищной проблемы, удовлетворе­нием спроса населения на количество и качество товаров и услуг, созданием базы для укрепления здоровья населения, роста его духовности, образованности, культуры.

Важное звено в социальной политике от­водится политике социальной защиты населения. Новые социально-политические реалии переходного пе­риода выдвинули задачи усиления адресности социальной поддержки слабозащищенных слоев населения, обеспечение основных социальных гарантий, развитие сети учреждений социального обслуживания и разработке социальных про­грамм.

Переход Беларуси по ряду объективных, причин в иное геополитическое пространство вызвал ряд явлений, ранее ей несвойственных: резкую дифференциацию доходов населения, повышение стоимости жизни, снижение уровня социальной защищенности. Доминирующие тенденции в обществе приобрели безработица (особенно среди женщин и специалистов высокой квалификации), вынужденная миграция, ухудшение криминогенной обстановки, нищенство, снижение рождаемости на фоне увеличения старения населения, снижение психологической ус­тойчивости и т.п. Это обусловило необходимость перестройки всей системы социальной защиты населения и поиск новых методов и форм работы социального педагога в органах социальной защиты.

Постепенно реформируются государственные институты социального обеспечения и социального страхования, усиливается адресная помощь и дифференцированность в удовлетворении ми­нимальных жизненных потребностей различных категорий нуж­дающихся. При приоритете распределения ресурсов на социаль­ную защиту из Республиканского бюджета происходит поиск внутренних ресурсов всех отраслей и сфер, производящих соци­альную политику.

Многообразие современных видов, методов и форм социальной помощи и поддержки достигнуто в основном за счет появления и расширения деятельности общественных организаций благотворительного характера. Их влияние особенно ощутимо в деле помощи больным детям и детям-сиротам, престарелым и инвалидам.              

 В настоящее время все более ощущается настоятельная необходимость скорейшего внедрения научно-обоснованной на­циональной концепции социальной защиты населения. Необходимо более качественно разрабатывать методы и формы работы в органах социальной защиты для того, чтобы они были эффективными и результативными.

 

  

  

 

 

 

                                 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Григорьев А.Д. История социальной работы. В 2 ч. Ч. 1 (до н.XX в.): учеб.

пособие для  студ. высш. учеб. заве­дений. - Мн.: ТетраСистемс, 2006. - 464 с.

2.Григорьев А.Д. Социальная работа на Беларуси:    история, опыт, проблемы. - Мн.: Дизайн ПРО, 2000. - 240 с.

3. Дивицына Н. Ф. Семьеведение : учеб. пособие.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 325 с.

4.Закон Рес­публики Беларусь «Об основах государственного социаль­ного страхования» от 31 января 1995 г.

5.Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» от 17 апреля 1992 г.

6.Закон Республики Беларусь «О социальной защите инвали­дов в Республике Беларусь» от 11 ноября 1991 г.

7.Кунгурова Н.И., Терехов В.К. Социальная работа. - Мн.: МФЦП, 2007.- 448с.

8.Курбатов В.И. Социальная работа: учеб. пособие. - М.: Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007. - 480 с.

9.Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 480 с.

10.Организация работы органов социальной защиты: учеб. пособие для студ. учреж. сред. проф. образ. /Под ред. А.Н.Савинова, Т.Ф. Зарембо.- М.: изд. центр «Академия», 2004. - 192 с.

11.Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: учеб. пособие для студ., обуч. по спец. «Социальная работа». Изд. 4-е, доп. и перераб./Под ред. B.C. Кукушина. - М.: изд. центр «МарТ», 2004. - 400 с.

12.Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: учеб. пособие. / Отв. ред. проф. А.А. Козлов - М: КНОРУС, 2005.- 368 с.

13.Социальная работа: Теория и организация: учеб. пособие. / Под ред. П.П. Украинец. - Мн.: ТетраСистемс, 2005. - 288 с.

14.Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие. / Отв. ред. проф. Е.И. Холостова, проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004. - 427 с.

15.Тетерский С.В. Введите в социальную работу: учеб. посо­бие. - М.: Акад. Проект, 2004.- 496 с.

16.Технология социальной работы. / Под ред. И. Г. Зайнышева - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-240 с.

17.Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2001.- 432 с.

18.Холостова Е. И. Генезис социальной работы в России: учеб. пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. - 232 с.

19.Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа: учеб. пособие. - М.,2007. - 216 с.

20. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: изд. центр «Академия», 2002. - 260 с.

 

 

  

 



2019-12-29 285 Обсуждений (0)
Реализация методов и форм работы социального педагога в органах социальной защиты в Республики Беларусь с различными категориями населения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реализация методов и форм работы социального педагога в органах социальной защиты в Республики Беларусь с различными категориями населения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (285)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)