Виды, формы и функции контроля
Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов. В педагогической практике применяется несколько видов контроля: предварительный контроль, ткущий контроль, периодический контроль, итоговый контроль, отсроченный контроль. Предварительный контроль, как правило, имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющих знаний, умений и навыков, учащихся к началу обучения. Применяется он обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы, позволяет обучающему находить наиболее эффективные методы и формы работы. Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет определять степень сформированности знаний, умений и навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль дает возможность своевременно выявить проблемы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала. Текущий контроль стимулирует ответственность ученика за подготовку к каждому занятию. Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени, он осуществляется в конце четверти или полугодия. Тематический контроль осуществляется поле изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых. Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету. Отсроченный контроль – контроль остаточных знаний и умений, спустя какое – то время после изучения темы, раздела, курса. Отсроченный контроль как вид контроля соответствует требованию судить об эффективности процесса по конечному результату. Контроль осуществляется в различных формах. По форме контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный. [5;311] К контролю в процессе обучения предъявляются определенные педагогические требования: § Индивидуальны характер контроля, нельзя допускать подмен результатов для учения отдельных учащихся итогами работ коллектива и наоборот. § Систематичность, регулярность проведения контроль на всех этапах процесса обучения § Разнообразие форм проведения контроля § Всесторонность контроля § Объективность контроля § Дифференцированный подход § Единство требований со стороны обучающих В последнее время все большее распространение получает тестовый контроль. Основным инструментом такого контроля является тест. В зависимости от предмет измерения выделяются тесты педагогические, психологические, социологические, социально-психологические, культурологические и другие. Наиболее распространенными являются следующие формы тестовых заданий: закрытая форма тестовых заданий, задание «на соответствие», задание на «установление правильной последовательности». Существуют и другие формы тестовых заданий. Педагогическое тестирование как один из методов контроля усвоения обучаемыми знаний, умений, навыков обладает наиболее определенными преимуществами перед традиционными методами контроля: - более высока объективность контроля, при достаточно качественном тесте получаемая оценка может рассматриваться как объективная; - более высокая дифференцированность оценки, при этом обеспечивается более высокая точность измерений учебных достижений; - более высокая эффективность контроля. При всех достоинствах тестирование как метод контроля имеет, и негативные стороны: трудно проверить глубину понимания вопроса, логику мышления; существует вероятность случайности, особенно при использовании закрытых форм тестовых заданий. Тестовые задания не позволяют проверить творческое применение усвоенных знаний и новой ситуации. [5;312] Формы контроля, используемые в профессиональных образовательных учреждениях, могут быть различными. Приложение В. Контрольная работа — форма письменного контроля. Контрольные работы носят как фронтальный, так и индивидуальный характер, выполняются по вариантам, проверяются и рецензируются преподавателем. По контрольным работам может проводиться собеседование и выставляться зачет. Эта форма контроля особенно характерна для заочного обучения. Зачет — форма итогового контроля знаний по результатам изучения учебной дисциплины. Может проводиться по заранее составленным вопросам или в порядке собеседования. Экзамен — форма итогового контроля знаний по результатам изучения раздела или всего курса. Может проводиться в письменной или устной форме (по билетам). По результатам экзамена выставляется дифференцированная оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»), которая заносится в ведомое зачетную книжку и в приложение к диплому. Тестирование — форма текущего тематического и итогового контроля знаний с помощью тестов, представляющих собой систему заданий в соответствующем виде. Тестовые задания должны быть краткими, что подразумевает минимальную трату времени на их выполнение, валидными и надежными. Валидность теста заключается в его адекватности поставленной цели; надежность теста - согласованность показателей, полученных при неоднократном тестировании. Рейтинговая система оценки знаний — это контроль качества усвоения учеба го материала по результатам различных форм. Она учитывает всю активную деятельность обучающихся (участие в научной работе, конкурсах; выполнена творческих проектов и т. д.) и оценивается в баллах по различным шкалам. Аттестация — форма текущего и итогового контроля обучающихся. Контроль и проверка результатов обучения является завершающим компонентом процесса обучения. Его основное назначение состоит в обеспечении обратной связи. Контроль органически связан со всеми другими компонентами процесса обучения – мотивационно – целевым, организационно- деятельностным, информационно – содержательным и эмоционально – целевым. Педагогический контроль определяет с как способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса. Педагогический контроль выполняет функции: диагностическую, обучающую и воспитательную, информационную, развивающую, а из них можно выделить три основных диагностическую, обучающую и воспитательную. Диагностическая функция состоит в выявлении уровня знаний, умений, навыков, привычных действий, оценки реального поведения. Обучающая функция проявляется в используемых формах, нацеленных на активизацию работы по усвоению учебного материала учащимися. Воспитательная функция заключается в формировании творческого отношения к предмету, стремление развивать свои способности, своевременно выявлять проблемы в знаниях.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |