Оценка знаний, умений и навыков учащихся
Оценка знаний, умений и навыков - это процесс сравнения достигнутого учащимися результата в обучении с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Условным отражением оценки является отметка, которая обычно выражается в баллах. По уровню обобщенности педагогическая оценка подразделяется на парциальную, фиксированную и интегральную. Парциальная оценка - это исходная форма педагогической оценки. Она не представляет собой квалификацию успешности ученика в целом, а относится лишь к частному знанию, умению, навыку или отдельному акту поведения. Чаще всего, оценки выражаются в словесной, вербальной оценочной форме суждений и могут быть похвальными или осуждающими. Фиксированная оценка отражает промежуточные или завершенные успехи учащегося, его прилежание и дисциплину на уроке. Обычно выражается количественно в одном из ранговых значений 5-балльной шкалы: "5" - владеет в полной мере (отлично); "4" - владеет достаточно (хорошо); "3" - владеет недостаточно (удовлетворительно); "2" - не владеет (неудовлетворительно). По способу предъявления (презентации) педагогическая оценка подразделяется на прямую и опосредованную. Прямая оценка непосредственно обращена к оцениваемому лицу. При опосредованной форме оценка одного из учеников производится через оценку какого-либо другого учащегося. К основным типичным субъективным ошибкам оценивания в вузе относятся: • великодушие, снисходительность; • намеренное занижение; • предвзятость; • процентомания • центровая тенденция (не ставить "двоек" и "пятерок"); • близость оценки той, которая была выставлена ранее на предыдущих экзаменах другими преподавателями; • перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету и др. Отсюда возникает проблема согласования индивидуальных оценочных стилей разных преподавателей, единство предъявляемых требований к усвоенным знаниям, умениям, навыкам. "Частичноэта проблема может быть разрешена путем применения дидактических тестов как способа коррекции субъективных оценочных тенденций, а также частота и объективность выносимых педагогом парциальных оценочных суждений. Результаты контроля учебно-позновательной деятельности учащихся выражается в оценке. [12; 147] Оценка – это определение степени усвоения знаний, умений, навыков. Количественным выражением оценки является отметка. Отметка – это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков, обучаемых в цифрах или балах. До настоящего времени не только в педагогической практике, но и в дидактической и методической литературе термины «оценка» и «отметка» иногда понимают как синонимы. Оцениваться результаты обучения могут не только отметкой, но и другими средствами. Например, это может быть словесное одобрение и не одобрение, вынесение благодарности. Большое значение имеет объективная оценка, единый подход к определению качества знаний. Проблема эта не простая, особенно, если учесть, что оценка знаний – тонкий и острый инструмент воздействие на учащегося. Высокая оценка знаний может и воодушевлять обучающегося к учению, но может и расхолаживать его в работе. Еще сильнее воздействует неудовлетворительная оценка: она может и побуждать к усилению учебной работы и убивать охоту к учению. Оценка знаний осуществляется по пятибалльной системе, балами от нуля до пяти. К основным типичным субъективным ошибкам оценивания относятся: - великодушие, снисходительность; - перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку; - оценка по настроению; - отсутствие твердых критериев; - центральная тенденция и т.д. Однако за каждым намеренным завышением или занижением оценки может стоять разный смысл. Например, выставление положительной оценки слабому ученику может восприниматься как фактор психологической поддержки его в учебных продвижениях. Поэтому не все субъективные оценочные суждения следует рассматривать как ошибки. По уровню обобщенности педагогическая оценка подразделяется на парциальную, фиксированную и интегральную. Парциальная оценка – это исходная форма педагогической оценки. Она представляет собой квалификацию успешности ученика в целом, а относится лишь к частному знанию, умению, навыку или отдельному акту поведения. Чаще всего эта оценка выражается в словесной, вербальной форме. Фиксированная оценка отражает промежуточные или завершенные успехи учащегося, его прилежание и дисциплину на уроке. [5; 314] Показатели оценки знаний и умений по теоретическим предметам профессионально-технического цикла смотри приложение Е Оценка качества усвоенных знаний, умений и навыков в профессиональном образовании производится в соответствии с определенными критериями, основными из которых являются: - объективность, то есть независимость результатов оценивания от субъективных влияний личности того, кто проводит измерения; - надежность, которая понимается как устойчивость к воздействию случайных факторов и воспроизводимость результатов с течением времени; - валидность, трактуемая как соответствие содержания метода измерения применяемому инструментарию, процедуре, целям и задачам измерения; - точность, т.е. диапазон, в пределах которого находится ошибка измерения. - репрезентативность — возможность обеспечить всестороннюю проверку усвоения учебного материала; - однозначностьпонимания и ясность предложенных контрольных заданий. Оценка — сильный инструмент в руках мастера, и пользоваться этим инструментом нужно очень осторожно. Оценка должна всегда способствовать обучению и воспитанию учащихся. Это возможно только при безусловной объективности оценки, когда учащийся внутренне согласен с ней и понимает ее смысл. При оценке важен не только тот факт, какой балл выставляется, но как он преподносится, что и как при этом говорится, каким тоном и в каких выражениях комментируется. Самое грубое нарушение педагогической этики — равнодушие педагога при выставлении оценки. «Тактика» карания двойками никогда и никому не приносила пользы. Она вырабатывает у учащегося своеобразный иммунитет против них, приводит к мысли, что он ни на что не способен, воспитывает трусость, подталкивает к обману. Двойка — не «карающий меч», а сигнал бедствия. Оценка, даже отрицательная, становится настоящим инструментом воспитания, если она побуждает желание учиться, а не наказывает учащегося за трудности и неудачи, встретившиеся в учебе. Оценка всегда должна «работать» на повышение качества учебы учащегося. Недопустимо, чтобы неудовлетворительная оценка на уроке выставлялась не за фактические результаты работы, а за нарушение дисциплины, внешний вид, отсутствие дневника и т. п. Мастер может поставить учащемуся заслуженную двойку, но главная его задача — предупредить ее. Двойку педагогически оправдано ставить только тогда, когда сделано все, чтобы ее не было. Очень опасная оценка — тройка, особенно когда она «чуть-чуть выше двойки». Тройка усыпляет бдительность, как учащихся, так и мастера, создается внешняя видимость благополучия. Боритесь с тройками! Тройка — положительная оценка, и выставлять ее нужно только за положительные результаты, т. е. за достаточно прочное владение трудовыми приемами и способами, за умение уверенно применять их в учебно-производственной деятельности. Работу «сильных» учащихся следует оценивать «во весь голос». Такая гласность служит хорошим стимулом для менее успевающих учащихся группы.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (318)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |