Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Причины и последствия реформ А2.




Крепостное право стало непреодолимым тормозом для дальнейшего развития страны. Подневольный труд крепостных, по их оценкам, стал крайне неэффективен, помещики в погоне за прибылью безмерно усиливали эксплуатацию. Это вело к деградации хозяйства, к ожесточению крестьянства. Назрел переход от феодализма к капитализму. Страна шла к революции, но крестьянство не являлось подлинно революционной силой, и правительству удалось отделаться реформой. Падение крепостничества стало важнейшим рубежом истории России. Предоставление крестьянам свободы требовало создания условий ее осуществления в социальной, культурной и экономической областях жизнедеятельности общества. Крестьянская реформа 1861 г. была самым крупным социально-экономическим и политическим преобразованием в истории России, повлекшим за собой другие либеральные реформы. Связь этой реформы с последующими подчеркивается ввиду того, что предоставление крестьянам личной свободы требовало создания условий ее осуществления в социальной, культурной и экономической областях. Эти условия были предоставлены проводимыми либеральными реформами, осуществление которых облегчилось изменением природы Российского государства.



В основе взаимозависимости крестьянской реформы с реформами 60-70-х гг. лежит то, что они осуществлялись в едином русле либеральных на-строений, необходимость которых назрела после господства политического режима Николая I. Либерализму свойственно подчеркивать отсутствие классовых, групповых и национальных предрассудков, индивидуализм, самоценность личности. Поэтому все реформы были нацелены на преодоление классовой дискриминации по отношению к крестьянству.

Земская реформа 1864 г. создала первое подлинно местное самоуправление для всех классов, которые существовали еще с допетровских времен. Крестьянам предоставлялись политические права: избирательное право предполагало участие крестьян в выборах членов земских собраний (выборные от крестьян входили в состав третьей курии). В первую курию входили землевладельцы, а во вторую - городские избиратели. Созданные органы местного самоуправления в губерниях (губернские собрания и губернские управы) и уездах (уездные собрания и уездные управы) должны были осуществлять кон-троль над школами, больницами, почтой, путями сообщения, торговлей, страховой службой, статистикой и др.

Городская реформа 1870 г. предполагала проведение мер, похожих по духу на земскую реформу, направленных на усовершенствование городского управления. Избиратели также делились на три курии.

Роль земств во второй половине XIX в. велика. Развитие крестьянского хозяйства поддерживалось и стимулировалось земским ссудно-сберегательными товариществами и различными формами кооперации.

Судебная реформа 1864 г. была направлена на улучшение судебной процедуры. В ходе нее были созданы коронный и мировой суды. Специально для крестьян были созданы волостные суды. Хотя судебная реформа и сохраняла некоторые черты сословности, она способствовала обретению крестьянами права на справедливое судейство, поскольку раньше суд над крестьянами вершили сами помещики, следуя своим интересам, а не букве закона.

Военная реформа 1874 г. вводила всеобщую воинскую повинность. Этот закон по своему духу был глубоко демократическим, поскольку до этого времени введенную Петром I рекрутскую повинность несли лишь податные сословия (крестьяне, мещане и др.). Сословные различия в армии и особенно на флоте сохранялись, хотя по заслугам любой солдат мог стать офицером.

Финансовая реформа, возглавленная министром финансов либералом Рейтерном, в ходе которой были проведены следующие меры:

1. отменены винные откупа, откупа на соль, сахар, нефть, введена акцизная система;

2. провозглашены принципы гласности, законности и контроля за администрацией;

3. увеличены налоги и уменьшены расходы;

4. 1859 г. - ликвидирована система казенных билетов;

5. создана разветвленная сеть кредитных учреждений, состоящая из Государственного банка (1860 г.) и частных коммерческих банков.

Реформа народного просвещения предоставляла университетам широкую автономию: они могли сами решать научные, учебные и административно-финансовые вопросы. Крестьяне, получившие личную свободу, должны были пользоваться правом получения образования, однако финансовые трудности не позволяли им этого делать. Поэтому Министерство народного просвещения выделяло гимназиям особые фонды для обучения одаренных детей за казенный счет. Поскольку все реформы проводились с целью предоставления всем гражданам равных прав, необходимо было предоставить женщинам возможность получать образование, начало которому было положено в 70-х гг.

Итоги либеральных реформ 60-70-х гг.:

1. реформы обозначили курс государства на создание третьего сословия - сословия мелких собственников.

2. формирование в России гражданского общества и правового государства.

Вывод:

Становление нового хозяйственного уклада, основанного на свободном труде, потребовало развития самодеятельности населения. Это могло быть реализовано через местное самоуправление (земская и городская реформа). Отмена крепостного права способствовала развитию промышленности, а значит, финансовой реформы (в частности, банковской). Требовались грамотные работники и специалисты для капиталистического производства (Положение о начальных народных училищах, новый устав гимназий, университетский устав (равенство)) Подверглись незначительному изменению цензурные правила. Цензура отменялась на ориг., переводные и столичные издания. Устранение сословности в вышеперечисленных реформах являлось одной из их причин.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (147)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.032 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7