Ежегодное моление жреческой фамилии Чичба
Такое моление может проводиться на территории святилища Дыдрыпш или, как и большинство совершаемых ныне молений, на участке жреца. Однако учитывая, что в конце лета 1998 г. в семье Заура Чичба был траур (незадолго до церемонии умер один из его родственников), ее было решено проводить в доме прежнего жреца. Этот дом находится на соседнем с Зауром Чичба участке, в нем ныне живет вдова В. Чичба и один из его сыновей со своей семьей. Рано утром воскресного дня 6 сентября 1998 г. чичбовцы принесли в жертву первого бычка. Его мясо (наряду с абыстой, сыром, вином и чачей) было использовано для предварительного застолья тех из чичбовцев, которые взяли на себя все хлопоты по проведению церемонии. Второго бычка, более крупного, чем первый, принесли в жертву позднее - ближе ко времени основного моления. Несколько женщин стояли у распахнутых настежь ворот и встречали приезжавших на церемонию со всей Абхазии со своими детьми чичбовцев. Два длинных, отдельных для мужчин и женщин стола, были установлены под брезентовым навесом (накануне начали собираться тучи и, по объяснению жреца, из-за этого было решено не проводить церемонии в самом святилище). Отдельный, небольшой по размерам стол, предназначался для подростков. На церемонию приехало около сотни людей. Столик с ритуальным угощением был установлен в центре двора. Когда все собрались, жрец, одетый в национальную одежду, снял с себя пояс и расстегнул воротник френча (возможно, это символизирует обезоруженность и максимальную открытость жреца перед Богом). Он попросил членов фамилии Чичба встать лицом к горе Дыдрыпш у себя за спиной, а их родственников - рядом с ними. Затем взял горящую свечу в левую руку и рогатинку с печенью и сердцем жертвенного бычка - в правую и, глядя на гору Дыдрыпш, произнес слова ежегодного моления фамилии Чичба: Великий Бог (Анцэа Дудза), обрати на нас свой взор и теплоту души своей. Пусть нам помогают и все твои семь помощников-апаимбаров, которых ты создал и которые почти такие же как ты. Сегодня чичбовцы со своим жертвенным животным, со своим хлебом-солью пришли в этот двор и хотят просить тебя. Не потому, что они где-то согрешили, или прокляты, или чувствуют на себе какую-то порчу, а потому, что так ведется испокон веков. Все наши отцы, деды и прадеды собирались вот так и просили тебя о том, чтобы весь их род, где бы они ни находились, старшие и младшие, все те, кто имеет отношение к роду чичбовцев, не были обделены твоим вниманием. Нет уголка земли и такого овражка, куда ты не заглядываешь. Ты все видишь и поэтому род Чичба просит тебя, чтобы ты не пропустил никого, и собрал всех чичбовцев под свой взор. Мы просим, чтобы ты постоянно наблюдал за всеми представителями Чичба. Сегодня не все из них присутствуют здесь: кто-то болен, кто-то учится, кто-то по каким-то другим причинам. Кто бы они ни были, и чем бы они ни занимались, все те, кто имеет отношение к роду Чичба, мы просим, чтобы ты не оставил нас без внимания, постоянно заботился и оберегал нас. Мы просим тебя об этом сегодня, и в дальнейшем мы тоже будем просить, чтобы ты не оставил нас без внимания. Когда бы мы ни просили, в какой бы обстановке это ни происходило, мы всегда просим, чтобы ты относился к нам одинаково, с добротой и пониманием, чтобы ты оберегал нас во всем. Также я прошу не оставлять без внимания всех гостей, которые сегодня присутствуют здесь помимо чичбовцев, кто бы они ни были, и к какой бы национальности ни принадлежали, всех, кто защищал Абхазию: и тех, кто тут находится, и тех, кого тут нет. Где бы все они ни были - пусть у них все будет благополучно. Распространи на них свою доброту и возьми под свою защиту. Царство небесное тем, кто отдал жизнь за свободу Абхазии, пусть душа их увидит, что они это сделали не зря. Правительство чтобы долго руководило, и чтобы кроме них не было правителей в Абхазии. Много других добрых слов еще долго можно говорить. Все, что я сказал, и не сказал - Бог знает. Пусть все это идет во благо всем, кто присутствует здесь сегодня. Пусть все, кто после меня подойдет, будь то чичбовцы, гости, зятья, поднимет тост и скажет добрые слова, пусть каждый из них почувствует, что все свершилось, как они сказали, чтобы они это увидели в ближайшее время. После этих слов жрец положил рогатинку на столик, пошел по направлению к горе Дыдрыпш и прикрепил горящую свечу к проволочной ограде участка (ни одного дерева поблизости не было). Затем он вырезал из центра пирога с сыром кусочек, положил на него по кусочку сердца и печени жертвенного бычка, посыпал их солью и произнес: Вот это Ачба-Чачба пока я не раздам, и не накормлю их всех, пусть на вашу голову не падет проклятие и порча, пусть у вас все будет благополучно. После этих слов жрец полил кусочки вином, отошел и прикрепил их к проволочной ограде, немного дальше, чем горящая свеча. Вернувшись к столу, он взял стакан с вином и вновь начал говорить: Всевышний Бог, я вспомнил о том, что я не сказал во время своего моления. Если вдруг кто-то из тех, кто должен был внести свою частичку в приготовление всего этого жертвенного, по состоянию своему не смог сегодня, в этом году, внести свою лепту, дай Бог, чтобы у него пошли дела в будущем году. Чтобы в будущем году он это восполнил и чтобы в будущем году он смог бы внести свою долю. Несмотря на то, что сейчас он не внес свою долю, пусть все добрые слова и благословения распространятся и на таких, если они имеются. Жрец выпил вино и попросил присутствующих подходить, отведать ритуального угощения и произнести подобающие случаю слова. Затем все были приглашены к столу, на котором, наряду с обычными ритуальными блюдами, были и разнообразные торты и выпечка, привезенные с собой приехавшими на церемонию женщинами. По своей атмосфере, составу участников и блюдам ритуального застолья ежегодное моление жреческой фамилии Чичба весьма отличалась от других обращенных к Дыдрыпшу молений. Внешне оно походило на поселковое моление ацу-ныха: с тою лишь разницей, что в нем принимали участие только однофамильцы и их “зятья” (но не невестки: в нежелательности их присутствия на данной церемонии, скорее всего, проявляется влияние былого запрета женщинам на посещение традиционных молений). Тем не менее, по своему внутреннему содержанию это моление продолжает оставаться фамильным.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |