Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В городах – членах    МАГ



2019-12-29 197 Обсуждений (0)
В городах – членах    МАГ 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящее время практически во всех городах – членах МАГ имеются документы, определяющие суть и принципиальные направления семейной политики, которую можно реализовать на городском уровне. Так, семейная политика, проводимая в городе Пенза (Российская Федерация) основывается на принципах: (а) единства семейной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; (б) признания важности и ценности каждой семьи, равенства прав семей и всех ее членов на поддержку; (в) укрепления и развития семьи во всем многообразии ее форм и функций; (г) гендерного равенства, то есть практической реализации принципа равных прав, свобод и возможностей для женщин и мужчин, равной поддержки  материнства и отцовства, поощрения равенства мужчин и женщин в распределении домашних обязанностей и занятости; (д) обязательности оценки эффективности социальных услуг, опоры программ и проектов в области семейной политики на научный анализ семейных проблем и независимую экспертизу; (е) социального партнерства, то есть организации тесного взаимодействия органов местного самоуправления с государственными службами и учреждениями, коммерческими организациями, общественными и религиозными организациями, а также семьями и физическими лицами при осуществлении семейной политики; (ж)  социального права семьи на самоопределение, то есть признания суверенности каждой семьи и ее ответственности за воспитание духовно и физически развитой личности, автономности семьи в принятии решений относительно своего развития; (з) преемственности и стабильности мер, осуществляемых в рамках семейной политики, дальнейшего совершенствования доступности, адресности и дифференцированности социальной помощи семье; (и) системного подхода к социальной защите семьи, то есть индивидуальной работы с членами семьи и отдельными семьями, осуществления программ, направленных на оздоровление экономической, правовой, социокультурной среды жизнедеятельности семьи на разных уровнях; (к) межведомственности, то есть организации работы различных учреждений социальной сферы, координации деятельности социальных служб, учреждений образования, здравоохранения, культуры, органов внутренних дел, общественных организаций в целях полноценного удовлетворения потребностей семьи и защиты ее прав; (л) специализации и дифференциального подхода, то есть предоставления гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни семей, имеющих доход ниже прожиточного минимума; (м) содействия занятости и общественной активности женщин и инвалидов; (н) оказания квалифицированной помощи семьям с детьми, нуждающимся в особых услугах с раннего возраста и реабилитации семей, попавших в трудную жизненную ситуацию; (о) распространения позитивного опыта работы с семьей.

Целью и задачами семейной политики в городе Пензе являются: обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышение качества жизни семьи; поддержка института семьи, всемерное повышение роли и значения семьи; обеспечение гарантий защиты прав и интересов семьи органами местного самоуправления, предприятиями и организациями. Приоритетными направлениями семейной политики в городе Пензе являются: создание условий для повышения качества жизни семей, их социальная поддержка; обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни; оказание помощи семье по вопросам воспитания и образования детей; формирование социальной инфраструктуры с целью поддержки и развития института семьи; оказание поддержки многодетным семьям; укрепление института молодой семьи; профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Улучшение демографической ситуации в Пензе, решение проблемы поддержки семей с детьми – наиболее важные задачи, стоящие перед органами местного самоуправления города. 2008 год объявлен в Российской Федерации Годом семьи, а в Пензенской области – Годом ребенка.

    В ряде городов – членов МАГ разработаны модели семейной политики, представляющие системное обобщение практики решения коммерческих задач в этой сфере и предлагаемые алгоритмы таких решений.

Так, модель семейной политики в городе Кемерово включает четкие схемы ее реализации по восьми элементам: координирующий орган управления работой с семьей и детьми; программы, проекты, планы, направленные на реализацию семейной политики в городе; сеть учреждений, работающих с семьей и детьми; технологии работы с семьей и детьми; система социальных гарантий; социальное партнерство с общественными организациями; кадровое обеспечение проводимых мероприятий; информационное обеспечение мероприятий. Особое место в данной системе занимает городской координационный Совет по делам семьи, женщин и детей под руководством зам. Главы города по социальным вопросам, который объединяет и координирует усилия служб города – учреждений, общественных организаций и объединений в решении вопросов улучшения положения семьи, женщин и детей. Для координации действия на местах в каждом микрорайоне созданы общественные Советы «Семья», которые эффективно взаимодействуют и сотрудничают с организациями и учреждениями микрорайонов в решении проблем нуждающихся семей и детей; реализует планы, проекты, программы, разработанные городскими координационными Советами.  В 2005 – 2007 годах состоялось более пятисот заседаний Советов «Семья».

Приведенные примеры не единичные, и можно конкретно констатировать, что в большинстве столиц и крупных городов – членов МАГ сформированы и практически реализуется системные представления об основных принципах формирования многоаспектной долгосрочной семейной политики, отвечающей вызовам демографического кризиса и ориентированной на устойчивое развитие каждого города, региона и страны в целом.

4. Городские программы и планы реализации семейной политики                       в городах – членах МАГ

 

Основными механизмами реализации мер в сфере семейной политики в столицах и крупных городах СНГ является среднесрочные программы и планы. Так, реализуя задачи улучшения детского здоровья и родовспоможения, в городе Москве приняты Постановление Правительства Москвы от 08.04.2008 № 259-ПП «О городской целевой среднесрочной программе развития здравоохранения «Столичное здравоохранение на 2008–2010 гг.», Постановление Правительства Москвы от 21.11.2006 № 928-ПП «О Комплексной программе дополнительных мер по поддержке семей с детьми, созданию благоприятных условий развития семейных форм воспитания и становления личности ребенка», Постановление правительства Москвы от 15.05.2007 № 356-ПП «О городской среднесрочной программе по развитию материально-технической базы организации детского здравоохранения», постановление Правительства Москвы от 25.12.2007 № 1164-ПП «О Городской программе «Год семьи в городе Москве». Кроме того, в течение 10 лет успешно действует проект «Здоровый ребенок Москве, России, всему миру», учрежденный Департаментом здравоохранения города Москвы, Российским государственным медицинским университетом Росздрава и представительством ЮНИСЕФ в Российской Федерации. Организована и круглосуточно действует горячая линия по проблеме грудного вскармливания.

В указанных программах предусмотрены конкретные меры, обеспечивающие решение следующих задач: (1) совершенствование работы центров планирования семьи (планирование беременности, добрачное консультирование, информационно-просветительская работа); (2) развитие диспансеризации женского населения, с целью ранней
диагностики  и  оптимизации  лечения   экстрагенитальной  патологии; (3) совершенствование организации хирургической и анестезиолого-реанимационной помощи беременным, родильницам, роженицам; (4) оснащение и переоснащение женских консультаций современным диагностическим и лечебным оборудованием; (5) оснащение и переоснащение гинекологических стационаров современным диагностическим и лечебным оборудованием, в том числе для проведения высокотехнологичных методов лечения; (6) лечение бесплодия с применением вспомогательных репродуктивных технологий; (7) профессиональная переподготовка врачей акушеров-гинекологов, педиатров, урологов и других специалистов для освоения современных медицинских технологий; (8) дальнейшее развитие информационно-просветительской работы  с населением, в том числе совместно со средствами массовой информации; (9) совершенствование службы перинатальной диагностики с целью своевременного выявления врожденной и наследственной патологии плода; (10) диспансеризация детей всех возрастных категорий; (11) круглогодичное санаторное лечение детей с хроническими заболеваниями; (12) обеспечение комплексной междисциплинарной оценки и мониторинга здоровья и развития детей; (13) обеспечение детей дошкольного возраста из многодетных семей бесплатными молочными продуктами; (14) проведение мероприятий, направленных на совершенствование обследования и лечения пациенток с патологией молочных желез; (15) строительство и реконструкция учреждений родовспоможения и детства.

О результатах указанных московских программ свидетельствует ежегодное увеличение числа родов в акушерских стационарах Департамента здравоохранения города Москвы. В 2003 году количество родов составило 87258, в 2004 г. – 90057, в 2005г. – 90739, в 2006г. – 92789, в 2007г. - 97251. Активная информационно-просветительская работа окружных Центров планирования семьи, женских консультаций, внедрение современных методов контрацепции привела к снижению количества медицинских абортов: в 2003 году произведено 40269 абортов, в 2007 году – 26300, в том числе у девочек и девочек-подростков (в 2003 году было проведено 26 операций у девочек до 14 лет, в 2007 году – 7; в возрасте 15–19 лет – в 2003 г. – 3623, в 2007 году – 1909). Снизились показатели материнской смертности в 2003 году –  39,9; в 2007 году – 15,3 на 100000 живорожденных. Отмечено небольшое снижение отказов от новорожденных детей: в 2003 году в учреждениях, подведомственных Департаменту здравоохранения было зарегистрировано 695 отказов от новорожденных детей, в 2007 году – 527. Продолжает снижаться количество беременных, у которых произошло прерывания беременности в сроке 22–27 недель, что указывает на улучшение качества наблюдения и лечения беременных (по сравнению с 2001 годом – в 1,8 раза.). Улучшены показатели грудного вскармливания: грудное вскармливание до 6 месяцев 2007 – 33,2% (2003 г. –  28,0%), грудное вскармливание до 1 года – 15,6% (2003 г. –  11,5%). Стабилизировались показатели заболеваемости гриппом и респираторными заболеваниями у детей, что обеспечено комплексом профилактических мер. В 2007 году заболеваемость составила 6554 на 100 тысяч детского населения (в 2003 г. – 6 672, в 2004 г. – 6 109, в 2005 г. – 5 798, в 2006 г. – 6190). Снизилась заболеваемость детей первого года жизни (на 100 тыс. детей первого года жизни): в  2007 г. – 26438,0, в 2003 г. – 28023,0). В результате диспансеризации по раннему выявлению заболеваний и при своевременном комплексном их лечении в течение последних пяти лет удалось снизить общую заболеваемость детей и заболеваемость по основным нозологическим формам (органов дыхания, кроветворных органов, органов пищеварения и др.).

 

Интересен опыт города Ставрополя, где в числе социальных программ есть уникальная специализированная программа «Семейная политика в городе Ставрополе». Ее действие рассчитано на период с 2006 года по 2008 год. В рамках этой программы осуществляются мероприятия по правовой защите семей, оказанию семьям адресной социальной помощи, воспитанию духовно-нравственных и культурных ценностей семей, сохранению и укреплению здоровых семей, оказанию содействия в занятости членов семей, профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. От реализации данной программы ожидаются следующие результаты: повышение социально-нравственного статуса семей; улучшение репродуктивного здоровья членов семей; улучшение условий воспитания и обучения детей; уменьшение количества безнадзорных и беспризорных детей, сокращение правонарушений среди подростков; сокращение масштабов социального сиротства; улучшение занятости трудоспособных членов семей; сокращение количества разводов; повышение уровня рождаемости. Управление реализацией семейной политики в городе Ставрополе осуществляет Комитет социальной политики и подведомственные ему управления социальной сферы. К реализации социальных программ привлекаются и другие подразделения администрации города, администрации районов города, высшие учебные заведения, государственное учреждение Центр занятости населения, муниципальное учреждение здравоохранения «Городской центр медицинской профилактики», управление записи актов гражданского состояния Ставропольского края по городу Ставрополю, предприятия и организации города, некоммерческие организации.

 

В Новосибирске семейная политика города осуществляется через ряд городских целевых программ, среди которых «Дети и город» на 2004 – 2008 годы, Городская программа социальной поддержки населения на 2008 – 2011 годы, «Развитие доступной среды жизнедеятельности для маломобильных жителей города Новосибирска» на 2008 – 2010 годы. Для оценки эффективности городских целевых программ применяются количественные и качественные показатели выполнения работ, оказания услуг. Так, эффективность результатов семейной политики в целевой программе «Дети и город» на 2009 – 2011 годы будет определяться по следующим показателям: (1) увеличение числа детей, включенных в систему выявления, развития и поддержки талантливых детей: 4000 человек в 2009 году, 4500 человек в 2010 году, 5000 человек в 2011 году; (2) увеличение числа детей-участников конкурсных мероприятий, проведенных для выявления детей, одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности; (3) сокращение на 5 % числа семей из «группы риска», состоящих на учете в органах социальной поддержки населения, в связи с улучшением их социального положения и морально-психологического климата в семье (на 60 семей больше по сравнению с 2008 годом); всего на 1 января 2008 года состоит на учете 1233 таких семьи, в 2008 году будут сняты с учета 590 семей; (4) увеличение на 20 % (384 ребенка-инвалида) числа детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, по сравнению с 2008 годом (по предварительной оценке 1920 детей-инвалидов получат реабилитационные услуги); (5) увеличение до 70 % (55 детей ежегодно) числа переданных на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; (6) увеличение числа детей и семей с детьми, охваченных всеми видами отдыха, оздоровления и занятости: в 2009 году – 73498, в 2010 году – 73500, в 2011 году – 73600.

 

В Запорожье (Украина) городская программа «Семья» разработана в соответствии с Семейным кодексом Украины, Законами Украины «О государственной помощи семьям с детьми», «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям», Указом Президента Украины «О дополнительных мерах относительно усовершенствования социальной работы с детьми, молодежью и семьями», положений и задач, которые определены программой «Украинская семья», Государственной программой «Репродуктивное здоровье нации на период до 2015 года» Государственной программой «Поддержки семьи на период до 2010 года». Целью программы является создание социальных условий для жизнедеятельности, гармонического и разностороннего развития семей, защита их конституционных прав, свобод и законных интересов, формирование навыков ответственного родительства, удовлетворение культурных и духовных потребностей семей города Запорожья. Основные задачи программы: (1) обеспечение выполнения национальных, государственных, отраслевых программ по вопросам семьи, развитие и усовершенствование нормативно-правовых основ государственной политики по вопросам семьи; (2) обеспечение своевременной и в полном объеме выплаты государственной социальной помощи семьям с детьми; (3) поддержка семей социально незащищенных категорий, предоставление адресной целевой помощи этим семьям; (4) повышение уровня подготовки супружеских пар к беременности, родам и уходу за ребенком; (5) содействие поощрению матерей к грудному вскармливанию; (6) формирование национальных семейных ценностей,   здорового образа жизни, навыков ответственного родительства, культуры семейных отношений; (7) создание положительного имиджа семьи, популяризация семейной жизни, пропагандирование института семьи; (8) популяризация форм семейного воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки: усыновление, опека, приемная семья; (9) повышение уровня правовой культуры населения и осведомленности по проблеме насилия в семье путем проведения широкомасштабной информационно-просветительской и разъяснительной работы; (10) осуществление социальной защиты детей льготных категорий и детей, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах; (11) обеспечение отдыха и оздоровления детей социально незащищенных категорий; (12) поддержка и развитие семейных форм досуга; (13) пропагандирование здорового образа жизни путем привлечения семей к занятиям физической культурой и спортом в оздоровительных группах разной направленности; (14) содействие всестороннему развитию детей, подготовка их к жизни в существующих социальных условиях, формирование моральных ценностей.

 

С января 2008 года в Донецке (Украина) реализуется комплексная программа «Семья», рассчитанная на период до 2010 года, утвержденная сессией городского совета от 14.12.2007 № 16/14. Эта программа является документом, который формирует современное видение принципов и механизмов реализации семейной политики, раскрывает проблемы, перед которыми оказалось современное украинское общество. Опираясь на опыт реализации предыдущих городских целевых комплексных программ, принимая во внимание инновационные разработки по улучшению социальной защиты семьи, в городе Донецке выявлены следующие основные проблемы, с которыми сталкиваются различные категории семей (члены семьи): (1) несовершенство системы получения кредита для молодёжного жилищного строительства, приобретения, реконструкции жилья; (2) наличие правового нигилизма у различных категорий семей (членов семьи) в вопросах национального семейно-брачного законодательства, а также Законов Украины, в которых закреплены права и обязанности социально-незащищённой части населения; (3) трудности в формировании позитивных внутрисемейных отношений между супругами, между родителями и детьми, между семьёй и обществом;  (4) распространение социально опасных болезней (туберкулёз, ВИЧ/СПИД, наркомания, алкоголизм, болезни передающиеся половым путём); (5)  трудности в деле создания эффективного и достойного существования семейных форм воспитания детей-сирот и детей, лишённых родительской опеки; (6) распространение такого социального явления, как «семьи, оказавшиеся в сложных жизненных ситуациях» (т.н. «неблагополучные семьи»), трудности в эффективном проведении социальной работы с ними; (7) несовершенство законодательной базы в деле поддержания обеспечения социальных гарантий совершеннолетним из числа детей-сирот и детей, лишённых родительской опеки.

    Целью программы «Семья» является проведение в г. Донецке социально ориентированной семейной политики, обеспечивающей социально-экономические, правовые и организационные условия для духовного, культурного, материального улучшения повседневной жизнедеятельности семьи и её членов в интересах стабильного существования и эволюционного развития общества и государства. Основными задачами программы являются: (а) ориентация семьи (членов семьи) на позитивную социальную активность в деле становления, поддержки и самостоятельного эффективного существования во всех сферах жизнедеятельности общества; (б) развитие у молодёжи чувства ответственного отношения к вопросам создания и функционирования семьи; (в) развитие у детей и молодёжи чувства ответственного отношения к собственному здоровью, здоровью окружающих и осознанию жизненной необходимости ведения здорового образа жизни; (г) решение вопросов трудоустройства, занятости и профессиональной ориентации молодёжи; (д) профилактика распространения наркомании, алкоголизма, болезней, передающихся половым путём, туберкулёза в детской, молодёжной среде; (е) повышение правовой грамотности членов семьи; (ж) оказание действенной помощи семье (членам семьи) в вопросах получения социальных гарантий, установленных государством; (з) профилактика безнадзорности и бродяжничества несовершеннолетних; (и) обеспечение реализации государственной семейной политики в городе Донецке и его районах; (к) поддержка общественных организаций в осуществлении мероприятий, направленных на решение насущных проблем семьи и не противоречащих принципам государственной семейной политики; (л) улучшение координации усилий организаций-партнёров в деле реализации государственной семейной политики; (м) информационное освещение семейной политики в СМИ; (н) содействие организации содержательного семейного досуга; (о) предупреждение проявлений насилия в семье и жестокого поведения с детьми; (п) пропаганда в обществе основ гендерного равенства; (р) пропаганда в обществе идеи сохранения репродуктивного здоровья молодёжи, планирования семьи, ответственного родительского отношения к детям; (с) создание условий и равных возможностей для получения качественных медицинских услуг и оздоровления.

    Исключительно разветвленным и предметным является программное управление решением задач семейной политики в городе Челябинске, где на уровне муниципалитета реализуются следующие городские целевые программы: «О социальной поддержке населения города Челябинска на 2008–2010 годы»; «Организация питания воспитанников и обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях города Челябинска»; «Развитие и содержание муниципальных спортивных сооружений на 2007 –2010 годы»; «Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей города Челябинска услугами муниципальных учреждений культуры на 2007–2009 годы»; «Молодежь Челябинска» на 2008–2010 годы, а ранее программы по реализации национального проекта «Здоровье» в городе Челябинске на 2006–2010 гг.; по реализации национального проекта «Образование» в городе Челябинске на 2006–2010 годы; по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в городе Челябинске на 2006 –2010 годы; «О поддержке и развитии игровых, технических видов спорта в городе Челябинске» на 2006–2009 годы; «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения города Челябинска и предупреждение правонарушений на 2007–2009 годы»,  «Развитие и поддержка малого предпринимательства в городе Челябинске на 2007–2009 годы»; «Организация отдыха, оздоровления, занятости детей города Челябинска в каникулярное время в 2008–2010 годы»; «Семьи и дети группы риска на 2008–2010 годы»; «Профилактика наркомании в городе Челябинске в 2008–2010 годах».

 Приведенные примеры характеризуют различие методических подходов и конкретных механизмов программного управления в сфере семейной политики в городах – членах МАГ в зависимости от специфики решаемых задач и особенностей семейно-демографической ситуации в каждом городе. Полный перечень этих материалов будет представлен в Итоговом Докладе сессии МАГ «Семейная политика в крупных городах: опыт реализации, перспективы».




2019-12-29 197 Обсуждений (0)
В городах – членах    МАГ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В городах – членах    МАГ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)