Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Публичные библиотеки: социальные и организационно-управленческие аспекты деятельности



2019-12-29 490 Обсуждений (0)
Публичные библиотеки: социальные и организационно-управленческие аспекты деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Во второй половине XIX в. в России, под влиянием западных социо-культурных веяний, развития сфер образования, науки, торговли, промышленности и др. появляется ярко выраженная потребность в появлении публичных библиотек. Публичная библиотека рассматривалась как принципиально новый и чрезвычайно важный общественный институт, связанный с непрерывным образованием и развитием личности. Концепция публичной библиотеки подразумевала финансирование за счет местных налогов, организацию библиотечных сетей, ориентацию на удовлетворение информационных потребностей всего местного населения вне зависимости от происхождения, социального положения и статуса, уровня образования, вероисповедания, национальности (6). После революции 1917 г. публичные библиотеки в России стали именоваться массовыми. В настоящее время термин «публичная библиотека» вновь активно используется специалистами.

Современная публичная библиотека является общедоступным учреждением, предназначенным для удовлетворения информационных потребностей широких слоев населения. В начале 1990-х гг. массовые /или публичные, общедоступные/ библиотеки оказались в сложных социально-экономических условиях. Статистка свидетельствует, что общее количество публичных библиотек в стране в 1990 г. составляло 63 018, в 1995 г.- 54 384, в 1998 г.- 52 177, то есть неуклонно сокращалось. Снижалось также количество читателей (1990 г. – 71,8 млн.; 1995 г. – 60,5 млн.; 1998 г. – 59,3 млн. человек) и количество экземпляров совокупного библиотечного фонда (1990 г. – 71,8 млн., 1995 г. – 60,5 млн., 1998 г. – 59,3 млн. экз.) (52).

Несмотря на эти данные, сеть публичных библиотек, по прежнему, является самой крупной библиотечной сетью страны. Она включает в себя общероссийские национальные и другие федеральные библиотеки. В сеть публичных библиотек входят также центральные библиотеки всех 89 субъектов Российской Федерации – универсальные научные, детские, юношеские, специальные библиотеки для слепых. Особую роль в сети публичных библиотек играют 9 библиотек федерального значения:

-Российская государственная библиотека;

-Российская национальная библиотека;

-Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы;

-Государственная публичная историческая библиотека;

-Государственная общественно-политическая библиотека;

-Российская государственная библиотека по искусству;

-Государственная  российская юношеская библиотека;

-Государственная российская детская библиотека;

-Российская государственная библиотека для слепых.

Российская национальная библиотека и Российская государственная библиотека также управляют реализацией в государственном масштабе основных библиотечных функций путем их централизации и координации, разрабатывают и внедряют основные методические принципов деятельности библиотек страны; разрабатывают научные основы библиотечного дела; организуют участие в международном библиотечном сотрудничестве.

Особую роль в системе библиотек России играют и центральные библиотеки субъектов РФ. В соответствии со ст. 20 Федерального закона Российской Федерации о библиотечном деле «органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут присваивать ведущей универсальной библиотеке статус центральной библиотеки» (52, с. 67). В республиках РФ функции центральной библиотеки выполняют национальная или республиканская библиотека. В крае или области - краевая или областная библиотека. К центральным библиотекам на уровне районе отнесена центральная районная библиотека, а в городе – центральная городская библиотека.

Основные функции центральной библиотеки определены ее главными обязанностями по отношению к самому региону:

-всестороннее и максимально полное раскрытие уникальности региона, его духовного наследия, научной и культурной деятельности, его духовного наследия, научной и культурной деятельности;

-сбор, хранение и распространение документов, вышедших в регионе и документов о регионе (функция региональной памяти);

-оказание научно-методической помощи библиотекам региона;

-создание основ для обеспечения координации и кооперации региональных библиотек (функция региональной библиотечной политики).

В советский период управленческие функции по отношению к сети публичных библиотек (тогда – сети государственных массовых библиотек) выполняло Министерство культуры Российской Федерации, в силу чего эту сеть называли сетью библиотек Министерства культуры Российской Федерации. В настоящее время Министерство выполняет по отношению к публичным библиотекам функции, прежде всего, центра координации, инициирующего разработку и реализацию общероссийских библиотечных программ и проектов, осуществление которых способствует достижению взаимодействия публичных библиотек и библиотек различных систем и ведомств.

Во всем мире публичные библиотеки, согласно Манифесту ЮНЕСКО о публичных библиотеках (1994 г.) выполняют важные социальные функции, направленные на сокращение цифрового, образовательного, культурного неравенства: информационную; культурную; образовательную.

Манифест провозгласил публичную библиотеку – активной силой в сфере образования, культуры и информации, существенным фактором в культивировании идей мира и духовности в сознании мужчин и женщин. Публичная библиотека служит информационным центром для обслуживания района, обеспечивая пользователям оперативный доступ к всевозможным знаниям и информации. Обслуживание в публичной библиотеке строится на принципе равенства доступа для всех независимо от возраста, расы, пола, вероисповедания, национальности, языка или общественного положения. Необходимо предоставлять особые виды услуг и документов тем потребителям, которые по какой-либо причине не могут пользоваться обычными услугами или документами, например, представителям языковых меньшинств, инвалидам или лицам, находящимся в больнице или местах заключения. Необходимо, что фонды и услуги публичных библиотек содержали, наряду с традиционными видами документов, всевозможные подходящие носители информации и современные технологии. Фонды публичных библиотек не должны подвергаться никакой идеологической, политической или религиозной цензуре или зависеть от коммерческих факторов (25).

Манифест зафиксировал также ряд функций публичных библиотек:

-создание и закрепление навыков чтения у детей с самого раннего возраста;

-содействие систематическому образованию всех уровней, равно как и самообразованию;

-обеспечение возможностей для творческого развития личности;

-развитие воображения и творческого начала у детей и молодежи;

-приобщение людей к культурному наследию и развитие в них способности воспринимать искусство, научные достижения и новшества;

-обеспечение доступа к культурным проявлениям всех исполнительских видов искусства;

-развитие диалога между культурами и поощрение культурной самобытности;

-поддержка устной традиции;

-обеспечение доступа граждан ко всем видам муниципальной информации;

-предоставление надлежащего информационного обслуживания местным предприятиям, объединениям и группам по интересам;

-помощь в овладении информационной и компьютерной грамотностью;

-поддержка и участие в осуществлении мероприятий и программ развития грамотности, ориентированных на все возрастные группы, а при необходимости и организация таких программ.

В разной степени все публичные библиотеки организовывают свою деятельность по вышеперечисленным направлениям.

Качество библиотечно-информационного обслуживания, высокая степень удовлетворенности пользователей публичной библиотеки зависит также от решения организационно-управленческих проблем. Управление публичной библиотекой – это деятельность, направленная на обеспечение функционирования библиотеки, повышение эффективности ее работы и развитие в соответствии с меняющимися потребностями пользователей и условиями внешней среды. Особое внимание в процессе управления библиотекой следует уделять разработке миссии и целей библиотечного учреждения, функциям и методам управления, кадровому менеджменту, вопросам организационного проектирования, управлению хозяйственно-производственных аспектов деятельности и т.п. (64).

Основные задачи управления публичной библиотекой:

-обеспечение успешного выполнения плановых заданий по всем количественным и качественным показателям;

-создание условий для непрерывного технического совершенствования процессов работы библиотеки и отделов на базе внедрения информационных технологий, новой техники, прогрессивных методов организации производства;

-неуклонное повышение производительности труда за счет выявление и использования внутрипроизводственных резервов;

-улучшение культуры и качества обслуживания читателей;

-мобилизация инициативы сотрудников, воспитание их в духе творческого отношения к труду;

-повышение квалификации кадров;

-координация работы с библиотеками других систем и ведомств;

-внедрение прогрессивных форм и методов обслуживания читателей;

-создание единых справочно-информационных фондов;

-совершенствование и развитие массовых и индивидуальных форм воспитательной работы;

-внедрение НОТ, прогрессивных форм учета и нормирования труда;

-управление процессом обслуживания, организация дифференцированного обслуживания читателей;

-внедрение открытого доступа к фондам;

-улучшение научно-методической деятельности и др.

Управление библиотекой означает также реализацию функций управления. Функции управления – это специализированные виды управленческой деятельности, представляющие различные направления воздействия на управляемый объект. Специалисты подразделяют функции управления на общие/основные, специфические и внутренние. К основным функциям управления относят планирование, организацию, мотивацию, контроль, координацию, а также прогнозирование, регулирование, учет. Прогнозирование представляет собой определенную систему вероятностной оценки характера изменений целей и путей развития объекта управления в сопровождении с материальными ресурсами организации (создаются прогнозы развития, сценарии развития) (7). Планирование является центральной функцией управления. В ходе ее реализации осуществляется разработка системы мероприятий, в которой конкретно определяются цели и задачи, пути их достижения, плановые показатели работы библиотеки и ее подразделений на календарный период (создается система планов). Функция учета заключается в наблюдении, измерении и фиксации всех процессов деятельности библиотеки в установленных формах. Благодаря функции учета и отчетности органы управления обеспечиваются информацией, необходимой для принятия управленческих решений и контроля за их осуществлением. В библиотеках существуют три вида учета – оперативный, статистический и бухгалтерский. Контроль – это функция управления, которая заключающаяся в сравнении фактического состояния библиотеки (подразделения) с предусмотренными (поставленными) целями, плановыми заданиями, нормами и т.п. и в проверке исполнения решений. Контрольные полномочия руководителей всех уровней управления, а также коллегиальных органов четко распределяются и закрепляются в соответствующих документах (уставе, положениях о структурных подразделениях и коллегиальных органах, должностных инструкциях руководителей). Организация как функция управления включает в себя управленческую деятельность по организации работы библиотеки, организации труда коллектива, организации управления. Организация работы библиотеки – это деятельность субъекта управления, направленная на обеспечение функционирования библиотеки и достижения оптимальных результатов в ее работе. Она включает определение оптимальной структуры библиотеки, построение библиотечных технологических процессов, обеспечение библиотеки ресурсами (кадрами, финансами, материально-технической базой и др.). Организация труда в библиотеке – это комплекс мероприятий, обеспечивающих рациональное упорядочение деятельности библиотечных работников. Она должна осуществляться как НОТ, внедрение которой представляет собой реализацию комплекса организационных, технико-экономических, социально-психологических и санитарно-гигиенических мероприятий, обеспечивающих улучшение условий библиотечного труда и его эффективности. Организация управления – это целесообразное построение системы управления в соответствии с потребностями упорядочения совместного труда в библиотеке. Координация – это функция управления, заключающаяся в согласовании по целям и срокам действий. Осуществление этой функции означает согласованное разделение библиотечных ресурсов, объемов и видов работ между работниками, подразделениями и библиотеками для устранения дублирования. Основными формами координации являются: координация планов работы, соглашения, совместное планирование, то есть составление планов согласования мероприятий, работ по целям, срокам, исполнителям (координационных планов). Функция регулирования заключается в поддержании уровня работы, отдельного процесса в заданном режиме, определяемом регламентирующими документами, и ликвидации отклонений от них. Такими документами являются устав, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции и другие нормативные документы (59, 64).

Специфические (конкретные) функции – это объективно необходимые, исторически обусловленные, специализированные виды управленческой деятельности, обособленные в процессе разделения и специализации труда. К ним относят административные (общее линейное руководство и др.), экономические (организация труда и заработной платы), коммерческие (продвижение продуктов и услуг), технико-технологические (технологическое обеспечение процесса создания продуктов и услуг), социальные (подбор, расстановка и повышение квалификации персонала) функции. Внутренние функции управления включают сбор (поиск) управленческой информации, передачу информации, обработку информации, анализ информации. Эти функции реализуются в информационной среде и предусматривают использование технологий работы с информацией (65).

В настоящее время специалисты детализируют и уточняют функции управления для конкретной организации, в том числе и для библиотек. Так, В.Г. Дригайло среди специфических функций библиотек выделяет функции организации комплектования фондов, функции научной обработки документов и организации каталогов, функции организации, хранения, пропаганды и использования фондов, функции справочно-библиографической и информационной деятельности, научно-методическую и исследовательскую функции. Именно эти функции, по мнению автора, способны раскрыть специфику деятельности библиотечного учреждения.

 



2019-12-29 490 Обсуждений (0)
Публичные библиотеки: социальные и организационно-управленческие аспекты деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Публичные библиотеки: социальные и организационно-управленческие аспекты деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (490)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)