Публичные библиотеки: социальные и организационно-управленческие аспекты деятельности
Во второй половине XIX в. в России, под влиянием западных социо-культурных веяний, развития сфер образования, науки, торговли, промышленности и др. появляется ярко выраженная потребность в появлении публичных библиотек. Публичная библиотека рассматривалась как принципиально новый и чрезвычайно важный общественный институт, связанный с непрерывным образованием и развитием личности. Концепция публичной библиотеки подразумевала финансирование за счет местных налогов, организацию библиотечных сетей, ориентацию на удовлетворение информационных потребностей всего местного населения вне зависимости от происхождения, социального положения и статуса, уровня образования, вероисповедания, национальности (6). После революции 1917 г. публичные библиотеки в России стали именоваться массовыми. В настоящее время термин «публичная библиотека» вновь активно используется специалистами. Современная публичная библиотека является общедоступным учреждением, предназначенным для удовлетворения информационных потребностей широких слоев населения. В начале 1990-х гг. массовые /или публичные, общедоступные/ библиотеки оказались в сложных социально-экономических условиях. Статистка свидетельствует, что общее количество публичных библиотек в стране в 1990 г. составляло 63 018, в 1995 г.- 54 384, в 1998 г.- 52 177, то есть неуклонно сокращалось. Снижалось также количество читателей (1990 г. – 71,8 млн.; 1995 г. – 60,5 млн.; 1998 г. – 59,3 млн. человек) и количество экземпляров совокупного библиотечного фонда (1990 г. – 71,8 млн., 1995 г. – 60,5 млн., 1998 г. – 59,3 млн. экз.) (52). Несмотря на эти данные, сеть публичных библиотек, по прежнему, является самой крупной библиотечной сетью страны. Она включает в себя общероссийские национальные и другие федеральные библиотеки. В сеть публичных библиотек входят также центральные библиотеки всех 89 субъектов Российской Федерации – универсальные научные, детские, юношеские, специальные библиотеки для слепых. Особую роль в сети публичных библиотек играют 9 библиотек федерального значения: -Российская государственная библиотека; -Российская национальная библиотека; -Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы; -Государственная публичная историческая библиотека; -Государственная общественно-политическая библиотека; -Российская государственная библиотека по искусству; -Государственная российская юношеская библиотека; -Государственная российская детская библиотека; -Российская государственная библиотека для слепых. Российская национальная библиотека и Российская государственная библиотека также управляют реализацией в государственном масштабе основных библиотечных функций путем их централизации и координации, разрабатывают и внедряют основные методические принципов деятельности библиотек страны; разрабатывают научные основы библиотечного дела; организуют участие в международном библиотечном сотрудничестве. Особую роль в системе библиотек России играют и центральные библиотеки субъектов РФ. В соответствии со ст. 20 Федерального закона Российской Федерации о библиотечном деле «органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут присваивать ведущей универсальной библиотеке статус центральной библиотеки» (52, с. 67). В республиках РФ функции центральной библиотеки выполняют национальная или республиканская библиотека. В крае или области - краевая или областная библиотека. К центральным библиотекам на уровне районе отнесена центральная районная библиотека, а в городе – центральная городская библиотека. Основные функции центральной библиотеки определены ее главными обязанностями по отношению к самому региону: -всестороннее и максимально полное раскрытие уникальности региона, его духовного наследия, научной и культурной деятельности, его духовного наследия, научной и культурной деятельности; -сбор, хранение и распространение документов, вышедших в регионе и документов о регионе (функция региональной памяти); -оказание научно-методической помощи библиотекам региона; -создание основ для обеспечения координации и кооперации региональных библиотек (функция региональной библиотечной политики). В советский период управленческие функции по отношению к сети публичных библиотек (тогда – сети государственных массовых библиотек) выполняло Министерство культуры Российской Федерации, в силу чего эту сеть называли сетью библиотек Министерства культуры Российской Федерации. В настоящее время Министерство выполняет по отношению к публичным библиотекам функции, прежде всего, центра координации, инициирующего разработку и реализацию общероссийских библиотечных программ и проектов, осуществление которых способствует достижению взаимодействия публичных библиотек и библиотек различных систем и ведомств. Во всем мире публичные библиотеки, согласно Манифесту ЮНЕСКО о публичных библиотеках (1994 г.) выполняют важные социальные функции, направленные на сокращение цифрового, образовательного, культурного неравенства: информационную; культурную; образовательную. Манифест провозгласил публичную библиотеку – активной силой в сфере образования, культуры и информации, существенным фактором в культивировании идей мира и духовности в сознании мужчин и женщин. Публичная библиотека служит информационным центром для обслуживания района, обеспечивая пользователям оперативный доступ к всевозможным знаниям и информации. Обслуживание в публичной библиотеке строится на принципе равенства доступа для всех независимо от возраста, расы, пола, вероисповедания, национальности, языка или общественного положения. Необходимо предоставлять особые виды услуг и документов тем потребителям, которые по какой-либо причине не могут пользоваться обычными услугами или документами, например, представителям языковых меньшинств, инвалидам или лицам, находящимся в больнице или местах заключения. Необходимо, что фонды и услуги публичных библиотек содержали, наряду с традиционными видами документов, всевозможные подходящие носители информации и современные технологии. Фонды публичных библиотек не должны подвергаться никакой идеологической, политической или религиозной цензуре или зависеть от коммерческих факторов (25). Манифест зафиксировал также ряд функций публичных библиотек: -создание и закрепление навыков чтения у детей с самого раннего возраста; -содействие систематическому образованию всех уровней, равно как и самообразованию; -обеспечение возможностей для творческого развития личности; -развитие воображения и творческого начала у детей и молодежи; -приобщение людей к культурному наследию и развитие в них способности воспринимать искусство, научные достижения и новшества; -обеспечение доступа к культурным проявлениям всех исполнительских видов искусства; -развитие диалога между культурами и поощрение культурной самобытности; -поддержка устной традиции; -обеспечение доступа граждан ко всем видам муниципальной информации; -предоставление надлежащего информационного обслуживания местным предприятиям, объединениям и группам по интересам; -помощь в овладении информационной и компьютерной грамотностью; -поддержка и участие в осуществлении мероприятий и программ развития грамотности, ориентированных на все возрастные группы, а при необходимости и организация таких программ. В разной степени все публичные библиотеки организовывают свою деятельность по вышеперечисленным направлениям. Качество библиотечно-информационного обслуживания, высокая степень удовлетворенности пользователей публичной библиотеки зависит также от решения организационно-управленческих проблем. Управление публичной библиотекой – это деятельность, направленная на обеспечение функционирования библиотеки, повышение эффективности ее работы и развитие в соответствии с меняющимися потребностями пользователей и условиями внешней среды. Особое внимание в процессе управления библиотекой следует уделять разработке миссии и целей библиотечного учреждения, функциям и методам управления, кадровому менеджменту, вопросам организационного проектирования, управлению хозяйственно-производственных аспектов деятельности и т.п. (64). Основные задачи управления публичной библиотекой: -обеспечение успешного выполнения плановых заданий по всем количественным и качественным показателям; -создание условий для непрерывного технического совершенствования процессов работы библиотеки и отделов на базе внедрения информационных технологий, новой техники, прогрессивных методов организации производства; -неуклонное повышение производительности труда за счет выявление и использования внутрипроизводственных резервов; -улучшение культуры и качества обслуживания читателей; -мобилизация инициативы сотрудников, воспитание их в духе творческого отношения к труду; -повышение квалификации кадров; -координация работы с библиотеками других систем и ведомств; -внедрение прогрессивных форм и методов обслуживания читателей; -создание единых справочно-информационных фондов; -совершенствование и развитие массовых и индивидуальных форм воспитательной работы; -внедрение НОТ, прогрессивных форм учета и нормирования труда; -управление процессом обслуживания, организация дифференцированного обслуживания читателей; -внедрение открытого доступа к фондам; -улучшение научно-методической деятельности и др. Управление библиотекой означает также реализацию функций управления. Функции управления – это специализированные виды управленческой деятельности, представляющие различные направления воздействия на управляемый объект. Специалисты подразделяют функции управления на общие/основные, специфические и внутренние. К основным функциям управления относят планирование, организацию, мотивацию, контроль, координацию, а также прогнозирование, регулирование, учет. Прогнозирование представляет собой определенную систему вероятностной оценки характера изменений целей и путей развития объекта управления в сопровождении с материальными ресурсами организации (создаются прогнозы развития, сценарии развития) (7). Планирование является центральной функцией управления. В ходе ее реализации осуществляется разработка системы мероприятий, в которой конкретно определяются цели и задачи, пути их достижения, плановые показатели работы библиотеки и ее подразделений на календарный период (создается система планов). Функция учета заключается в наблюдении, измерении и фиксации всех процессов деятельности библиотеки в установленных формах. Благодаря функции учета и отчетности органы управления обеспечиваются информацией, необходимой для принятия управленческих решений и контроля за их осуществлением. В библиотеках существуют три вида учета – оперативный, статистический и бухгалтерский. Контроль – это функция управления, которая заключающаяся в сравнении фактического состояния библиотеки (подразделения) с предусмотренными (поставленными) целями, плановыми заданиями, нормами и т.п. и в проверке исполнения решений. Контрольные полномочия руководителей всех уровней управления, а также коллегиальных органов четко распределяются и закрепляются в соответствующих документах (уставе, положениях о структурных подразделениях и коллегиальных органах, должностных инструкциях руководителей). Организация как функция управления включает в себя управленческую деятельность по организации работы библиотеки, организации труда коллектива, организации управления. Организация работы библиотеки – это деятельность субъекта управления, направленная на обеспечение функционирования библиотеки и достижения оптимальных результатов в ее работе. Она включает определение оптимальной структуры библиотеки, построение библиотечных технологических процессов, обеспечение библиотеки ресурсами (кадрами, финансами, материально-технической базой и др.). Организация труда в библиотеке – это комплекс мероприятий, обеспечивающих рациональное упорядочение деятельности библиотечных работников. Она должна осуществляться как НОТ, внедрение которой представляет собой реализацию комплекса организационных, технико-экономических, социально-психологических и санитарно-гигиенических мероприятий, обеспечивающих улучшение условий библиотечного труда и его эффективности. Организация управления – это целесообразное построение системы управления в соответствии с потребностями упорядочения совместного труда в библиотеке. Координация – это функция управления, заключающаяся в согласовании по целям и срокам действий. Осуществление этой функции означает согласованное разделение библиотечных ресурсов, объемов и видов работ между работниками, подразделениями и библиотеками для устранения дублирования. Основными формами координации являются: координация планов работы, соглашения, совместное планирование, то есть составление планов согласования мероприятий, работ по целям, срокам, исполнителям (координационных планов). Функция регулирования заключается в поддержании уровня работы, отдельного процесса в заданном режиме, определяемом регламентирующими документами, и ликвидации отклонений от них. Такими документами являются устав, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции и другие нормативные документы (59, 64). Специфические (конкретные) функции – это объективно необходимые, исторически обусловленные, специализированные виды управленческой деятельности, обособленные в процессе разделения и специализации труда. К ним относят административные (общее линейное руководство и др.), экономические (организация труда и заработной платы), коммерческие (продвижение продуктов и услуг), технико-технологические (технологическое обеспечение процесса создания продуктов и услуг), социальные (подбор, расстановка и повышение квалификации персонала) функции. Внутренние функции управления включают сбор (поиск) управленческой информации, передачу информации, обработку информации, анализ информации. Эти функции реализуются в информационной среде и предусматривают использование технологий работы с информацией (65). В настоящее время специалисты детализируют и уточняют функции управления для конкретной организации, в том числе и для библиотек. Так, В.Г. Дригайло среди специфических функций библиотек выделяет функции организации комплектования фондов, функции научной обработки документов и организации каталогов, функции организации, хранения, пропаганды и использования фондов, функции справочно-библиографической и информационной деятельности, научно-методическую и исследовательскую функции. Именно эти функции, по мнению автора, способны раскрыть специфику деятельности библиотечного учреждения.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (490)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |