Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности использования драматической литературы для активизации познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальных классах



2019-12-29 360 Обсуждений (0)
Особенности использования драматической литературы для активизации познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальных классах 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Построить процесс обучения невозможно без знания индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей.

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.[24; 27.]

Для того чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, быть внимательным, усидчивым. К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. [24; 29]

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из “натуральных” эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать “культурными”, то есть превратиться в высшие психические функции, произвольные и опосредствованные.

В начальный период учебной работы с детьми следует, прежде всего, опираться на те стороны познавательных процессов, которые у них наиболее развиты, не забывая, конечно, о необходимости параллельного совершенствования остальных.[24; 30]

Вниманиедетей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Поскольку трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь, готовя школьника к обучению. Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание у детей. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к третьему классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий.[24; 33]

У ребенка может доминировать один из типов восприятия окружающей действительности: практический, образный или логический.

Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий. [24; 34]

Памятьу детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей. Память постепенно становится произвольной. У них активно развивается механическая память на несвязанные логические единицы информации. Чем старше становится младший школьник, тем больше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным.[24; 36]

Еще большее значение, чем память, для обучаемости детей имеет мышление. При поступлении в школу оно должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Однако на практике мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в нагляно - действенном плане, ребенок с большим трудом справляется с ними, когда эти задачи представлены в образной тем более словесно-логической форме. Бывает и наоборот: ребенок сносно может вести рассуждения, обладать богатым воображением, образной памятью, но не в состоянии успешно решать практические задачи из-за недостаточной развитости двигательных умений и навыков.[24;.38]

За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образа мышления, до понятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж. Пиаже и Л.С. Выготского, с доминированием до операционального мышления, а конец – с преобладанием операционального мышления в понятиях. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющих судить об их одаренности.

Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей.[24; 39]

Драма как род литературы раньше не включалась в программы для начальной школы, да и в 5 [4]–6 классах была представлена только во внеклассном чтении сказкой С.Маршака «Двенадцать месяцев». Это объяснялось тем, что ребенок до 13–14 лет не готов к полноценному восприятию драмы в силу неразвитости воображения и трудности общения с драматическим текстом. Однако практический опыт учителей поставил эти выводы под сомнения, и в 90-х годах было убедительно доказано в целом ряде исследований, что ребенок 10 лет не только с интересом слушает пьесы и смотрит их в театре, но и готов к их чтению и осмыслению под руководством учителя. Эксперимент был перенесен и в начальную школу и дал оптимистический результат: при точном выборе драматического произведения, затрагивающего интересы ребенка, младший школьник готов и способен освоить основные представления и о драматической форме и осмыслить содержание пьесы.[35; 41]

Поэтому сегодня учить читать и осмыслять драму как род литературы мы пробуем уже в начальной школе на примере драматических сказок или пьес, адресованных детям младшего школьного возраста.

Современные дети скорее всего уже видели в театре или по телевизору драму, но не в полной мере представляют ее специфику. Впервые увидев напечатанную пьесу, дети легко в процессе беседы уясняют, что данное произведение написано не сплошным текстом, а разбито на роли, которые надо играть. Так ребята выходят на одну из основных особенностей драмы: произведения эти предназначены, как правило, для постановки на сцене, это род литературы, граничащий с двумя видами искусства – литературой (собственно текст драмы) и театром (возможность его инсценировани)]. Еще В.Г. Белинский писал, что «драматическая поэзия неполна без сценического искусства: чтобы понять вполне лицо, мало знать, как оно действует, говорит, чувствует, – надо видеть и слышать, как оно действует, говорит, чувствует». [35; 42]

В беседе с учащимися выясняется, что характер героя в драматических произведениях раскрывается в его действиях и поступках, а также в словах (диалогах и монологах). И этот последний прием чрезвычайно важен в драме, поэтому герой может признаваться в пьесе в таких вещах или таких своих мыслях, в каких он не должен, по идее, признаваться другим.

Далее можно вспомнить, как раскрывались характеры героев в баснях И.А. Крылова. Конечно, басня – эпический жанр, но почему басни так легко инсценировать, играть? Что лежит в основе развития сюжета басни? Без чего не было бы такого интересного рассказа? Дети догадываются: без ссоры, спора. Так ученики подходят к пониманию своеобразия изображения характера героя в драме: ситуация столкновения, противоборства, часто экстремальная, способствует в наибольшей степени выявлению характеров и жизненных позиций героев. Другими словами, в основе драматического произведения лежит конфликт. В начальной школе термин «конфликт» может не вводиться.

Обращаем внимание учащихся на то, что мы ни разу не произнесли слово «автор». Ведь на сцене играют не созданное самими актерами произведение, да и актеры говорят не то, что им вздумается, а то, что для них написал автор. Но автор пьесы не вмешивается в действия героя, не высказывает свое отношение к нему или его поступкам, автора как бы нет в драме. Далее в процессе беседы ученики узнают, что автор в драматических произведениях только поясняет актерам, режиссерам, художникам, как герои должны произносить слова, как двигаться по сцене, как они должны быть одеты, в какой обстановке происходит действие. То есть он помогает актерам и режиссеру осуществить задуманное им, а сам в действии не участвует. Здесь в беседе возникает слово «ремарка» – пояснение, которым драматург предваряет или сопровождает ход действия пьесы (можно этот термин не вводить). Обычно в ремарках пьесы дается описание места действия, обстановки, одежды действующих лиц, а также их душевного состояния, движений, жестов, интонации.

Полученные знания учащиеся закрепляют, читая по ролям и инсценируя пьесу. Ребята с интересом ищут составляющие элементы нового для них литературного рода, оценивают чтение и игру каждого «актера», подмечают малейшие неточности в действиях, судят своих товарищей гораздо строже учителя. Так в процессе работы учащиеся постигают особенности этого непростого и неизвестного для них литературного рода и, играя роли, входят в образы героев на самом высоком уровне освоения текста. Это непростая работа, тем более что мы в своих учебниках по сути дела знакомим детей с драмой уже во 2-м классе, в конце которого они ставят свой первый спектакль по пьесе Д. Самойлова «Слоненок пошел учиться».

Мы не сомневаемся в том, что дети с восторгом возьмутся за постановку спектакля, потому что эта работа способствует самому активному включению в учебный процесс, причем включения творческого и по выбору. Да и родители, как показывает опыт работы, с удовольствием, несмотря на всю свою занятость, будут помогать детям.

Главным условием решения задач литературного образования и нравственного воспитания детей на уроках литературного чтения является организация личностно значимого для ученика полноценного чтения, глубокого анализа художественного текста, восприятия нравственного потенциала художественного произведения.

Но как организовать этот комплексный процесс? Каковы особенности его организации при изучении произведений разных литературных родов? Какова специфика учебной деятельности учащихся? Каковы суть и форма взаимоотношений учителя и ученика на уроке литературного чтения?[35; 63]

Работая с литературным родом на уроках литературного чтения, надо четко осознавать, что в начальной школе даются только общие, первоначальные представления о нем. Но и не работать нельзя, поскольку и чтение по ролям, и инсценирование – органичные и необходимые для детей формы игровой творческой деятельности, развивающей «ум, чувства и волю». А, кроме того, участие в общем, коллективном труде, особенно в постановках спектаклей, воспитывает важнейшие социальные навыки. Вот почему, кроме понятия о драме, которое дается в 3-м классе наряду с понятиями эпос и лирика, мы в каждом учебном году предлагаем учителю пьесу для постановки: во 2-м классе – пьесу Д. Самойлова «Слоненок пошел учиться», в 3-м классе – пьесу Е. Шварца «Красная Шапочка», а в 4-м – пьесу Г.И. Полонского «Никто не поверит» по сказке Я. Экхольма «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие». [35; 66]

Работая над пьесой, учащиеся читают ее по ролям и анализируют прежде всего как литературное художественное произведение, то есть разбираются в образах героев, выстраивают систему их взаимоотношений и т.д. Более всего они занимаются осмыслением поступков героев и причинами поступков. В театре это называется действенным анализом пьесы. Эта работа необходима, чтобы войти в образ и правильно сыграть роль. Разбираясь в этих вопросах, в мотивах поступков героев, мы учим детей вглядываться и вдумываться в подтекст человеческой жизни и отношений. Причем это важно не только в работе над пьесой – это исподволь формирует человеческую чуткость и тонкость, такие необходимые в жизни человека качества. [35; 69]

Во время чтения по ролям – «застольного периода», через который проходит любая театральная постановка, происходит «примеривание» ролей, подыскивание тех, кто лучше всех сумеет сыграть героев пьесы.

Всей этой работой руководит учитель, прежде всего как педагог, сглаживая этот процесс, поскольку главных героев, и особенно героинь, положительных, а не отрицательных, будут стремиться играть все. [35; 73]

Обязательно надо привлекать к этой работе родителей! Они могут помочь в изготовлении декораций, будут шить костюмы, а может быть, даже примут непосредственное участие в качестве исполнителей ролей взрослых героев пьесы. Но самое главное то, что это самая настоящая совместно-разделенная деятельность, в процессе которой в общем деле воспитывается чувство коллективизма, ответственности за общее дело, умение командовать и умение подчиняться. А поскольку деятельность эта творческая, то она формирует личность – ведь психологи и педагоги говорят, что только в процессе творчества человек проявляется личностно, особенно в том виде творческой деятельности, к которому у него есть способности. [35; 75]

Мы считаем, что построить процесс обучения невозможно без знания индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей

Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей.

Работая с драматическим литературным родом на уроках литературного чтения, надо четко осознавать, что в начальной школе даются только общие, первоначальные представления о нем. Но и не работать нельзя, поскольку и чтение по ролям, и инсценирование – органичные и необходимые для детей формы игровой творческой деятельности, развивающие «ум, чувства и волю». А, кроме того, участие в общем, коллективном труде, особенно в постановках спектаклей, воспитывает важнейшие социальные навыки.

Обязательно надо привлекать к этой работе родителей! Но самое главное то, что это самая настоящая совместно-разделенная деятельность, в процессе которой в общем деле воспитывается чувство коллективизма, ответственности за общее дело, умение командовать и умение подчиняться.


Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию драматической литературы в процессе активизации познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

Содержание опытно-экспериментальной работы

 

Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательного интереса осуществлялась в школе №1 им. А.С.Макаренко г. Орска во 2 «б» классе.

Цель- определение возможностей драматической литературы в активизации познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках литературного чтения.

Опытно- экспериментальная работа проводилась в несколько этапов:

I этап – констатирующий эксперимент- изучение уровня активизации развития познавательного интереса учащихся, направленность, устойчивость, глубину познавательных интересов, характер мотивации познавательного процесса, уровень активности и самостоятельности детей, как критериев развития познавательного интереса, а также установление уровня познавательного интереса каждого ученика 2Б класса. Учащимся была предложен тест, автора Кувалдиной Е.А., включающий 11 вопросов, на которые необходимо было выбрать 1 из нескольких вариантов ответа (Приложение 1).Затем результаты обрабатывались и переводились в бальные показатели по схеме: сумму баллов, полученных учеником на все ответы, следует разделить на11 (число вопросов). Получим показатель интенсивности познавательного интереса.

Если 3,5 < I < 5, то можно считать, что у данного ученика сильно выражен познавательный интерес; если 2,5 < I < 3,5, то он выражен умеренно, а если 1 < 2,5, то познавательный интерес выражен слабо.

Полученные данные представлены нами в таблице 1,2.

Таблица №1

Уровни развития познавательного интереса

Имя Ф. Вызывает ли у Вас интерес процесс учения?   Какие учебные предметы Вам нравятся   Почему этот (эти) предмет тебе интере- сен? Если Вам нравится учиться, то как проявляется этот интерес?   Сколько времени Вы тратите на то, чтобы заниматься тем, что Вас интересует?   Как Вы поступите, если задано сложное задание, связанное с предметом Вашего интереса?   Что Вас привлекает в предмете, который Вам интересен?   Как часто ты читаешь драматические произведения?   Что ты предпочитаешь, когда задан вопрос на сообразительность?   Много ли ты читаешь дополнительной драматической литературы?   Насколько эмоционально ты относишься к интересной для тебя драматической литературе?  
1 Женя Д. В Б А Г А Д А А А А А
2 Катя Л. А А А А А Г Д Б Б В В
3 Лена С. А А Б А В д А А Б В В
4 Саша К. Б А Б Б Б А В Б Б Б А
5  Ира Ш. Г Б З Г Б В В Б А А Б
6  Таня Л. Б Д А Е А Г Б В В В А
7  Витя К. Б А Г Б В Д Б А А А В
8  Марина Д. А Г Д В А Г Г А Б А А
9 Ольга А. Д А А Е Б А А Б А Б А
 10 Света Ж. Б Д Е Г В Б Г В Б В Б
11 Ксюша З В А З А А Б  Г В А В В
12 Дима Л. Д Г А В А Б В В В А А
13 Максим С. А Д В Ж А Б В А В Б Б
14 Андрей Г. А А Г Г В А А В А В В
15 Люда А. А А Д А В А В В В Б В
16 Игорь Т. Г Д З Б Г В А А В А В
17 Даша П. А А И Б Б В В А А В А
18 Катя И. А А Л Б Б Г В Б Б Б Б

Затем все ответы были переведены нами в бальные показатели, которые представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Уровень познавательного интереса

Список учащихся Сумма баллов Показатель  Уровень
1 Женя Д. 49 49:11=4,4 сильный
2 Катя Л. 35 35:11=3,1 умерен
3 Лена С. 39 39:11=3,5 сильный
4 Саша К.  41 41:11=3,7 сильный
5 Ира Ш. 36 36:11=3,2 умерен.
6 Таня Л. 35 35:11=3,1 умерен.
7 Витя К. 38 38:11=3,4 умерен.
8 Марина Д.  41 41:11=3,7 сильный
9 Ольга А. 38 38:11=3,4 умерен.
10 Света Ж. 25 35:11=2,2 слабый.
11 Ксюша 3. 31 31:11=2,8 умерен
12 Дима Л. 33 33:11=3 умерен
13 Максим С. 32 32:11=2,9 умерен
14 Андрей Г. 32 32:11=2,9 умерен
15  Люда А. 2 32:11=2,9 умерен
16 Игорь Т. 29 29:11=2,6 умерен
17 Даша П.  42 42:11=3,8 сильный
18 Катя И. 34 34:11=3,0                                           умерен

 

Для того чтобы наглядно это всё увидеть можно сделать диаграмму:


Рисунок 1. Уровень познавательного интереса

 

Проанализировав, полученные данные мы заметили, что из 18 человек высокий уровень познавательного интереса показали 4 человека, то есть это составляет 22% из всех испытуемых. Такие школьники имеют творческий интерес. Умеренный уровень показали наибольшая часть младших школьников-13, что составило из всего количества 72% из всех человек. У таких детей присутствует любознательность. А слабый показатель познавательного интереса представляет только 1 человек: Света. Ж, что составляет всего 6% из всех учащихся, у этих детей – любопытство.

Также для определения уровня развития познавательного интереса младших школьников мы провели анкету «Что нам интересно?» (Приложение 2)

Цель: установить характер и особенности познавательных интересов и склонностей учеников.


Таблица3

Что нам интересно?

Имя Ф. Что больше всего привлекает вас в школе: Какой учебный предмет вам кажется наиболее трудным, почему? Какой учебный предмет вам кажется наиболее интересным, почему? Какие учебные предметы, по вашему мнению, можно было бы не изучать. Какие учебные предметы надо было бы, по вашему мнению, включить в обучение. Вывод
Женя Д. Учитель     + Математика, одни головоломки.   __ Литературное чтение, много нового узнаем. + Не знаю     __ Не знаю     __ Выделяет один предмет, при этом отрицает необходимость других
Катя Л. Столовая     + Русский язык, много пишем   __ Музыка, весёлая   + Не знаю     __ Не знаю     __ Выделяет один предмет, при этом отрицает необходимость других
Лена С. Еда   + Литературное чтение, скучно. __ Музыка, много поём   + Не знаю   __ Танцевальный     + Выделяет 2 предмета, но отрицает необходимость других
Саша К. Класс   + Математика, много задач   __ Физкультура, много бегаем, прыгаем.   + Никакой   + Не знаю     __   Выделяет один предмет, но при этом отрицает другие.
Ира Ш. Учитель   + Математика, одни решения   __ Изо, рисуем   + Не знаю     __ Танцевальный   + Выделяет два предмета, но отрицает такой предмет, как математика
 Таня Л. Еда   + Русский язык, много пишем   __ Изо, рисуем   + Никакой   + Танцевальный   + Выделяет два предмета, но отрицает такой предмет, как русский язык
Витя К. Учитель   + Математика, много думаем   __ Физкультура, много прыгаем, бегаем.   + Никакие   + Что-нибудь связанное с машинами   + Выделяет два предмета, но отрицает такой предмет, как математика
Марина Д. Класс     + Литературное чтение, много разговариваем   __ Изо, рисуем.     + Математика, русский     __ Что-нибудь танцевальное   + Выделяет 2 предмета из всех, а отрицает такие предметы как: математика, русский
Ольга А. Общение   + Математика, одни решения   __ Музыка, много поём     + Никакие   + Танцы   + Выделяет два предмета, отрицает же 1 предмет: математику
Света Ж Предметы     + Русский язык, много пишем __ Музыка, очень весело   + Не знаю   __ Не знаю   __ Выделяет один предмет отрицает тоже один предмет
Ксюша 3. Учитель     + Математика, одни задачи.     __ Физкультура, бегаем, прыгаем, веселимся.   +   Никакие   +   Танцы   + Выделяет 2 предмета: физкультура и хочет иметь танцевальный предмет
Дима Л. Еда   + Окружающий мир, неинтересно   __ Физкультура, очень много играем   +   Никакие     +   Не знаю   __ Выделяет только 1 предмет, остальные отрицает
Максим С. Класс   + Литературное чтение, много читаем __ Изо, рисуем, раскрашиваем     +   Не знаю   __   Не знаю   __ Выделяет только 1 предмет, остальные отрицает
Андрей Г. Учитель     + Математика, много думать надо     __ Литературное чтении, очень много читаем, рассказываем отрывки из произведений +   Никакие   +     Не знаю   __ Выделяет только 1 предмет, остальные отрицает
Люда А. Столовая     + Математика, много решаем __ Изо, рисуем, раскрашиваем   +   Не знаю __   Не знаю __ Выделяет только 1 предмет, остальные отрицает
Игорь Т. Друзья   + Русский язык, неинтересно   __ Музыка, много поём, веселимся   +   Не знаю   __   Не знаю   __ Выделяет только 1 предмет, остальные отрицает
Даша П. Учитель     + Русский язык, скучно __ Музыка, весёлая   + Не знаю   __ Не знаю __ Выделяет только 1 предмет, остальные отрицает
Катя И. Предметы     + Математика, много головоломок   __ Физкультура, прыгаем, скачем, выполняем упражнения для здоровья   + Не знаю   __ Не знаю   __ Выделяет только 1 предмет, остальные отрицает

 

Следующим этапом диагностики стал анализ ответов учащихся по шкале «наличия и отсутствия познавательного интереса», для этого мы посмотрели ответы детей и поставили + или – в зависимости от отношения к предметам. Так если в ответе ребенка замечено признаки познавательного интереса «мне интересно», то мы ставим +, если же ребёнок отвечает, не знаю или ставит прочерк то ставим -.

Проанализировав ответы детей мы можем разделить детей на три группы:

У Ι группы детей познавательный интерес наиболее развит, такие дети имеют 4+, и 1-: Таня Л, Витя К, Ольга А, Ксюша З. То есть они выделяют четыре предметы, но при этом отрицают один.

У ΙΙ группы познавательный интерес выражен умеренно, такие дети имеют 3+, и 2-:

Лена С, Саша К, Ира Ш, Марина Д, Дима Л, Андрей Г. Такие дети принимают три предметы, а остальные отрицают.

У ΙΙΙ группы познавательный интерес выражен наиболее слабо, такие дети имеют только 2+, и 3-: Женя Д, Катя Л, Максим С, Люда А, Игорь Т, Даша П, Катя И.Такие дети принимают только 2 предмета, остальные отрицают.

Формирующий эксперимент

Цель: разработка и реализация серии уроков с драматическим содержанием для активизации развития познавательного интереса учащихся.

На формирующем этапе нами проводился ряд уроков, направленных на активизацию познавательного интереса учащихся. Главной целью была диагностика и повышение уровня познавательного интереса учащихся.

 

Таблица 4

Тематика проводимых уроков с драматическим содержанием

Тема урока Цель урока Драматическое содержание
С.Маршак «Про козла» (Приложение 4,5) 1. Образовательные: а) формировать читательские умения у детей при работе с текстом; б) активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения; проведение в) литературоведческой пропедевтики; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи. 2 Развивающие: а) развивать познавательный интерес 3Воспитательные: а) воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения; б) воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей; в) воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки; г) воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками; д) воспитание критического мышления. 1 Чтение слов каждого из героев 2 Инсцинирование пьесы
Н.Носов: «Витя Малеев в школе и дома» (Приложение 6, 7, 8, 9,10,11) 1. Образовательные: а) формировать читательские умения у детей при работе с текстом; б) активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения; проведение в) литературоведческой пропедевтики; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи. 2 Развивающие: а) развивать познавательный интерес 3Воспитательные: а) воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения; б) воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей; в) воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки; г) воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками; д)воспитание критического мышления. 1 Чтение по ролям 2 Работа с иллюстраций 3 Рассказ придуманного содержания 4 Словесное рисование самого драматического эпизода
Н.Носов «Два друга» (Приложение12, 13) . 1. Образовательные: а) формировать читательские умения у детей при работе с текстом; б) активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения; проведение в) литературоведческой пропедевтики; в) формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи. 2 Развивающие: а) развивать познавательный интерес 3Воспитательные: а) воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения; б) воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей; в) воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки; г) воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками; д)воспитание критического мышления. 1 Чтение по ролям в парах 2 Инсценирование пьесы 3 Номинации: Лучший режиссер спектакля», «Лучший актер», «Лучший художник» и т. д.
С.Козлов «Снежный цветок» (см. приложения 14, 15, 16,17) 1. Образовательные: а) формировать читательские умения у детей при работе с текстом; б) активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения; в) проведение литературоведческой пропедевтики; г) формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи. 2 Развивающие: а) развивать познавательный интерес 3Воспитательные: а) воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения; б) воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей; в) воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки; г) воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками; д) воспитание критического мышления. 1 Чтение по ролям 2 Игра: «Я- художник» иллюстрация к одной из картин пьесы. 3 Инсценирование пьесы
КВН по всем урокам (Приложение 18)   1. Образовательные: а) формировать читательские умения у детей при работе с текстом; б) активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения; в) проведение литературоведческой пропедевтики; г) формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи. 2 Развивающие: а) развивать познавательный интерес 3Воспитательные: а) воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения; б) воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей; в) воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки; г) воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками; д) воспитание критического мышления. 1 конкурс: «Ты мне - я тебе!». 2 конкурс: «Назови пьесу». 3 конкурс: «Юные художники». 4 конкурс: «Юные писатели». 5 Инсценирование

 

При проведении уроков мы наблюдали, как постепенно возрастал интерес учащихся к происходящему, особенно детям нравилось читать по ролям, инсценировать пьесы, придумывать продолжение пьесам.

 



2019-12-29 360 Обсуждений (0)
Особенности использования драматической литературы для активизации познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальных классах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности использования драматической литературы для активизации познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальных классах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (360)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)