Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Основные формы государственной поддержки малого бизнеса в




Японии

 

Малые предприятия - как субъекты малого бизнеса (предпринимательства) являются слабым звеном в структуре производителей продукции и в сфере оказания услуг по сравнению с однопрофильными предприятиями, ассоциациями и т.п. организациями большого бизнеса. Владельцы и менеджеры в малом бизнесе – это сильно загруженные работой люди, находящиеся в постоянной борьбе за выживание своих предприятий. И поэтому они нуждаются в постоянной поддержке. [10]

Малый бизнес - это важнейший фактор жизнеспособности экономики, японское правительство оказывает ему всестороннюю помощь. Создана сеть специализированных органов, реализующих государственную политику в отношении малого предпринимательства. Государственное стимулирование малого предпринимательства проводится на всех этапах - регистрации, становления, роста. С этой целью используется система разнообразных экономических рычагов: льготные займы и кредиты (общие и целевые), налоговые льготы, техническая и консультативная помощь, информационно-компьютерное обслуживание, подготовка кадров. Такая помощь, опираясь на законодательство, реализуется через систему государственных, смешанных и частных коммерческих и некоммерческих организаций, включая специальные центры по "выращиванию" новых компаний. Государственная помощь малому бизнесу идет по самым различным каналам.[30]



Наиболее важный вопрос для малого бизнеса - источники финансирования. Помимо обычных коммерческих банков, готовых предоставить займы и субсидии под определенные гарантии, его осуществляют специализированные организации, которые могут быть как правительственными, так и частными.

Центральный кооперативный банк для торговли и промышленности является правительственным органом, однако более 90% его ссудного капитала обеспечивается за счет источников частного сектора (сбережений кооперативов небольших предприятий и их членов и выпуска облигаций). Функция банка состоит в том, чтобы ссужать кооперативам, их членам, а также созданным кооперативами организациям средства, необходимые для таких коллективных действий, как закупки, сбыт, складирование, осуществление мер по повышению благосостояния.

Государственная корпорация по финансированию малого предпринимательства предназначена для предоставления льготных долгосрочных кредитов на расширение основного и оборотного капитала тем предприятиям, которые действуют в особо рискованных, но приоритетных отраслях, и, не обладая достаточной кредитоспособностью перед частными финансовыми учреждениями, нуждаются в дополнительном источнике займов. [30]

Народная корпорация по финансированию с помощью государственных капиталовложений решает проблему предоставления кредитов мельчайшим предприятиям. Эти кредиты характеризуются малыми суммами, удлиненным сроком погашения и выдаются без обеспечения залогами. Частные финансовые органы обычно отказываются от таких сделок из-за их малых размеров и высокого риска.

Функционируют и специальные структуры по гарантированию займов для малого бизнеса и их страхованию - ассоциации, учрежденные органами местного самоуправления на основе префектур. Они предоставляют гарантии погашения займов, полученных от частных финансовых органов, на случай невозможности их уплаты малым бизнесом. Ассоциации поддерживаются государственной корпорацией страхования кредитов и финансирования малого бизнеса (со 100%-ным государственным уставным капиталом), которая покрывает часть их возможного ущерба.

Безвозвратная финансовая помощь предоставляется только на научно-технические программы: разработка совместно с университетами и государственными исследовательскими институтами новой техники и технологии (местные органы власти), повышение технического уровня производства (центральные и местные органы власти), совершенствование технологии производства в пищевой промышленности (правительство).

Займы на льготных условиях (на уровне учетной ставки процента и ниже) выделяются на осуществление таких проектов, как разработка новой технологии и новых видов продукции (местные органы власти), разработка новых видов производства и техники, возрождение МСП в общем контексте развития экономики отдельных регионов, содействие технической и производственной кооперации малого бизнеса (правительство). [30]

Доля таких расходов на поддержку малого предпринимательства в общем счете государственного бюджета, составлявшая в начале 90-х годов 0,5%, к 2003 г. снизилась до 0,2% (около 185,7 млрд. иен), а к 2006 году возросла до 0,8%. Эти относительно небольшие бюджетные ассигнования направлялись на конкретные, дающие наибольшую отдачу проекты, что обеспечивало их эффективность.

Более крупные суммы государство вкладывает в упомянутые выше финансово-кредитные учреждения, специализирующиеся на кредитовании малого бизнеса. В 2002 г. на эти цели было выделено 7,6 трлн. иен, в 2005 г. (поддержка структурной перестройки малого бизнеса) – 9,5 трлн. иен (12% всех выделенных на кредитование денежных средств). Большие суммы адресовались лишь на жилищное строительство.

Финансовая поддержка осуществляется и путем налоговых льгот, позволяющих малым предприятиям резервировать часть прибыли. Ставки налогов на доходы бизнеса и кооперативов МСП составляют 27-28% по сравнению с 37,5% для крупных фирм.

Особые финансовые и налоговые льготы предоставляются предприятиям, работающим в сферах, влияющих на стабилизацию жизни и благосостояние населения. В декабре 1991 г. правительством определены 52 отрасли, где проведение модернизации объявлено наиболее желательным, причем в 43 из них требуется срочное совершенствование структуры. [30]

Государство оказывает содействие малому предпринимательству в подготовке кадров, отвечающих современным требованиям. Отставание от ведущих компаний по обеспеченности квалифицированными работниками тормозило развитие малого бизнеса, вело к сокращению заказов на его продукцию со стороны крупных предприятий, которые все активнее переходили на более дешевые поставки необходимых им деталей из зарубежных стран. С учетом этого при финансовой поддержке государства создаются условия для подготовки персонала МСП. В шести государственных региональных институтах малого предпринимательства при Государственной корпорации по развитию МСП готовятся менеджеры и инструкторы для организации обучения непосредственно на фирмах, осуществляется переподготовка специалистов органов местного самоуправления, отвечающих за консультационную и методическую работу на небольших фирмах. Институтами организуются заочные курсы для тех, кто не имеет возможности проходить обучение с отрывом от производства.

Значительна роль государства в создании информационных сетей, предназначенных для обслуживания малого и среднего бизнеса. Учрежден Центр региональной информатизации МСП с отделениями во всех префектурах, который содействует внедрению информационного сетевого оборудования, разработке коммуникационных технологий, организует консультации и методическую помощь, частично финансируя такую работу. Здесь же занимаются разработкой единых норм и стандартов программного обеспечения, внедрением достижений в этой области.

В информационном центре, действующем при Государственной корпорации по развитию МСП, накапливается и обрабатывается база данных. Через префектурные информационные центры ею могут пользоваться местные торгово-промышленные палаты и различные ассоциации малых и средних фирм. Созданный при этой же корпорации Центр по автоматизации управленческой деятельности проводит консультации и руководит внедрением компьютерной техники.

Ощутимую помощь в совершенствовании управления малым бизнесом оказывают торгово-промышленные палаты и их отделения, организованные в более 3300 городах и поселках на общественных началах. Их специалисты дают консультации бесплатно, поскольку такая деятельность финансируется из госбюджета. В 2005 г. было зарегистрировано 6,7 млн. консультаций (650 консультаций на одного специалиста в год), касающихся в основном финансов, налоговых платежей и ведения бухгалтерии, а также организации труда и торговых операций. В торгово-промышленных палатах работают инструкторы-бухгалтеры, которые обучают ведению текущих счетов и составлению балансов с использованием компьютерной техники.

В центрах комплексного руководства МСП при исполнительных органах местной власти в столице, префектурах и крупнейших городах работают специалисты по обследованию состояния небольших предприятий. Анализируя их деятельность, они разрабатывают конкретные рекомендации по улучшению хозяйствования. Эти мероприятия частично финансируются из госбюджета.

Таким образом, успешное развитие в Японии наиболее уязвимой формы бизнеса - малого предпринимательства - во многом является результатом проводимой правительством активной экономической политики, направленной не на сохранение диктата государства и его мелочной опеки, а на создание стимулирующей экономической, политической и социальной среды.

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (148)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7