Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Аудит внешнеэкономической деятельности



2019-12-29 447 Обсуждений (0)
Аудит внешнеэкономической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

При аудите экспортно-импортных операций аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является, а также следующими этическими принципами:

- независимость;

- честность;

- объективность;

- профессиональная компетентность и добросовестность;

- конфиденциальность;

- профессиональное поведение. [7]

Аудит начинается с установления взаимоотношений между аудиторской организацией и аудируемым лицом. Особенности аудита экспортно-импортных сделок связаны с их спецификой и системой бухгалтерского учета в Российской Федерации. Расчеты по ним относятся к категории валютных операций, в силу чего такие сделки, помимо гражданского законодательства, подлежат валютному и таможенному регулированию. Поэтому внешнеторговая деятельность экономического субъекта требует повышенного внимания со стороны внутреннего аудита.

На этапе предварительного планирования аудитору необходимо выявить внешние и внутренние факторы, способные повлиять на дальнейший процесс аудита экспортно-импортных операций.

На втором этапе планирования внутреннего аудита экспортно-импортных операций необходимо составить общий план проведения аудиторской проверки. [11]

Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

- деятельность аудируемого лица;

- системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

- риск и существенность;

- характер, временные рамки и объем процедур;

- координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы.

Подготовка и составление программы аудита являются заключительным этапом планирования аудита экспортно-импортных операций. В ходе проведения проверки экспортно-импортных операций аудиторам необходимо строго придерживаться разработанной программы аудита.

Источниками внутреннего аудита экспортно-импортных операций являются:

 - законодательные акты, регулирующие как правила учета, налогообложения и аудита в целом, так и внешнеторговых операций в частности. Это Федеральные законы "О бухгалтерском учете", "Об аудиторской деятельности", "О валютном регулировании и валютном контроле", Закон РФ "О таможенном тарифе", а также ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", Правила (Стандарты) аудиторской деятельности:

- первичные документы, такие как счета-фактуры, накладные, товарные отчеты, авансовые отчеты, выписки банков;

- учетные регистры, такие как ведомости учета товаров, ведомости учета отгруженной экспортно-импортной продукции, журналы-ордера, книги покупок и продаж, главная книга;

- бухгалтерская и налоговая отчетность;

- внеучетные документы: внешнеэкономические контракты, грузовые и таможенные декларации.


 


Рисунок 2. Этапы внутреннего аудита экспортных операций

 

На первом этапе проведения внутреннего аудита экспорта и импорта необходимо проверить учетную политику предприятия на предмет закрепления методов и приемов, определяющих особенности ведения учета экспортно-импортных операций на данном предприятии. [11]

На втором этапе аудита экспортно-импортных операций предприятия согласно программе аудита необходимо проверить порядок формирования стоимости экспортируемых и импортируемых товаров.

Следующим этапом проведения внутренней аудиторской проверки может быть проверка определения сумм НДС, уплаченных по товарам. По данным счетов-фактур и платежных поручений следует определить суммы выставленного и уплаченного НДС по товарам.

Далее аудитору требуется проверить порядок отражения в учете предприятия выручки от реализации экспортируемых товаров и формирования коммерческих расходов, связанных с реализацией товаров на экспорт.

Проверка законности записей по счету 90 "Продажи" должна проводиться на основании первичных документов, подтверждающих отгрузку, переход права собственности и момент признания выручки. Такими документами для товара являются договоры с покупателем, отгрузочные, передаточные ведомости и перевозочные документы, подтверждающие выполнение экспортного контракта и перехода прав собственности на товар к иностранному покупателю.

Важным этапом проведения аудита экспортно-импортных операций является проверка операций по валютному счету. Так как условиями экспортного или импортного контракта оплата экспортируемой или импортируемой продукции чаще всего устанавливается в иностранной валюте, то аудитор должен проверить правильность отражения операции по поступлению и продаже валютной выручки в учете предприятия. Для этого следует провести формальную, логическую и арифметическую проверки записей по счетам 52/2 "Транзитный валютный счет", 52/1 "Текущий валютный счет", 57 "Переводы в пути" и 51 "Расчетный счет".

В первую очередь аудитору необходимо определить дату поступления валютной выручки и ее размер, соответствие указанных данных первичных документов данным выписок банка по валютному счету. [11]

В ходе продажи в учете могут возникнуть курсовые разницы по счетам 52/2 "Транзитный валютный счет", 52/1 "Текущий валютный счет", 57 "Переводы в пути" и 51 "Расчетный счет", поэтому аудитору необходимо проверить порядок отражения курсовых разниц в учете предприятия. Затем аудитору необходимо проверить полноту и своевременность отражения курсовых разниц в составе внереализационных доходов и расходов, для чего следует проверить записи по счетам 91/1-2 "Прочие доходы" и 91/2-2 "Прочие расходы".

Заключительным этапом проведения внутреннего аудита экспортно-импортных операций должна быть проверка подтверждения предприятия факта экспорта или импорта товара.

Аудитор должен убедиться, что налоговая декларация по НДС и все необходимые документы были представлены в налоговую инспекцию не позднее 180 дней с даты выпуска товара таможенными органами. [11]

 Затем аудитор должен предоставить аудиторское заключение. В аудиторском заключении должно быть выражено мнение аудиторской организации о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица и порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ. Аудитор должен датировать аудиторское заключение числом, когда был завершен аудит, так как данное обстоятельство предоставляет пользователю основания полагать, что аудитор учел влияние, которое оказали на финансовую (бухгалтерскую) отчетность и аудиторское заключение события и операции, известные аудитору и возникшие до этой даты.

К аудиторскому заключению прилагается финансовая (бухгалтерская) отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации относительно подготовки такой отчетности.

В заключение параграфа можно сделать вывод, что на сегодняшний день проведение аудита является доказательством достоверности финансовой отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ. Ведь степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности позволяет пользователям этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.


Заключение

 

В настоящее время особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, которые играет большую роль в становлении и развитии экономике любой страны.

Успешное развитие в Японии наиболее уязвимой формы бизнеса - малого предпринимательства - во многом является результатом проводимой правительством активной экономической политики, направленной не на сохранение диктата государства и его мелочной опеки, а на создание стимулирующей экономической, политической и социальной среды. Представляется, что критическое изучение опыта Японии в этой области полезно при формировании малого бизнеса в России. При этом необходима целевая комплексная программа, предусматривающая разработку специального законодательства, разностороннюю государственную поддержку, а также поощрение инициативы и объединения усилий самих малых предприятий, деятельность которых может обеспечить нормальное функционирование рынка многих товаров и услуг.

Предприятия малого бизнеса вносят весомый вклад в развитие национальной экономики Японии, повышая ее гибкость, обеспечивают социальную стабильность и благосостояние широких слоев населения.

Возникновение широкого слоя МСП в Японии имеет исторические причины. Поскольку малый бизнес сфера подвижная, способная к мгновенной реакции на изменение внешних условий, не требует крупных капиталовложений и длительных сроков строительства, послевоенное восстановление экономики, где раньше господствовали монополистические объединения дзайбацу, сопровождалось быстрым ростом небольших фирм, поглощающих к тому же свободную рабочую силу, что смягчало остроту безработицы.

Сектор малого и среднего бизнеса в Японии и сегодня остается чрезвычайно активным и подвижным.

Также очень хорошо развита система государственной поддержки малого бизнеса в США. Сегодня основные стимулы поддержки, действующие в США, близки к японским и определяются, прежде всего, занятостью рабочей силы и уровнем безработицы.

Развитие малого и среднего бизнеса в России служит укреплению экономического и инновационного потенциала государства, способствует росту благосостояния населения и авторитета страны в мире. Если раньше развитию малого предпринимательства в России уделялось не достаточно внимания, то на сегодняшний день уже разработаны программы, направленные на улучшение развития и государственной поддержки малого бизнеса.

Малые предприятия в развитых странах составляют важнейший сектор национальных экономик. Если в Японии доля работников занятых в малом бизнесе по отношению к общей численности занятых составляет 78%, в США – 53 %, то этот показатель в России равен всего 13 %, а доля малого бизнеса в ВВП Японии составляет 55%, в США – 52%, в то время как в России - 10-11 %. Таким образом, высокий уровень показателей как в Японии, так и США свидетельствует о том, что малый бизнес этих стран достаточно хорошо поддерживается как со стороны государства, так и со стороны администрации префектур, торгово-промышленных палат. В России же эти показатели отстают в 4-5 раз, что говорит о недостаточной поддержки государства.


Список литературы

 

1. ФЗ «О государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88 - ФЗ от 14.06.1995

2. ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209 - ФЗ от 24.07.2007

3. ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»

4. Лебедева И.П. Малый бизнес в Японии. - М.: Восток-Запад, 2004

5. Бархатов А.П. Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007

6. Ионова А.Ф. Учет, налогообложение и анализ ВЭД организации. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007

7. Гайденко В. Аудит признания доходов при экспортных операциях // Все для бухгалтера. – 2007. - №2

8. Каганова И. Поддержка малого бизнеса // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2007. - № 35

9. Миронов С. М. Лучшая поддержка бизнесу – не мешать // Российская газета. Федеральный выпуск. - 2003. - № 3337

10.  Попов М. В японском разрезе // Бизнес-журнал. - 17 дек. 2003

11. Попова Л.В. Программа внутреннего аудита бухгалтерского и налогового чета экспортных операций в торговле //Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании. – 2006. - №4

12. Сорокин М.Ю. Банковское кредитование малого бизнеса в России // Банковское кредитование. – 2006. - № 3

13. Шилкин С.А. Все о валютных операциях // Главбух, 2006

14. Щукина С.А. Состояние и перспектива развития малого и среднего предпринимательства в России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2005. - № 6 (199)

15. Опыт поддержки малого и среднего предпринимательства некоторых развитых стран // Эксперт-Казахстан. – янв.2006. - № 1-3

16.  Российский деловой портал информационной поддержки предпринимательства http: //www.allmedia.ru/

17. Портал аналитической поддержки малого предпринимательства Москвы http: //www.giac.ru/

18.  Портал поддержки и помощи бизнесу http: //www.bishelp.ru/

19. http: //www.cir.ru/

20. http: //www.expert.ru/

21. http: //www. invur.ru/

22. http: //www. japantoday.ru/

23. http: //www.jcnn.ru/

24. http: //www.ncstu.ru/

25. http: //www.oneticket.ru/

26. http: // www.polpred.com/

27. http: //www.sba.gov/about sba/

28. http: //www.smallbiznes.net/

29. http: //www.stockmap.ru/

30. http: //www.vasilievaa.narod.ru/



2019-12-29 447 Обсуждений (0)
Аудит внешнеэкономической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Аудит внешнеэкономической деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (447)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)