Человеческие ресурсы и человеческий потенциал
Под ресурсами экономики понимают те потенциальные элементы и условия, которые могут плодотворно использоваться при создании полезных благ. Для функционирования экономики важны разного рода ресурсы: • природные (водные, лесные, полезные ископаемые и др.); • материальные (средства и предметы труда); • финансовые (денежные средства, ценные бумаги и т. п.); • информационные ресурсы (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Классификация экономических ресурсов [5. С. 68]
Однако все они мертвы без наличия и включения в экономику человеческих ресурсов. Человеческие ресурсы — общие ресурсы трудовой активности, труда как важнейшего фактора производства, которыми располагает та или иная экономика. Человеческий ресурс – это так же те ресурсы трудовой активности людей, которые могут быть плодотворно использованы в экономике для создания ее полезного эффекта. Чтобы определить количественные и качественные характеристики человеческих ресурсов, необходимо прежде всего иметь четкие представления об общей численности населения и его структуре. Инструментом для этого служат всеобщие и выборочные переписи населения. По оценкам ООН в середине XX в. численность населения Земли составляла 2,5 млрд. человек. 11 июня 1997 г. ООН отметила рождение пятимиллиардного жителя, а уже к 2000 г. население нашей планеты стало равным 6 млрд. человек. Эти данные характеризуют не только количественную сторону человеческих ресурсов мировой экономики, но и их быстрое увеличение, особенно во второй половине XX в. Кстати, к 2015 г., по расчетам ООН, население Земли составит около 8 млрд. человек. Однако (и это важно отметить) такой рост неравномерен по регионам и странам мира. Так, при среднем в мире росте населения за период 1975-1995 гг. в 1,4 раза население в странах Африки увеличилось в 1,8 раза, а в Западной Европе — только на 93 % [5. С. 68]. Численность населения страны, а тем более мира в целом — проблема непростая в силу ее постоянного естественного изменения: за счет рождаемости и смертности, смены поколений. Для исчисления этих изменений обычно используется коэффициент ежегодного прироста населения (Кп.н ), который показывает прирост, произошедший за один год, и исчисляется по формуле
Кп.н=(Пг/Чср)*1000, где Пг – прирост населения за год; Чср – численность населения в среднем за год. Коэффициент ежегодного прироста населения в среднем составляет 3-10 на 1000 жителей. Наиболее достоверно такой коэффициент определяется в масштабах всего мира. А что касается отдельных стран, то на его величине могут сказываться не только естественный прирост населения, но и миграционные процессы. К примеру, изменение численности населения США обусловливалось главным образом миграционными процессами, по крайней мере, дважды: в XIX — начале XX в. Что касается естественных демографических процессов, то следует отметить, что в XX в. смертность населения в мире заметно снизилась, особенно в странах Европы и Северной Америки. Это объясняется общим ростом уровня жизни, а также определенным улучшением медицинской помощи. В целом такие изменения ведут к росту численности населения, т. е. человеческих ресурсов. Однако в определенные периоды истории происходят другие, обратные процессы, которые называются депопуляцией, т. е. естественным демографическим сокращением населения. Это связано с превышением смертности над рождаемостью и, как следствие, убыванием населения. Тенденция депопуляции в современных условиях наблюдается в ряде стран, переживающих социально-экономические трансформации, в так называемых странах с переходной экономикой. К ним относятся Российская Федерация, Республика Беларусь и другие страны СНГ. Качественно-структурная характеристика населения, а значит, и человеческих ресурсов связана с различием и соотношением городского и сельского населения мира и его стран. Наиболее характерным современным процессом в этом отношении является опережающий рост городского населения по сравнению с сельским. В странах Европы этот процесс уже привел к значительному преобладанию городского населения над сельским. Например, в Великобритании горожане составляют 90 % жителей, в Швеции — 87, в Германии — 85, во Франции — 78, в Беларуси - 56 %. Процесс урбанизации, т. е. роста больших городов и городского населения, захватил в свою орбиту другие страны и регионы. Так, в Северной Америке, например в США, горожане составляют 77 % населения, в Азии (скажем, в Японии) — 78 % городского населения. В XXI в. процессам урбанизации стал подвергаться и Китай, где городское население составляет почти 69 %. Сверхбольшие города — тоже современная особенность. С одной стороны, это позволяет концентрировать экономическую и научную деятельность, а с другой — такие процессы создают большие проблемы для качества окружающей среды, здоровья, способствуют росту социальной напряженности. Удельный вес жителей больших городов в общем населении мира вырос с 1,7 % в 1860 г. до более 20 % в 2000 г. Появились не просто большие города, а города-гиганты, которые называют мегаполисами. Население мегаполисов становится сравнимым с населением целых стран. Примером могут служить Токио, Москва, Рио-де-Жанейро и др. Например, население Нью-Йорка превышает численность населения Республики Беларусь. Весьма важной характеристикой человеческих ресурсов является их экономическая активность либо реактивность (пассивность). Под экономической активностью понимается способ существования и самовыражения человека, который проявляется в той или иной степени напряжения его сил в экономической сфере для наращивания ее результатов. Однако следует учитывать, что та или иная экономическая активность, ее степень зависят не только от самого человека (от внутренних факторов), но и от других, внешних по отношению к субъекту факторов. Внешних и внутренних факторов достаточно много (рис. 1.2), к тому же они взаимодействуют между собой, но в ряде случаев противоречиво.
Рис. 1.2. Внутренние и внешние факторы экономической активности [5. С. 71]
Международная наука и практика к экономически активному населению относит всех тех, кто занят в сфере производства товаров и услуг и их рыночном продвижении, а также в создании предметов личного пользования. Согласно Международной организации труда к экономически активному населению относятся: • лица наемного труда; • самостоятельные работники; • сезонные и временные работники; • учащиеся, совмещающие учебу с работой, при полном рабочем дне; • ученики на производстве; • временно не работающие по объективным причинам (болезнь, отпуск и пр.). Однако эти общие положения могут иметь и различия. Так, к примеру, в Великобритании к экономически активному населению не относят учащихся, совмещающих учебу с работой в неполном режиме. Есть различия и по возрасту: в США возрастом вступления в трудовую активность считается 15 лет, а в Швеции — 16 лет. К экономически неактивному населению относят тех, кто не входит в категорию экономически активных, причем независимо от возраста. Экономически неактивное население включают следующие основные группы: • учащиеся очных форм обучения; • пенсионеры по возрасту и инвалидности; • домашние хозяйки; • лица трудоспособного возраста, но не ищущие работу; • рантье — лица, живущие на проценты от денежного капитала, представленного в ссуду. Экономически активное население неоднородно не только по месту в экономической среде (скажем, наемный рабочий или же владелец крупного магазина), но и по отработанному времени. В этом отношении население делится на три категории: 1) занятые, 2) частично занятые и 3) безработные, ищущие работу. Занятым населением считается часть населения, осуществляющая полезную деятельность, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение общих или личных потребностей и приносит при этом заработок или доход. Частично занятым населением являются лица, занятые работой неполный рабочий день и имеющие неполную оплату труда. Однако в разных странах неполное время различается законодательно. Например, во Франции к занятым неполное время относят тех, у кого продолжительность рабочего дня на 20 % и более меньше, чем полное время, в Италии различают горизонтальную и вертикальную частичную занятость. Горизонтальной ее называют тогда, когда уменьшение рабочего времени происходит в течение недели, а вертикальной — когда незанятость приходится на какие-то месяцы, годы (рис. 1.3). Занятость (и занятое население) различают еще по критерию сферы занятости. Население, непосредственно занятое в производстве, относят к продуктивно занятому населению, а занятое в других сферах полезно-экономической деятельности — к рационально занятым.
Рис. 1.3. Структура населения по экономической активности и неактивности [5. С. 72] Кроме занятых и частично занятых в экономически активном населении выделяется еще одна, третья группа: безработные, ищущие работу. Безработица вообще — это состояние экономики, при котором определенная часть трудоспособного населения, желая трудиться, не имеет работы. К безработным относятся трудоспособные люди, не имеющие работы, но желающие трудиться и ищущие работу. Безработица — это явление многофакторное и многоликое. Основные виды безработицы, обусловленные разными объективными причинами, представлены на рис. 1.4.
Рис. 1.4. Основные виды безработицы [5. С. 73] Уровень безработицы в развитых странах мира в современных условиях представлен в табл. 1.1, а всего в мире насчитывается более 200 млн. безработных.
Таблица 1.1. Уровень безработных в развитых странах [5. С. 74]
Эффект использования человеческих ресурсов можно выразить в виде общей формулы
Эч.р = f (Р, К, ПО), (1)
где Эч.р — эффект использования человеческих ресурсов; f — функциональная зависимость; Р — работоспособность; К — квалификация, ее уровень; ПО — производственный опыт. Функциональная зависимость, показанная в формуле, характерна как для микроуровня экономики (скажем, отдельные субъекты хозяйствования), так и для макроуровня (национальной экономики), и, более того, для мегауровня (современной мировой экономики). Результаты (эффект) последней значительно зависят от человеческих ресурсов и их факторов. Новый переход к научно-информационной экономике с компьютерными и прочими высокими технологиями утверждает в качестве основных инновационную и регулирующую функции труда. Следовательно, появляется необходимость в более широком понятии: человеческий потенциал, включающий большое количество характеристик человека, способного к труду. Кроме того, дополнительные, востребованные новой экономикой свойства человека являются все более социальными, т. е. зависимыми от развитости общества и его социальной сферы, что также входит в понятие «человеческий потенциал». Вместе с тем эти свойства уже не столь массовые, а скорее, личностные. Это значит, что на эффективность труда и производства все большее влияние оказывают личностные характеристики человека и его рабочей силы. Среди характеристик человеческого потенциала, наиболее востребованных с развитием и усложнением экономики, выделим прежде всего способность к творческой активности, причем различают творческие способности (ТС) к: • организационному творчеству; • управленческому творчеству; • самоуправлению; • экономическому творчеству с поиском наиболее выгодных средств и решений для достижения экономического результата; • техническому творчеству; • социальному творчеству, связанному с поиском более благоприятных условий и методов взаимодействия людей; • научному творчеству как поиску и открытию закономерностей развития природы и общества. Рассматривая человеческий потенциал, следует учитывать еще одну характеристику: продолжительность жизни (ПЖ). Ведь известно, что всего век назад до возраста в 65 лет доживало только 2 % населения (и то в более развитых странах). Теперь же средняя продолжительность жизни в мире составляет 56 лет, а в странах ЕС у мужчин — 74 года, у женщин — 80,7; в США у мужчин — 72,4 года, у женщин — 79 лет. Для сравнения: в Сьерра-Леоне — всего 38,9 года. Следовательно, увеличилась продолжительность активной (трудовой) жизни (ПАЖ). Кроме того, характеристиками человеческого потенциала следует считать: дисциплинированность (Д1), добросовестность (Д2), ответственность (О). Если человеческий потенциал формализовать в виде формулы, то она окажется сравнимой с формулой эффекта человеческих ресурсов (1):
Эч.п = f (Р, К, ПО, ТС, Д,, Д2, О, ПАЖ), (2)
Однако, как и всякий иной потенциал, человеческий есть лишь возможность. Для ее превращения в действительность необходимы определенные условия. В качестве основных можно выделить две группы условий: 1) создающие достаточную и эффективную мотивацию выявления и развития всех составляющих человеческого потенциала; 2) благоприятные для плодотворного использования накопленного человеческого потенциала. Если первая группа условий требует прежде всего развитой социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, жилищно-бытовое обслуживание, социальная защита и пр.), то вторая группа условий связана с уровнем доходов, развитостью экономического стимулирования, с качеством рабочего места, с демократизацией производства и экономики в целом и пр. Формирование и развитие человеческого потенциала требует организации и управления со стороны государства. Для создания системы формирования и развития человеческого потенциала, кроме выявления цели, необходимо определить соответствующие элементы (звенья), которые при их взаимодействии способны обеспечить достижение цели. В обобщенном виде такая система представлена на рис. 1.5. Более того, из человеческого потенциала, на его основе и при непосредственном воздействии социальной сферы формируется интеллектуальный капитал, который в современных условиях становится главным фактором формирования и развития «новой» экономики. Рис. 1.5. Основные слагаемые системы развития человеческого потенциала [5. С. 78]
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |