Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Человеческие ресурсы и человеческий потенциал



2019-12-29 230 Обсуждений (0)
Человеческие ресурсы и человеческий потенциал 0.00 из 5.00 0 оценок




Под ресурсами экономики понимают те потенциальные элементы и условия, которые могут плодотворно использоваться при создании по­лезных благ. Для функционирования экономики важны разного рода ресурсы:

• природные (водные, лесные, полезные ископаемые и др.);

• материальные (средства и предметы труда);

• финансовые (денежные средства, ценные бумаги и т. п.);

• информационные ресурсы (рис. 1.1).

 

Рис. 1.1. Классификация экономических ресурсов [5. С. 68]

 

Однако все они мертвы без наличия и включения в экономику челове­ческих ресурсов.

Человеческие ресурсы — общие ресурсы трудовой активности, труда как важнейшего фактора производства, которыми располагает та или иная экономика.

Человеческий ресурс – это так же те ресурсы трудовой активности людей, которые могут быть плодотворно использованы в экономике для создания ее полезного эффекта.                                                                 

Чтобы определить количественные и качественные характеристики человеческих ресурсов, необходимо прежде всего иметь четкие пред­ставления об общей численности населения и его структуре. Инструмен­том для этого служат всеобщие и выборочные переписи населения.

По оценкам ООН в середине XX в. численность населения Земли со­ставляла 2,5 млрд. человек. 11 июня 1997 г. ООН отметила рождение пя­тимиллиардного жителя, а уже к 2000 г. население нашей планеты стало равным 6 млрд. человек. Эти данные характеризуют не только количе­ственную сторону человеческих ресурсов мировой экономики, но и их быстрое увеличение, особенно во второй половине XX в. Кстати, к 2015 г., по расчетам ООН, население Земли составит около 8 млрд. чело­век. Однако (и это важно отметить) такой рост неравномерен по регио­нам и странам мира. Так, при среднем в мире росте населения за период 1975-1995 гг. в 1,4 раза население в странах Африки увеличилось в 1,8 раза, а в Западной Европе — только на 93 % [5. С. 68].

Численность населения страны, а тем более мира в целом — проблема непростая в силу ее постоянного естественного изменения: за счет рож­даемости и смертности, смены поколений. Для исчисления этих измене­ний обычно используется коэффициент ежегодного прироста населения (Кп.н ), который показывает прирост, произошедший за один год, и исчис­ляется по формуле

 

Кп.н=(Пг/Чср)*1000,

где Пг – прирост населения за год;

Чср – численность населения в среднем за год.

Коэффициент ежегодного прироста населения в среднем составляет 3-10 на 1000 жителей. Наиболее достоверно такой коэффициент определяется в масштабах всего мира. А что касается отдельных стран, то на его величине могут сказываться не только естественный прирост населения, но и мигра­ционные процессы. К примеру, изменение численности населения США обусловливалось главным образом миграционными процессами, по край­ней мере, дважды: в XIX — начале XX в. Что касается естественных демог­рафических процессов, то следует отметить, что в XX в. смертность населе­ния в мире заметно снизилась, особенно в странах Европы и Северной Аме­рики. Это объясняется общим ростом уровня жизни, а также определенным улучшением медицинской помощи. В целом такие изменения ведут к росту численности населения, т. е. человеческих ресурсов.

Однако в определенные периоды истории происходят другие, обрат­ные процессы, которые называются депопуляцией, т. е. естественным де­мографическим сокращением населения. Это связано с превышением смертности над рождаемостью и, как следствие, убыванием населения. Тенденция депопуляции в современных условиях наблюдается в ряде стран, переживающих социально-экономические трансформации, в так называемых странах с переходной экономикой. К ним относятся Россий­ская Федерация, Республика Беларусь и другие страны СНГ.

Качественно-структурная характеристика населения, а значит, и че­ловеческих ресурсов связана с различием и соотношением городского и сельского населения мира и его стран. Наиболее характерным современ­ным процессом в этом отношении является опережающий рост городс­кого населения по сравнению с сельским. В странах Европы этот про­цесс уже привел к значительному преобладанию городского населения над сельским. Например, в Великобритании горожане составляют 90 % жителей, в Швеции — 87, в Германии — 85, во Франции — 78, в Белару­си - 56 %.

Процесс урбанизации, т. е. роста больших городов и городского насе­ления, захватил в свою орбиту другие страны и регионы. Так, в Север­ной Америке, например в США, горожане составляют 77 % населения, в Азии (скажем, в Японии) — 78 % городского населения. В XXI в. процес­сам урбанизации стал подвергаться и Китай, где городское население со­ставляет почти 69 %.

Сверхбольшие города — тоже современная особенность. С одной сто­роны, это позволяет концентрировать экономическую и научную дея­тельность, а с другой — такие процессы создают большие проблемы для качества окружающей среды, здоровья, способствуют росту социальной напряженности.

Удельный вес жителей больших городов в общем населении мира вы­рос с 1,7 % в 1860 г. до более 20 % в 2000 г. Появились не просто большие города, а города-гиганты, которые называют мегаполисами. Население мегаполисов становится сравнимым с населением целых стран. Примером могут служить Токио, Москва, Рио-де-Жанейро и др. Например, населе­ние Нью-Йорка превышает численность населения Республики Беларусь.

Весьма важной характеристикой человеческих ресурсов является их экономическая активность либо реактивность (пассивность). Под эко­номической активностью понимается способ существования и самовы­ражения человека, который проявляется в той или иной степени напря­жения его сил в экономической сфере для наращивания ее результатов. Однако следует учитывать, что та или иная экономическая активность, ее степень зависят не только от самого человека (от внутренних факто­ров), но и от других, внешних по отношению к субъекту факторов. Вне­шних и внутренних факторов достаточно много (рис. 1.2), к тому же они взаимодействуют между собой, но в ряде случаев противоречиво.

 

Рис. 1.2. Внутренние и внешние факторы экономической активности [5. С. 71]

 

Международная наука и практика к экономически активному населе­нию относит всех тех, кто занят в сфере производства товаров и услуг и их рыночном продвижении, а также в создании предметов личного пользования. Согласно Международной организации труда к экономи­чески активному населению относятся:

• лица наемного труда;

• самостоятельные работники;

• сезонные и временные работники;

• учащиеся, совмещающие учебу с работой, при полном рабочем дне;

• ученики на производстве;

• временно не работающие по объективным причинам (болезнь, от­пуск и пр.).

Однако эти общие положения могут иметь и различия. Так, к приме­ру, в Великобритании к экономически активному населению не относят учащихся, совмещающих учебу с работой в неполном режиме. Есть раз­личия и по возрасту: в США возрастом вступления в трудовую актив­ность считается 15 лет, а в Швеции — 16 лет.

К экономически неактивному населению относят тех, кто не входит в категорию экономически активных, причем независимо от возраста. Экономически неактивное население включают следующие основные группы:

• учащиеся очных форм обучения;

• пенсионеры по возрасту и инвалидности;

• домашние хозяйки;

• лица трудоспособного возраста, но не ищущие работу;

• рантье — лица, живущие на проценты от денежного капитала, пред­ставленного в ссуду.

Экономически активное население неоднородно не только по месту в экономической среде (скажем, наемный рабочий или же владелец круп­ного магазина), но и по отработанному времени. В этом отношении насе­ление делится на три категории: 1) занятые, 2) частично занятые и 3) безработные, ищущие работу.

Занятым населением считается часть населения, осуществляющая полезную деятельность, которая не противоречит законам страны, на­правлена на удовлетворение общих или личных потребностей и прино­сит при этом заработок или доход.

Частично занятым населением являются лица, занятые работой не­полный рабочий день и имеющие неполную оплату труда. Однако в раз­ных странах неполное время различается законодательно. Например, во Франции к занятым неполное время относят тех, у кого продолжитель­ность рабочего дня на 20 % и более меньше, чем полное время, в Италии различают горизонтальную и вертикальную частичную занятость. Гори­зонтальной ее называют тогда, когда уменьшение рабочего времени про­исходит в течение недели, а вертикальной — когда незанятость прихо­дится на какие-то месяцы, годы (рис. 1.3).

Занятость (и занятое население) различают еще по критерию сферы занятости. Население, непосредственно занятое в производстве, относят к продуктивно занятому населению, а занятое в других сферах полезно-экономической деятельности — к рационально занятым.

Рис. 1.3. Структура населения по экономической активности и неактивности [5. С. 72]  

Кроме занятых и частично занятых в экономически активном населе­нии выделяется еще одна, третья группа: безработные, ищущие работу. Безработица вообще — это состояние экономики, при котором определен­ная часть трудоспособного населения, желая трудиться, не имеет работы. К безработным относятся трудоспособные люди, не имеющие работы, но желающие трудиться и ищущие работу. Безработица — это явление мно­гофакторное и многоликое. Основные виды безработицы, обусловленные разными объективными причинами, представлены на рис. 1.4.

 

Безработица
Естественная: Истинная (экономическая):
фрикционная институциональная добровольная циклическая структурная технологическая региональная скрытная сезонная

Рис. 1.4. Основные виды безработицы [5. С. 73]

Уровень безработицы в развитых странах мира в современных усло­виях представлен в табл. 1.1, а всего в мире насчитывается более 200 млн. безработных.

 

Таблица 1.1. Уровень безработных в развитых странах [5. С. 74]

 

Страна

Доля безработных, % к трудоспособным

1998 1999 2000
США 4,5 4,2 4,2
Япония 4,1 4,7 4,7
Великобритания 4,7 4,4 4,3
Германия 9,4 9 8,6
Франция 11,7 11 10
Канада 8,3 7,6 6,7

 

Эффект использования человеческих ресурсов можно выразить в виде общей формулы

 

Эч.р = f (Р, К, ПО),  (1)

 

где Эч.р — эффект использования человеческих ресурсов;

f — функцио­нальная зависимость;

Р — работоспособность;

К — квалификация, ее уровень;

ПО — производственный опыт.

Функциональная зависимость, показанная в формуле, характерна как для микроуровня экономики (скажем, отдельные субъекты хозяйство­вания), так и для макроуровня (национальной экономики), и, более того, для мегауровня (современной мировой экономики). Результаты (эф­фект) последней значительно зависят от человеческих ресурсов и их факторов.

Новый переход к научно-информационной экономике с компьютерными и прочими вы­сокими технологиями утверждает в качестве основных инновационную и регулирующую фун­кции труда.

Следовательно, появляется необходимость в более широком поня­тии: человеческий потенциал, включающий большое количество харак­теристик человека, способного к труду. Кроме того, дополнительные, востребованные новой экономикой свойства человека являются все более социальными, т. е. зависимыми от развитости общества и его со­циальной сферы, что также входит в понятие «человеческий потенци­ал». Вместе с тем эти свойства уже не столь массовые, а скорее, лично­стные. Это значит, что на эффективность труда и производства все большее влияние оказывают личностные характеристики человека и его рабочей силы.

Среди характеристик человеческого потенциала, наиболее востребо­ванных с развитием и усложнением экономики, выделим прежде всего способность к творческой активности, причем различают творческие способности (ТС) к:

• организационному творчеству;

• управленческому творчеству;

• самоуправлению;

• экономическому творчеству с поиском наиболее выгодных средств и решений для достижения экономического результата;

• техническому творчеству;

• социальному творчеству, связанному с поиском более благоприят­ных условий и методов взаимодействия людей;

• научному творчеству как поиску и открытию закономерностей раз­вития природы и общества.

Рассматривая человеческий потенциал, следует учитывать еще одну характеристику: продолжительность жизни (ПЖ). Ведь известно, что всего век назад до возраста в 65 лет доживало только 2 % населения (и то в более развитых странах). Теперь же средняя продолжительность жиз­ни в мире составляет 56 лет, а в странах ЕС у мужчин — 74 года, у жен­щин — 80,7; в США у мужчин — 72,4 года, у женщин — 79 лет. Для срав­нения: в Сьерра-Леоне — всего 38,9 года. Следовательно, увеличилась продолжительность активной (трудовой) жизни (ПАЖ).

Кроме того, характеристиками человеческого потенциала следует считать: дисциплинированность (Д1), добросовестность (Д2), ответ­ственность (О). Если человеческий потенциал формализовать в виде формулы, то она окажется сравнимой с формулой эффекта человечес­ких ресурсов (1):

 

Эч.п = f (Р, К, ПО, ТС, Д,, Д2, О, ПАЖ),  (2)

 

Однако, как и всякий иной потенциал, человеческий есть лишь возмож­ность. Для ее превращения в действительность необходимы определен­ные условия. В качестве основных можно выделить две группы условий:

1) создающие достаточную и эффективную мотивацию выявления и развития всех составляющих человеческого потенциала;

2) благоприятные для плодотворного использования накопленного человеческого потенциала.

Если первая группа условий требует прежде всего развитой социаль­ной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, жилищно-бытовое обслуживание, социальная защита и пр.), то вторая группа ус­ловий связана с уровнем доходов, развитостью экономического стиму­лирования, с качеством рабочего места, с демократизацией производства и экономики в целом и пр.

Формирование и развитие человеческого потенциала требует организации и управле­ния со стороны государства. Для создания системы формирования и раз­вития человеческого потенциала, кроме выявления цели, необходимо определить соответствующие элементы (звенья), которые при их взаи­модействии способны обеспечить достижение цели. В обобщенном виде такая система представлена на рис. 1.5.

Более того, из человеческого потенциала, на его основе и при непос­редственном воздействии социальной сферы формируется интеллекту­альный капитал, который в современных условиях становится главным фактором формирования и развития «новой» экономики.

Рис. 1.5. Основные слагаемые системы развития человеческого потенциала [5. С. 78]

 



2019-12-29 230 Обсуждений (0)
Человеческие ресурсы и человеческий потенциал 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Человеческие ресурсы и человеческий потенциал

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)