Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование предложения рабочей силы в Республике Беларусь с учётом зарубежного опыта



2019-12-29 192 Обсуждений (0)
Формирование предложения рабочей силы в Республике Беларусь с учётом зарубежного опыта 0.00 из 5.00 0 оценок




Тенденции формирования предложения рабочей силы. Политика на рынке труда в Республике Беларусь направлена на повышение эффективности использования рабочей силы и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня. Важнейшей предпосылкой достижения поставленной цели является регулирование процесса формирования масштабов и структуры пред­ложения рабочей силы в соответствии с потребностями экономики.

Под предложением рабочей силы понимается численность граждан, предоставляющих свой труд для производства товаров и услуг. По существу, это занятое в экономике население и безработные (зарегистриро­ванные в органах государственной службы занятости, ищущие работу и гото­вые приступить к ней), т.е. экономически активное население. В основе фор­мирования предложения рабочей силы лежат демографические процессы вос­производства. Численность населения и его половозрастная структура оказывают существенное воздействие как на количественные, так и на каче­ственные показатели предложения рабочей силы. Наряду с демографическими процессами воспроизводства населения, предложение рабочей силы зависит от экономических, социальных, профессионально-образовательных, миграционных и других факторов.

В последние годы на рынке труда Беларуси, несмотря на сокращение чис­ленности населения, создаются благоприятные условия для усиления предложения рабочей силы. Благодаря сохранению высоких темпов экономического роста, активизации процесса со­здания рабочих мест, наметилась тенденция увеличения численности занятых в экономике - с 4349,8 тыс. в 2005 г. до 4362,3 тыс. чел. (по оценке) в 2006 г., или на 12,5 тыс. чел.

Уменьшение численности населения в нашей стране сопровождается таки­ми негативными тенденциями, как старение и ухудшение возрастной структу­ры, выход за пределы трудоспособного возраста значительного числа граждан. Численность лиц, достигших пенсионного возраста, увеличилась с 85,7 тыс. чел. в 2000 г. до 97,0 тыс. в 2005 г. (на 13,2%) и, по прогнозу, в 2010 г. достигнет 125,1 тыс. чел. Численность же лиц, входящих в трудоспособный возраст, за аналогичный период, наоборот, уменьшилась со 170 тыс. до 157,5 тыс. чел., или на 7.4%. Только в текущей пятилетке удельный вес детей и подростков в обшей численности населения может уменьшиться с 16,9 до 14,8%, в то же время лиц старших возрастов - увеличиться с 21 до 21,7%.

Таким образом, динамика естественного движения населения, изменения возрастно-половых составляющих активной части трудовых ресурсов существен­но повлияют как на количественные, так и на качественные аспекты предложе­ния рабочей силы. Складывающаяся демографическая ситуация при условии профессионально-квалификационного соответствия спроса и предложения ра­бочей силы будет способствовать ослаблению напряженности на рынке труда. Сокращение численности населения, вступающего в трудоспособный возраст, приведет к ослаблению давления на рынок труда молодежи, трудоустройство которой в значительной мере будет зависеть от соответствия структуры подго­товки специалистов и квалифицированных рабочих в профессионально-квали­фикационном разрезе потребностям экономики.

Основной проблемой рынка труда Беларуси является количественный и ка­чественный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Несоответствие спроса и предложения рабочей силы проявляется в отсутствии для ищущих работу подходящих свободных рабочих мест, в существовании структурной и технологической безработицы, вынужденной неполной занятости, в устойчи­вом дефиците квалифицированных рабочих и специалистов одних профессий и специальностей и значительном избытке - других.

Для снижения напряженности на рынке труда недостаточно сохранять перс­пективные рабочие места и создавать новые - при этом необходимо, чтобы занимающие их работники соответствовали требованиям производства. Вмес­те с тем на рынке труда сохраняется существенный дисбаланс профессиональ­но-квалификационной структуры свободных рабочих мест и безработных. Такая ситуация усугубляется чрезвычайно низкой профессиональной и территори­альной мобильностью рабочей силы.

С одной стороны, наблюдается устойчивый избыток педагогов, товарове­дов, экономистов, бухгалтеров, юристов. Особенно невысок спрос на специа­листов со средним специальным образованием.

С другой стороны, имеется дефицит специалистов таких профессий, как врачи, инженеры-конструкторы, инженеры-программисты, инженеры-электрон­щики, инженеры-строители. Предприятия промышленности испытывают по­требность в токарях, фрезеровщиках, электромонтерах, слесарях, наладчиках оборудования и др. Высоким и устойчивым спросом пользуются квалифициро­ванные рабочие-строители (каменщики, кровельщики, монтажники, штукату­ры и др.), а также водители автомобилей, машинисты бульдозеров, машинисты экскаваторов, трактористы.

Ввиду избытка кадров профессионально-квалификационного состава, а так­же низкой мобильности рабочей силы наблюдается значительный территори­альный и отраслевой дисбаланс спроса и предложения специалистов и квалифицированных рабочих. Например, если в г.Минске по состоянию на начало 2006 г. на одного безработного, желающего трудоустроиться водителем автомо­биля, приходилось 9 свободных рабочих мест, то в Брестской области, наобо­рот, на одну вакансию претендовало 2-3 чел. Аналогичная ситуация сложилась и по таким рабочим профессиям и специальностям, как повар, маляр, продавец продовольственных товаров и т.д.

Зарубежный опыт формирования предложения рабочей силы. Важ­нейшей задачей государственного регулирования рынка труда Беларуси яв­ляется формирование и приведение в соответствие предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном и территориальном аспектах спросу производства на нее. Мировой и отечественный опыт показывает, что приоритетным направлением формирования предложения рабочей силы выступает обеспечение наиболее полной сбалансированности профессио­нально-квалификационного состава рабочей силы потребностям экономи­ки. Указанное направление реализуется посредством осуществления следу­ющих мер.

Многие развитые страны, в первую очередь США, накопили богатый опыт разработки макроэкономических прогнозов профессионально-квалификацион­ного состава рабочей силы и дополнительной потребности в квалифицирован­ных кадрах (с указанием необходимого уровня подготовки специалистов по каж­дой профессии). В таких прогнозах раскрывается динамика численности экономически активного населения с учетом демографического фактора и уровня экономической активности населения по 128 группам (в зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности).

Для обеспечения наиболее полной сбалансированности рынка труда и рын­ка образовательных услуг важно исходить из детерминирующего характера прогнозных показателей спроса экономики на специалистов и квалифицирован­ных рабочих по отношению к планируемым объемам и структуре их подготов­ки в учебных заведениях профессионального образования. Поэтому прогноз профессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу с уже определенными долгосрочными отраслевыми приоритетами в экономике стра­ны должен быть интегрирован в систему макроэкономического прогнозиро­вания на его завершающей стадии. Такая ориентация позволит увязать плани­рование занятости с реальными потребностями реструктуризации экономики в рабочей силе и тем самым повысить конкурентоспособность не только произ­водимых в стране товаров и услуг, но и рабочей силы.

Опыт России показывает, что прогнозные показатели профессионально-ква­лификационной структуры занятых в экономике должны рассчитываться на основе макроэкономических и отраслевых параметров развития производства. Прогнозу профессионально-квалификационной структуры занятых в экономи­ке страны должны предшествовать:

• демографический прогноз и прогноз численности экономически актив­ного населения по социально-демографическим группам;

• прогноз темпов и пропорций экономического роста;  

•  прогноз производства товаров и услуг по отраслям;

• прогноз занятости по отраслям.

Разработка таких прогнозов даст возможность выявить структурные сдвиги в составе рабочей силы по профессиям и специальностям, а также обеспечить развитие системы высшего, среднего и начального профессионального образо­вания с учетом реальных потребностей отраслей экономики и производств в ква­лифицированных кадрах.

Целям наиболее полного соответствия потребностей экономики системе про­фессиональной подготовки специалистов и квалифицированных рабочих будет способствовать, по мнению российских ученых, разработка комплексных обра­зовательных и кадровых программ с единой информационной базой данных о состоянии спроса и предложения рабочей силы. Реализация такой комплекс­ной программы призвана активизировать развитие кадрового потенциала пред­приятий, повысить качество и конкурентоспособность рабочей силы, совер­шенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалифика­ции кадров.

В развитых странах накоплен богатый опыт формирования и развития сис­темы непрерывной подготовки специалистов. Для создания в стране такой сис­темы целесообразно реализовать следующие мероприятия организационного характера:

• разработать целевую программу непрерывной подготовки специалистов на основе развития инновационной системы;

• создать при Министерстве образования совет по непрерывной подготовке специалистов, который должен определять стратегию развития и коорди­нировать деятельность различных ведомств в части подготовки кадров;

• сформировать механизм общественно-профессиональной аттестации про­грамм в предлагаемой системе подготовки. В дополнение к существую­щей государственной аккредитации учебных заведений подобная аттес­тация программ позволит с участием нанимателей повысить качество подготовки кадров и улучшить их профессионально-квалификационную структуру;

• создать систему сертификации (аттестации) специалистов;

• организовать систему мониторинга подготовки кадров.

Для обеспечения более полного соответствия системы образования и подго­товки кадров потребностям производства, более эффективного использования материально-технической базы, объединения потенциала учебных заведений и крупных градообразующих предприятий представляется целесообразным создавать в нашей стране учебно-отраслевые комплексы «школа - профессио­нальное училище - колледж - вуз - предприятие». Их создание потребует орга­низации сбора и предоставления информации о системе профессионального образования, а также межведомственного взаимодействия на региональном уров­не по обмену подобной информацией.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что для приближения пара­метров подготовки специалистов к потребностям производства необходимо все­мерно расширять контрактную систему подготовки кадров, стимулировать на­нимателей, которые создают рабочие места для выпускников учебных заведе­ний или принимают их на работу по специальности, предоставляют студентам возможность пройти на предприятиях производственную практику.

Созданию механизма, обеспечивающего повышение профессиональной мо­бильности рабочей силы, будет способствовать поддержка предприятий, осу­ществляющих профессиональное обучение высвобождаемых работников, ис­пользование договорных форм обучения кадров, расширение масштабов про­фессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустрой­ства. Однако масштабы переподготовки безработных в нашей стране незначи­тельны. Так, в 2006 г. обучением было охвачено около 10% зарегистрирован­ных безработных, тогда как стандарт Организации экономического сотрудниче­ства и развития (ОЭСР) составляет не менее 20% безработных.

Необходимо создавать региональные центры содействия развитию персона­ла предприятий, возрождать систему производственной (внутрифирменной) подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Создание таких центров требует разработки нормативов финансовых затрат нанимателей на развитие персонала, льготного налогообложения средств, направляемых нани­мателями на подготовку и переподготовку кадров при проведении структур­ных и технологических преобразований производства.

В постсоветский период внутрипроизводственное обучение кадров в Бела­руси, как и в других бывших республиках СССР, было практически ликвидиро­вано. Поэтому особая роль в повышении профессиональной мобильности ра­бочей силы отводится восстановлению системы внутрипроизводственного обу­чения персонала, в том числе на рабочих местах. Опыт показывает, что наниматели должны вкладывать средства в профессиональную подготовку ра­ботников - тех, кто приносит им прибыль. Для ускорения процесса восстанов­ления и дальнейшего развития внутрипроизводственного обучения кадров тре­буется разработать нормативы затрат нанимателей на подготовку и переподго­товку персонала, в том числе на опережающее обучение высвобождаемых работников. В связи с этим очевидна необходимость обязать в законодательном порядке нанимателей предусматривать расходы (в процентном отношении к фонду оплаты труда в зависимости от отраслевой принадлежности) для подго­товки квалифицированных кадров в соответствии с требованиями конкретного производства. Например, в развитых странах на внутрипроизводственное обу­чение персонала затрачивается до 10%, а в таких известных фирмах, как «Дже­нерал моторс», «Сони» - от 15 до 25% фонда заработной платы.

Восстановлению и развитию системы внутрипроизводственного обучения кадров в стране будет способствовать прямое бюджетное целевое финансиро­вание создания и функционирования центров профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников на предприятиях. Например, в США государство дотирует от 50 до 80% затрат компаний, в кото­рых созданы и функционируют центры профессионального обучения персонала. С учетом принятых в мире норм периодичности повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, т.е. не более чем через 2-3 года, финансирование внутрипроизводственного обучения в таких масштабах позво­ляет обеспечить увеличение пропускной способности системы последиплом­ного образования.

Применение модульной системы обучения в Беларуси в условиях техноло­гических и структурных изменений в экономике предоставит возможность опе­ративно реагировать на потребности предприятий в квалифицированных кад­рах, повысить конкурентоспособность безработных на рынке труда. Модуль­ная система обучения разработана Международной организацией труда (МОТ) и получила широкое распространение в странах Европы. Ее основой служит учебная программа (модуль), устанавливающая объем знаний и практических навыков, необходимых для качественного выполнения производственных фун­кций, обусловленных соответствующими квалификационными стандартами или требованиями рабочего места. К преимуществам модульной системы обучения относятся:

• быстрая реакция на структурные и технологические сдвиги в экономике, что позволяет наиболее полно удовлетворять потребности предприятий в работниках новых профессий, обеспечивать подготовку специалистов необходимой квалификации;

• возможность применения индивидуального подхода при обучении раз­личных по уровню образования и подготовке безработных и других групп временно незанятого населения;

• расширение возможностей для самостоятельного индивидуального обу­чения;

• ориентация обучающихся на конечный результат - получение специаль­ности и квалификации в соответствии с потребностями производства.

Проблема занятости молодежи в нашей стране может быть решена на осно­ве разработки специального комплекса мер по трудоустройству молодых специ­алистов - выпускников высших и средних специальных учебных заведений. Среди мер, обеспечивающих трудоустройство молодежи, - предоставление раз­личных льгот предприятиям всех форм собственности, создающих рабочие ме­ста для молодых специалистов, а также поддержка молодежи, решившей за­няться предпринимательством. Трудоустройству молодых специалистов, как сви­детельствует успешный опыт Чехии, способствуют налоговые льготы для нанимателей, создающих рабочие места для молодежи, бюджетное финансиро­вание подготовки, переподготовки и повышения квалификации молодых спе­циалистов.

В странах с развитой рыночной экономикой широкое распространение получила оценка интеллектуального потенциала работников при реструктуризации, приватизации или закрытии предприятий. В то же время в странах с переходной экономикой в ходе реструктуризации, приватизации или закрытия предприятий учитывается только стоимость материальных ресурсов. Как сви­детельствует мировой опыт, оценка интеллектуального потенциала предприя­тий дает возможность службам занятости принимать рациональные решения об использовании квалифицированных работников реконструируемых предпри­ятий вплоть до сохранения научных и технических коллективов. Например в Испании при закрытии предприятий и организаций научно-технические под­разделения сохраняются путем присоединения их к родственной по профилю государственной структуре.

Изучение опыта России приводит к выводу о том, что и в нашей стране можно разрабатывать отраслевые программы содействия занятости. Они нацелены на определение численности высвобождаемых и перераспределяе­мых работников внутри отраслей, ожидаемого контингента регистрируемых безработных и осуществление превентивных мер по организации переподго­товки высвобождаемых кадров и их трудоустройству. Реализация таких про­грамм позволяет сократить масштабы вынужденной неполной занятости, моде­лировать приемлемый для всех заинтересованных организаций вариант едино­го процесса высвобождения, переподготовки и дальнейшего трудоустройства работников.

В развитых странах для определения перспективной (на 5-10 лет) потреб­ности в кадрах в профессионально-квалификационном и территориально-от­раслевом аспектах, выявления требований, предъявляемых к работникам со сто­роны нанимателей, организуются мониторинги формирования спроса и пред­ложения рабочей силы, а также мониторинги трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений. На основе таких обследований оцени­ваются масштабы подготовки кадров, определяется профессионально-квалифи­кационная структура приема студентов и выпуска специалистов, обеспечива­ется взаимосвязанное развитие рынка образовательных услуг и рынка труда.

Большинство мер, направленных на формирование предложения рабочей силы, требует значительных материальных и финансовых затрат, поэтому их применение возможно в ограниченных масштабах. С позиции затрат наиболее перспективны меры, направленные на сокращение предложения рабочей силы. Ключевое место среди них занимают гибкие формы занятости, которые широко применяются в странах с развитой рыночной экономикой. Появились новые категории работников, традиционно работающих в определенной фирме, но занятых неполное рабочее время или работающих временно по гибкому гра­фику на разных работодателей. Использование таких форм занятости предпо­лагает сокращение рабочей недели, рабочего дня, распределение фонда рабоче­го времени путем увеличения доли частично занятых по инициативе работника в общей численности занятых.

Сокращению предложения рабочей силы будет также способствовать раз­витие надомной занятости. Развитие подобной формы занятости стимулирует широкое распространение персональных компьютеров, включенных в интегрированные коммуникационные системы. Основной контингент работающих на дому - это молодые специалисты, женщины, имеющие детей, лица с инвалидностью.

Представляется целесообразным содействовать рациональному распростра­нению частичной занятости на основе гибких графиков. Например, концерн "Volkswagen" в условиях вынужденного сокращения объема производства пред­ложил персоналу 150 вариантов четырехдневной рабочей недели. В результате компания сохранила квалифицированную рабочую силу, а работники получи­ли возможность свободно маневрировать своим рабочим временем, выбирая наиболее удобный режим труда. Такое решение проблемы, не требующее до­полнительных финансовых ресурсов, предпочтительней, чем принудительные отпуска или введение неполного рабочего дня (недели).

К нетрадиционным формам занятости населения, позволяющим повысить эффективность использования рабочей силы, относятся:

* телеработа - форма дистанционных отношений между нанимателями и наемными работниками (работа на дому, комбинация работы в конторе фирмы и на дому). Использование Интернет, электронной почты и дру­гих средств мгновенной передачи информации помогает человеку полу­чить работу, выполнение которой необходимо нанимателю, расположен­ному в другом регионе. По данным Европейской комиссии, до 21% всех европейских рабочих мест потенциально являются телерабочими;

* аутсорсинг - использование труда временных работников, которые чис­лятся на другом предприятии (опыт Германии).

Заметный рост в странах с развитой рыночной экономикой получает такая специфическая форма занятости, как лизинг или аренда персонала. В данном случае предприятие, имеющее излишек работников, передает их другому пред­приятию для выполнения необходимых ему работ.

Государственная служба занятости населения в целях трудоустройства вре­менно незанятого населения осуществляет содействие найму рабочей силы пу­тем информирования населения о наличии свободных рабочих мест, предостав­ления гражданам возможности выбора форм и видов занятости, профориентации, профессиональной оценки и консультирования безработных, для которых тру­доустройство осложнено какими-то проблемами и т.д.

Среди основных направлений государственного регулирования рынка тру­да в странах с развитой рыночной экономикой все более важное значение при­обретают программы содействия найму рабочей силы. Особое место в форми­ровании предложения рабочей силы занимают биржи труда. Так, служба трудо­устройства США, имеющая более 2500 государственных бирж, занимается регистрацией безработных, поиском вакансий, проводит тестирование претен­дентов на работу для определения их квалификации.

Вместе с тем в развитых странах большинство граждан трудоустраиваются, обращаясь непосредственно на предприятия или к частным посредническим агентствам, не используя государственные биржи труда. Так. крупнейшая в мире американская компания «Мэнпауэр», имеющая 1350 отделений в разных странах, содействует найму 700 тыс. чел. ежегодно и обслуживает около 300 тыс. фирм. Развитие в Беларуси аналогичных фирм наряду с государственными центрами занятости населения позволило бы значительно повысить эффектив­ность функционирования рынка труда, сократить дисбаланс спроса и предло­жения рабочей силы. Активное содействие найму рабочей силы, предоставле­ние населению оперативной информации о складывающейся конъюнктуре рын­ка труда - важнейшие условия трудоустройства граждан, усиления предложения рабочей силы на рынке труда. При этом особое значение в деятельности цент­ров занятости населения придается индивидуальному подходу к обращающим­ся за помощью в трудоустройстве, направленному на минимизацию периода поиска работы и трудоустройства.

Развитие малого бизнеса не только обеспечивает население работой, но и усиливает предложение рабочей силы на рынке труда. Этому способствует упрощение порядка регистрации граждан в качестве индивидуальных предпри­нимателей, отведение земельных участков для промышленного строительства, сдача в аренду пустующих производственных помещений предприятий, предо­ставление начинающим предпринимателям различных льгот, обеспечение на­селения необходимой для ведения бизнеса полной и оперативной информаци­ей, предоставление различного рода бесплатных консультаций и т.д.

Мерами финансовой поддержки малого предпринимательства в Беларуси со стороны государства могут быть освобождение от налогов (Франция), нало­говые льготы (Германия), дотации и инвестиционные кредиты на льготных ус­ловиях (Нидерланды). Для развития малого предпринимательства необходимо создать региональные финансово-кредитные учреждения (страховые, инвести­ционные и другие компании, ипотечные банки), как это сделано в России, с возможностью капитализации свободных денежных средств населения и ме­стного бюджета.

В странах с развитой рыночной экономикой происходит процесс непрерыв­ного совершенствования пассивной политики на рынке труда, направленной на усиление предложения рабочей силы. Для нашей страны представляют ин­терес такие меры, как увязка получения пособия по безработице с профессио­нальной подготовкой и переподготовкой безработных, использование работни­ками и нанимателями режима вынужденной неполной занятости для професси­ональной подготовки, переподготовки и получения дополнительной профессии или специальности.

На основании изложенного можно сделать вывод о многообразии и разно­направленности мер государственного воздействия на предложение рабочей силы, что необходимо учитывать при их реализации. Другими словами, в зави­симости от складывающейся ситуации на рынке труда, а также в отдельных регионах и отраслях экономики следует осуществлять целенаправленную реа­лизацию специального комплекса тех или иных мер государственного регулирования, направленных или на увеличение предложения рабочей силы по от­дельным категориям трудоспособного населения, или, наоборот, на сокращение.

Увеличению предложения рабочей силы способствует организация про­фессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями экономики: организация професси­ональной ориентации всех категорий временно незанятого населения; пре­доставление налоговых льгот предприятиям, осуществляющим обучение ра­ботников непосредственно на производстве; разработка специальных про­грамм обеспечения занятости (молодежи, женщин с малолетними детьми, инвалидов и т.д.); полная, оперативная и достоверная информатизация на­селения о возможностях трудоустройства и перемены места жительства в ре­гионах страны.

В условиях значительного превышения предложения рабочей силы над спросом может возникнуть необходимость применения мер, направленных на сокращение предложения рабочей силы из числа определенных катего­рий населения. Такие меры могут проводиться как на общегосударственном уровне, так и в рамках определенного города или региона. Влиять на сокра­щение предложения рабочей силы можно посредством снижения ее притока на рынок труда и стимулирования оттока, а также перераспределения рабо­чего времени и рабочих мест между работниками. Уменьшение притока ра­бочей силы на рынок труда связано с осуществлением следующих мер: увеличение сроков обучения в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях; увеличение в учреждениях образования учебных мест с дневной формой обучения и сокращение учебных мест с вечерней формой обучения; повышение стипендий студентам, обучающимся с отрывом от про­изводства; увеличение пособий и срока отпуска по уходу за детьми женщи­нам, предоставление им льгот по исчислению трудового стажа; увеличение пенсий инвалидам и лицам, ухаживающим за ними; увеличение размера пенсий; поощрение работников к досрочному выходу на пенсию; расшире­ние практики предоставления учебных отпусков для работников предприя­тий; стимулирование перехода работников на частичную и временную фор­мы занятости путем установления социальных гарантий.

Предлагаемые меры по формированию предложения рабочей силы в Рес­публике Беларусь в контексте зарубежного опыта наиболее полно охватывают ситуации, которые возникают на рынке труда и направлены на устранение как количественного, так и качественного (профессионально-квалификационного и территориального) дисбаланса спроса и предложения рабочей силы.

 



2019-12-29 192 Обсуждений (0)
Формирование предложения рабочей силы в Республике Беларусь с учётом зарубежного опыта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование предложения рабочей силы в Республике Беларусь с учётом зарубежного опыта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)