Понятие и сущность человеческого капитала.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Учреждение образования «Гомельский государственный университет Имени Франциска Скорины» Экономический факультет Кафедра экономических теорий
Человеческий капитал как фактор Национальной экономики
Курсовая работа Исполнитель: студент группы БУ-21 _____________ Тарасенко И.В. Научный руководитель: кандидат экономических наук, доцент _____________ Бобрик В.И. Гомель 2007 Содержание: Введение………………………………………………………………. 3 1 Понятие и сущность человеческого капитала………………………. 5 2 Человеческий капитал как фактор развития экономики Беларуси….. 20 3 Инвестиции в человеческий капитал……………………………… 42 Заключение…………………………………………………………… 51 Список использованных источников…………………………………... 52 Приложение…………………………………………………………... 53
Введение Перспективы развития мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, при доминирующей роли крупного механизированного машинного производства, к постиндустриальной, где превалирует сфера науки, инновационного предпринимательства, образовательных услуг. Условия эффективности в экономике все в большей степени перемещаются из плоскости исключительно экономической в многомерное пространство, учитывающее политическую, экологическую, социальную, этическую и другие составляющие нашей жизни, чему в немалой степени способствует научно-технический прогресс. Экономическая эффективность производства будет определяться в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний и навыков, технологий и методов управления. Эпоха, в которой ныне живет человечество, называется по-разному, но она отражает одни и те же процессы, связанные с изменением материально-технического базиса современного производства и развитием информационного общества. Таким образом, актуализация способа производства и передачи знаний, способности их генерирования становится определяющим фактором конкурентоспособности страны. Основной движущей силой развития в информационном обществе становится человек. Уровень его интеллектуального потенциала определяет возможность для той или иной страны занять соответствующее место в мировой экономике. По существующим сегодня методикам определения национального богатства страны в него включен человеческий капитал. В постиндустриальном обществе человеческий (интеллектуальный) капитал выступает самым ценным его ресурсом, гораздо более важным, чем природное или накопленное богатство. В настоящее время в промышленно развитых странах человеческий капитал предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. Понятие „человеческий капитал" приобретает большое значение не только для экономистов - теоретиков, но и для отдельных фирм. Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и образование. Сегодня изучение проблем повышения эффективности использования производительных сил людей, реализующихся в современных условиях в форме человеческого капитала, является не просто актуальным, а выдвигается в разряд первоочередных задач в структуре социально - экономических исследований. Это предполагает проведение глубоких научных исследований данной проблемы. Теорией человеческого капитала начали заниматься уже с XIX века. В качестве самостоятельного течения мировой экономической мысли теория оформилась лишь в начале 1960-х г.г. благодаря исследованиям лауреатов Нобелевской премии по экономике Т. Шульца и Г. Беккера. Значительный научный вклад в ее разработку внесли также Дж. Минцер, Л. Туроу, У. Боуен, М. Фишер, М. Блауг, Э. Денисон, Дж. Кендрик, Ф. Махлуп и др. авторы. Такие известные экономисты - теоретики как В. Петти, А. Смит, Дж.С. Милль и К. Маркс включали развитые полезные способности человека в понятие основного капитала. Не прерывалась дискуссия о необходимости и целесообразности трактовки человека и его способностей как своеобразного основного капитала. Такие экономисты, как Жан-Батист Сэй, Джордж Маккуллох, Нассау Сениор, Вальтер Рошер, Генри Маклеод, Леон Вальрас, Иоганн фон Тюнен, Ирвин Фишер считали возможной и полезной трактовку человека как основного капитала. Целью данной курсовой работы является показать особенности человеческого капитала, значимость инвестиций в человеческий капитал, а также показать важность оценки человеческого капитала. Реализация поставленных цели потребовала решения следующих задач: - обобщить, систематизировать и критически переосмыслить взгляды ведущих отечественных и зарубежных теоретиков человеческого капитала; - изучить методологию системного исследования человеческого капитала с раскрытием его сущности и формулировки определения, отразить наиболее значимые характеристики; - раскрыть экономическое содержание воспроизводства человеческого капитала; - проанализировать специфику развития активов человеческого капитала; - рассмотреть направления взаимодействия государства и общества в развитии национального человеческого капитала.
Понятие и сущность человеческого капитала.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |