Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава II . Методика работы над сказкой.



2019-12-29 309 Обсуждений (0)
Глава II . Методика работы над сказкой. 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… ГЛАВА I .Теоретические основы работы над сказкой в начальной школе…… 1.1. Роль и значение сказки в духовном и нравственном образовании учащихся …………………………………………………………….... 1.2. Виды сказок …………………………………………………………... ГЛАВА II. Методика работы над сказкой в начальной школе…..…………… 2.1. Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы по литературному чтению (по программе – 2100) ………………… 2.2. Методика работы со сказкой (на примере 3-его класса по программе – 2100) ………………………………………………….…………. 2.3. Проведение опроса учащихся начальных классов ….….…………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………. ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………… 3 5   5 11 15   15   22 28 30 31 33

 

Введение

Детям с ранних лет необходимо прививать любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и живой культуре — фольклору, искусству.

Человек — сначала маленький, потом большой — только тогда твердо стоит на ногах, когда чувствует и понимает родную землю, ее традиции и историю. И начинать помогать почувствовать и по­нять все это нужно с раннего детства через знакомство со сказкой. У большинства детей знакомство со сказкой начинается еще в раннем детстве, когда они еще не умеют говорить, а только лопочут. Бабушки и мамы читают им детские стихи и сказки. Первое знакомство малыша происходит с народной сказкой – про Курочку Рябу, про Колобка, взрослея, ребенок знакомится с такими персонажами как Красная Шапочка, Золушка, Незнайка.

В детстве каждый ребенок хочет подражать взрослым, быть сильным, отважным, ловким и умным. И в сказке он как будто бы реализует свои неосознанные желания. Большие и малые мечты осуществляются им в мире сказки, которой он сопереживает, когда слушает или рассказывает свой собственный вариант её.

Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает осо­бенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа — она учит добру и спра­ведливости. «Сказка, — писал В.А. Сухомлинский, — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать»[20].

Сказки привлекают своим певучим языком, особым слогом речи, композицией. Недаром большой любитель сказок, великий А.С.Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» [10, с. 5]. Пушкину также принадлежат слова: «Изучение старинных песен, сказок и т.п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка». [19, с. 36]

В.А.Жуковский писал: «Детям нужны сказки, ведь в лучших своих образцах они нравственны чисты и не оставляют после себя дурного, ненравственного впечатления. Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Ибо цель сказочников – «воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою». [24, с.226]

Вышеизложенное и определяет актуальность темы нашего исследования.

Цель: исследовать методику работы над сказкой, подобрать наиболее эффективные приемы и методы работы со сказкой.

Объект исследования: работа над текстом в начальной школе.

Предмет: методика работы со сказкой.

Задачи:

1. Изучить литературу по проблеме исследования.

2. Показать роль и значение сказки в духовном и нравственном развитии ребенка.

3. Провести опрос учащихся по изученным сказкам.

4.  В процессе опроса выявить уровень умения анализа текста у учащихся.

Основный метод исследовательской работы: изучение и анализ теоретических работ по педагогике.

Структура работы.

Данная курсовая работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе даются теоретические основы работы над сказкой в начальной школе. Во второй главе рассматривается методика работы над сказкой. В приложении даны занятия Матвеевой Е.И.[13]. Они подходят всем учителям начальной школы, вне зависимости от того, по какой системе начального образования работает учитель. Занятия оснащены методически: указываются учебные задачи, возраст учащихся, перечень знаний, умений, приобретаемых в ходе разборов произведений.

 

 

Глава I .Теоретические основы работы над сказкой в начальной школе.

Роль и значение сказки в духовном и нравственном образовании

Учащихся .

Сказка – один из видов повествовательной литературы, произведение в прозе или – реже в стихах, в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера. В традициях русской методики не обсуждать с детьми аллегорический смысл сказки: «Пусть в сказке все говорит само за себя». (В.Г.Белинский) [12, с.162-163].  Дети без постороннего вмешательства улавливают идейную направленность сказки: добро побеждает зло. Уже после первичного восприятия учащиеся проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам. Задача учителя при анализе сказок – помочь детям заметить формальные признаки данного жанра. В кумулятивной сказке – это нагромождение событий или героев, связь звеньев в цепочке событий, способ нанизывания одного события за другим, выстраивания цепочки, роль стилистических формул в последовательном действий. В волшебной сказке – это специфика структуры пространства, наличие двух миров и границы между ними, обязательный переход главным героем этой границы «туда» и «обратно», перерождение героя в конце сказки. В новеллистической (бытовой) сказке – это резкая смена точки зрения, относительно которой ведется повествование. Поэтому при чтении кумулятивной сказки полезно схематично обозначить цепочку героев и связи событий, приведших к развязке сказки. При чтении волшебной сказки – дать детям задание начертить схему путешествия героя в иной мир и обратно. А при работе над бытовой сказкой удобно использовать пересказ с изменением лица рассказчика. Аллегорический смысл сказок приоткроется ребенку в том случае, если он уяснит функцию формальных элементов и сумеет соотнести их с целостным восприятием текста, а не будет интерпретировать сказки, исходя из своих житейских установок. Очень важно научить детей отделять сюжет сказки от способа её рассказывания, поэтому при анализе внимание концентрируется на формулах:

Начала: Жили-были…, В некотором царстве, в некотором государстве…;

Продолжения: Долго ли, коротко ли…, Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…;

Конца: И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…, Вот вам сказка, а мне кринка масла.

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Так, безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки» (1894) признает, что «если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвою буквою; но если рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью, – ребенок будет взволнован и потрясен ею» [11].

Сказки представляют, на наш взгляд, богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира. В.Г. Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности» [3, с. 93].

Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка [4, с. 108–109].

После Октябрьской революции 1917 года некоторые педагоги восстали против сказки, утверждая, что она уводит детей в мир фантазии, путает их опыт и представление о реальности, вызывает у детей сочувствие к царевичам и королевичам (М. Яновская). В защиту сказки выступил А.М. Горький, давший исчерпывающие объяснения воспитательной роли сказки и ее значения не только в детской, но и во всей художественной литературе [1, с. 20–34].

В.А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию в школе комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты [7, с. 153–163].

Основоположник российской этнопедагогики Г.Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом – бессмертие человечества. В этом – вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу» [5, с. 124].

Таким образом, сказка жила, несмотря на гонения и играла огромную воспитательную роль. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.

Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности [1, с. 34].

В сатирических сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, «без труда вытащить рыбку из пруда», жадность и другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба.

Идеал человека, данный в сказках, можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши, ребенка (мальчика или девочки) [2, с. 5–6].

В народной сказке существует герой, столь привлекательный и поучительный для детей, система образов, ясная идея, мораль, выразительный, точный язык. Эти принципы легли в основу сказок, созданных классиками литературы – В.А. Жуковским, А.С. Пушкиным, П.П. Ершовым, К.И. Чуковским, а также современными писателями, как отечественными, так и зарубежными.

Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Остановимся на наиболее характерных. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации.

Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог – народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых – позабавить слушателей. Например, сказки «перевертыши». Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя. Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. По мнению Г.Н. Волкова, хорошо, если при подготовке к инсценировке сказки дети сами подберут ее музыкальное сопровождение, распределят роли. При таком подходе даже небольшие по объему сказки дают огромный воспитательный резонанс. «Примеривание» на себя ролей сказочных героев, сопереживание им делают еще более близкими и понятными проблемы персонажей даже давно и хорошо известных сказок [4, с. 125].

Работы современных педагогов – Н.С. Бибко, Н.Е. Львовой, Г.К. Щербининой, М.А. Никитиной – раскрывают, как через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка и на этой основе формировать нравственные категории.

В свое время Л.С. Выготский сравнивал нашу нервную систе­му «...с воронкой, которая обращена широким отверстием к миру и узким отверстием к действиям. Мир вливается в человека через, широкое отверстие воронки тысячью зовов, влечений, раздражений, ничтожная часть их осуществляется и как бы вы­текает наружу через узкое отверстие. Эта неосуществившаяся часть жизни должна быть изжита. Искусство, видимо, и является средством для такого взрывного уравновешивания со средой в критических точках нашего поведения» [8, с.315]. Литература, в частности сказка, во многом способствует «изживанию эмоций», удовлетво­рению духовных потребностей личности.

Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаро­вывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Ребенок спрашивает себя: кто я? Откуда произошел? Как возник мир? Как появились люди и животные? В чем смысл жизни? Эти жизненно важ­ные вопросы осмысливаются малышом не абстрактно. Он думает о собственной защите и убежище. Есть ли вокруг него какие-то еще добрые силы, кроме родителей? А сами родители — являются ли они доброй силой? Что происходит с ним самим? Сказки дают ответы на эти животрепещущие вопросы.

Ребенку необходимо, чтобы его страхи были персонализиро­ваны. Драконы, чудовища, ведьмы в сказках олицетворяют труд­ности, проблемы, которые нужно преодолеть. Разрешение сказоч­ных конфликтов способствует преодолению страха, ведь образ­ность сказок подсказывает ребенку возможность победы над соб­ственной боязливостью. Воспитание, в основу которого положена идея—держать ребенка подальше от злого, страшного, ведет к угнетению психики, но не к преодолению опасностей и  страхов.

Сказки, независимо от пола и возраста их героев, имеют большое психологическое значение для детей разного возраста, мальчиков и девочек, поскольку облегчают смену идентификаций в зависимости от проблем, волнующих ребенка. Например, вна­чале ребенок, читая сказку братьев Гримм, идентифицирует себя с Гретель, которую ведет Гензель, в дальнейшем подросшая де­вочка идентифицирует себя с Гретель, победившей ведьму.

У детей из-за их социально зависимого положения часто бывают всякого рода огорчения, терпят крах их устремления, намерения, поступки, что обычно компенсируется ребенком в меч­тах, в воображении. Сказка создает прекрасную основу для этой компенсационной потребности, приводя все непременно к счаст­ливому концу. Сказки полны героями и ситуациями, способными дать толчок процессам идентификации и отождествления, с по­мощью которых ребенок может косвенным путем осуществить свои мечты, компенсировать свои мнимые или подлинные недостатки.

Конечно, что ни один из жанров детской литературы не следует возносить на пьедестал. Он не должен подавлять собой другие виды словесности. В литературе, как и в реальной жизни, должна быть гармония, разумное сочетание всех составляющих элементов. Детям необходима фантазия, но необходимо и знание реальности.

Исследователям еще предстоит проанализировать социальные, психологические и педагогические функции сказок, их культуроло­гическую, этнографическую и литературную сущность, ибо вопро­сы эти решены пока лишь в первоначальном приближении.

Виды сказок.

Огромный мир сказок представлен народными и литературными – авторскими произведениями. Среди них – волшебные, бытовые, сказки о животных.

Волшебные сказки основаны на выдумке, фантазии, волшебстве. В них действуют нереальные герои, волшебные предметы, происходят чудеса и превращения. И всегда сказка заканчивается победой добра над злом: гибнет Кащей Бессмертный, Золушка выходит замуж за принца, Иванушка награждается за доброту и трудолюбие богатством и знатностью.

Бытовые сказки – это повествование о людских пороках, маленькие «сценки» из жизни простого человека, его взаимоотношений с другими людьми, плохими и хорошими, добрыми и не очень, смелыми и трусливыми, находчивыми и предприимчивыми.

Сказки о животных – это, в основном, повествование сатирическое или с оттенком юмора. Героям этих сказок присущи черты, которые навсегда сделали их нарицательными: лиса – хитра, заяц – труслив, медведь – простофиля, а еж - сообразителен. В иносказательной форме сказки о животных рассказывают о людских недостатках и достоинствах, социальных проблемах и конфликтах

Литературная сказка — целое направление в художественной литературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр стал универсальным жанром, охватывающим все явления окружающей жизни и природы, достижения науки и техники.

По аналогией с классификацией народных сказок, среди литературных сказок могут быть выделены сказки о животных, волшебные, бытовые, авантюрные сказки, по пафосу – героические, лирические, юмористические, сатирические, философские, психологические; по близости к другим литературным жанрам – сказки-новеллы, сказки-повести, сказки-притчи, сказки-пьесы, сказки-пародии, научно-фантастические сказки, сказки абсурда.

Подобно тому как народная сказка, постоянно изменяясь, впитывала в себя черты новой реальности, литературная сказка всегда была и есть неразрывно связана с социально-историче­скими событиями и литературно-эстетическими направлениями. Литературная сказка выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов.

Первым на поприще литературной сказки выступил француз­ский писатель Ш. Перро. В конце XVII в., в период господства классицизма, когда сказка почиталась «низким жанром», он издал сборник «Сказки моей матушки Гусыни» (1697г.). Благо­даря Перро читающая публика узнала Спящую красавицу, Кота в сапогах, Красную Шапочку, Мальчика-с-пальчик, Ослиную шкуру и других чудесных героев.

Поворотным моментом в истории литературной сказки стала деятельность братьев Гримм, собирателей народных сказок и творцов сказок литературных. Кто из нас в детстве не слышал сказку о смешной «умной Эльзе», такой дальновидной и такой нескладной? Или о бременских музыкантах? Кто не боялся за судьбу бедных, оставленных в лесу ребятишек, ищущих дорогу по рассыпанным по земле белым камешкам?

Литературным сказкам романтиков свойственно сочетание волшебного, фантастического, призрачного и мистического с со­временной действительностью.

Решительный шаг навстречу литературной сказке сделал основоположник этого жанра X. К. Андерсен, писатель, утверж­давший, что сказки — «блестящее, лучшее в мире золото, то зо­лото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей»[10, с. 451]; писатель с волшебным зрением, под взглядом которого самые прозаические вещи превращаются в сказку: оловянный солдатик, осколок бутылки, обломок штопаль­ной иглы, воротничок, серебряная монетка, мяч, ножницы и многое-многое другое. Каждый цветок, каждый уличный фонарь рассказывали сказочнику свою историю, а он передавал ее детям: о том, как гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя, а молодая девушка стала «принцессой на горошине»; о том, как король вышел на прогулку без платья и маленький мальчик громогласно заявил: «А ведь король-то голый!»; о том, как Снеж­ная Королева пыталась превратить в кусок льда сердце малень­кого Кая. И о том, почему серенький житель лесов — соловей поет во сто крат пленительнее драгоценной искусственной птицы. Простые домашние вещи: кухонная утварь, детские игрушки, предметы одежды, растения и цветы, которые можно встретить в поле, в огороде, в садике возле дома; совсем обыкновенные, ок­ружающие нас домашние животные и домашняя птица: собаки, кошки, куры, утки, индюки; обитающие в саду певчие птахи — все это излюбленные сказочные персонажи Андерсена, каждый со своей историей, характером, манерой поведения и речи, своим юмором, капризами и причудами.

Сказки датского писателя переполняет целая гамма челове­ческих чувств и настроений: доброты, милосердия, восхищения, жалости, иронии, сострадания. И самое главное — любви. Вспом­ним: когда в поисках Кая Герда верхом на олене приближается ко двору Снежной Королевы, олень просит мудрую финскую женщину наделить девочку небывалой силой — иначе ей не вер­нуть Кая.

Но вот что отвечает оленю эта женщина: «Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Неужто ты сам не видишь, как вели­ка ее сила? Подумай, ведь ей служат и люди, и животные! Она босиком обошла полсвета! И эта сила скрыта в ее сердце». Тако­ва сила любви в сказках Андерсена. Эта сила движет горами, по­беждает горе и разлуку, возвращает к жизни обреченных на смерть. Она горда и самоотверженна. Ведь недаром же малень­кая русалочка, стойкий оловянный солдатик и его бумажная невеста жертвуют жизнью ради высокой любви!

Литературная сказка, по мысли Андерсена, явление универ­сальное: «Сказочная поэзия — обширнейшее царство, которое простирается от сочащихся кровью могил древности до наивного детского альбома. Она охватывает и народное творчество, и ли­тературные произведения, она является представителем поэзии всех видов, и мастер, овладевший этим жанром поэзии, должен уметь вложить в него трагическое, комическое, наивное, ирони­ческое и юмористическое»...

Благодаря Андерсену сказка обрела свои характерологи­ческие черты. Порою она перерастает в многоплановый роман, повесть, своеобразный сказочный эпос (Д. Р.  Толкин). Она включает описания человеческих чувств, природы, быта, что при­дает ей национальный колорит. Живописует исторические собы­тия, явления природы, растительный и животный мир, научно-технические достижения, что придает ей познавательный харак­тер (С. Лагерлёф). В литературной сказке отражаются социаль­ная среда, а также мировоззрение и литературно-эстетические воззрения ее автора. Литературная сказка часто заимствует опыт других жанров — романа, драмы, поэзии. Отсюда и элементы драматизма, лиризма, эпичности. В литературной сказке пере­плетаются элементы сказки о животных, бытовой и волшебной сказки, приключенческой и детективной повести, научной фанта­стики и пародийной литературы. Она может возникать из народ­ной сказки, предания, поверья, саги, легенды, даже пословицы и детской песенки.

Литературная сказка насыщена тончайшими психологически­ми оттенками, ее герои переживают целую гамму чувств — от любви, доброты, сострадания до презрения, ненависти.

Широкой популярностью у детей пользуется сказочная ли­тература с элементами нонсенса: парадокса, неожиданности, алогизма, видимой бессмыслицы, поэтической «чепухи». Э. Ус­пенский с его Чебурашкой и крокодилом Геной, Э. Рауд, Р. По­годин показали неисчерпаемые возможности нонсенса.

Литературная сказка в наши дни многолика. Ее называют «фантастическая книга», «фантастическая повесть», «фантасти­ческий рассказ», «современная литературная сказка», на Западе все шире употребляется термин «фэнтези» — полного единодушия у ученых нет. Среди определений наиболее полным представ­ляется формулировка Л. Ю. Брауде: «Литературная сказка — авторское художественное прозаическое или поэтическое произ­ведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо при­думанное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле; произведение, преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказоч­ных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжето-образующего фактора, помогает охарактеризовать персонажей» [7, с.224].

Глава II . Методика работы над сказкой.

2.1.  Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы



2019-12-29 309 Обсуждений (0)
Глава II . Методика работы над сказкой. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава II . Методика работы над сказкой.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (309)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)