I . Организационный этап
Приветствие. Знакомство. СКАЗКА авторская СОДЕРЖАНИЕ Случай из жизни. Характеры и поступки персонажей. Замысел автора. Авторские приемы (жанр сказки, речь персонажей). ПОСТРОЕНИЕ Особенности композиции (основные части сказки) Схема № 3 II. Этап актуализации знаний 1. - Нравится ли вам читать сказки? С какими из сказок вы познакомились в этом году? На какие группы можно поделить русские народные сказки? (По мере ответов на вопросы на доске появляется схема). Сказки Волшебные О животных Бытовые 2. - Вам даны листочки с текстом стихотворения. Прочитайте его, обращая внимание на выделения в тексте (ученики читают стихотворение). Кто желает прочитать стихотворение выразительно для всех? (В стихотворении жирным шрифтом выделены ключевые слова, которые при чтении произносятся с наибольшей силой голоса. Между частями высказывания, а также между высказываниями делаются паузы. Они обозначены /Специальная партитура текста поможет ученикам прочитать его выразительно.) Знает каждый / такое животное, / Что хозяином в доме слывет. / Спинку горбит, / живет беззаботно, / И на солнышке / песню поет. / Хитрым глазом / поводит заманчиво, / На сметанку косится с утра, / Но порою / бывает обманчивой / И ершистой / его доброта. / (Стихотворение вслух читают 2-3 ученика). - О каком животном едет речь в стихотворении? По каким словам и выражениям вы об этом догадались? - А может ли быть кот героем сказки? В каких сказках, известных вам, кот является главным героем? (Ученики приводят примеры). III. Постановка учебной задачи. Первичное восприятие текста - Сегодня мы вновь обратимся к сказкам о животных. Но это будет особая сказка. Ее автором является Н.Д. Телешов. Как же называется сказка? «Кот-благодетель». Прочитаем ее. (Учитель читает эпизод из сказки до слов: «Начал ходить Кот...»). Н.Д. Телешов Покровитель мышей Собрались мыши на важный совет и стали судить, как избавиться им от врагов, от которых терпят они так много обид и горя. - Кого избрать нам себе в покровители? Думали, спорили, пищали, визжали и наконец решили: просить Кота. - Он такой ласковый, такой обходительный. -И как умен! - Л уж как благочестив! Не то что собака-ma и лается и бросается, а этот: «Мяу!» - и к себе на печь. А Кот, пообедав, лежал на солнышке и сладко дремал. Вдруг чует - мышиным духом запахло, а подняться лень. Приоткрыл немного один глаз и видит: тянутся к нему мыши целой толпой и на ходу кланяются ему и просят: - Кот-батюшка! Выслушай нас. Будь нашим покровителем! Не откажись! Приподнялся Кот, сел на задние ноги и хвостом себя окружил. Вгляделся и спрашивает: - А много ли вас? - Много! -Это хорошо, что много. Сзывайте-ка сюда всех. Я тогда погляжу и подумаю. Глядит Кот: мышей перед ним видимо-невидимо. - Ну что ж, - говорит, - пожалуй, я согласен. Только с условием: стар я и слаб, и трудно мне теперь без помощников ходить - богу за вас молиться. - Не отказывайся, Кот-благодетель! - запищали мыши. -Ладно. Только вы должны по очереди провожать меня на монастырский двор. А то по вашим грехам придется мне туда частенько ходить. -Согласны! Согласны! Проводим! На том и порешили. И благочестивый Кот всем на радость принял мышей под свое покровительство. Начал ходить Кот на монастырский двор. Ходит - не ленится. То и дело спрашивает: - Ну-ка, чья теперь очередь меня провожать? Проходят дни за днями, неделя за неделей; Кот становится все усердней. Стали замечать мыши, что от усердия Кот начинает жиреть, а мышей остается все меньше да меньше. - Вот что, братцы, - сказала одна мышь, - завтра моя очередь провожать Кота. Я пойду с ним, а вы исподтишка последите за нами. Тут что-то неладно! Пошла мышь с Котом к монастырскому двору, а другие мыши издали стали подглядывать. Идет Кот, а сам оборачивается и говорит: - Что это нынче везде мышиным духом как пахнет? - А это наши поутру здесь взапуски бегали, - отвечает мышь. - Какой ты, батюшка наш, чувствительный! -Ясвое дело понимаю! - говорит Кот и потягивается. -Ну, а теперь, Мышка, хорошо бы позавтракать. Покорми-ка меня! - Да я с собой ничего не взяла. - А под шубой-то у тебя что? - Под шубой-то я сама. - Ну, вот мне пока и довольно! Бросился на нее Кот и съел. Увидели это мыши и поняли, какой у них покровитель. Разбежались все по норам и стали с той поры пуще всех врагов Кота опасаться. Дорого обошелся мышам Кот-благодетель!
IV . Анализ сказки (1 эпизода) и формирование умения выразительно читать 1. - Понравилась ли вам та часть сказки, которую вы прослушали? О чем вы из нее узнали? Назовите главных героев сказки. (На доске появляется две таблички: «Кот» и «Мыши»). 2. - Хочется узнать, каким характером обладают Кот и мыши. Для этого каждой группе предстоит выполнить задание. Перечитывая знакомый эпизод сказки, попробуйте рассказать в классе о том, каким вы увидели Кота, а какими - мышей. Сначала задание подготовите в группах, а затем представите свои ответы перед слушателями. Готовы? (Детям раздаются листочки, на которых они записывают особенности характеров Кота и мышей). Благочестивый - соблюдающий предписания церкви. Взапуски - наперегонки. Благодетель - человек, который оказывает покровительство кому-то из милости. 3. Выступление групп (с опорой на текст сказки и записанные ответы на листах, которые вывешиваются перед классом на доску). Обсуждение выступлений. Предполагаемые ответы: КОТ 1) Умен, ласковый, обходительный, благочестивый, благодетель (так говорят о нем мыши); 2) ленивый (из описания Кота); 3) «стар я и слаб, и трудно мне теперь без помощников ходить...» (Кот сам о себе); 4) покровитель мышей (в переносном смысле). МЫШИ 1) трусливые, боятся врагов; 2) глупые, наивные; 3) угодливые. (По мере ответа групп качества характера, напечатанные заранее на листах, начинают появляться на доске. Если же не все качества названы детьми, учитель может предложить свои варианты). 4. - Как вы думаете, почему сказка называется «Кот-покровитель»? Как вы понимаете это выражение? (Ученики предлагают свои варианты толкования смысла слова). - Почему Кот согласился быть покровителем? - Выполнит ли он просьбу мышей? Почему? Посовещайтесь в парах о том, что произойдет дальше. (Ученики предлагают свои версии продолжения сказки.) Словарная работа. - Прежде чем мы будем дальше читать сказку, обратимся к доске. Запись на доске (слова записаны в два столбика, в каждом слове поставлено ударение): Ласковый покровитель Обходительный батюшка
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |