Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


I . Организационный этап




Приветствие. Знакомство.

СКАЗКА

авторская

СОДЕРЖАНИЕ

Случай из жизни. Характеры и поступки персонажей.

Замысел автора. Авторские приемы (жанр сказки, речь пер­сонажей).     

ПОСТРОЕНИЕ

Особенности ком­позиции (основные части сказки)

Схема № 3

II. Этап актуализации знаний

1. - Нравится ли вам читать сказки? С какими из сказок вы поз­накомились в этом году? На какие группы можно поделить русские народные сказки?

(По мере ответов на вопросы на доске появляется схема).

Сказки

Волшебные

О животных

Бытовые

2. - Вам даны листочки с текстом стихотворения. Прочитайте его, обращая внимание на выделения в тексте (ученики читают стихотво­рение). Кто желает прочитать стихотворение выразительно для всех? (В стихотворении жирным шрифтом выделены ключевые слова, ко­торые при чтении произносятся с наибольшей силой голоса. Между частями высказывания, а также между высказываниями делаются паузы. Они обозначены /Специальная партитура текста поможет уче­никам прочитать его выразительно.)

Знает каждый / такое животное, /

Что хозяином в доме слывет. /

Спинку горбит, / живет беззаботно, /



И на солнышке / песню поет. /

Хитрым глазом / поводит заманчиво, / На сметанку косится с утра, / Но порою / бывает обманчивой / И ершистой / его доброта. / (Стихотворение вслух читают 2-3 ученика).

- О каком животном едет речь в стихотворении? По каким словам и выражениям вы об этом догадались?

- А может ли быть кот героем сказки? В каких сказках, извес­тных вам, кот является главным героем? (Ученики приводят примеры).

III. Постановка учебной задачи. Первичное восприятие текста

- Сегодня мы вновь обратимся к сказкам о животных. Но это будет особая сказка. Ее автором является Н.Д. Телешов. Как же называется сказка? «Кот-благодетель». Прочитаем ее. (Учитель читает эпизод из сказки до слов: «Начал ходить Кот...»).

                                                                                         Н.Д. Телешов

Покровитель мышей

 Собрались мыши на важный совет и стали судить, как избавиться им от врагов, от которых терпят они так много обид и горя.

- Кого избрать нам себе в покровители? Думали, спорили, пищали, визжали и наконец решили: просить Кота.

- Он такой ласковый, такой обходительный.

-И как умен!

- Л уж как благочестив! Не то что собака-ma и лается и броса­ется, а этот: «Мяу!» - и к себе на печь.

А Кот, пообедав, лежал на солнышке и сладко дремал. Вдруг чует - мышиным духом запахло, а подняться лень. Приоткрыл немного один глаз и видит: тянутся к нему мыши целой толпой и на ходу кланяются ему и просят:

- Кот-батюшка! Выслушай нас. Будь нашим покровителем! Не откажись!

Приподнялся Кот, сел на задние ноги и хвостом себя окружил.

Вгляделся и спрашивает:

- А много ли вас?

- Много!

-Это хорошо, что много. Сзывайте-ка сюда всех. Я тогда погляжу

и подумаю.

Глядит Кот: мышей перед ним видимо-невидимо.

- Ну что ж, - говорит, - пожалуй, я согласен. Только с условием: стар я и слаб, и трудно мне теперь без помощников ходить - богу за вас молиться.

- Не отказывайся, Кот-благодетель! - запищали мыши.

-Ладно. Только вы должны по очереди провожать меня на монас­тырский двор. А то по вашим грехам придется мне туда частенько ходить.

-Согласны! Согласны! Проводим!

На том и порешили. И благочестивый Кот всем на радость при­нял мышей под свое покровительство.

Начал ходить Кот на монастырский двор. Ходит - не ленится. То и дело спрашивает:

- Ну-ка, чья теперь очередь меня провожать?

Проходят дни за днями, неделя за неделей; Кот становится все усердней. Стали замечать мыши, что от усердия Кот начинает жи­реть, а мышей остается все меньше да меньше.

- Вот что, братцы, - сказала одна мышь, - завтра моя очередь провожать Кота. Я пойду с ним, а вы исподтишка последите за нами. Тут что-то неладно!

Пошла мышь с Котом к монастырскому двору, а другие мыши изда­ли стали подглядывать. Идет Кот, а сам оборачивается и говорит:

- Что это нынче везде мышиным духом как пахнет?

- А это наши поутру здесь взапуски бегали, - отвечает мышь. - Какой ты, батюшка наш, чувствительный!

-Ясвое дело понимаю! - говорит Кот и потягивается. -Ну, а те­перь, Мышка, хорошо бы позавтракать. Покорми-ка меня!

- Да я с собой ничего не взяла.

- А под шубой-то у тебя что?

- Под шубой-то я сама.

- Ну, вот мне пока и довольно! Бросился на нее Кот и съел.

Увидели это мыши и поняли, какой у них покровитель. Разбежались все по норам и стали с той поры пуще всех врагов Кота опасаться. Дорого обошелся мышам Кот-благодетель!

 

IV . Анализ сказки (1 эпизода) и формирование умения выра­зительно читать

1. - Понравилась ли вам та часть сказки, которую вы прослушали? О чем вы из нее узнали? Назовите главных героев сказки. (На доске появляется две таблички: «Кот» и «Мыши»).

2. - Хочется узнать, каким характером обладают Кот и мыши. Для этого каждой группе предстоит выполнить задание. Перечиты­вая знакомый эпизод сказки, попробуйте рассказать в классе о том, каким вы увидели Кота, а какими - мышей. Сначала задание подгото­вите в группах, а затем представите свои ответы перед слушателями. Готовы? (Детям раздаются листочки, на которых они записывают особенности характеров Кота и мышей).

Благочестивый - соблюдающий предписания церкви.

Взапуски - наперегонки.

Благодетель - человек, который оказывает покровительство кому-то из милости.

3. Выступление групп (с опорой на текст сказки и записанные от­веты на листах, которые вывешиваются перед классом на доску). Об­суждение выступлений.

Предполагаемые ответы: КОТ

1) Умен, ласковый, обходительный, благочестивый, благодетель (так говорят о нем мыши);

2) ленивый (из описания Кота);

3) «стар я и слаб, и трудно мне теперь без помощников ходить...» (Кот сам о себе);

4) покровитель мышей (в переносном смысле).

МЫШИ

1) трусливые, боятся врагов;

2) глупые, наивные;

3) угодливые.

(По мере ответа групп качества характера, напечатанные заранее на листах, начинают появляться на доске. Если же не все качества названы детьми, учитель может предложить свои варианты).

4. - Как вы думаете, почему сказка называется «Кот-покровитель»? Как вы понимаете это выражение? (Ученики предлагают свои вариан­ты толкования смысла слова).

- Почему Кот согласился быть покровителем?

- Выполнит ли он просьбу мышей? Почему? Посовещайтесь в па­рах о том, что произойдет дальше. (Ученики предлагают свои версии продолжения сказки.)

Словарная работа.

- Прежде чем мы будем дальше читать сказку, обратимся к до­ске.

Запись на доске (слова записаны в два столбика, в каждом слове поставлено ударение):

Ласковый покровитель

Обходительный батюшка

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (156)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7